Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"'

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА / СВЯЗАННЫЕ С ПРЕБЫВАНИЕМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE CASES RELATED TO THE STAY OF MINORS IN SPECIAL INSTITUTIONS / ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS / JUDICIAL CONTROL / RIGHT TO LIBERTY AND SECURITY OF PERSON

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурашникова Н.А.

В статье обращается внимание на актуальность внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся правового регулирования вопросов судопроизводства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях. Предлагается процессуальный механизм рассмотрения судами дел данной категории в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод граждан при реализации государственными органами властных полномочий. Формулируются основные принципы рассмотрения дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях.The article draws attention to the relevance of amendments to the code of administrative procedure of the Russian Federation and the Federal law «on the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» in terms of legal regulation of legal proceedings in cases involving mi- nors in special institutions. The procedural mechanism of consideration of cases of this category by courts in the order of judicial control over observance of the rights and freedoms of citizens in the exercise of state authorities is proposed. The basic principles of consideration of cases related to the stay of minors in special institutions are formulated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурашникова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"»

УДК 347.91/.95

Н. А. Бурашникова

Тамбовский областной суд

О НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В КОДЕКС АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

В статье обращается внимание на актуальность внесения изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в части, касающейся правового регулирования вопросов судопроизводства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях. Предлагается процессуальный механизм рассмотрения судами дел данной категории в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод граждан при реализации государственными органами властных полномочий. Формулируются основные принципы рассмотрения дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях. К л ю ч е в ы е с л о в а: административные дела, связанные с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, административное судопроизводство, судебный контроль, право на свободу и личную неприкосновенность, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

ABOUT THE NEED TO AMEND THE CODE OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL LAW «ON THE BASIS OF THE SYSTEM OF PREVENTION OF NEGLECT AND JUVENILE DELINQUENCY»

The article draws attention to the relevance of amendments to the code of administrative procedure of the Russian Federation and the Federal law «on the basics of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency» in terms of legal regulation of legal proceedings in cases involving minors in special institutions. The procedural mechanism of consideration of cases of this category by courts in the order of judicial control over observance of the rights and freedoms of citizens in the exercise of state authorities is proposed. The basic principles of consideration of cases related to the stay of minors in special institutions are formulated.

K e y w o r d s: administrative cases related to the stay of minors in special institutions, administrative proceedings, judicial control, the right to liberty and security of person, Federal law «on the basis of the system of prevention of neglect and juvenile delinquency».

Частью 1 ст. 38 Конституции Российской Фе- ляется наилучшему обеспечению интересов ре-дерации определено, что материнство и детство, бенка. Государства - участники обязуются обе-семья находятся под защитой государства1. спечить ребенку такую защиту и заботу, котоВ п. 1 и 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, рые необходимы для его благополучия, прини-участником которой является Российская Фе- мая во внимание права и обязанности его роди-дерация, закреплены положения о том, что «во телей, опекунов или других лиц, несущих за него всех действиях в отношении детей независимо ответственность по закону, и с этой целью при-от того, предпринимаются они государственны- нимают все соответствующие законодательные ми или частными учреждениями, занимающи- и административные меры»2. мися вопросами социального обеспечения, су- В зоне особого внимания государства нахо-дами, административными или законодатель- дятся ситуации, в которых дети оказываются без ными органами, первоочередное внимание уде- должного контроля родителей за их поведени-__ем вследствие неисполнения или ненадлежаще© Бурашникова Н. А., 2018 го исполнения обязанностей по их воспитанию,

обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; либо когда несовершеннолетние вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию; а также в случае совершения несовершеннолетними правонарушений или антиобщественных действий, что само по себе свидетельствует о необходимости вмешательства специализированных государственных органов в процесс воспитания несовершеннолетних.

Во всех приведенных случаях Российским государством в целях профилактики безнадзорности несовершеннолетних и предупреждения ими правонарушений принимаются специальные меры, направленные на защиту прав несовершеннолетних, а также на защиту публичных интересов. Данные меры предусмотрены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений не-совершеннолетних»3 (далее - Федеральный закон № 120-ФЗ), которым осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законом регламентируется деятельность государственных органов, направленная на обеспечение интересов несовершеннолетних и, одновременно на охрану государственных и общественных интересов, когда несовершеннолетний оказывается в ситуации, требующей вмешательства государства. В этих случаях в целях обеспечения интересов несовершеннолетнего и, одновременно, в целях охраны государственного и (или) общественного интереса уполномоченными государственными органами к несовершеннолетним могут применяться определенные административные меры воспитательного и профилактического характера. К таким мерам относится помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Указанные меры применяются в отношении несовершеннолетних органами, осуществляющими функции реализации государственной политики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявления и устранения причин и условий, способствующих этому.

Вместе с тем при применении к несовершеннолетним такой меры воспитательного и про-

филактического воздействия, как помещение в специальное учреждение, ограничиваются их права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированные ст. 22 Конституции Российской Федерации.

Подпунктом «ё» п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод человека и гражданина (Рим, 1951 г.)4 заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом, расценивается как лишение свободы.

Соответственно, поскольку пребывание несовершеннолетних в специальных учреждениях сопряжено с ограничением их права на свободу и личную неприкосновенность, необходимым является наличие судебного контроля за законностью такого помещения и соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних при применении к ним мер воспитательно-профилактического воздействия, который может быть эффективным лишь при условии единого системного регулирования порядка рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в данных учреждениях.

В настоящее время такое правовое регулирование в действующем законодательстве отсутствует. Отдельные нормы, регулирующие вопросы рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, содержащиеся в Федеральном законе № 120-ФЗ, не достаточно регламентируют все стадии процесса рассмотрения дел, не определяют порядка судопроизводства по данным делам и основных принципов его осуществления. К тому же данный закон был принят еще в 1999 г., в связи с чем не в полной мере отвечает современным требованиям международных стандартов и принципов российского права, касающихся осуществления правосудия с участием несовершеннолетних.

Это приводит к ситуации, в которой суды рассматривают дела, связанные с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, в различных видах судопроизводства (гражданском процессуальном, уголовно-процессуальном, в порядке административного судопроизводства), что не может не повлечь нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом и судом в силу действия в каждом виде судопроизводства специальных правил и презумпций.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что Российская Федерация как правовое государство обязана обеспе-

чивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, гарантирующего охрану прав и свобод человека и гражданина от произвола властей и отвечающего требованиям справедливости, осуществляющегося на основе законодательно закрепленных критериев, которые в нормативной форме (в виде общих правил) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе (постановления от 20 февраля 2006 г. № 1-П, от 21 января 2010 г. № 1-П, от 26 мая 2011 г. № 10-П, от 19 июля 2011 г. № 17-П)5.

Кроме того, нормы Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не в полной мере соответствуют положениям процессуальных законов, которыми участникам судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам предоставляется больший уровень процессуальных прав, нежели несовершеннолетним в соответствии с указанным законом, в том числе при обжаловании судебных актов.

То обстоятельство, что положения Федерального закона № 120-ФЗ снижают уровень процессуальных гарантий несовершеннолетних, было отмечено Европейским судом по правам человека (постановление ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. «Дело "Блохин (В1окЫп) против Российской Федерации"»6), указавшим, что Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», применимый к делу в отношении заявителя, предусматривал существенное ограничение процессуальных гарантий. С учетом вышеизложенного рассмотрение дела в отношении заявителя не было справедливым и имело место нарушение п. 1 ст. 6 Конвенции.

С учетом изложенного, в целях предоставления несовершеннолетним максимальных процессуальных гарантий в целях надлежащего осуществления судебной защиты их прав и законных интересов и устранения правовой неопределенности в вопросах определения вида судопроизводства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, представляется необходимым включить в КАС РФ положения, устанавливающие порядок рассмотрения судами указанных категорий дел.

Внесение в Кодекс изменений, направленных на введение системной правовой регламентации процесса рассмотрения судами дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специаль-

ных учреждениях, будет отвечать фундаментальному принципу международного права о праве каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Предметом судебного рассмотрения по данной категории дел является законность действий правоохранительных и иных органов, на которые возложены обязанности по профилактике совершения правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, при реализации ими публичных функций, связанных с применением определенных мер административного воздействия в виде помещения в специальные учреждения.

Дела, связанные с помещением несовершеннолетних в специальные учреждения, возникают из публичных правоотношений между органами власти, наделенными законом полномочиями по осуществлению функций в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и лицами, не достигшими возраста 18 лет, в отношении которых имеются предусмотренные законом основания для их помещения в специальные учреждения. Суд, проверив законность и обоснованность реализации специальными органами властных полномочий в отношении несовершеннолетних, санкционирует применение административных мер, ограничивающих права несовершеннолетних.

Соответственно, с учетом правовой природы дел данной категории, они подлежат включению в предмет правового регулирования КАС РФ.

Отнесение данных дел к делам, рассматриваемым судами в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам (ч. 3 ст. 1 КАС РФ), соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 4 мая 2013 г. № 690-0 пришел к выводу о том, что дела, связанные с помещением несовершеннолетних в специальные учреждения, относятся к гражданским делам, возникающим из публичных правоотношений7.

КАС РФ в настоящее время установлена процедура осуществления судебного контроля за законностью действий субъектов, наделенных властными полномочиями, реализация которых сопряжена с ограничением прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, как то помещение иностранных граждан и лиц без гражданства в специальные учреждения с целью ис-

полнения решений об их депортации либо реад-миссии (глава 28), недобровольная госпитализация граждан в психиатрический и противотуберкулезный стационар и их принудительное психиатрическое освидетельствование (главы 30, 31). Данная процедура содержит ряд процессуальных гарантий соблюдения установленного порядка ограничения прав граждан в публично значимых интересах. Аналогичные гарантии должны быть установлены и для несовершеннолетних, помещаемых в специальные учреждения в профилактических и воспитательных целях.

Поскольку Федеральным законом № 120-ФЗ предусмотрены две меры профилактическо-вос-питательного воздействия, которые, будучи примененными к несовершеннолетним, ограничивают их право на свободу и личную неприкосновенность и различаются по основаниям, срокам и целям помещения несовершеннолетних в специальные учреждения, представляется необходимым включение в КАС РФ двух самостоятельных глав, регламентирующих производство по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в учебном учреждении закрытого типа, и по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей.

Кроме того, подлежат выделению в отдельную категорию дела о проведении недобровольного медицинского освидетельствования несовершеннолетних, которое необходимо для разрешения вопроса о возможности помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение, препятствием для которого является наличие у несовершеннолетнего заболеваний, содержащихся в утвержденном постановлением Правительства РФ перечне8. Поскольку при недобровольном освидетельствовании несовершеннолетнего ограничивается его право на личную неприкосновенность, а также нарушается принцип осуществления медицинского вмешательства на основании письменного добровольного информированного согласия гражданина либо его законного представителя (ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»9), то проведение такого освидетельствования, в случае если несовершеннолетний или его законный представитель отказываются либо уклоняются от этого проведения, в соответствии со ст. 22 Конституции Российской Федерации должно иметь место исключительно на основании судебного решения.

При этом необходимо учитывать положения ч. 2 ст. 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с которыми несовершеннолетние в

возрасте старше 15 лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше 16 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 данного Федерального закона.

Таким образом, несовершеннолетние, достигшие возраста 15 лет, а больные наркоманией -16 лет, дают самостоятельное информированное согласие на проведение медицинского освидетельствования. А поскольку помещение их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа производится в связи с совершением ими общественно опасных деяний, ч. 9 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» допускается проведение в отношении них недобровольного медицинского освидетельствования в случае отказа либо уклонения от него.

Кроме того, включение в Кодекс специальных глав потребует внесения изменений и в ч. 3 ст. 1 КАС РФ, устанавливающей перечень дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, в перечень административных дел, рассматриваемых судами в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

С учетом возрастных психофизиологических особенностей личности несовершеннолетних, а также приоритета наилучшего обеспечения интересов несовершеннолетних государством, установленного актами международного и российского права, в процессуальном законе, на наш взгляд, должен быть предусмотрен максимальный объем процессуальных гарантий судебной защиты прав несовершеннолетних.

В указанных целях предлагается наделить административной процессуальной дееспособностью по данным категориям дел несовершеннолетних, достигших возраста 14 лет, в том числе с предоставлением им права самостоятельного предъявления административных исков и обжалования судебных актов. К тому же в настоящее время существуют различия при определении возраста процессуальной дееспособности несовершеннолетних, установленные Федеральным законом № 120-ФЗ (п. 1 ст. 30) и ч. 2 ст. 5 КАС РФ, которые будут устранены с внесением указанных изменений в Кодекс.

Кроме того, в этих же целях предлагается определить в КАС РФ круг лиц, участвующих в деле, связанном с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учреждении: это несовер-

шеннолетний, его родители или иные законные представители, адвокат, прокурор, орган внутренних дел, администрация учебного учреждения закрытого типа, комиссия по делам несовершеннолетних. При этом родители выступают по данным делам в качестве законных представителей несовершеннолетних и наделены всем объемом процессуальных полномочий, в том числе правом на предъявление административных исков в интересах несовершеннолетних.

Суд также может вызвать в судебное заседание иных лиц, участие которых необходимо для правильного и своевременного рассмотрения дела. Это право может быть реализовано в случае, когда суду необходимо участие в судебном заседании педагога, психолога, представителя органа опеки и иных лиц, при помощи которых суд будет выполнять задачу установления причин и обстоятельств совершения несовершеннолетним правонарушения, данных о личности несовершеннолетнего. Кроме того, суду должно быть предоставлено право привлечь к участию в деле заинтересованных лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты судебным решением. Таким образом, члены семьи несовершеннолетнего (близкие родственники либо лица, не являющиеся родственниками, но проживающие совместно с несовершеннолетним) могут быть привлечены судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, поскольку при санкционировании судом помещения несовершеннолетнего в специальное учреждения происходят не только ограничение на определенный срок прав самого несовершеннолетнего, но и временное ограничение прав членов его семьи и близких родственников (права на общение с несовершеннолетним, на его воспитание и т. д.)

Следует отметить, что круг субъектов, наделенных правом на обращение в суд с требованиями о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения, должен быть строго определен и ограничен законом. К их числу могут относиться только специальные субъекты, которые в силу положений федерального законодательства наделены полномочиями по применению к несовершеннолетним мер профилактического и воспитательного характера, сопровождающихся ограничением права на свободу и личную неприкосновенность. Такими органами в соответствии с положениями Федерального закона № 120-ФЗ являются органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

Кроме того, в этот круг должен быть включен и прокурор, который может выступать как в защиту интересов неопределенного круга лиц, так и в защиту интересов несовершеннолетнего. Административными истцами по данным делам могут являться и сам несовершеннолетний, достигший возраста 14 лет, либо его законный представитель, действующий в его интересах, когда исковые требования направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетнего (например, о досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа).

Одним из гарантий реализации процессуальных прав несовершеннолетнего является закрепление в законе его права на личное участие в судебном заседании, за исключением случаев, когда этому препятствует возраст либо состояние здоровья несовершеннолетнего. При этом реализация данного права должна быть подкреплена обязанностью суда принять все предусмотренные законом меры к обеспечению личного участия несовершеннолетнего в судебном заседании. Кроме того, несовершеннолетний вправе рассчитывать на участие в деле родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, наделенных полным объемом процессуальных полномочий.

Несовершеннолетнему также должно быть гарантировано право на оказание бесплатной профессиональной юридической помощи, реализуемое путем обязательного участия в деле профессионального представителя - адвоката в целях защиты интересов несовершеннолетнего, назначаемого судом в порядке ч. 4 ст. 54 КАС РФ.

Представляется, что помимо вышеуказанного круга лиц правило об обязательном участии в рассмотрении дела должно распространяться и на прокурора, который в силу своих функций осуществляет государственный надзор за законностью и соблюдением прав и свобод человека и гражданина, что будет служить дополнительной процессуальной гарантией соблюдения прав и свобод несовершеннолетнего.

С точки зрения обеспечения максимальной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего представляется необходимым закрепить в законе возможность участия уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и уполномоченных по правам ребенка в субъектах в рассмотрении дел о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения для дачи заключения.

Еще одним важным процессуальным моментом является правило о рассмотрении дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, в закрытом судеб-

ном заседании, что отвечает положениям Пекинских правил (правило 8)10, которым установлен принцип уважения права несовершеннолетнего на конфиденциальность на всех этапах судопроизводства с целью избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.

Аналогичные требования о конфиденциальности информации в отношении несовершеннолетних содержатся в п. 2 ст. 2 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Пунктом 2 ч. 2 ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ11 предусматривается возможность рассмотрения в закрытом судебном заседании уголовных дел о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет. Частью 5 ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»12 также установлены ограничения в доступе к информации по делам, затрагивающим права и законные и интересы несовершеннолетних.

Таким образом, введение в процессуальный закон специальной нормы, предусматривающей рассмотрение в закрытом судебном заседании дел, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, необходимо и направлено, прежде всего, на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. Представляется, что в целях реализации установленного ст. 11 КАС РФ принципа гласности и открытости судебного разбирательства суд по ходатайству несовершеннолетнего либо его законного представителя может разрешить вопрос о проведении по делу открытого судебного заседания, если это не будет противоречить интересам несовершеннолетнего.

Безусловно, при рассмотрении дел о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения нельзя не упомянуть об особой роли суда, который осуществляет функции контроля за законностью и соблюдением установленного законом порядка ограничения права человека на свободу и личную неприкосновенность, гарантируя недопустимость произвольного ограничения данных фундаментальных прав. При этом суд, в силу принципа его активной роли в административном судопроизводстве, не связан доводами сторон, а обязан проверить соблюдение закона и прав и свобод административного ответчика и при этом вправе сам истребовать доказательства, выносить на обсуждение сторон те обстоятельства, на которые они не ссылались при рассмотрении дела.

Важным является вопрос о распределении бремени доказывания по административным

делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в специальных учреждениях, которое должно быть возложено на лицо, обладающее публичными полномочиями. Это позволит предоставить надлежащий уровень судебной защиты несовершеннолетнему, являющемуся более слабой стороной в административном судопроизводстве в сравнении с властным субъектом правоотношения в лице государственных органов.

Кроме того, важным принципом рассмотрения дел о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения должно быть правило о недопустимости ограничения права лица на свободу и личную неприкосновенность без судебного решения на срок более 48 часов, которое предусмотрено ст. 22 Конституции Российской Федерации. И в целях реализации данного правила в процессуальном законе должны содержаться положения о сокращенных сроках рассмотрения дел, исключающих ситуации нахождения несовершеннолетних в условиях ограничения свободы более 48 часов без соответствующего судебного решения. На соблюдение данного правила должны быть направлены и нормы о незамедлительном принятии дел к производству суда, которые исключают возможность оставления административного искового заявления без движения, а также о сокращенных сроках изготовления и обжалования судебных актов. Все вопросы, касающиеся помещения несовершеннолетних в специальные учреждения, должны разрешаться судами оперативно.

Что касается дел, связанных с помещением несовершеннолетних специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, то они подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства, если основанием для применения такой воспитательно-профилактической меры является совершение несовершеннолетними общественно опасных деяний, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, в случаях недостижения ими возраста уголовной ответственности либо при условии, что на момент совершения деяния вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, несовершеннолетний не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими13.

Исключение составляют случаи осуждения несовершеннолетнего за преступление средней тяжести и тяжкое преступление и освобождения его от наказания в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которых вопрос о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение

разрешается судом в порядке уголовного судопроизводства.

Дела, связанные с применением указанной меры, можно условно разделить на пять категорий: о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждении; продлении срока пребывания в учреждении; досрочном прекращении указанного срока; переводе в другое специальное учреждение; восстановлении срока пребывания в учреждении; а также дела о медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего, необходимом для разрешения вопросов, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учреждении.

При этом правом на предъявление административного иска по делам указанных категорий должны быть наделены сам несовершеннолетний, его родители или законные представители, действующие в интересах несовершеннолетнего, орган внутренних дел, учебное учреждение закрытого типа, комиссия по делам несовершеннолетних, прокурор. Это корреспондирует положениям Федерального закона № 120-ФЗ, определяющим полномочия государственных органов в сфере профилактически безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних14 и максимально отвечает интересам несовершеннолетних.

Представляется необходимым установить сроки предъявления в суд административных исков по указанным категориям дел и последствия пропуска данных сроков. При этом является возможным установление месячного срока предъявления административных исков о помещении несовершеннолетних в учебные учреждения закрытого типа. Данный срок может исчисляться со дня вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении и, на наш взгляд, может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительным причинам не более чем на один месяц (например, в случае отсутствия несовершеннолетнего по месту жительства и т. д.). Установление месячного срока обусловлено целью своевременного применения к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия, которое должно следовать непосредственно за совершением несовершеннолетним общественно опасного деяния.

Представляется, что предусмотренная в настоящее время п. 2 ст. 27 Федерального закона «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возможность продления срока для обращения в суд должностными лицами органов, обладающих правом предъявления иска, не отвечает правовой природе данного срока, который, будучи процессуальным сроком, установленным законом для обращения в суд, может восстанавливаться либо продлеваться

только в судебном порядке. Аналогичный порядок восстановления сроков судом действует в отношении срока исковой давности и других установленных законом сроков для обращения в суд.

Является целесообразным рассмотрение административных дел о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и об их медицинском освидетельствовании по месту жительства несовершеннолетних, а дел о продлении, досрочном прекращении срока пребывания в учреждении, а также о переводе в другое учреждение - по месту нахождения учебного учреждения закрытого типа, в котором находится несовершеннолетний. Указанные положения позволяют суду обеспечить личное участие несовершеннолетних в судебном заседании и своевременное получение необходимых для правильного разрешения дела доказательств.

Исходя из того, что вопросы, связанные с пребыванием несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении, носят срочный характер, в законе должны предусматриваться специальные сокращенные сроки рассмотрения административных дел. В настоящее время ст. 26 и 28 Федерального закона № 120-ФЗ такие сроки уже установлены: 10 дней - для рассмотрения вопроса о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение и 3 дня - для рассмотрения дел о недобровольном медицинском освидетельствовании. Представляется, что возможно закрепление указанных сроков в КАС РФ, поскольку они позволяют суду оперативно разрешить все вопросы, связанные с рассмотрением дел о помещении несовершеннолетних в специальные учреждения.

Что касается требований к содержанию судебного решения по данной категории дел, представляется обязательным указание в резолютивной части решения срока, на который несовершеннолетний помещается в учреждение либо на который продлевается его пребывание в нем, что будет соответствовать принципу правовой определенности и недопустимости ограничения свободы на неопределенный срок.

Вторая категория дел, связанных с применением к несовершеннолетним мер профилактического и воспитательного характера, - это дела, связанные с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, которые можно разделить на две категории: о помещении несовершеннолетнего в центр и о продлении срока его содержания в центре.

К числу оснований для помещения несовершеннолетних в указанное учреждение ст. 22 Фе-

дерального закона № 120-ФЗ отнесены случаи совершения несовершеннолетним общественно опасных деяний и правонарушений до достижения ими возраста уголовной и административной ответственности. Кроме того, помещение в центр применяется в качестве обеспечительной меры для исполнения судебного решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа либо в связи с самовольным оставлением несовершеннолетним такого учреждения.

Общие правила территориальной подсудности о рассмотрении дела по месту жительства административного ответчика, установленные ст. 22 КАС РФ, вряд ли могут быть применены по данным категориям дел, поскольку нередки случаи, когда правонарушение, требующее помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение, совершается им не по месту своего жительства. Судебная практика показывает, что рассмотрение дел данной категории в районном суде целесообразнее проводить по месту совершения правонарушения несовершеннолетним, поскольку проверка по факту совершения деяния проводится органом внутренних дел по месту совершения соответствующего деяния. Соответственно, учитывая необходимость рассмотрения дела в сокращенные сроки, у суда есть возможность оперативного получения недостающих материалов, оповещения лиц, участвующих в деле, которые могут располагать полной информацией о несовершеннолетнем для принятия решения о помещении его в центр.

А в случае, если несовершеннолетний задержан и помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей на основании постановления начальника органа внутренних дел на срок 48 часов, то рассмотрение административного дела целесообразно будет осуществлять по месту его задержания, которое совпадает с местом нахождения центра временного содержания.

Кроме того, отдельной процессуальной регламентации требует вопрос о территориальной подсудности дел о продлении срока нахождения несовершеннолетнего в специальном учреждении, который может быть поставлен перед судом руководителем учреждения, в котором содержится несовершеннолетний. При этом исходя из субъектного состава лиц, участвующих в деле, необходимости оперативного рассмотрения данной категории дел, целесообразно определить их территориальную подсудность по месту нахождения специального учреждения, дабы обеспечить личное участие сторон в судебном заседании и беспрепятственное и своевременное предоставление ими наибольшего объема доказательств,

соответственно, скорейшее рассмотрение заявленного требования судом.

Таким образом, можно выделить три основных правила территориальной подсудности по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в центрах временного содержания:

- по общему правилу дела о помещении в центр должны рассматриваться по месту совершения правонарушения, за исключением случаев задержания несовершеннолетнего;

- в случае задержания и предварительного помещения несовершеннолетнего в центр на срок 48 часов дела рассматриваются районным судом по месту задержания несовершеннолетнего;

- дела о продлении пребывания в центре рассматриваются судом по месту нахождения соответствующего учреждения.

Статьей 22 Федерального закона № 120-ФЗ установлен специальный 24-часовой срок для обращения в суд по делам о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания в случае, если несовершеннолетний уже помещен в него на основании постановления начальника органа внутренних дел на срок не более 48 часов. Это положение соответствует установленному ст. 22 Конституции Российской Федерации правилу о недопустимости задержания лица без судебного решения на срок более 48 часов.

В целях соблюдения данного правила целесообразным было бы включение в КАС РФ нормы о незамедлительном принятии судами административных исковых заявлений по таким делам. Сокращенные сроки для обращения в суд должны иметь место и по делам о продлении срока содержания несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. В этом случае обращение в суд осуществляется не менее чем за 24 часа до истечения срока пребывания несовершеннолетнего в центре.

В ситуации, когда право несовершеннолетнего на свободу и личную неприкосновенность не ограничено, в установлении 24-часового срока для обращения в суд необходимости не имеется, вместе с тем данный срок должен быть достаточно коротким, чтобы воспитательные и профилактические цели помещения несовершеннолетнего в центр для несовершеннолетних правонарушителей были достигнуты. Возможным было бы установление месячного срока для обращения в суд со дня отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращения либо возникновения иных обстоятельств, являющихся основанием для помещения в центр. При этом восстановление указанного срока возможно по общему правилу при наличии уважительных причин для его пропуска.

Аналогичным образом возможно урегулировать вопрос и в отношении сроков рассмотрения дел судом. В случае если несовершеннолетний задержан и помещен в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, административное дело о помещении, продлении либо досрочном прекращении пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей должно рассматриваться в течение 24 часов с момента принятия административного искового заявления к производству суда. В остальных случаях можно установить десятидневный срок рассмотрения административного дела (по аналогии со сроками рассмотрения заявлений о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа).

Административными истцами по искам о помещении в центр могут являться орган внутренних дел, который занимался производством по делу несовершеннолетнего либо руководитель которого вынес постановление о помещении несовершеннолетнего в центр, а также прокурор, который может действовать как в интересах неопределенного круга лиц, так и в интересах несовершеннолетнего. С административным иском о продлении срока вправе обратиться также руководитель центра, оценивающий результативность воспитательного воздействия в период пребывания несовершеннолетнего в центре. Это положение будет соответствовать его полномочиям, определенным ведомственными нормативными правовыми актами15.

При удовлетворении требований о помещении несовершеннолетнего в центр суд в силу принципа правовой определенности, недопустимости ограничения свободы гражданина на неопределенный срок обязан в резолютивной части решения указать срок, на который несовершеннолетний помещается в центр. Указанный судом срок не должен превышать максимального срока, установленного федеральным законом.

Пунктом 6 ст. 22 Федерального закона № 120-ФЗ определен лишь максимальный предел данного срока - не более 30 суток - с возможностью продления на основании судебного решения на срок до 15 суток. Соответственно, конкретный срок нахождения несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей должен определяться судом с учетом характера допущенного несовершеннолетним нарушения, данных о его личности, возрасте, состоянии здоровья и иных обстоятельств дела.

Кроме того, предлагается включить в закон норму о необходимости обращения к немедлен-

ному исполнению решений о помещении в центр временного содержания (в случае предварительного помещения в него несовершеннолетнего на основании постановления начальника органа внутренних дел) и о продлении срока содержания в центре. В случае если решения по данным категориям дел будут обращаться к исполнению только после их вступления в законную силу, это приведет к нахождению несовершеннолетних в условиях ограничения свободы без судебного решения свыше 48 часов, что прямо противоречит положениям ст. 22 Конституции Российской Федерации.

Важными также являются вопросы исполнения судебных решений по делам, связанным с ограничением свободы, их исполнение должно быть своевременным, оперативным и правильным.

Статья 31 Федерального закона № 120-ФЗ определяет органы, обеспечивающие исполнение судебных решений о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа и о применении мер воздействия воспитательного характера в случае, если суд пришел к выводу о возможности перевоспитания несовершеннолетнего без помещения в специальное учреждение либо выявлены причины, препятствующие его помещению в данное учреждение. Однако в данной норме не указан орган, исполняющий судебное решение о принудительном медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего, а также не указан порядок исполнения решений по рассматриваемой категории дел: должен ли выдаваться судом исполнительный лист по данной категории дел либо для исполнения направляется непосредственно судебное решение, в какой срок суд обязан направить соответствующие документы для исполнения, каким образом судом должен осуществляться контроль за правильным и своевременным исполнением судебного решения с целью недопущения необоснованного содержания несовершеннолетнего в специальном учреждении свыше установленного судом срока.

Представляется, что эти вопросы также должны быть отражены в процессуальном законе. И, учитывая, что исполнение судебных решений производится специальными органами, без участия судебных приставов-исполнителей, оно возможно без выдачи исполнительных листов, на основании судебных решений, которые должны направляться судами компетентным органам сразу же после их вступления в законную силу, а в случае обращения решения к немедленному исполнению - незамедлительно после его принятия.

Что касается решений о принудительном медицинском освидетельствовании, то они должны

направляться судом для исполнения как административному истцу, обратившемуся с заявлением о таком освидетельствовании, так и в учреждение, которое будет непосредственно проводить освидетельствование.

Пунктом 3 постановления Правительства РФ «Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа» установлено, что медицинское освидетельствование несовершеннолетних осуществляется врачебной комиссией медицинской организации государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здра-воохранения16. Однако сфера действия данного постановления случаями медицинского освидетельствования несовершеннолетнего, в отношении которого проводится предварительное расследование по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием в соответствии с ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса Российской Фе-дерации17. Такое медицинское освидетельствование проводится в соответствии с ч. 4 ст. 421 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации18 в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело в отношении несовершеннолетнего.

Что касается дел о помещении несовершеннолетнего в специальное учреждение, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, порядок проведения освидетельствования и компетенция по его проведению нормативно не закреплены. Представляется, что в данной части также требуется внесение изменений в нормативные правовые акты, в том числе в упомянутое постановление Правительства РФ, с целью восполнения имеющихся пробелов в правовом регулировании.

Внесение изменений в КАС РФ потребует и редактирования текста Федерального закона в 120-ФЗ в целях исключения двойного регулирования вопросов судопроизводства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях. На наш взгляд, все процессуальные нормы, касающиеся порядка предъявления и рассмотрения заявлений по делам данной

категории, должны содержаться в Кодексе, а в Федеральном законе № 120-ФЗ сохранится правовая регламентация материальных оснований для разрешения вопросов, связанных с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, полномочий и порядка работы специальных органов, наделенных правом применения к несовершеннолетним мер воспитательно-профилактического воздействия.

Обращает на себя внимание п. 1 ст. 9 Федерального закона № 120-ФЗ, регламентирующий возможность обращения с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью или имуществу несовершеннолетних. Однако данная форма судебной защиты возможна лишь в случаях наступления последствий в виде причинения вреда здоровью либо имуществу. Между тем незаконные действия и решения, нарушающие права и законные интересы несовершеннолетнего, могут таких последствий не повлечь. Тем не менее несовершеннолетние и в этой ситуации должны иметь право на судебную защиту от незаконных действий и решений. С учетом публичного характера правоотношений между несовершеннолетними и органами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые наделены властными полномочиями по отношению к последним, рассмотрение дел об оспаривании действий таких органов должно производиться в порядке административного судопроизводства.

Соответственно, Федеральный закон № 120-ФЗ, на наш взгляд, необходимо дополнить положением о возможности обжалования несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями, прокурором, действующими в интересах несовершеннолетнего, действий (бездействия) и решений органов и учреждений системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних в порядке административного судопроизводства.

Необходимость дополнения нормой о порядке обжалования действий органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связана с тем, что в законе такой порядок не прописан, при том что указанные органы наделены полномочиями по совершению действий и принятию решений, ограничивающих права и свободы несовершеннолетних. В частности органы профилактики вправе применять к несовершеннолетним, содержащимся в специальных учреждениях, меры взыскания (ст. 8 Федерального закона № 120-ФЗ). Соответственно, законом должен быть установлен механизм судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Внесение в текст закона положений о наличии судебного контроля за

законностью действии и решении органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних будет отвечать положениям ст. 46 Конституции Российской Федерации о праве граждан на судебное обжалование решений и действий (или бездействия) государственных органов, ч. 3 ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах19, предусматривающей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Кроме того, законодательное закрепление права на обжалование действий и решений органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и обеспечение возможности судебного контроля за деятельностью данных органов и соблюдением прав и свобод несовершеннолетних будет отвечать содержащемуся в ст. 3 Конвенции о правах ребенка принципу обеспечения государством наилучших интересов несовершеннолетнего, положениям Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», правило 1.4), а также правовым позициям Европейского Суда по правам человека, изложенным в многочисленных постановлениях, о необходимости эффективного судебного контроля за действиями и решениями государственных органов, ограничивающих права и свободы граждан.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что с внесением в КАС РФ изменений, определяющих порядок производства по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетних в специальных учреждениях, положения законодательства будут приведены в соответствие с теми принципами и правилами, которые установлены нормами международного права и Конституцией Российской Федерации для лиц, чье право на свободу и личную неприкосновенность ограничивается. Несовершеннолетние при этом получат максимальный объем процессуальных гарантий, позволяющих им реализовать право на судебную защиту от неправомерного ограничения свободы. Установление единого системного порядка правового регулирования вопросов рассмотрения данных категорий дел обеспечит единство судебной практики при их разрешении. С учетом важности и актуальности рассматриваемого вопроса хочется надеяться, что принятие соответствующих изменений произойдет в ближайшее время, и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, которым установлен эффективный механизм осуществления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

судебного контроля за соблюдением прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, будет дополнен новыми главами, определяющими процедуру судебной проверки законности помещения несовершеннолетних в специальные учреждения.

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Конвенция о правах ребенка : одобр. Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : фе-дер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 27.06.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 Конвенция о защите прав человека и основных свобод : закл. в г. Риме 4 ноября 1950 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 Постановления Конституционного Суда РФ от 20 февраля 2006 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан К. А. Инешина, Н. С. Никонова и Открытого акционерного общества «Нижнекамскнеф-техим», от 21 января 2010 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 170, пункта 1 статьи 311 и части 1 статьи 312 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества «Производственное объединение "Берег"», открытых акционерных обществ "Карболит", «Завод "Микропровод" и «Научно-производственное предприятие "Респиратор"», от 26 мая 2011 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи

11 Гражданского кодекса Российской Федерации,

пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских

судах в Российской Федерации", статьи 28 Федераль-

ного закона "О государственной регистрации прав на

недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1

статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипо-

теке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Выс-

шего Арбитражного Суда Российской Федерации», от

19 июля 2011 г. № 17-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 5 части первой статьи 244.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С. Ю. Какуева». Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6 Дело «Блохин (В1окЫп) против Российской Федерации» : постановление ЕСПЧ от 23 марта 2016 г. (жалоба № 47152/06). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Назармамадова Дидора Гулмамадовича на нарушение его конституционных прав подпунктом 6 пункта 2 статьи 22 и пунктом 3 статьи 30 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних» : определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2013 г. № 690-0.

8 Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа : постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 518 (в ред. от 24.12.2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

9 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 (в ред. от 03.08.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») : приняты на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

11 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12 Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации : федер. закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ (в ред. от 28.12.2017 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13 Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от

Тамбовский областной суд

Бурашникова Н. А., заместитель председателя суда, председатель коллегии по административным делам

e-mail: buraschnickova.n@yandex.ru

27.06.2018 г.). Пункт 4 ст. 15. Доступ из справ.-право-вой системы «КонсультантПлюс».

14 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» : федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (в ред. от 27.06.2018 г.). Ст. 11, 15, 20 Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

15 О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей : приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 : Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 Об утверждении Правил медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа : постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 259 (в ред. от 15.08.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17 Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 29.07.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 29.07.2018 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19 Международный пакт о гражданских и политических правах : принят 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Tambov Regional Court

Burashnikova N. A., Deputy Chairman of the Court, Chairman of the Judicial Board for Administrative Cases e-mail: buraschnickova.n@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.