КУЛЬТУРА
УДК 7.07-05 7.079.4
Робер Лепаж и российско-канадские культурные
связи
Татьяна Александровна Щукина,
старший научный сотрудник ФГБУН «Институт Соединенных Штатов Америки и Канады РАН» (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация.
123995 Москва, ИСКРАН, Хлебный пер., 2/3.
Тел. 8-910-402-67-89, E-mail: [email protected]
Статья посвящена творчеству Робера Лепажа и его вкладу в российско-канадское культурное сотрудничество. Лепаж - один из самых титулованных канадских деятелей театра, он известен как драматург, актер, режиссер театра и кино, постановщик оперных спектаклей, цирковых шоу и других зрелищных представлений. Его работы с самого начала были отмечены тягой к различным видам эксперимента. Репутация Лепажа как театрального новатора завоевала ему огромную славу на международной арене. В 1994 г. он основал «Экс Макину» - мульти-дисциплинарную компанию и одновременно центр искусств, где проводятся различные художественные эксперименты.
С 2007 г. Лепаж является постоянным участником Московского международного фестиваля им. Чехова. Его
273
постановки «Обратная сторона Луны», «Трилогия драконов», «Проект Андерсен», «Липсинк», «Эонногата», «887» и другие были с восторгом приняты московской публикой и высоко оценены критикой.
В 2013 г. Лепаж осуществил постановку «Гамлет/Коллаж» на сцене Московского Театра наций с Евгением Мироновым в главной роли. В самого начала и по сей день спектакль с аншлагом идет на сцене и может считаться как наиболее наглядный и успешный пример российско-канадского культурного сотрудничества последнего десятилетия.
Ключевые слова: канадский театр, Робер Лепаж, Экс-Макина, Чеховский фестиваль, «Липсинк», «887», «Гамлет/Коллаж», Евгений Миронов
Robert Lepage and Russian-Canadian cultural links
Tatiana A. Shchukina
Senior Research Fellow Institute of the USA and Canada, Russian Academy of
Sciences (ISKRAN), Moscow, Russian Federation 2/3, Khlebny per., Moscow, 123995, Russian Federation
Tel.: 8-910-402-67-89, E-mail: [email protected]
The article is focused on the figure of Robert Lepage and his contribution to the Russian-Canadian collaboration in cultural sphere in the last decade. Robert Lepage is one of Canada's most honored theatre artists. He is also known as a playwright, actor, film and stage director, and designer of opera performance, museums and rock and circus shows. From the start his productions have been marked by different kinds of
274
experimentation. His reputation as a theatrical innovator made Lepage a giant of international scene. In 1994, he founded Ex Machina, a multidisciplinary production company and arts centre that does research into theatre, opera, puppetry, dance and music.
Since 2007, Lepage has been a regular participant of the Moscow International Chekhov's Festival. His productions «Far Side of the Moon», «The Dragon's Trilogy», «Andersen Project», «Lipsynch», «Eonnagata», «887» and others were admired by Moscow public and highly appreciated by arts critics.
In 2013 Lepage made the production of «Hamlet/Collage» in the Moscow Theatre of Nations with Eugene Mironov as a leading role. From the very beginning the spectacle had a great success and could be regarded as a most visible and fruitful example of Russian-Canadian cultural cooperation of the last decade.
^y words: Canadian theatre, Robert Lepage, Ex Machina, Chekhov's festival, «Lipsynch», «887», «Hamlet/Collage», Eugene Mironov
За последние годы в отношениях между Россией и Канадой произошло заметное охлаждение, что привело к существенному снижению двустороннего сотрудничества практически во всех сферах. Тем отраднее факт, что в области культурных контактов, которые, к сожалению, тоже существенно сократились, в сфере театрального искусства мы наблюдаем стремление обеих сторон вывести двусторонние связи на новый уровень. Особая роль в этом направлении принадлежит знаменитому канадскому театральному и кинематографическому деятелю Ро-беру Лепажу, который, несомненно, является одним из самых ярких культурных брендов современной Канады.
275
Имя Робера Лепажа уже более трех десятилетий не сходит с театральных и кинематографических афиш по всему миру. Хорошо известно оно и российской публике, так как он является постоянным участником, начиная с 2007 г., Международного театрального фестиваля им. Чехова, который проходит в Москве каждые два года. Обладая репутацией одного из крупнейших театральных режиссеров-авангардистов, он с успехом совмещает профессии актера, сценариста, драматурга. Не только театр, но и кинематограф составляют сферу его многогранных художественных интересов. Лепажа часто приглашают для постановки различных музыкальных представлений и оперных спектаклей, сотрудничает он и со знаменитым канадским Цирком дю Солей (Cirque du Soleil).
Лепаж принадлежит к разряду тех режиссеров, которые практически с начала карьеры получили международное признание. С 1989 по 1993 г. он занимал должность художественного руководителя Французского театра при Национальном центре искусств (National Arts Centre French-language theatre) в Оттаве. Лепаж стал первым североамериканцем, осуществившим постановку по Шекспиру (пьеса «Сон в летнюю ночь») в Королевском национальном театре (Royal National Theatre) в Лондоне в 1992г. Также в тот период он плодотворно работал на сценах Национального театра (National Theatre) в Мюнхене, Королевского драматического театра (Royal Dramatic Theatre) в Стокгольме, сотрудничал с Канадской оперной компанией (Canadian Opera Company).
Его талант по достоинству оценен не только на родине, но и за ее пределами. В 1994 г. он был удостоен Ордена Канады (Order of Canada), высшей награды страны, которая была учреждена в год столетия Канадской конфедерации в 1967 г. и вручается Генерал-губернатором
276
от лица Британской королевы. В 1999 г. он получил Национальный орден Квебека (National Order of Quebec). С 2001 г. имя Лепажа запечатлено на Канадской аллее славы (Canada's Walk of Fame). В 2007 г. он стал обладателем Европейского театрального приза, присуждаемого Европейской комиссией (European Commission's Europe Theatre Prize).
Лепаж родился в 1957 г. в Квебеке. Его отец, бывший морской офицер, работал таксистом. В семье было четверо детей, двое родных (франкоговорящих - Робер и его сестра Линда) и двое приемных (англоговорящих). Впоследствии Робер не раз проводил аналогию, сравнивая свою семью, где свободно говорили как на французском, так и на английском, с Канадой как государством, разделенным по лингвистическому принципу. Самому Лепажу свободное владение обоими языками, а впоследствии он в совершенстве освоил итальянский и испанский, в меньшей степени японский, немецкий и шведский, очень помогло, когда его карьера вышла на международный уровень, и его стали приглашать крупнейшие театры мира.
В возрасте 6 лет Робер заболел аллопецией (болезнь, приводящая к полному выпадению волос). Эта травма наложила психологический отпечаток на всю его последующую жизнь, но не в том плане, что ощущение своей отличности от других способствовало закрытости и замкнутости его характера. Наоборот, по словам Лепажа, это полностью обнажило его внутренний мир перед миром внешним. «Главным было осознание безмерной жестокости мира по отношению к тому, что не является нормальным. Но не в смысле, что ты становишься более ожесточенным. Наоборот. Ты начинаешь вести себя так, чтобы люди не почувствовали себя плохо, даже если они
277
были грубы с тобой. Иначе, ты обречен на одиночество» [1].
Робер с самого детства проявлял интерес не к самим вещам, предметам, а к тому, как они сконструированы. Его сестра Линда вспоминает, что, когда ему дарили подарок, он разбирал его на части, чтобы посмотреть, как он устроен. Эта любознательность во многом сформировала впоследствии одну из основных черт его работы как режиссера: Лепажу гораздо интереснее сам творческий процесс, а не выпуск готового продукта. Для него гораздо важнее проявления интуиции и создание атмосферы коллективного творчества. Мари Брассар (Marie Brassard), долгие годы сотрудничавшая с Лепажем, говорит о работе с ним: «Ты должен быть очень расслабленным, когда работаешь с ним. Это похоже на ощущение, что он разрушает весь мир, и ты видишь себя в этой огромном беспорядке, этом хаосе. Но потом он находит маленькую ниточку и вытягивает ее, как будто из самой земли. И внезапно, то, над чем он работает, обретает форму» [1].
В период взросления, будучи подростком, Робер был подвержен сильным приступам депрессии, из которых ему помог выбраться школьный театр. Это повлияло на определение его последующего жизненного пути, и после окончания школы в 1974 г. он поступил в Квебекскую консерваторию драматического искусства, которую окончил в 1978 г. Один из его сокурсников Ричард Фре-шетт (Richard Frechette), вспоминая о годах обучения, отмечал, что, несмотря на популярность, которой пользовался Робер, всегда присутствовало ощущение, что он был аутсайдером и не вписывался в общепринятые рамки.
278
Большое влияние на становление импровизационного стиля Лепажа, ставшего впоследствии фирменным знаком его творчества, оказал преподаватель консерватории Марк Доре (Marc Dore), который в свою очередь обучался у знаменитого французского деятеля театра Жака Ле-кока (Jacques Lecoq). Доре работал со своими учениками по принципам, сформированным школой Лекока, которая не просто учит актерскому мастерству - актер в ней понимается как автор, ищущий свой собственный стиль. Широко используя практику импровизации, обучение построено так, что жесты и слова каждого актера создаются на основе игры его собственного воображения. Такая техника была особенно близка молодому Лепажу, и после окончания консерватории он отправился в Париж, где прошел обучение на курсах швейцарского режиссера Алена Кнаппа (Alain Knapp), который пропагандировал аналогичные принципы. Согласно Кнаппу, творческие процессы, в которых заняты актер, режиссер, драматург, переплетаются в едином интуитивном поиске и тем самым взаимно обогащают друг друга.
После окончания консерватории Лепаж и его товарищ Ричард Фрешетт единственные из курса не получили никаких приглашений на работу, и поэтому вынуждены были пуститься в свободное плавание. Они основали собственную компанию «Театр Хаммм» (Theatre Hummm) и выступали с представлениями-скетчами в небольших кафе, в основном полагаясь на свое искусство импровизации, так как часто они не имели не то что готовой к показу пьесы, но даже ее законченного сценария. Их выступления привлекли внимание Жака Лессара (Jacques Lessard), основателя Театра Метка (Theatre Repere), который пригласил их в свою труппу. Так, в 1982 г. Ле-пажем была поставлена пьеса «В ожидании»
2l9
(En Attendant), а в 1984 г. - «Круговорот» (Circulations), которая получила награду как лучшая канадская постановка на международном фестивале в Квебеке (La Quinzaine Internationale de Theatre de Quebec). В следующем году широкую международную известность Лепажу принесла постановка «Трилогия дракона» (The Dragons' Trilogy). Затем последовали спектакли «Винчи» (Vinci) (1986 г.), «Детектор лжи» (Polygraphe) (1987-1990 гг.) и «Тектонические плиты» (Tectonic Plates) (1988-1990 гг.).
Лепажа в самом начале его карьеры часто сравнивали по степени новаторства с выдающимся английским режиссером и актером Питером Бруком (Peter Brook), но он никогда всерьез не воспринимал это лестное сравнение, предпочитая идти своим собственным путем. Также на формирование творческого стиля Лепажа, в котором органично соединяются различные жанры искусства и новые мультимедийные технологии, оказали влияние французский режиссер и сценарист Ариана Мнушкина (Ariane Mnouchkine) и американский деятель театра, один из выдающихся представителей театрального авангарда конца XX - начала XXI вв. Боб Уилсон (Robert Wilson). Известный британский рок-музыкант Питер Габриель (Peter Gabriel), который пригласил канадского режиссера для постановки своих мировых концертных туров, называет его «настоящим мечтателем».
С самого начала его карьеры за ним прочно закрепилась репутация режиссера-авангардиста, так как в своих постановках он стремится изменить привычное театральное пространство путем создания новых инструментов выражения. Мишель Трамбле (Michel Tremblay), знаменитый франко-канадский драматург и прозаик, говорит о Лепаже: «В начале 80-х годов мы все еще пользовались квебекским языком как нашим основным оружием. Затем
280
появился Лепаж, который вместо языка начал использовать невероятно мощные, но в тоже время, простые образы. Мы все были ошеломлены, как маленький мальчик из Квебек-сити умудрился все перевернуть» [2].
При выборе исполнителей Лепаж не устраивает кас-тингов и прослушиваний, для него главное - беседа с актером, во время которой режиссер пытается понять человеческую природу актера, в первую очередь обращая внимание на его интеллигентность и врожденную интуицию. Надо отметить, что в Канаде труппа Лепажа выступает редко и дает один или два спектакля в год. Это в большей степени успешный международный театральный проект, так как государственное финансирование от канадского правительства составляет около 20% бюджета театра, остальные средства формируются за счет дотаций от международных партнеров, которые часто покупают спектакли еще до того, как они вышли.
В творчестве режиссера очень ярко прослеживается тенденция, свойственная современному канадскому искусству - сплав различных жанров и превращение сцены в некое мультимедийное пространство. По мнению Ле-пажа, сохранение и выживание театрального искусства зависит от его способности видоизменяться, используя новые инструменты и новый язык. Стремление к созданию собственного художественного стиля привели режиссера, который часто выступает в качестве актера в своих спектаклях, в мир кинематографа. Впервые он как киноактер появился на экране в фильме знаменитого канадского режиссера Дени Аркана «Иисус из Монреаля» (Jesus de Montreal) (1989 г.). В 1995г. вышел первый игровой фильм Лепажа «Исповедальня» (Le Confessional), в течение последующих восьми лет он выпустил еще четыре картины, параллельно активно работая и на теат-
281
ральной сцене. Российский зритель имел возможность познакомиться с кинематографическим творчеством Ле-пажа во время 26-го Московского Международного фестиваля в 2004 г., где была представлена ретроспектива его фильмов.
Отвечая на вопросы о формировании и корнях своих художественных принципов, Лепаж говорит: «Не могу сказать, что я режиссер психологического театра, что я работаю по системе Брехта или Станиславского, потому что мне хочется развиваться во всех направлениях. Я поклонник барочного театра. На меня большое влияние оказала Азия, современный японский театр, который мне кажется наиболее барочным из всех, потому что они умудряются совмещать традиции с современностью» [3].
Поворотным моментом в творчестве режиссера можно считать создание в 1994 г. его собственной многопрофильной компании «Экс Макина» (Ex Machina), которая базируется в Квебеке. Коллектив объединяет актеров из многих стран, и почти все они играют на своих родных языках, что во многом облегчает взаимодействие со зрителем, который, по мнению Лепажа, является одним из соавторов спектакля. Именно поэтому в театре существует традиция проводить публичные репетиции. В связи с этим в одном из интервью режиссер отметил: «Существует определенная театральная иерархия: есть автор, артисты, режиссеры и публика, которая приходит гораздо позже. Мы любим ее нарушать: у нас практически нет автора, практически нет режиссера, и зрителя мы включаем в процесс создания спектакля гораздо раньше, чем в обычных условиях» [3].
В деятельности компании удачно сочетаются принципы классического театрального искусства с самыми современными подходами, которые могут дать новейшие
282
технологии. Сам Лепаж так характеризует свое детище: «"Экс Макина" - мультидисциплинарная компания, объединяющая вместе актеров, драматургов, сценографов, техников, оперных певцов, кукольников, компьютерных графиков, видео монтажеров, акробатов и музыкантов. Креативная команда "Экс Макины" полагает, что исполнительские искусства - танец, опера, музыка - должны быть переплетены с искусством звукозаписи - фильмо-, видео- и мультимедиа производствами. Таким образом возникает сотрудничество между учеными и драматургами, художниками и архитекторами, между артистами из Квебека и всего остального мира» [4]. Можно сказать, что эти слова в какой-то степени выражают творческое кредо самого Лепажа, которому он следует вот уже несколько десятилетий.
Во всех произведениях режиссера явно прослеживается очень сильное авторское начало, посредством которого он, пусть и в иносказательной форме, раскрывает свой внутренний мир и, не боясь, говорит о таких личных моментах своей жизни, как раннее знакомство с наркотиками и нетрадиционная сексуальная ориентация. Творчество режиссера во многом носит автобиографичный характер. «В моих спектаклях очень много автобиографичного, но я никогда не ставлю своей задачей сделать спектакль про себя. Я не Нарцисс и не эгоцентрик. Просто что-то меня интересует, я начинаю в этом копаться, в этом рыться, и независимо от меня, без моей воли выходят какие-то вещи из моей биографии, из моей истории, и они становятся про меня» [5], - говорит Робер Лепаж. Для создания своих спектаклей он давно перестал использовать широко известные, признанные во всем мире пьесы.
283
Смерть отца и связанные с ним воспоминания легли в основу фильма «Исповедальня». Уход из жизни матери, с которой у Лепажа было тесное духовное родство, осмысление взаимодействия материального и духовного в процессе единства и борьбы сознания и телесной оболочки человека нашли отражение в фильме и спектакле с одноименным названием «Обратная сторона Луны» (The Far Side of the Moon), который был показан на Чеховском фестивале в 2007 г. В этом спектакле Лепаж выступил в трех ипостасях - драматурга, актера и режиссера. Во время подготовки к постановке режиссер заинтересовался русской темой, так как сюжет связан с историей взаимоотношений двух братьев на фоне соперничества СССР и США в освоении космоса. Интерес был настолько силен, что Лепаж стал учить русский язык и освоил кириллицу, что дало ему возможность читать русские тексты. За эту работу режиссер был удостоен Российской национальной театральной премией «Золотая маска» в специальной номинации «За лучший зарубежный спектакль, показанный в России в 2007 г.».
В связи с тем, что на Чеховском фестивале 2007 г. были представлены работы сразу нескольких театральных коллективов из Канады, его даже назвали фестивалем канадского театра. Немалую долю в это внес и Ле-паж, так как наряду с «Обратной стороной Луны» он показал еще три свои постановки, своеобразную ретроспективу своего творчества.
В возобновленной с 1980-х гг. «Трилогии драконов» не присутствовало никаких особых технологических изысков, он не требовал большого театрального пространства, так как главные декорации - это песок и камни. Спектакль, длившийся 6 часов и сыгранный как китайско-канадская сага, действие которой протекало меж-
284
ду Квебеком, Ванкувером и Торонто во временном отрезке между 1932-1985 гг., рассказал об истории XX в. через конкретные человеческие истории - судьбы трех поколений в китайском квартале. Эта работу можно считать истинно «лепажевской», так как в ней автор сумел мастерски соединить глубокий философский смысл с простым и ясным языком театрального повествования.
«Проект Андерсен» (Andersen Project) и «Busker's opera», по мотивам «Оперы нищих» (Beggar's opera) Джона Гея (John Gay) и Кристофа Пепуша (Christoph Pepusch) -еще две постановки Лепажа, которые были показаны на фестивале в 2007 г. Главный персонаж «Проекта Андерсен» - канадский либреттист, который пытался понять, почему Русалочка променяла свое бессмертие на возможность посетить Всемирную выставку в Париже. Здесь зритель увидел серьезное размышление о муках творчества и о самом себе, темах, которые так или иначе присутствуют в каждой работе режиссера. Музыкальный спектакль «Busker's opera» продемонстрировал московскому зрителю, что Лепажу подвластны все жанры театрального действа.
Знаменитую постановку «Липсинк» (Lipsynch) на фестивале 2009 г. в Москве ждали с большим нетерпением, так как предыдущие гастроли имели очень большой успех и у публики, и у профессиональных деятелей театра. Зрителей не смутил тот факт, что постановка Лепажа была рассчитана на девять часов: ее можно было посмотреть по частям, а в выходные дни она шла целиком с часу дня до десяти вечера. По мнению режиссера, такой продолжительный спектакль не утомляет публику, так как в ходе него временные границы стираются, зритель полностью погружается в историю и даже не замечает, как проходят девять часов, что в полной мере и продемонст-
285
рировала московская публика, удостоившая актеров по окончании спектакля бурными овациями.
Название «Липсинк» (в английском варианте - Нр-бшс) условно можно перевести как «синхронизация губ», означающее синхронизацию звука и движений губ на экране при дубляже. Уже в самом названии была заложена основная идея спектакля, где главным героем выступил голос, который Лепаж рассматривал как особую форму самовыражения человека. В отличие от предыдущих постановок, в которых режиссер делал акцент на визуальной части, здесь особое внимание было уделено тексту и голосу.
Сюжет постановки складывался из историй девяти людей, по именам которых были названы части спектакля, длящиеся около пятидесяти минут каждая. Литературной основы у спектакля не было, во многом сюжетные ходы, как часто бывает у Лепажа, рождались прямо на репетициях, исходя из личных ситуаций и жизненного опыта участвующих в нем актеров. Многонациональная труппа театра «Экс Макина» была представлена в спектакле как драматическими актерами, так и профессиональными певцами - оперными и блюзовыми. Постановка шла на нескольких языках - английском, французском, немецком, испанском, с русскими субтитрами. Режиссер остался верен себе и в этой работе, в которой, по его мнению, опять постарался соединить несоединимое.
Несмотря на то, что зрителя не покидало чувство документальной достоверности происходящего на сцене, и в этом Лепаж отдал дань любимой им кинематографической традиции, его постановка по своей сути была очень театральна. Декорации на сцене менялись, подобно составным частям детского конструктора. Как заметил один из московских театральных критиков: «Начинен-
286
ный колоссальной инженерной мыслью театр Лепажа полон видимых и все-таки таинственных превращений. Рассказывая о том, что наше сознание имеет множество измерений, он собирает в своем театре всю визуальную вселенную: оперу, мыльную оперу, детектив, мелодраму, кинематограф, театр, примиряя их на каком-то таинственном уровне. Действуя, точно варвар, игнорируя все запреты и правила «хорошего вкуса», он становится законодателем новых перспектив и решений» [6].
Следует отметить, что рецензии московской театральной критики на постановку «Липсинк» были в высшей степени хвалебными и единодушными. «Это великий спектакль. Канадский режиссер, еще при жизни названный гением, не подчиняется никаким театральным законам, но сам эти законы творит» [7]. «Секрет Робера Лепажа в том, что, умея быть возвышенным и загадочным, он в то же время остается очень земным и деликатным. Признанный мастер использования новейших технологических возможностей, он всегда сохраняет то самое «человеческое измерение», без которого театр мертв» [8].
Самым загадочным по жанру постановки, а это было нечто среднее между балетом, драмой и сеансом психоанализа, можно считать спектакль «Эоннагата» (Eonnoga-ta), который Лепаж привез на Х Чеховский фестиваль, состоявшийся в 2011 г. Наряду с великим канадцем, в нем участвовали французская прима-балерина Сильви Гиллем (Sylvie Guillem) и один из самых ярких танцовщиков и хореографов Рассел Малифант (Russell Mali-phant). В суть замысла Лепажа можно попытаться проникнуть, если расшифровать название спектакля - «Эоннагата». «Онногата» - это мужчина-актер, играющий женские роли в японском театре. Имя главного героя -
287
исторический персонаж шевалье д'Эон, который был дипломатом, знаменитым фехтовальщиком и, по совместительству, тайным агентом. Чтобы достичь своих целей, он часто переодевался в женское платье. Лепажа заинтересовала неординарная личность д' Эона, которая стала для него отправной точкой для разговора о двойственности человеческой природы вообще.
Робер Лепаж - один из немногих на сегодняшний день режиссеров, который обладает умением складывать из частных эпизодов картину эпохи, прослеживая судьбу маленького человека на фоне большой истории. Спектакль «Карты 1: пики», показанный в рамках XII Чеховского фестиваля в 2013 г. на сцене Цирка Никулина на Цветном бульваре, в полной мере продемонстрировал этот незаурядный талант режиссера. Место действия -отель в американском Лас-Вегасе, время действия -2003 г., что легко можно определить, так как на экране телевизора показан президент США Дж. Буш-мл., объявляющий о начале иракской кампании. Постояльцы и персонал отеля - канадские молодожены, горничная-мексиканка, игрок-англичанин и его любовница-француженка, бармен-испанец, новобранец-датчанин проститутка со смесью испанской и арабской кровей - герои спектакля. Великий канадец разложил пасьянс из персонажей и их частных историй на фоне американо-иракской войны, показав, какую борьбу им приходится вести с самими собой и окружающими их обстоятельствами.
На юбилейном XIII фестивале 2017 г. (Чехов-фесту в этом году исполнилось 25 лет) Лепаж был среди самых почетных и с нетерпением ожидаемых участников. Но, надо отметить, что интерес и теплое отношение между московской публикой и канадским режиссером - это процесс двусторонний. Он сам отметил на пресс-
288
конференции по поводу открытия театрального смотра, что очень рад продолжающейся вот уже 10 лет дружбе с фестивалем и признателен за приглашение посетить Москву в очередной раз.
На этот раз знаменитый канадец привез свой моноспектакль «887», с которым уже успел объездить много фестивалей и стран. Как уже отмечалось, во многих работах Лепажа прослеживаются автобиографические мотивы, но эта постановка - самая искренняя и личная из всех его сценических созданий. Свои знаменитые моноспектакли «Обратная сторона луны» и «Проект Андерсен» он со временем передавал другим исполнителям, но «887» Лепаж может играть только сам, от первого лица рассказывая о своих родителях, родном городе, детстве, которое прошло на фоне драматических политических событий в Квебеке 60-х годов прошлого века.
В маленьком прологе Лепаж рассказывает историю, как его пригласили выступить на концерте и прочитать стихотворение франкоязычной поэтессы Мишель Лалонд (Michel Lalonde) «Speak White» («Говори как белый») -полный ярости и горечи памфлет, протест против колониализма и угнетения, ставший культурным манифестом национально-освободительной борьбы Квебека в 1960-х гг. Но текст Лепажу никак не давался, несмотря на его опытность как актера, и он позвал на помощь своего бывшего однокурсника Фреда, спившегося ведущего с канадского радио. Так начинается постановка - по словам автора, спектакль о памяти.
887 - это номер дома, в котором жила семья Лепажа на авеню Мюррей в Квебеке. Для режиссера это очень личный спектакль, впервые персонаж носит его собственное имя, рассказывая историю своей семьи. Как и в других работах режиссера, сценография полна техниче-
289
ских чудес. Откуда-то из темноты Лепаж выкатывает модель многоквартирного дома, в его окнах зажигается свет, появляются фигурки соседей, о которых вспоминает рассказчик. Потом дом трансформируется в сегодняшнюю квартиру режиссера и гараж, в котором когда держал машину его отец, работавший обычным шофером.
Но Лепаж не был бы самим собой, если бы не постарался, как он сам поясняет, найти равновесие между «историей» с маленькой буквы и «Историей» с большой буквы, поскольку одна отсылает к другой. Через рассказ о своем детстве в 1960-е гг., через историю своего дома, жизни своего двора режиссер выходит на рассказ о политической ситуации в родной провинции в то время. Для Лепажа, как и для остальных квебекцев, очень важна возможность говорить о Квебеке как о самобытной, специфической культуре, которой они очень гордятся. В своем повествовании автор спектакля хотел отобразить, и это ему блестяще удалось, как переплелись история его собственного детства с историей общества, которое постепенно начинало обретать самосознание.
В полной мере художественные принципы Лепажа были воплощены в постановке «Гамлет/Коллаж», которую он осуществил на сцене Государственного Театра наций в Москве. Эту постановку можно считать крупнейшим совместным культурным проектом России и Канады, который был в конечном итоге реализован, несмотря на заметное охлаждение двусторонних отношений в последнее время. Премьера состоялась 21 декабря 2013 г., с тех пор она с неизменным успехом идет на сцене театра.
Идея создания спектакля на российской сцене возникла у Лепажа после встречи с Евгением Мироновым, художественным руководителем Театра наций, в 2006 г.,
290
когда российский актер вручал канадскому режиссеру Международную премию Станиславского1. Но довольно долгий период обоюдное желание двух театральных деятелей оставалось на уровне протокола о намерениях. В результате Лепаж решил сделать спектакль по мотивам трагедии У. Шекспира «Гамлет». Самым неожиданным было предложение Е. Миронову одному сыграть все роли, что потребовало чрезвычайно сложного и неординарного сценографического решения спектакля.
Канадский режиссер в своей карьере неоднократно обращался к творчеству знаменитого английского драматурга, в его репертуаре - «Кориолан», «Макбет», «Буря», «Сон в летнюю ночь». Самой неординарной постановкой можно считать выпущенный в 1995 г. спектакль «Эльси-нор» («ЕЫпоге»), в котором Лепаж сам сыграл все роли. Судя уже по названию, это не буквальное воспроизведение пьесы "Гамлет", а некое авторское исследование режиссером проблем и тем, которые она поднимает.
Предлагая на этот раз название «Гамлет/Коллаж», Лепаж отталкивался от идеи, что произведение Шекспира - это пьеса великих монологов, которые разбросаны по всему тексту. По его мнению, одна из ее главных тем - это тема человеческого одиночества, не только одиночества главного героя - Гамлета, но и других участников. В процессе подготовки Лепаж и Миронов не раз встречались в Канаде, пытаясь путем анализа и обсуждения, выбора монологов и персонажей, которые связываются по ходу действия друг с другом, выстроить свою драматургию и составить своеобразный коллаж, который заявлен в названии. Была проделана серьезная аналитическая работа, так как для консультаций были приглашены уче-ные-шекспироведы из Кембриджского университета. В результате, как сказал Лепаж в одном из интервью:
291
«<...> за время репетиций мы создали произведение, достаточно далеко уходящее в плане драматургии от трагедии о принце датском. Другое дело, что это новое здание мы выстроили, можно сказать, из кирпичей шекспировского материала...» [9].
По сути дела, канадский режиссер поставил спектакль не про принца датского, а про актера, разыгрывающего в одиночку всю трагедию Шекспира. Даже в программке, где действующие лица перечислены в порядке появления на сцене, первым в списке указан «Актер». И эту роль актера, перевоплощающегося во всех персонажей, очень талантливо исполнил Евгений Миронов, тем самым блестяще воплотив замысел режиссера. В представлении Лепажа это не совсем тот сюжет, к которому привыкли читатели и зрители трагедии. Скорее всего, это история, которую играет один человек, артист, находящийся в плену своих представлений об этой пьесе.
Надо отдать должное виртуозной игре Е. Миронова -главной составляющей успеха спектакля, которая производит очень сильное впечатление. Он не просто читает монологи пьесы, а изображает в лицах всех героев, превращаясь то в осанистого Клавдия с бородкой и в генеральской форме, то в Полония с накладным пивным животиком, то в Гертруду в парике и черных очках, и даже в хрупкую и томную золотоволосую Офелию. Остается только поражаться его способностью мгновенного психофизического переключения с одной роли на другую, потрясающей пластике, владением голосом. Не случайно Лепаж выбрал именно Миронова как идеального, по его мнению, актера, способного воплотить на сцене абсолютно все.
Но не менее важным компонентом постановки можно считать ее неординарное сценографическое решение.
292
Полноправным действующим лицом является куб, в центре которого происходит действие и благодаря которому возможны все феерические метаморфозы сюжета и перевоплощения героя. Вся сцена погружена в темноту, в которой подвешен трехмерный куб. Он находится в непрерывном движении - крутится, вертится, переворачивается, но при своей внешней простоте и лаконичности оказывается сложнейшим механизмом. С помощью видеопроекций и открывающихся люков он превращается то в корабль, то в зал Эльсинора, то в библиотеку, то кабинет Полония.
То, что канадский режиссер и его команда воплотили на российской сцене, завораживает публику, вызывая у нее изумление и почти детский восторг. Образ куба, предложенный Лепажем, был блестяще обыгран художником-сценографом Карлом Фийоном. Нельзя не назвать и других членов постановочной группы: видеохудожника Лионеля Арну, Жозуэ Бокажа, который отвечает за музыку и звук, художника по свету Брюно Маттэ, художника по костюмам Франсуа Сен-Обена. Как пояснял Карл Фийон: «<...> куб - прекрасная идея для такого персонажа как Гамлет, потому что это очень измученный персонаж, закрытый, у которого много конфликтов в жизни, и куб - пространство закрытое - которое как бы давит ему на голову - это прекрасное концептуальное решение для такого героя [10].
Лепаж, поистине театральный кудесник XXI в., показал спектакль, сочетающий сложнейшие постановочные технологии и первозданную стихию лицедейства. Его театр - одновременно и глубокий, философски-фундаментальный, и захватывающий, как детектив. Куб, который вертится вокруг своей оси, и актер в этом кубе представляют некую космическую модель мира, в кото-
293
рой человек все еще мог бы ощущать себя центром вселенной, но уже предчувствует, что от него самого движение ее не зависит. «Это точный образ сверх насыщенного информацией времени, где человек (Гамлет) сходит с ума от зыбкости картины мира: век вывихнут, связь прервалась, бессвязный набор визуальных сигналов заставляет нервы реагировать, но мозг отказывается их обрабатывать. Шекспир оказался современнее Пелевина, парадоксальнее Сорокина» [11].
Хотелось бы отметить, и, возможно, это самое главное, что спектакль, явившийся результатом серьезной и ответственной работы российской и канадской сторон, показал яркий пример плодотворного и интересного культурного сотрудничества двух стран. В перспективе Робер Лепаж хотел бы привезти в Россию свой спектакль по опере Игоря Стравинского «Соловей». Стравинский -любимый русский композитор режиссера, которого он считает самым смелым и до сих пор современным, ощущая в его творчестве некое дьявольское присутствие, что очень важно в театральном действии.
Ближайшая встреча с творчеством знаменитого канадца состоится в рамках международного фестиваля-школы «Территория» в Мультимедиа Арт Музее в Москве. Режиссер выступит не с привычной для себя формой драматического спектакля, а с театрализованной выставкой «Ночь в библиотеке» (12.10 - 12.11.2017), путешествовать по которой зрители будут в шлемах виртуальной реальности. Литературным первоисточником выставки, которую он создал для Национальной библиотеки родного Квебека, стала одноименная книга Альберто Мангеля (Alberto Manguel), канадского писателя, журналиста, переводчика. Но в своей театральной фантазии Лепаж пошел дальше и придумал мир, полный реальных и вооб-
294
ражаемых библиотек. Он отобрал десять знаменитых книгохранилищ по всему миру, куда зрители будут переноситься, надев очки виртуальной реальности.
Во многих интервью Лепаж не раз подчеркивал, что ему интересна Россия, «страна Чехова, Станиславского и Булгакова», ее богатые театральные традиции. «Я бы хотел заметить, что русская театральная традиция, школа, очень сильно отличается от североамериканской, канадской или квебекской... К сожалению, североамериканский театральный мир достаточно безразличен к сокровищам и богатствам русского театра, а вот русское театральное сообщество стремится открыться и найти новые пути взаимодействия и развития... Мне кажется, что русская публика жадна до нового театра, новых подходов и решений, им интересно и любопытно все новое», - поделился своим мнением режиссер во время своего последнего визита в Россию [12].
Лепажу не все равно, перед какой публикой он играет, и российский зритель, по его мнению, один из самых понимающих и сопереживающих. «Мне всегда казалось, что у людей в России и Канаде много общего, - считает Лепаж. - У нас много общих ценностей: и вы, и мы - люди северных краев. У нас схожее восприятие ландшафта, смены времен года, погоды, света и, главное, семьи. Какой бы имидж Россия ни пыталась сегодня транслировать, это очень матриархальное общество, так что, да, у нас много общего» [13]. Во время московского визита режиссер выразил надежду, что его сотрудничество с российским театром будет продолжаться. А нам остается надеяться, что мы еще не раз встретимся с творчеством выдающегося канадского мастера, общение с которым обогащает, заставляя не только играть человеческое воображение, но и побуждая к глубоким размышлениям.
295
Примечание
1. Международная Премия Станиславского учреждена в 1994 г. одноименным фондом и ежегодно присуждается за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Литература и источники
1. Johnson B.D. Robert Lepage (Profile). The Canadian Encyclopedia. [Электронный ресурс]. - URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/rober-lepage-profile (дата обращения: 20.08.2017).
2. O'Mahony J. Aerial views. The Guardian Profile: Robert Lepage. [Электронный ресурс]. - URL: www.theguardian.com/2001/jun/23/arts.highereducation1 (дата обращения: 25.08.2017).
3. Заславский Г. Робер Лепаж, шеф бой-скаутов // Независимая газета, 31.10.2006. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.ng.ru/culture/2006-10-31/8_lepage.html (дата обращения: 16.08.2017).
4. Spier S. Robert Lepage The Canadian Encyclopedia. [Электронный ресурс]. - URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/rober-lepage-emc/ (дата обращения: 19.08.2017).
5. «Проект Андерсен» Робера Лепажа в Москве // Новости культуры. 12.07.2007. [Электронный ресурс]. - URL: http://tvkultura.ru/article/show/article_id/42887 (дата обращения: 05.09.2017).
6. Карась А. Обратная сторона Земли // Российская газета. 29.07.2009. Сайт «Театральный смотритель». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/ 8ch_lipsinh.htm (дата обращения: 07.09.2017).
296
7. Давыдова М. Следите за губами // Известия. 28.07.2009. Сайт «Театральный смотритель». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/ 8ch_lipsinh.htm (дата обращения: 07.09.2017).
8. Должанский Р. Лепажа судьбы роковые // Коммерсант. 27.07.2009. Сайт «Театральный смотритель». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/ 8ch_lipsinh.htm (дата обращения: 07.09.2017).
9. Робер Лепаж: «Современный театр шире наших о нем представлений». Интервью сайту COLTA.RU. [Электронный ресурс]. - URL: www.colta.ru/articles/theatre/1635 (дата обращения: 10.09.2017).
10. Театр наций представляет премьеру «Гамлета» от режиссера Робера Лепажа. Новости культуры. [Электронный ресурс]. - URL: www.tvkultura.ru/article/show/ article_id/104982/ (дата обращения: 12.09.2017).
11. Солнцева А. Урок труда // Московские новости. 26.12.2013. [Электронный ресурс]. - URL: www.mn.ru/ oped/89012 (дата обращения: 12.09.2017).
12. «Канадский режиссер Робер Лепаж заявил, что надеется осуществить новые проекты в России». ТАСС. Информационное агентство России. Культура. 09.06.2017. [Электронный ресурс]. - URL: http://tass.ru/kultura/ 4325572 (дата обращения: 15.09.2017).
References
1. Johnson B.D. Robert Lepage (Profile). The Canadian Encyclopedia // URL: www.thecanadianencyclopedia. ca/en/article/rober-lepage-profile (Accessed on August 20, 2017).
297
2. O'Mahony J. Aerial views. The Guardian Profile: Robert Lepage // URL: www.theguardian.com/2001/jun/23/ arts.highereducationl (Accessed on August 25, 2017).
3. Zaslavskij G. Rober Lepazh, shef boj-skautov [Robert Lepage, chef of Boy Scouts] // Nezavisimaja gazeta. 31.10.2006. // URL: http://www.ng.ru/culture/2006-10-31/8_lepage.html (Accessed on August 25, 2017).
4. Spier S. Robert Lepage The Canadian Encyclopedia // URL: www.thecanadianencyclopedia.ca/en/article/rober-lepage-emc/ (Accessed on August 19, 2017).
5. «Proekt Andersen» Robera Lepazha v Moskve. Novosti kul'tury [Andersen Project by Robert Lepage in Moscow. Culture News]. 12.07.2007. // URL: http://tvkultura.ru/ article/show/article_id/42887 (Accessed on September 5, 2017).
6. Karas' A. Obratnaja storona Zemli [Far side of the Earth]. Rossijskaja gazeta, 29.07.2009. Sajt «Teatral'nyj smotritel'» // URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/8ch_lipsinh.htm (Accessed on September 7, 2017).
7. Davydova M. Sledite za gubami [Follow the lips]. Izvestija, 28.07.2009. Sajt «Teatral'nyj smotritel'» // URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/8ch_lipsinh.htm (Accessed on September 7, 2017).
8. Dolzhanskij R. Lepazha sud'by rokovye [A fatal destiny of Lepage]. Kommersant, 27.07.2009. Sajt «Teatral'nyj smotritel'» // URL: http://www.smotr.ru/8chekhov/8ch_ lipsinh.htm (Accessed on September 7, 2017).
9. Rober Lepazh: «Sovremennyj teatr shire nashih o nem predstavlenij» [Rober Lepage: Modern theatre is much more than our vision of it]. Intreview to COLTA.RU ] // URL: www.colta.ru/articles/theatre/1635 (Accessed on September 10, 2017).
298
10. Teatr nacij predstavljaet prem'eru «Gamleta» ot rezhisse-ra Robera Lepazha [The Theatre of Nations shows the premiere «Hamlet» by Robert Lepage]. Novosti kul'tury // URL: www.tvkultura.ru/article/show/article_id/104982/ (Accessed on September 12, 2017).
11. Solnceva A. Urok truda [A craft lesson]. Moscow News. 26.12.2013. // URL: www.mn.ru/oped/89012 (Accessed on September 12, 2017).
12. «Kanadskij rezhisser Rober Lepazh zajavil, chto nadeets-ja osushhestvit' novye proekty v Rossii» [Canadian director Robert Lepage hopes to realize new projects in Russia]. TASS. Kul'tura. 09.06.2017. // URL: http://tass.ru/kultura/4325572 (Accessed on September 15, 2017).
**
\
299