Научная статья на тему 'О необходимости законодательной корректировки принципа территориальности для осуществления международных оперативно-розыскных операций'

О необходимости законодательной корректировки принципа территориальности для осуществления международных оперативно-розыскных операций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОТРАФИК / DRUG TRAFFICKING / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITY / ЗАКОН / LAW / ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / TERRITORY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Железняк Николай Семенович

Рассматривается необходимость изменения оперативно-розыскного законодательства для оптимизации борьбы с транснациональным наркотрафиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Железняк Николай Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE NECESSITY OF LEGISLATIVE ADJUSTMENT OF PRINCIPLE OF TERRITORIALITY FOR CARRYING OUT OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES

The article considers the necessity of changes in operational-search legislation aimed to optimization of combating transnational drug trafficking.

Текст научной работы на тему «О необходимости законодательной корректировки принципа территориальности для осуществления международных оперативно-розыскных операций»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 343.102

Николай Семенович ЖЕЛЕЗНЯК,

профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

zhns21@mail.ru

О НЕОБХОДИМОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ КОРРЕКТИРОВКИ ПРИНЦИПА ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ON THE NECESSITY OF LEGISLATIVE ADJUSTMENT OF PRINCIPLE OF TERRITORIALITY FOR CARRYING OUT OPERATIONAL-SEARCH

ACTIVITIES

Рассматривается необходимость изменения оперативно-розыскного законодательства для оптимизации борьбы с транснациональным наркотрафиком.

The article considers the necessity of changes in operational-search legislation aimed to optimization of combating transnational drug trafficking.

Ключевые слова: наркотрафик, оперативно-розыскная деятельность, закон, территория Российской Федерации.

Keywords: drug trafficking, operational search activity, law, the territory of the Russian Federation.

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

Оперативно-розыскная деятельность как государственно-правовая форма борьбы с преступностью [7, с. 7], подчиняясь общим законам профессионального сыска [8], характеризуется достаточно жесткой регламентацией отдельных своих элементов (задач, принципов, субъектов, их прав и обязанностей, оперативно-розыскных мероприятий и т.п.). Зачастую такое регулирование оперативно-розыскных правоотношений создает трудноразрешимые про-блемы[3], негативно влияющие на достижение конечных целей оперативно-розыскной деятельности.

В данной работе предпринимается попытка описать лишь одну проблему, существующую именно потому, что она обусловлена, на наш взгляд, недальновидностью законодателя относительно борьбы как с существовавшими ранее, так и возникшими достаточно недавно имеющими международный характер преступлениями, т.е. криминальными деяниями, затрагивающими интересы более чем одного государства. К совокупности таких деяний, характеризующихся значительным разнообразием, в первую очередь следует отнести зачастую связанные между собой международный наркотрафик, террористические акты, фальшивомонетничество, легализацию денежных средств, полученных преступным путем, т. е. явление, называемое транснациональной преступностью.

Активно развивающийся в последние десятилетия процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции, получивший название "глобализация", с одной стороны, весьма позитивен. Его основным следствием является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связан-

ным и более зависимым от всех его субъектов [2].

Вместе с тем происхождение самого слова "глобализация" указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли. Причем термин "торговля" с позиций криминологии может характеризоваться весьма негативно (торговля наркотиками, оружием, "живым товаром", крадеными автомобилями и т.п.).

С учетом специализации образовательной организации, которую представляет автор, далее речь пойдет об одном из наиболее распространенных транснациональных преступлений - международном наркотрафике.

В 2012 году в одном из выступлений руководитель российской антинаркотической службы В.П. Иванов отметил наличие двух планетарных центров наркопроизводства -в Афганистане и в Южной Америке - и порожденные ими два глобальных наркотрафика, трансформирующих планету, базовые политические и экономические условия мироустройства ряда государств [5].

Однако уже в 2013 году, как представляется, количество таких планетарных центров увеличилось - резко возросли поставки синтетических, в том числе дизайнерских (дизайнерские наркотики - разрабатываемые с целью обхода действующего законодательства синтетические заменители какого-либо натурального психоактивного вещества, полностью воспроизводящие наркотические свойства последнего [6]) наркотиков из Китая, причем стал использоваться не только привычный путь в Европу. Синтетические наркотики сегодня активно поступают даже в Латинскую Америку, являющуюся традиционным производителем и транспортировщиком кокаина.

Итак, Афганистан, страны Латинской Америки и в последние годы Китай сформировали новую криминальную планетарную реальность - транснациональный наркотрафик.

Представляется очевидным, что в транснациональном наркотрафике задействованы международные преступные груп-

Теория и практика правоохранительной деятельности

пировки, имеющие свои звенья в большинстве, а скорее всего во всех странах мира. Противодействие их преступным шагам в рамках конкретного государства, безусловно, приносит определенные позитивные результаты, однако назвать их коренным образом меняющими криминальную ситуацию - значит, погрешить против действительности.

Преступные организации, обеспечивающие межгосударственный наркотрафик, представляют собой сложный организм, способный к быстрой регенерации (регенерация (восстановление) - способность живых организмов со временем восстанавливать повреждённые ткани, а иногда и целые потерянные органы [1]) своих частей. Поэтому отделение (уничтожение) некоторой части такой организации в отдельно взятом государстве в определенной степени осложняет ее продуктивную деятельность, но только на время, потребное для воссоздания утраченного элемента. В связи с этим единственным радикальным путем борьбы с подобными криминальными образованиями является, в переносном смысле, уничтожение всего организма. (Это означает осуществление действий по обнаружению конкретных криминальных событий, выявлению всех сколько-нибудь значимых преступных связей и задействованных в них лиц, изъятию наркотиков, конфискации заработанных наркобизнесом денежных средств и имущества, привлечению преступников к установленной законом ответственности.)

Ликвидация преступной транснациональной наркоорганизации - одна из задач правоохранительных органов любого цивилизованного государства. Вместе с тем решить ее в одиночку вряд ли способна самая мощная полицейская система. И причина несостоятельности профессионалов государственного сыска достаточно банальна: в отличие от преступников они вынуждены действовать с соблюдением закона, а изученное нами законодательство, по крайней мере, стран, расположенных на пути центрально-азиатского наркотрафика, однозначно ограничивает устрем-

ления сотрудников полиции территорией, очерченной собственными государственными границами.

Например, при осуществлении совместных операций с компетентными органами стран, расположенных в непосредственной близости от границ Российской Федерации, взаимодействующие должностные лица должны соблюдать нормы собственных законодательных актов, содержащих предписания о возможности осуществлять оперативно-розыскную деятельность только на своей территории.

Российский Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (преамбула, ст. 8, 13, 14.), Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 7, 8, 13), Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 6, 12), Закон Кыргызской Республики от 5 октября 1998 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" (преамбула, ст. 9, 16, 17), Закон Республики Таджикистан от 23 мая 1998 г. № 651 "Об оперативно-розыскной деятельности" (ст. 8, 13, 14) содержат однозначные требования о проведении оперативной работы только на территории своего государства и не предлагают исключений из данного правила [4].

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как тогда действовать при проведении, например, межгосударственной контролируемой поставки наркотиков из Таджикистана через Кыргызстан в Россию? С учетом законодательного запрета осуществления оперативно-розыскной деятельности на территории иных государств сотрудники полиции должны поделить единую операцию на части, соответствующие границам этих государств. Но согласятся ли на это преступники, предпочитающие интеграцию в наркобизнесе и игнорирующие (а может быть, как раз и не игнорирующие, а использующие) отсталое законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности?

Иначе в этой части регламентируется оперативно-розыскная деятельность в при-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России —

балтийских странах. Оценка, например, Закона Литовской Республики от 20 июня 2002 г. № 1Х-965 "Об оперативной деятельности" или Закона Эстонской Республики от 22 февраля 1994 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" ^Т I, 1994, 16, 290) позволяет сделать однозначное заключение, что полиция указанных государств никоим образом не связана требованием проводить оперативно-розыскную деятельность исключительно на собственной территории. Что это? Возможно, недоработка законодателя, упустившего столь важный момент в нормативном регулировании оперативно-розыскной деятельности? Ничего подобного. Анализ имеющейся юридической литературы и собственные научные изыскания автора позволяют сделать вывод о более продвинутом характере законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности именно в этих странах бывшего СССР. И, видимо, далеко не случайно прибалтийский законодатель не ограничил свои полицейские органы и спецслужбы проведением оперативной работы только на территории собственного государства.

После распада СССР и отделения прибалтийских республик от России они достаточно целеустремленно и последовательно используют интеграционные процессы для решения своих, в том числе антикриминальных, проблем. Посредством применения интеграционных схем, на наш взгляд, более успешно, нежели в одиночку, ими решается задача борьбы с международной преступностью, в том числе транснациональным наркотрафиком.

Итак, вывод очевиден: для эффективной борьбы с международной наркопреступностью необходимо тесное взаимодействие заинтересованных в этом государств. Однако такое взаимодействие не может быть основано на разделении обязанностей правоохранительных органов в зависимости от территориальных границ представляемых ими стран.

В соответствии с принципами государственного суверенитета иностранное законодательство может быть применено на

территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами (выделено автором. - Н.Ж.) и определено международным соглашением с иностранным государством. Общий порядок действия норм международного права в Российской Федерации установлен Конституцией РФ, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

Вместе с тем заключение для решения рассматриваемой проблемы с каждым государством международных соглашений или даже одновременно с рядом из них -дело весьма долгое, причем с неочевидным результатом. Поэтому, не умаляя достоинства международных договоров, предлагается изменить существующее законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности стран, заинтересованных в борьбе с транснациональным наркотрафиком (да и другими преступлениями, имеющими международный характер). В частности, следует включить в статью российского закона, посвященную понятию оперативно-розыскной деятельности, следующую формулировку: "Оперативно-розыскная деятельность за пределами Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами или иными международными актами об оказании правовой помощи в борьбе с преступностью по согласованию с компетентными органами государства, на территории которого будут проводиться оперативно-розыскные и иные оперативные мероприятия". Аналогичные предписания следует включить в оперативно-розыскное законодательство иных заинтересованных стран.

Подготовка и подписание многосторонних или даже не персонализированных (как декларации [9]) международных актов при наличии закрепленного во внутреннем законодательстве разрешения на осуществ-

Теория и практика правоохранительной деятельности

ление оперативно-розыскной деятельности чество в борьбе с преступностью на совер-за пределами своего государства (есте- шенно ином межгосударственном уровне, ственно, по согласованию с компетентны- что, в свою очередь, обеспечит принятие ми органами принимающей страны) позво- согласованных и эффективных мер по пре-лит осуществлять международное сотрудни- сечению транснационального наркотрафика.

Библиографический список

1. Tanaka EM. Cell differentiation and cell fate during urodele tail and limb regeneration. Curr Opin Genet Dev. 2003 0ct;13(5):497-501.

2. Гринин, Л. Е. Глобализация и национальный суверенитет / Л.Е. Гринин // История и современность. - 2005. - № 1.

3. Железняк, Н.С. "Черные дыры" и "белые пятна" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности": юридические и лингвистические аспекты : монография / Н.С. Железняк, А.Д. Васильев. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2009.

4. Железняк, Н.С. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в зарубежных странах : научно-практический комментарий / Н.С. Железняк. - Красноярск : СибЮИ МВД России, 2007.

5. Иванов, В.П. Выступление в Национальном институте уголовного права Мексики (г. Мехико, 21 февраля 2012 г.) / В.П. Иванов // Сайт ФСКН России. URL: http:// www.fskn.gov.ru/includes/periodics/speeches_fskn/2012/0221/054317459/detail.shtml

6. Соломзес, Дж. Наркотики и общество / Дж. Соломзес, В. Чебурсон, Г. Соколовский. - OCR Палек, 1998.

7. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" : науч.-практ. коммент. / под ред.: проф. В.В. Николюк. - М. : Спарк, 2003.

8. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации : монография : в 3 т. Т. 1: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней (теория и практика профессионального сыска) / А.Ю. Шумилов. - М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2013.

9. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.