Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 22 (237). История. Вып. 46. С. 39-44.
С. А. Липина
БОТКИНСКИЙ ЖЕЛЕЗОДЕЛАТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД: К ВОПРОСУ О ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
Раскрываются процессы модернизации производства на Воткинском железоделательном заводе накануне и в годы Первой мировой войны: расширение производственных площадей, внедрение новых форм организации труда, технологических процессов, прогрессивного оборудования и инструмента.
Ключевые слова: Воткинский железоделательный завод, казенная промышленность, модернизация, Первая мировая война.
В конце XIX - начале ХХ в. войны являлись одним из факторов модернизации, так как они приводили не только к разрушающим последствиям, но и давали толчок созидающим процессам внутри конфликтующих государств. В период военных действий с увеличением государственного заказа на предметы вооружения, как правило, существующее производство значительно расширялось, усиливалась топливно-сырьевая база, внедрялись новые технологии.
История промышленного производства Урала накануне и в годы Первой мировой войны неоднократно привлекала внимание исследователей. Помимо работ, посвященных социально-экономическим и политическим процессам1, в последнее время появились исследования, где основной акцент ставится на модернизационном факторе, имевшем непосредственное влияние на объемы и качество выпускаемой продукции2. Отраслевой подход к изучению истории промышленного производства Урала накануне и в годы Первой мировой войны, примененный большинством авторов, позволил дать общую картину выпуска продукции на предприятиях региона в тот период. Тем не менее, история промышленного производства на каждом отдельном предприятии уникальна и заслуживает отдельного рассмотрения.
Воткинский железоделательный завод - старейший завод в Среднем Прикамье и главный завод Камско-Воткинского горного округа, сыгравший в XIX в. важную роль в распространении технического прогресса на уральских металлургических заводах.
Круг источников по истории Воткинского железоделательного завода накануне и в годы Первой мировой войны достаточно ши-
рок. Выявленные письменные источники отложились в архивных фондах Российского государственного военно-исторического архива (Ф. 369 - Особое совещание по обороне государства), Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (Ф. 13 - Особое совещание по обороне государства), Государственного архива Кировской области (Ф. 565 - Вятское губернское по фабричным делам присутствие, Ф. 574 - Вятский губернский статистический комитет), Центрального архива Удмуртской Республики (Ф. 212 - Воткинский железоделательный завод, Ф. 260 - Канцелярия инженера отдела по испытанию и освидетельствованию заказов Министерства путей сообщения на Воткинском железоделательном и механическом заводе). Помимо архивных документов, ценность представляют приложения к всеподданнейшему отчету Вятского губернатора, памятные книжки Вятской губернии, адрес-календари, опубликованные статистические данные по оценке недвижимых имуществ в городах Вятской губернии3.
В данной статье предпринята попытка рассмотреть модернизационные процессы, проходившие на Воткинском железоделательном заводе, показать изменения, происходившие на предприятии накануне и в годы Первой мировой войны.
Перед началом Первой мировой войны основной продукцией Воткинского железоделательного завода были паровозы, суда, мостовые сооружения, рельсовые скрепления, мартеновская сталь, листовое и сортовое железо, сельскохозяйственные машины и орудия. Суда Воткинского завода бороздили воды почти всех крупных рек и водоемов России. В начале ХХ в. 90 % Камского флота состав-
ляли речные суда и баржи, изготовленные на Воткинском железоделательном заводе4.
Накануне Первой мировой войны ввиду сложного финансово-экономического состояния Воткинский завод готовился к переходу в частное владение, но остался в казенной собственности. Завод искусственно поддерживался правительственными заказами и крупными субсидиями из государственного бюджета.
С 1911 г. Министерство торговли и промышленности решило частично обновить его оборудование. Техническое переоборудование коснулось в первую очередь паровозостроительного цеха. На месте старого сгоревшего паровозостроительного цеха был создан новый цех, позволивший производить паровозы большей мощности и на более высоком техническом уровне. В справке Министерства торговли и промышленности о деятельности завода в 1911 г. указывалось, что «качество и срочность исполнения заказов перестало вызывать неудовольствие заказчиков»5. В 1913 г. северный пристрой паровозного цеха оборудовали приводами и приспособлениями, давшими возможность сосредоточить сборку паровозов в одном помещении6. Ранее сборка проводилась в 3 различных помещениях.
В 1913 г. проводились многочисленные технические и хозяйственные усовершенствования на казенном Воткинском заводе. В сталелитейном цехе расширили формовочную мастерскую для стального литья, позволившую увеличить производительность цеха на 200000 пуд. обыкновенных слитков по сравнению с 1912 г.7 В судовом цехе Воткинского завода ввели разметку шаблонов, которая дала возможность увеличить производительность цеха и снизить стоимость производства корпусов пароходов и снарядов8. Увеличение корпуса котельного цеха пристроем площадью 226 кв. саж. дало возможность сосредоточить сборку тендерных баков в одном здании. В новом помещении установили приводный воздушный компрессор типа «Компаунд» и аккумулятор для него, пневматический инструмент - 3 сверлильных машинки и 4 клепальных молота. Новое оборудование позволило увеличить производительность цеха, удешевить и улучшить качество изделий, а также установить на рабочих местах пневматический инструмент вместо «нарезки дыр для связей и завертки их вручную»9.
В чугунолитейном цехе завода предприняли меры по уменьшению издержек производства и улучшению качества отливок. В помещении цеха произвели капитальный ремонт. Для цеха приобрели новые станки: фрезерный зуборезный, отличающийся солидной конструкцией и точностью работы, строгально-зуборезный, станок для резки мелкосортного железа, револьверный автомат для производства мелких деталей из пруткового материала с приспособлением для нарезания резьбы. С приобретением последнего станка у цеха появилась возможность избегать массового изготовления мелких машинных деталей на самоточках. Обновили цеховой инструмент и дополнили новыми комплектами калибров и шаблонов на сумму 8000 р., усилили и обновили существующие подъемные средства10. В цехе было организовано жестяночно-никелированное производство для изготовления паровозных и пароходных фонарей и других предметов11.
За счет засыпки реки Милюковки и болота, находящихся вблизи мостового цеха, увеличили площадь для сборки мостов на 2000 кв. саж., оборудовав ее новыми железнодорожными путями длиной около 250 саж.12 В помещении цеха установили новый электромотор мощностью 100 л. с., электрический передвижной 8-тонный кран. Все эти меры дали возможность принимать заказы «на формы наиболее встречающихся в России пролетов мостов» (75 саж.)13.
В сортопрокатном цехе усовершенствовали правку железа холодным способом и калибровку углового железа, что позволило получать прокат без заусениц и не обрабатывать на обрезном станке, при этом число рабочих сократилось на 40 человек13.
В 1913 г. закончили перестановку станков и укладку рельсовых узкоколейных путей для следования сырого материала и полуфабрикатов в порядке переделов в кузнечном цехе Воткинского завода. Работниками цеха были спроектированы и изготовлены новые штампы для приготовления фасонных листов к паровозным котлам14.
В земледельческом цехе усовершенствование конструкций и технологии сборки земледельческих машин и орудий вызвало значительное увеличение их сбыта.
Техническому бюро Воткинского завода удалось ускорить выпуск заказов в цехах, начав применять систему групповых заказов по
«спискам с указанием сроков изготовления деталей отдельными цехами»14.
За счет проведенных накануне Первой мировой войны модернизационных мероприятий завод смог увеличить годовой оборот с 2339050 р. в 1912 г. до 5040416 р. 07 коп. в 1913 г.15 Выпуск основных видов продукции Воткинского завода представлен в таблице.
Динамика производства основных видов продукции Воткинским заводом в 1912 и 1913 гг., в пуд.15
Виды продукции Годы выпуска
1912 1913
Сортовое железо 661055 690970
Листовое железо 281104 374134
Стальная фасонная отливка 39409 72772
Чугунная отливка 79945 111453
Медная отливка 1636 4440
Железнодорожные мосты 331373 385160
Суда разного типа 5 6
Земледельческие орудия и части к ним 28481 44821
В первые же месяцы войны все запасы снарядов русской армии были израсходованы, хотя перед началом военных действий армия имела более 7 млн выстрелов для орудий всех калибров16. Испытывая снарядный «голод», русская армия на фронте нуждалась ежедневно в 45 тыс. 3-х дюймовых (76 мм) снарядах. Поскольку война выявила решающее значение сухопутной артиллерии в обеспечении успешного ведения боевых операций, казенные заводы расширяли и осваивали производство орудий и боеприпасов для сухопутной армии, причем основной упор был сделан на расширение выпуска 3-х дюймовых снарядов. Находясь в ведении Горного департамента, ранее Воткинский завод не выполнял военных заказов для армии, хотя периодически выполнял заказы Адмиралтейства.
В мае 1914 г. администрация Воткинского завода разработала план преобразования паровозного цеха с целью довести выпуск паровозов до 50 в год17. Планируемые расходы на расширение цеха исчислялись в 1074138 р., при этом предусматривалась возможность доведения выпуска паровозов до 100 штук в год на тех же площадях, лишь увеличив число станков17.
В паровозостроительном цехе в 1914 г. были установлены 1 вертикальный воздушный приводной компрессор «Гаряж-
Вортингтон» с электродвигателем мощностью в 14 л. с., 3 пневматических рубильных молотка «Найльс», пневматическая сверлильная машинка, станок для холодной резки металла, горизонтальный сверлильно-фрезерный станок с электромотором18.
В первые месяцы войны Воткинский завод продолжал выпуск паровозов, судов, железнодорожных мостов и скреплений и сельскохозяйственных машин. В 1914 г. завод выпустил продукции на 5265329 р., тогда как в 1913 г. на 4562493 р.19
В конце сентября 1914 г. в Петроград и Швецию от Горного ведомства с целью закупки дополнительного цехового оборудования для уральских казенных заводов был командирован военный инженер Н. Н. Грибоедов20. Он успешно справился с заданием, подписав контракты с московскими, петроградскими и шведскими фирмами на поставку станков Пермскому пушечному, Златоустовскому, Саткинскому и Кусинскому заводам, а также четырех станков из США и измерительных приборов из Швеции Воткинскому заводу,
который предполагалось переоборудовать
20
для организации снарядного производства20.
В начале 1915 г. Воткинский завод организовал пробное производство артиллерийских 3-х дюймовых шрапнелей в цехе земледельческих орудий, где были установлены приобретенные 22 токарных и 1 круглошлифоваль-ный станки, а также изготовленные своими силами 5 винтовых прессов, вальцовый станок для прокатки поясков, 3 шлифовальных автоматических станка и 2 сдвоенных токарных. Было построено и оборудовано здание для термической обработки снарядов. Опытная партия шрапнелей была в феврале 1915 г. сдана на Петроградский полигон и выдержала испытания21.
В октябре 1915 г. усилиями Главного артиллерийского управления и Министерства торговли и промышленности было принято решение Военного ведомства о производстве 3-х дюймовых гранат на Воткинском заводе с производительностью 40-50 тыс. штук в месяц. Для этого заводу был выделен кредит в размере 950000 р. на приобретение станков и расширение энергетической базы22. В конце 1915 г. - начале 1916 г. производство 3-х дюймовых гранат было освоено.
В 1915 г. Воткинским заводом выполнялись заказы министерств путей сообщения, торговли и промышленности, Военного ве-
домства, а также частные заказы, которые составляли около 2 % от общего объема выпускаемых изделий23. Для Военного ведомства завод изготовлял трехдюймовые шрапнели, 5000 штук в месяц, корпуса 1/2-пудовых святящих ядер для артиллерийского ведомства, лафетные части к пушкам для Пермского пушечного завода, диафрагмы к шрапнелям для Златоустовского завода, фрезерные, сверлильные и другие металлообрабатывающие станки для казенных военных заводов Златоустовского горного округа и для Ижевского оружейного завода24. Завод изготовил 28 различных речных и специальных судов. В январе 1915 г. на Ижевский пруд были доставлены 2 парохода, изготовленные Воткинским заводом. Кроме того, завод изготовил железнодорожных скреплений 418829 пуд., мостовых конструкций 32084 пуд.24 По длине построенных мостов в 1915 г. Воткинский завод вышел на первое место в России. Сельскохозяйственных орудий было изготовлено 38872 пуд.
В 1915 г. на заводе продолжались мероприятия по механизации ручного труда и модернизации существующего оборудования, внедрение новых технологических процессов.
В котельном цехе была внедрена кислоро-доацетиленовая сварка деталей и узлов, значительно повысившая производительность труда. Для облегчения и ускорения сверлильных работ был применен пневматический инструмент. В кузнечном цехе были установлены изготовленные силами завода 10 винтовых прессов для штамповки костылей, заклепок и болтов, что позволило увеличить выпуск костылей до 20000 штук в месяц. Большая работа по механизации грузоподъемных и других работ была проведена в мостовом цехе. Площадь сборочного участка цеха была увеличена на 1200 кв. м. и оборудована железнодорожными крановыми путями. Силами завода был изготовлен 7-тонный паровой кран железнодорожного типа. Установлен новый мостовой кран с пневматическим оборудованием для клепки. Ручная обрубка железа была заменена обрубкой американскими пневматическими молотками. Для выполнения сверлильных работ силами завода были сконструированы и изготовлены 4 электросверлилки. Два новых рычажных электрических станка позволили значительно удешевить работы по перемещению грузов на сборки. В механи-
ческом цехе организационные мероприятия позволили расширить площади для сборки станков, механизировать погрузочные работы по перемещению тяжелых деталей и узлов, улучшить условия труда рабочих. Большая экономия инструментальной быстрорежущей стали была достигнута внедрением в производство напайкой пластин из нее на режущий инструмент25.
В связи с увеличением спроса на сталь в сталелитейном цехе Воткинского завода строилась новая мартеновская печь емкостью 25 тонн с 5 газогенераторами, сифонными затворами, отдельной дымовой трубой, литейная канавка оборудовалась ковшами с электроприводом. Строительство новой печи стесняло работу других печей, но не отразилось на их производительности. Производство стали на заводе в 1915 г. составило 1420000 пуд.25 против 1276100 пуд. в 1914 г.26 Удельный вес Воткинского железоделательного завода в общероссийской выплавке стали составил в 1914 г. - 0,7 %, в 1915 г. - 1,9 %27. Завод производил различные марки стали - от низкоуглеродистой до рессорной.
Война потребовала колоссальных объемов перевозок, особенно на железнодорожном транспорте. Россия испытывала большой недостаток паровозов и вагонов, поэтому Воткинский завод продолжал изготовление паровозов. В паровозном цехе широко стали использовать пневматический инструмент - пневмосверлилки и пневмомолотки, для повышения производительности. Для сверления паровозных рам был установлен двойной горизонтально-сверлильный станок, при этом повысилась точность и качество отверстий. Установка специальной печи для разогрева композиций при заливке подшипников скольжения позволила значительно ускорить и удешевить работы. Изготовление новых форм для отливки колец металлических сальников дало большую экономию материала, так как не требовало механической обработки.
23 ноября 1915 г. в связи с увеличением выпуска 3-х дюймовых снарядов заведующим снарядного цеха Воткинского завода Р. Ф. Зенцино был выдан заказ Технической конторе «Русскометалл» на поставку заводу 10 винторезно-токарных станков американского завода «Цинцинати»28.
Учитывая положительный опыт изготовления 3-х дюймовых снарядов и возможности Воткинского завода после проведенных
опросов Уральского заводского совещания, в середине 1916 г. Воткинскому заводу был выдан заказ на изготовление в 1916-1917 гг. 500000 штук 3-х дюймовых шрапнелей29. На Воткинском заводе в июле-августе 1916 г. была введена в действие прессовая фабрика для штамповки корпусов трехдюймовых
30
шрапнелей30.
Для механизации сверлильных работ завод приобрел у Торгового дома «Морнц и Брамер» в Петрограде ручную электрическую сверлильную машину стоимостью 400 р.31
7 января 1916 г. с целью увеличения производительности выпуска металла исполняющий должность Горного начальника Камско-Воткинского округа Н. М. Бухтеев вышел с предложением в отдел по испытанию и освидетельствованию заказов в Министерство путей сообщения об изготовлении стали для железнодорожных скреплений, паровозного литья и мостовых опор более мягкой, что позволяло уменьшить время плавки32.
Технические работники Воткинского завода изучали опыт работы других предприятий, в частности Ижевских заводов. Для ознакомления с приготовлением снарядной стали и со штамповкой стаканов в феврале 1916 г. в Ижевский оружейный и сталеделательный заводы были командированы заведующий сталелитейного цеха А. Н. Варначев, заведующий кузнечным, молотовым и прессовыми цехами Д. Ф. Жигулев и мастер кузнечного цеха С. К. Логинов Воткинского завода33. Позднее в мае 1916 г. горный инженер И. Я. Адарюков ездил в Ижевские заводы для ознакомления со способом приготовления шрапнельной стали, а мастер каменного цеха А. А. Варламов с приготовлением «прибылей настывшей к изложницам употребляемым для изготовления снарядной стали»34.
За 1916-1917 гг. Воткинский завод изготовил около 125 тыс. 3-х дюймовых снарядов35.
В 1918 г. по условиям Брестского мирного договора снарядный цех Воткинского завода был закрыт.
Таким образом, накануне Первой мировой войны произошла техническая реконструкция Воткинского железоделательного завода: расширение существующих площадей, обновление станочного парка, внедрение новых технологий в производство. Постройка новой мартеновской печи и модернизация оборудования сталелитейного цеха позволили заводу в годы Первой мировой войны увеличить
выплавку различных сортов стали. Во время Первой мировой войны, ставшей стимулирующим фактором для Воткинского железоделательного завода, он был перепрофилирован и смог наладить выпуск остродефицитных в то время для русской армии 3-х дюймовых шрапнелей и оставить на прежнем уровне выпуск железнодорожных скреплений и мостов.
Примечания
1 Сигов, С. П. Очерки по истории горнозаводской промышленности Урала. Свердловск, 1936; Залесский, С. А. Мобилизация промышленности на Урале в годы Первой мировой войны // Ист. зап. М., 1959. № 65. С. 80118; Вяткин, М. П. Горнозаводской Урал 1900-1917 гг. М. ; Л., 1965; Поликарпов, В. В. Государственное производство вооружения в России (1905 - февраль 1917 г.) : дис. ... канд. ист. наук. М., 1986 и др.
2 Жук, А. В. Внедрение новых технологий на военных предприятиях Урала в годы Первой мировой войны // Проблема человека в историческом процессе. Екатеринбург, 2000. С. 16-21; Коростелева, С. А. Первая мировая война как фактор модернизации промышленности Удмуртии / С. А. Коростелева, К. И. Куликов // Вооруженные конфликты на рубеже Х1Х-ХХ вв. Екатеринбург, 2004. С. 52-60; Гаврилов, Д. В. Модернизацион-ный взлет Урала в конце XIX - начале ХХ в. // Модернизационные процессы в металлургии Урала ХУП-ХХ1 вв. Екатеринбург, 2005. С. 40-93 и др.
3 Обзор Вятской губернии за 1915 г. Приложение к Всеподданнейшему отчету Вятского губернатора. Вятка, 1916; Памятная книжка Вятской губернии и календарь на 1914 г. Вятка, 1913; Материалы для оценки недвижимых имуществ в городах Вятской губернии. Вятка, 1908.
4 Воткинский завод. История развития производства за 240 лет. Воткинск, 2000. С. 36.
5 Вяткин, М. П. Горнозаводской Урал. С. 269.
6 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11086. Л. 107108.
7 Там же. Л. 56.
8 Там же. Л. 57.
9 Там же. Л. 57-61, 107-108.
10 Там же. Л. 56-61.
11 Там же. Л. 107-108.
12 Там же. Л. 56-61.
13 Там же. Л. 108.
14 Там же. Л. 56-61.
15 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11046. Л. 35-36; Ф. 212. Оп. 1. Д. 11126. Л. 45 об.-46.
16 Бескровный, Л. Г. Армия и флот в начале ХХ века. М., 1986. С. 102-103.
17 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11134. Л. 33-35об.
18 Там же. Д. 11148. Л. 76.
19 ГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Д. 958. Л. 45-45 об.
20 Жук, А. В. Военная промышленность Урала в годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000. С. 62.
21 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11168. Л. 1-4 об.
22 Архив ВИМАИВиВС. Ф. 13. Оп. 87/2. Д. 8. Л. 159-159 об.
23 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11148. Л. 2-2 об.
24 Там же. Л. 1-2.
25 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11168. Л. 1-4 об.
26 Там же. Д. 11136. Л. 34.
27 Сведения посчитаны автором по данным: ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11168. Л. 1-4 об.; ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11136. Л. 34; Бескровный, Л. Г. Армия и флот в начале ХХ века. Очерки военно-экономического потенциала. М., 1986. С. 70.
28 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11172. Л. 4.
29 Там же. Д. 11229. Л. 10.
30 Там же. Д. 11195. Л. 46.
31 Там же. Д. 11208. Л. 65.
32 ЦГА УР. Ф. 260. Оп. 1. Д. 148. Л. 11.
33 ЦГА УР. Ф. 212. Оп. 1. Д. 11146. Л. 26.
34 Там же. Л. 64.
35 Жук, А. В. Военная промышленность Урала. С. 103.