Научная статья на тему 'О необходимых мерах по повышению экономической эффективности предприятий ОПК'

О необходимых мерах по повышению экономической эффективности предприятий ОПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
507
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
производительность труда / оборонно-промышленный комплекс / гособоронзаказ / инновации / эффективность операционной деятельности / labor productivity / military-defense complex / state defense order / innovations / operating efficiency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Денис Попков, Владимир Коцюбинский, Светлана Коцюбинская

Оборонно-промышленный комплекс России (далее – ОПК) не только обеспечивает экономический вклад в развитие страны, но и способствует укреплению ее научно-технологического и кадрового потенциала, является основой национальной безопасности. В условиях дефицита федерального бюджета и предполагаемого сокращения объема гособоронзаказа в среднесрочной перспективе выстроенная сегодня модель работы ОПК не только не позволяет стимулировать повышение экономической эффективности оборонных предприятий, а, наоборот, приводит к росту их издержек. По нашим оценкам, затраты предприятий ОПК можно существенно сократить без ущерба для качества производимой продукции, ее количества и сроков изготовления. В данной статье мы покажем, почему проводимая в настоящее время федеральным центром политика сокращения издержек и инновационного развития предприятий ОПК не приводит к каким-либо значимым структурным изменениям. Нами предложены меры, реализация которых на уровне предприятий позволит достичь заметного сокращения издержек предприятий ОПК без существенных изменений в системе гособоронзаказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Measures Required to Enhance Economic Efficiency of Enterprises of the MilitaryJDefense Complex

Russia’s military-defense complex (hereinafter the MDC) not only ensures an economic contribution to development of the country, but also contributes to promotion of the country’s R&D and human resource potential. The MIC is a pillar of national security. Amid the federal budget deficit and expected reduction of the volume of the state defense order in the mid-term prospect, the existing model of the MIC operation not only fails to stimulate higher economic efficiency of defense industry enterprises, but also increases their costs. According to our estimates, the defense industry’s costs can be greatly reduced without a detriment to the quality and quantity of its output, as well as production time. The article explains why the current policy pursued by the federal authorities to cut costs and promote innovation development of the defense industry’s enterprises fails to bring about any tangible structural changes. The authors propose measures which implementation at the level of enterprises permits to reduce greatly the costs of the defense industry enterprises without a substantial modification applied to the state defense order.

Текст научной работы на тему «О необходимых мерах по повышению экономической эффективности предприятий ОПК»

Военная реформа

О НЕОБХОДИМЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПК

Денис ПОПКОВ

Заместитель генерального директора по качеству и научно-техническому развитию АО «ММЗ "АВАНГАРД"» (АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"»), канд. экон. наук. E-mail: popkov.quality@mail.ru Владимир КОЦЮБИНСКИЙ

Старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. E-mail:

kotsubinskiy@ranepa.ru

Светлана КОЦЮБИНСКАЯ

Аналитик АО «ММЗ "АВАНГАРД"» (АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"»). E-mail: newvacancy6@yandex.ru

Оборонно-промышленный комплекс России (далее — ОПК) не только обеспечивает экономический вклад в развитие страны, но и способствует укреплению ее научно-технологического и кадрового потенциала, является основой национальной безопасности. В условиях дефицита федерального бюджета и предполагаемого сокращения объема гособоронзаказа в среднесрочной перспективе выстроенная сегодня модель работы ОПК не только не позволяет стимулировать повышение экономической эффективности оборонных предприятий, а, наоборот, приводит к росту их издержек. По нашим оценкам, затраты предприятий ОПК можно существенно сократить без ущерба для качества производимой продукции, ее количества и сроков изготовления.

В данной статье мы покажем, почему проводимая в настоящее время федеральным центром политика сокращения издержек и инновационного развития предприятий ОПК не приводит к каким-либо значимым структурным изменениям. Нами предложены меры, реализация которых на уровне предприятий позволит достичь заметного сокращения издержек предприятий ОПК без существенных изменений в системе гособоронзаказа.

Ключевые слова: производительность труда, оборонно-промышленный комплекс, гособоронзаказ, инновации, эффективность операционной деятельности.

Введение

Проблеме экономической эффективности предприятий оборонно-промышленного комплекса сегодня уделяется существенно меньше внимания, чем, например, проблеме качества выпускаемой данным сектором продукции или сроков ее изготовления. По нашему убеждению, решение задачи снижения удельных затрат предприятий ОПК должно выйти на один уровень с решением вышеуказанных задач -иначе выполнение гособоронзаказа в полном объеме и в плановые сроки будет с каждым годом обходиться государству всё дороже.

В условиях дефицита федерального бюджета и сокращения объема гособоронзаказа в среднесрочной перспективе растущие издержки предприятий ОПК (вследствие неэф-

фективности их работы) могут привести к снижению натуральных объемов закупок техники и вооружений, так же как и к их модернизации. На сегодняшний день предприятия ОПК не заинтересованы уменьшать удельный уровень затрат, так как существующая «плановая система» государственного оборонного заказа поощряет неэффективность работы предприятий сектора.

Более того, используемые в настоящее время подходы по оценке эффективности работы ОПК не позволяют увидеть полной картины происходящего. Например, применяемые показатели производительности труда не свидетельствуют о повышении его эффективности, а скорее наоборот: их рост говорит о происходящих процессах деградации

в ОПК1. Другие используемые показатели с экономической точки зрения не представляют никакого интереса, как, например, показатели инновационного развития и пр., так как они измеряют не то, что подразумевают аналитики и политики, которые их используют.

В основе экономики предприятий ОПК лежит модель, согласно которой их выручка зависит от их издержек. В такой ситуации чем выше издержки, тем выше выручка и прибыль предприятий2. Отсутствие стимулов к развитию приводит к нескольким существенным структурным проблемам, которые необходимо решать:

• опережающий рост издержек по отношению к росту выручки;

• низкая компетентность кадров, нехватка инженеров, конструкторов и др.;

• большая доля бракованной промежуточной продукции, что существенно повышает издержки предприятий;

• решения, принимаемые на управленческом уровне предприятий, зачастую не имеют каких-либо обоснований;

• на предприятиях не проводится взвешенной политики инновационного развития;

• деятельность предприятий не характеризуется какой-либо прозрачностью и открытостью;

• недиверсифицированность номенклатуры выпускаемой продукции.

Цель данной статьи - разработка набора конкретных мероприятий, которые должны быть включены в различные программы развития предприятий ОПК, реализуемые в рамках политики Минпромторга России и Минэкономразвития России в части:

• повышения качества производимой продукции;

• снижения издержек и повышения результативности деятельности;

• инновационного развития.

При этом под экономической эффективностью предприятий ОПК мы понимаем использование такой комбинации факторов производства и промежуточных продуктов, при которой невозможно обеспечить уменьшение общих издержек предприятия, не сократив объем выпуска и не снизив его качество (данное определение полностью соответствует определению эффективности В. Парето, согласно которому распределение ресурсов через механизм экономической системы называется эффективным, если не существует другого допустимого распределения, при котором все экономические агенты улучшили бы свое положение3).

Причины нерезультативности государственной политики

В России принимается множество мер по повышению экономической эффективности предприятий ОПК, большинство из которых сосредоточены на совершенствовании существующей модели государственного оборонного заказа, реализации программ повышения операционной эффективности предприятий ОПК и др. Но есть существенные проблемы, которые не позволяют значимо повысить экономическую эффективность сектора ОПК.

Во-первых, на сегодняшний день остро стоит вопрос 100%-ного выполнения гособо-ронзаказа и обеспечения необходимого качества производимой продукции, поэтому во многих случаях экономическая эффективность отходит на второй план. Главная задача, которая ставится перед сектором ОПК, - выпуск необходимого количества продукции (модернизации техники) заданного качества в рамках плановых периодов.

Во-вторых, сама система гособоронзаказа не стимулирует предприятия снижать удель-

1 Попков Д.В., Коцюбинский В.А., Коцюбинская С.Р. Причины отсутствия стимулов к развитию у предприятий ОПК России // Экономическое развитие России. 2017. № 8. С. 58—66.

2 Там же.

3 Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 53—68.

ные издержки - цена закупаемой продукции и услуг рассчитывается на основе издержек предприятий (практически во всех случаях)4. При этом в цену включается и неэффективная часть затрат предприятий, которая может возникать из-за неоптимальности организационной структуры, высокой доли брака промежуточной продукции, непрозрачных закупок и пр.

В-третьих, существует проблема организации деятельности на основе интегрированных структур, в состав которых входят основные исполнители государственного оборонного заказа. Модель работы интегрированных структур, несмотря на ряд ее положительных характеристик, не позволяет учитывать особенности ситуации на отдельных предприятиях ОПК. Программы повышения эффективности работы предприятий пишутся «под копирку» - без учета конкретики их работы и реальных потребностей, так как интегрированные структуры присылают четкие рекомендации по написанию таких документов, которые ориентированы на «широкий» круг предприятий. Понять, почему используется такой подход, очень просто: система стимулирования работников предприятий не предполагает их зависимости от результата деятельности - большинство сотрудников не заинтересованы в возложении на себя дополнительных обязательств без какой-либо мотивации или поручения вышестоящего руководства.

Именно поэтому, с одной стороны, если интегрированные структуры не будут разрабатывать четкие методологии и рекомендации, то и качество документов стратегического и операционного развития будет оставаться на крайне низком уровне. С другой стороны, та-

кой подход не учитывает «индивидуальности» проблем предприятий. Подобной «индивидуализацией» должны заниматься сами предприятия, но, как уже было отмечено, они не заинтересованы в этом - для них главное выполнить поставленные задачи по объемам производимой продукции, ее качеству и срокам поставок.

В-четвертых, существует проблема компетентности кадров, наблюдается нехватка кадров технических специальностей. Отсутствие заказов в ОПК в 1990-е годы существенным образом сказалось на обеспечении преемственности поколений в данной сфере. На сегодняшний день также наблюдается проблема низкого уровня квалификации административного персонала, в том числе на низших и средних уровнях управления (например, работа персонала не по специальности их высшего образования или даже отсутствие дипломов о высшем образовании).

Попытки федерального центра организовать работу по повышению экономической эффективности операционной деятельности предприятий ОПК не приводят к каким-либо значимым изменениям, так как не учитывается специфика работы конечных исполнителей таких мер, а у персонала предприятий отсутствует какая-либо мотивация разрабатывать мероприятия, направленные на повышение эффективности их работы.

Государственная политика в области повышения экономической эффективности предприятий ОПК

Рассмотрим более подробно подходы, которые в основном используются федеральными

4 Для расчета цены гособоронзаказа используются три метода — затратный, аналоговый, предельного уровня цены. Затратный метод — это метод определения цены на основе информации о затратах предприятия на производство и реализацию продукции. Максимальная цена определяется при этом как сумма заявленных издержек предприятия и нормы прибыли в зависимости от статьи затрат или работ. Аналоговый метод используется для определения максимальной цены поставок исходя из цен аналогичной продукции по функциональному назначению. Метод предельного уровня цены предполагает индексирование базовой стоимости изделий, которая, в свою очередь, определяется на основе либо фактических прошлых цен на такую же продукцию, либо цен на аналоги, либо на основе затратного подхода.

Аналоговый метод используется при поставках модернизированной техники, метод предельного уровня цен — при серийных поставках уже ранее изготавливавшихся изделий, затратный метод — при поставке сложных технических изделий, с высокой долей НИОКР, уникальных изделий и пр.

органами власти в целях повышения эффективности операционной и стратегической деятельности предприятий ОПК.

Программы инновационного развития.

Условие разработки и выполнения программ инновационного развития (ПИР) является обязательным не для всех предприятий оборонно-промышленного комплекса. К этому перечню относятся интегрированные структуры - например, «Ростех», «Алмаз-Антей», ОАК, КТРВ, ОРКК, ОСК и др., а также их крупнейшие дочерние зависимые общества5. Но, в целях выполнения ими задач программ инновационного развития, интегрированные структуры зачастую требуют наличия подобных программ у всех дочерних предприятий. На самом же деле процесс разработки такой программы для интегрированной структуры осуществляется скорее на основе разработанных программ дочерних обществ, т.е. действует так называемый подход «снизу».

При этом специфика разрабатываемых программ инновационного развития заключается в том, что такие программы сводятся в основном к модернизации производственных мощностей и повышению квалификации кадров - соответственно 94% компаний, реализующих ПИР, и 78%6. Исследованиями и новыми для рынка разработками в 2011-2015 гг. занимались всего 34% компаний. Таким образом, программы инновационного развития становились лишь отчетным документом, поскольку финансовые средства на модернизацию производственных мощностей выделялись преимущество за счет ФЦП «Развитие ОПК» (сейчас - госпрограммы), а программы инновационного развития лишь учитывали эти средства.

По двум основным статьям ПИР - модернизации основных фондов и повышению квалификации сотрудников предприятий - составление отчетности не представляет труда для компаний. Среди ключевых показателей эффективности (КПЭ) - размер инвестиций, количество закупленного оборудования, численность кадров, прошедших программы переобучения, и пр. По таким показателям достаточно просто отчитываться, но они не отражают реального эффекта от реализации ПИР -например, можно закупить десятки станков с ЧПУ, но на самом деле они использоваться не будут.

То же самое касается и исследований и разработок. Зачастую КПЭ в этой сфере - доля НИОКР в выручке, количество патентов и т.д. Но такие показатели являются КПЭ только формально - фактически же они не позволяют оценить результативность предпринимаемых мер.

Одним из ключевых показателей ПИР обычно выступает индикатор доли или объема произведенной инновационной продукции. Данный показатель вообще имеет не совсем понятное отношение к оборонно-промышленному комплексу: в сфере ОПК он, конечно, не должен равняться 100%, но и в условиях постановки задачи довести уровень новых вооружений в войсках до 70% в 2020 г. с 15% в 2010 г.7 никак не должен составлять 34,4%, как это заявлено в госпрограмме «Развитие оборонно-промышленного сектора»8.

Инновации, как гласит Руководство Р. Осло (ключевой документ в сфере определения понятия инноваций и их измерения, которым руководствуется Росстат), - это «разнообразные изменения в методах деятельности пред-

5 Перечень акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий, реализующих программы инновационного развития: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depino/2015070303540

6 Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты / НИУ «Высшая школа экономики». - М.: Изд-во «НИУ ВШЭ», 2015.

7 Кудияров С. Оборонка по-новому // Эксперт: http://expert.ru/expert/2015/37/oboronka-po-novomu/

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие оборонно-промышленного комплекса"»: http://government.ru/media/files/ iZ4uqvL9mUDskW9PchNt043CW0AuuYQN.pdf

приятий, использовании факторов производства и типах продукции, повышающие ее производительность и/или коммерческую результативность»9. При этом продукция становится инновационной уже на уровне фирмы. Другими словами, если были внедрены какие-либо изменения, ведущие к повышению качества продукции, ее технических характеристик, или изменения в методах ее производства или организационных подходах, то фирма и такая продукция считаются инновационными.

По нашим оценкам, до 60-80% продукции в ОПК по сути уже является таковой. Но почему же тогда показатели доли инновационной продукции в государственной программе ниже в 2-2,5 раза? Теме измерения инноваций в России посвящено большое количество научных работ, делались эксперименты, проводились специальные обучения, которые говорят о том, что инновации статистическими органами нормально в России не измеря-ются10. Причина этого - инновации являются субъективным понятием и каждое предприятие трактует его по-своему. Более того, предприятия зачастую просто игнорируют необходимость сдачи статистической отчетности и не предоставляют ее - отсюда и такая разница.

Таким образом, программы инновационного развития в ОПК стали в большинстве случаев лишь элементом отчетности, не приводя к реальным результатам - в частности потому, что они изначально разрабатываются с такой целью. Ярким примером здесь является

обновленная программа инновационного развития АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"»11, которая была раскритикована Минэкономразвития России и Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации12. Тезисы и принципы, заложенные в данную программу, выглядят банальными, а из документа видно, что он совершенно не учитывает те проблемы, с которыми сталкиваются предприятия концерна.

Программы повышения операционной эффективности и сокращения расходов.

Согласно посланию Президента РФ Федеральному Собранию от 2014 г. предполагалось уменьшение операционных расходов на 2-3% ежегодно13. Был разработан механизм достижения поставленной задачи - реализация программ повышения операционной эффективности и сокращения расходов.

Основная причина, которая сводит на нет все усилия в данной сфере применительно к сектору ОПК, уже называлась. Предприятия ОПК подходят слишком формально к разработке таких документов, им невыгодно сокращать издержки в большей мере, чем предусмотрено «плановыми» значениями, так как у них при этом будет снижаться выручка в будущих периодах, объем которой зависит от уровня издержек. В подобных программах ключевые показатели эффективности14 задаются таким образом, чтобы их выполнение не требовало дополнительных усилий от персонала. В итоге изначально правильная и полезная идея

9 Осло Р. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. — М.: ЦИСН, 2010. Т. 107.

10 См., например: Бортник И.М., Зинов В.Г., Коцюбинский В.А., Сорокина А.В. Вопросы достоверности статистической информации об инновационной деятельности в России // Инновации. 2013. № 10 (180). С. 10—17; Бортник И.М., Золотарев А.П., Киселев В.Н., Коцюбинский В.А., Сорокина А.В. Инструменты анализа инновационной деятельности малого предпринимательства в России // Инновации. 2013. № 3 (173). С. 26—38; Коцюбинский В.А. Методологические подходы сопоставления показателей развития высокотехнологичных секторов России и стран ОЭСР // Инновации. 2015. № 4 (198). С. 21—26.

11 Паспорт Программы инновационного развития АО «Концерн ВКО "Алмаз-Антей"» на 2016—2020 гг.: http://www.almaz-antey.ru/_files/13/1573/

12 Программы инновационного развития получили независимую оценку / Открытое правительство. 22.05.2017: http:// open.gov.ru/events/5516035/

13 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_171774/

14 Росимущество объяснило госкомпаниям, как рассчитывать сокращение операционных затрат // Ведомости. 15.03.2016: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/03/15/633560-rosimuschestvo-obyasnilo-goskompaniyam-kak-rasschitivat-sokraschenie-operatsionnih-zatrat

тонет в бюрократических механизмах предприятий ОПК, деятельности административного персонала их экономических подразделений, которые занимают при этом позицию статистов.

Производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения. Доведение доли производимой высокотехнологичной продукции гражданского назначения в ОПК до 50% к 2030 г. - еще одна задача, стоящая перед предприятиями ОПК. По нашему мнению, она выглядит чересчур амбици-озной15 - в существующих условиях ее решения возможно достичь лишь на бумаге, в реальности же это невозможно сделать по нескольким причинам.

Во-первых, на сегодняшний день доля производимой предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского назначения близка к нулю - существуют лишь отдельные такие примеры. Принимая в расчет достижение необходимой пропорции «50/50», по самым консервативным сценариям ежегодный прирост объема выпускаемой высокотехнологичной продукции гражданского назначения в обороте ОПК после 2020 г. должен составлять в реальном выражении не менее 13-14% (с учетом уровня инфляции в 5-6% ежегодные средние темпы прироста должны составлять здесь не менее 18-20%).

Во-вторых, остается открытым вопрос о рынках сбыта данной высокотехнологичной продукции: если поставленные цели будут достигнуты, то прирост производства высокотехнологичной продукции к 2030 г. составит около 2-3 трлн. руб. в год (в ценах 2016 г.), тогда как на сегодня общий объем производства высокотехнологичной продукции в России составляет 2,3-5,7 трлн. руб. (в зависимости от применяемой методологии расчета). Поставленная задача позволит только

за счет сектора ОПК увеличить объем производимой в стране высокотехнологичной продукции по отношению к 2016 г. на 50%. Отечественный рынок - даже с учетом механизмов импортозамещения - по нашим оценкам, вряд ли справится с таким объемом дополнительной продукции: необходимо наращивание экспортных поставок. Стоит также отметить, что «гражданские» государственные программы в сфере инноваций и высоких технологий, отдельных отраслей промышленности такой существенный рост производства высокотехнологичной продукции не предусматривают.

В-третьих, основной рост выпуска продукции гражданского назначения в ОПК предполагается после 2020 г., а до этого момента, согласно госпрограмме «Развитие ОПК», существенного увеличения объема выпуска не предусмотрено.

В-четвертых, существуют серьезные проблемы с определением самого термина «высокотехнологичная продукция»: у каждого федерального органа исполнительной власти имеется своя методология его определения, которая во многих случаях сильно отличаются от международно признанного и разработанного ОЭСР подхода16.

Таким образом, предполагается выход большинства предприятий ОПК на «гражданские» рынки, которые сейчас работают совершенно не по рыночным принципам. Каким образом будет обеспечено производство половины продукции на основе «плановых» подходов (другими словами - ГОЗ), а другой половины - на основе рыночных (высокие технологии, экспорт и др., на которые ориентируются органы исполнительной власти)? Ответ на этот вопрос, по нашему мнению, таков: необходима коренная перестройка системы управления предприятиями ОПК.

15 Попков Д.В., Коцюбинский В.А. Производство высокотехнологичной продукции гражданского назначения в ОПК России до 2030 года. Препринт ББ!^. 2017Ь: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2985448

16 Коцюбинский В.А. Методологические подходы сопоставления показателей развития высокотехнологичных секторов России и стран ОЭСР // Инновации. 2015. № 4 (198). С. 21-26.

Прочие инициативы. Большинство других мер17 (лишь корректирующих текущую «плановую систему», но в корне не изменяющих ее) направлено на совершенствование государственного оборонного заказа. Другие инициативы, например такие, как программа подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса18, неспособны коренным образом повлиять на ситуацию с экономической эффективностью, так как напрямую на нее не влияют. Более того, такие программы по сравнению с масштабами всего ОПК незначительны.

Необходимые меры по повышению экономической эффективности предприятий ОПК

Как уже не раз было отмечено, сложившаяся ситуация с экономической эффективностью работы предприятий ОПК является следствием эволюционных процессов, которые происходили в секторе в последнее десятилетие. На основе «догоняющей» модели развития была обеспечена стабильность операционной деятельности предприятий ОПК. Задача сегодняшнего дня - повышение эффективности поддержания такой стабильности. Если не предпринять в ближайшее время усилий по сокращению издержек сектора, то исполнение государственного оборонного заказа будет достигаться все большей ценой: либо рост удельных затрат федерального бюджета на закупку техники и изделий, их модернизацию - либо снижение натурального объема закупаемой продукции.

Есть множество подходов, которые (теоретически) могут переломить ситуацию. Мы остановимся на варианте, который не требует принятия серьезных политических решений -например, изменения системы гособоронза-

каза, повышения конкуренции в секторе или привлечения частных инвесторов (подобные меры также не всегда однозначны применительно к ОПК и требуют широкого обсуждения в экспертных кругах).

Ниже представлены меры, которые, по нашему мнению, могут повлиять на ситуацию с эффективностью предприятий ОПК. Они направлены на создание экономических стимулов развития на уровне предприятий, а не на федеральном уровне, что, при минимальных затратах на них (представленные меры зачастую носят организационный, а не инвестиционный характер), приведет к существенным структурным сдвигам в секторе ОПК. Набор таких мер также можно охарактеризовать как «достижение большего результата меньшими усилиями».

В разрезе пяти представляемых ниже приоритетов набор предлагаемых нами мер на уровне предприятий выглядит следующим образом.

I. Приоритет «Управление операционной и стратегической деятельностью»:

1. Внедрение в качестве ключевых показателей эффективности деятельности менеджмента предприятий индикаторов, которые действительно характеризуют результаты, а не затраты.

2. Оптимизация организационной структуры предприятий: наличие любого подразделения в структуре предприятия должно быть обосновано, его деятельность и функции не должны дублировать деятельность и функции других структурных подразделений.

3. Одним из заместителей генеральных директоров предприятий ОПК должен быть заместитель по стратегическому развитию, цель деятельности которого - оценка принимаемых решений с точки зрения долгосрочных задач

17 Об основных результатах выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»: http://government.ru/orders/selection/406/23032

18 Программа «Новые кадры ОПК» (Минобрнауки России): 1лИр://хп~80аЬифЬ1™9а.хп~р1а^ %D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80%D1%8B-%00%ВЕ%00°/с^%00%ВА

развития предприятия.

4. Построение целостной системы документов стратегического и операционного управления. Разработка и экспертное обсуждение стратегий долгосрочного развития предприятий ОПК на уровне интегрированных структур с учетом повышения эффективности их деятельности.

II. Приоритет «(Открытость и прозрачность деятельности»:

5. Увеличение доли закупок посредством конкурентных механизмов, повышение их эффективности.

6. Увеличение внешней информационной открытости предприятий ОПК.

7. Создание единых независимых центров бухгалтерской и налоговой отчетности в рамках интегрированных структур, которые будут заниматься отчетностью предприятий. Проведение инвентаризации основных средств и расходов предприятий ОПК.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Разработка современных корпоративных стандартов в области ведения бизнеса, его открытости и прозрачности, деятельности персонала.

9. Публикация отчетов о деятельности предприятия, например отчетов о его устойчивом развитии.

III. Приоритет «Продуктовые и процессные инновации»:

10. Совершенствование систем менеджмента качества предприятий, контроля качества продукции поставщиков, внедрение информационных систем.

11. Интеграция системы менеджмента качества с технологиями бережливого производства.

12. Проведение научных исследований и внедрение новейших технологий.

13. Реализация совместных проектов с институтами развития Российской Федерации, вузами и НИИ.

14. Разработка перечня критических технологий на уровне предприятий ОПК, учет данного перечня в их операционной и стратегической деятельности.

IV. Приоритет «Компетентность кадров»:

15. Реализация программ повышения квалификации и обучения сотрудников.

16. Внедрение современной системы оплаты труда работников.

17. Комплексная проверка сотрудников предприятий по направлениям экономической безопасности.

18. Создание кафедр и лабораторий в вузах России, обеспечение сотрудничества с вузами и учреждениями среднего профессионального образования, учреждение стипендий для студентов и молодых ученых.

19. Разработка и внедрение новых инструментов корпоративной социальной ответственности и совершенствование существующих.

20. Обеспечение участия сотрудников в конференциях и форумах, в том числе научных, участие в проекте WorldSkills Russia.

V. Приоритет «Диверсификация производства»

В случае приоритета «Диверсификация производства» набор конкретных мер для каждого предприятия существенно различается, поэтому универсальных подходов по данному приоритету нет.

Заключение

Все попытки федерального центра повысить эффективность работы предприятий ОПК «разбиваются» о специфику работы «на местах» -персонал предприятий просто не заинтересован в изменениях. Среди ключевых инициатив можно выделить: программы инновационного развития компаний с государственным участием, программы повышения эффективности операционной деятельности и снижения издержек, задачи по доведению объема производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения в общем объеме до 50%, отдельные инициативы, направленные на совершенствование системы государственного оборонного заказа.

Каких-либо значимых результатов реализации данных инициатив пока назвать нельзя.

Например, разработанные программы повышения эффективности, которые утверждаются интегрированными структурами, являются документами «отчетности», а не «развития» -у сотрудников, ответственных за их реализацию, просто нет стимулов для развития предприятий.

Мы предложили 20 конкретных мер, которые не требуют значительных финансовых затрат, но которые могут привести к существенным сдвигам в плане эффективности работы предприятий ОПК. Все эти меры делятся на пять приоритетов: управление операционной и стратегической деятельностью, открытость

и прозрачность деятельности, продуктовые и процессные инновации, компетентность кадров, диверсификация производства.

В начале 2017 г. было объявлено, что началась разработка новой программы развития ОПК на период 2018-2025 гг.19. Какие-либо детали о характеристиках программы пока неизвестны, но те вызовы, которые стоят перед оборонно-промышленным комплексом, должны найти в ней отражение: в данную программу необходимо включение раздела, задачи и мероприятия которого будут направлены на повышение экономической эффективности работы предприятий ОПК. ■

19 Держать «оборонку» // Российская газета. 31.01.2017: https://rg.ru/2017/01/31/reg-pfo/medvedev-raskryl-detali-novoj-programmy-razvitiia-opk.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.