Научная статья на тему 'О необходимости создания каталога воткинского судостроения'

О необходимости создания каталога воткинского судостроения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПАРОХОДНОЕ СООБЩЕНИЕ / ВОТКИНСКОЕ СУДОСТРОЕНИЕ / ИСТОРИЯ / VOTKINSK'S SHIPBUILDING / WATER TRANSPORT / SHIPPING MESSAGE / HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митюков Николай Витальевич, Порцева Людмила Павловна

Несмотря на то, что воткинское судостроение являлось одним из ярких культурно-технических феноменов России, в настоящее время технический аспект этого вопроса практически выпал из поля зрения историков. В работе доказывается актуальность тематики и необходимость ее систематизации через составление каталога воткинских пароходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessary of a creation of the guide-book about Votkinsks shipbuilding

Shipbuilding in Votkinsk on the second half of XIX early XX century is one of the cultural and technological phenomena of Russia of that period. Far from a river highways, town Votkinsk factory wasa, one of the largest shipbuilder in Russia.However, as shown by analysis of the literature, there is still no systematic description of the technical aspects of the history of Votkinsks shipbuilding. Few historians engaged by Votkinsks steamers were interested, above all, the capitalist-ratio, for example, in light of the development of river transport, or as part of the industry of the Urals. Until now, there is used only a limited data, often only in the retelling, moving from work to work. For example, a number of built in Votkinsk to Izhevsk factory ships varies from two to the four. Case does not contribute to the identification and availability of similar items of different ships, for example, seven ships were called "Votkinsky zavod." Organize information to best create a special directory of all constructed on Votkinsk steamers with their characteristics and a brief biography. We believe that this edition, with the assistance of photos and technical documentation about Votkinsk shipbuilding may be of interest to historians and ethnographers.After a scientific revolution will put an array of the unknown to a wide range of data, the historians will be able to sound analytical conclusions about the effectiveness of shipbuilding, the level of technological innovation adopted, etc. And there is interest in the topic not only in the Udmurt Republic, in Russia, but on the countries of ex-USSR, where ships Votkinsk plant served as military ships and civil vessels. The Navy historians have repeatedly raised on internet forums and conferences, the need for such a systematization. For example, currently published similar catalogs steamers of KVZhD and Volunteer Fleet, etc. Another important aspect of this work is that a lot of technical documentation from the archives of the Votkinsk plant broke up in private collections (especially during the civil war and in the 1920s), and publication of data from private collections on the aforesaid subject all the more necessary to start that with the passing of the old collectors are often their archives with data in the trash relatives who do not understand their historical value. In this regard, currently in Votkinsk started the company to publish books about the history of the city to turn it into a tourist attraction while rare tourists visit the city only as the birthplace of the composer Tchaikovsky, completely losing sight of the rich historic and industrial past.

Текст научной работы на тему «О необходимости создания каталога воткинского судостроения»

2012 История №1(17)

УДК 629.12: 94

Н.В. Митюков, Л.П. Порцева О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ КАТАЛОГА ВОТКИНСКОГО СУДОСТРОЕНИЯ

Несмотря на то, что воткинское судостроение являлось одним из ярких культурно-технических феноменов России, в настоящее время технический аспект этого вопроса практически выпал из поля зрения историков. В работе доказывается актуальность тематики и необходимость ее систематизации через составление каталога воткинских пароходов. Ключевые слова: водный транспорт, пароходное сообщение, Воткинское судостроение, история.

Судостроение в городе Воткинске второй половины XIX - начала ХХ в. является одним из культурно-технических феноменов России этого периода. Далёкий от речных магистралей посёлок Воткинский завод являлся тем не менее одним из крупнейших поставщиков пароходов в России. Всего с середины XIX по 20-е гг. ХХ в. заводом построено свыше 400 морских и речных судов, которые долгие годы несли службу на морях и реках России, а затем и СССР от Амура и Иртыша до Волги и Невы, от Аральского и Белого до Черного и Каспийского морей. После революции воткинское судостроение пресеклось, зато филиалы Воткинского завода, в первую очередь на Амуре и Иртыше, выросли в крупнейшие предприятия отрасли этих регионов. Суда, построенные в Вот-кинске и филиалах, внесли весьма существенный вклад в историю России. Достаточно отметить, что, например, Аральская военная флотилия практически целиком состояла из судов, построенных этим заводом. С технической точки зрения значение Воткинска в мировом речном судостроении также огромно.

Тем не менее во время работы над монографией «Удмуртские названия в морском и речном флоте России» [1] пришлось констатировать, что до сих пор не существует системного описания технических аспектов истории воткинского судостроения. Немногих историков, занимавшихся воткинскими пароходами, интересовали, прежде всего, капиталистические отношения, например, в свете развития речного транспорта [2] или как элемент развития индустрии Урала [3, 4]. В результате в литературе есть лишь строго ограниченный набор технико-технологических фактов по этой теме, кочующих из книги в книгу.

Чтобы не быть голословными, рассмотрим публикации по такому довольно локальному аспекту, как количество пароходов, построенных по заказу ижевских заводов. Практически все исто-

рики единодушны во мнении, что первым пароходом для Ижевского пруда стал «Иж», а далее начинаются расхождения. Так, работа Шумилова после указания на строительство парохода «Иж» сообщает: «Через десять лет [в 1902 г.] воткинцы изготовили для ижевцев другой пароход под таким же названием (его именовали «Ижонок»). Существовал также заводской пароход «Шрапнель» (с 1920 г. «Свобода»)» [5. С. 23]. Добавляя неразберихи, Новиков сообщает следующее: «По прошествии некоторого времени [с момента доставки парохода «Иж»], увидев на Ижевском пруду паровой буксир с названием «Граната»... жители по достоинству оценили плавающего по воде «железного коня», помогающего исполнять нечеловечески тяжелый труд. Второй пароход - «Шрапнель» - долгие годы совершал по три рейса.» [6]. Информация о пароходах «Шрапнель» и «Граната» подтверждается ижевским краеведом С.Н. Се-ливановским: «Пароходы назывались «Шрапнель» и «Граната», после революции им дали новые имена: «Красный сплавщик» и «Свобода». Один сплавлял от Воложки лес, другой возил пассажиров» [7]. Таким образом, получается, что на Ижевском пруду имелось сразу четыре заводских парохода «Иж», «Ижонок», «Шрапнель» и «Граната». Однако анализ архивных и литературных источников показал, что на самом деле таковых пароходов было два, а не четыре [8].

Добавляет путаницы и тот факт, что заво-дчане, идя на поводу у заказчиков, могли давать своей продукции одинаковые наименования. Так, в упомянутой работе [1] мы выделили 7 пароходов с наименованием «Воткинский завод» и имеется ряд сомнений в существовании парохода, отмеченного нами под № III. А поскольку нет единодушия по таким довольно локальным эпизодам, общая численность построенных в Воткинске пароходов, по разным оценкам, колеблется в районе сотни!

О необходимости создания каталога воткинского судостроения

--------------------------------------------------------------------------------------------- 63

На наш взгляд, начинать данную работу следует именно с создания каталога всех построенных в Воткинске пароходов с указанием их характеристик и краткой биографии. Полагаем, что это издание, с привлечением фотографий и технической документации, способно вызвать интерес к воткинскому судостроению как среди историков, так и краеведов. После того, как в научный оборот будет введён массив этих неизвестных для широкого круга данных, у историков появится возможность обоснованных аналитических выводов об эффективности судостроения, уровне принимаемых технических решений и т. п., которые нередко имеют голословный характер.

А интерес к теме имеется не только в Удмуртии, но и в России в целом, а также странах СНГ, где служили военные корабли и гражданские суда Воткинского завода. Историки флота не раз поднимали на интернет-форумах и конференциях вопрос о необходимости проведения подобной систематизации. Например, в настоящее время изданы подобные каталоги по пароходам КВЖД, Добровольному флоту и т.д.

Еще один немаловажный аргумент в пользу этой работы состоит в том, что множество технической документации из архива Воткинского завода разошлось по частным собраниям (особенно в период Гражданской войны и в 1920-е гг.), и публикацию данных из частных собраний по оз-

наченной теме тем более необходимо начинать, что с уходом из жизни старых коллекционеров их архивы нередко их родственники сдают в макулатуру. В связи с этим в настоящее время в Воткинске началась кампания по изданию книг об истории города [8], чтобы превратить его в туристическую достопримечательность - пока редкие туристы посещают город исключительно как родину композитора Чайковского, совершенно упуская из виду богатое историческое и индустриальное прошлое.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митюков Н.В., Лапшин Р.В. Удмуртские названия в морском и речном флоте России. Ижевск, 2010. 96 с.

2. Мельников Л.С. Речной транспорт // Очерки по истории Удмуртии XIX в. Ижевск, 1996. С. 245-261.

3. Осколков Г.И., Сутырин Б.А. Из истории Камско-Воткинского завода и Екатеринбургской фабрики в начальный период промышленного переворота // Вопросы истории Урала. Свердловск, 1963. Вып. 3.

4. Кривоногов В.Я. Из истории Камско-Воткинского завода // Из истории заводов и фабрик Урала. Свердловск, 1960. Вып. 1.

5. Шумилов Е. Ф. История Ижевского пруда и его плотины // Ижевский пруд. Ижевск, 2002. С. 9-35.

6. Новиков А.В. У истоков Воткинского судостроения // Золотой ларец. Ижевск, 1998. С. 13-32.

7. Селивановский С.Н. Краткая история Ижевска // Блог Сергея Селивановского. 6.9.2011. - иЯЬ: http://selivanovskiy.ru

8. Добровольский И.А. Воткинский завод на рубеже эпох. Заметки конструктора. Воткинск, 2009. 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.