Согласно второй статье Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах [1, с. 514]. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших обязанностей государства. Практическая реализация данной обязанности возложена государством на правоохранительные органы, под которыми понимаются «государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью» [1, с. 526].
В процессе своей деятельности правоохранительные органы информируют население о чрезвычайных происшествиях и преступлениях; о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступлений; о ходе расследования уголовных дел и приговорах, вынесенных судом; об обстоятельствах, способствовавших совершению преступлений. Далее в статье подобная информация будет обозначаться термином «результаты правоохранительной деятельности».
Основанием для данной работы является 29 статья Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации и отсутствие цензуры. Аналогичные положения содержатся в ст. 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной государствами - членами Совета Европы в Риме 4 ноября 1950 г. и вступившей в силу 3 сентября 1953 г.
Содержание результатов правоохранительной деятельности и порядок информирования общественности о результатах противодействия преступности регламентируют УПК РФ, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», другие Федеральные законы, определяющие использование информации и устанавливающие правовой статус конкретных правоохранительных органов, а также ведомственные приказы и положения.
Следует отметить, что Конституция РФ гарантирует право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не только сотрудникам правоохранительных органов, но и лицам, не связанным напрямую с правоохранительной деятельностью. Поэтому субъектами информирования населения о результатах противодействия преступности могут выступать помимо руководителей правоохранительных органов и официальных представителей их пресс-служб следующие лица:
- ведущие информационных блоков радио- и телепрограмм центральных и местных электронных средств массовой информации (далее - СМИ);
- теле- и радиокорреспонденты (обозреватели), подготавливающие специальные выпуски и фильмы, отражающие актуальные аспекты борьбы с преступностью;
- журналисты центральных и местных печатных изданий, ведущие криминальную хронику и готовящие аналитические обзоры по данной проблематике;
- государственные и муниципальные должностные лица, использующие в выступлениях и документах материалы, подготовленные для них правоохранительными органами;
- представители науки и образования, исследующие криминальные феномены и пути их локализации;
- функционеры различных общественных организаций, антикриминальной, религиозной и правозащитной направленности, выступающие публично по рассматриваемой тематике;
- пользователи сети Интернет, ставшие свидетелями (участниками) какого-либо правонарушения, или анализирующие конкретные проблемы, которыми богата современная криминальная обстановка.
Свобода слова, в отличие от свободы мысли, не может быть абсолютной. Поэтому ст. 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина, в том числе и право на свободу слова и свободу массовой информации, могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция РФ содержит ряд норм (в частности, ст. 23, 24, 25), устанавливающих пределы свободы слова, которые не должны переступать ни частные лица, ни общественные организации, ни государственные органы.
К нормативным актам, регулирующим защиту права на неприкосновенность частной жизни, относятся Федеральный закон «О персональных данных», Гражданский кодекс, а также ряд международных договоров, прежде всего Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт о гражданских и политических правах. Неприкосновенность частной жизни защищена ст. 137 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Современное Российское законодательство соответствует международным нормам, в частности, ст. 12 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., о невмешательстве в личную и семейную жизнь.
Следует отметить, что информирование населения о результатах противодействия преступности осуществляется не ради запугивания граждан уголовной угрозой или удовлетворения любопытства части населения, интересующейся криминальной хроникой. Данная работа преследует ряд социально и политически значимых целей. Так, оперативное доведение до сведения граждан информации о раскрытии убийств, террористических актов, преступлений экстремистского характера, системной коррупции и др., убедительно свидетельствует о способности власти защитить личность, общество и государство от криминальных вызовов, обеспечить приемлемый уровень безопасности и правопорядка, реализовать принципы неотвратимости и адекватности наказания правонарушителей, что в целом способствует повышению уровня доверия населения к власти, сужения среды, на которую могут опираться преступные элементы, укреплению конституционного строя.
В то же время существует точка зрения, что вброс в публичную информационную сферу сведений о лицах, подозреваемых или обвиняемых в противоправной деятельности до суда над этими лицами и вступления приговора в законную силу, нарушает конституционные права данных лиц. В качестве основного аргумента используется ссылка на ст. 48 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Действительно, вовремя вброшенный «компромат» о причастности какого-либо лица к противоправной деятельности способен нанести серьезный материальный и моральный вред, даже если в последующем преступная деятельность не будет доказана в судебном порядке.
Учитывая данные соображения, проанализируем законность информирования общественности о противоправной деятельности лиц до суда над этими лицами и вступления приговора в законную силу.
Основной объем данной информации поступает в публичное информационное пространство на досудебных стадиях уголовного процесса, во-первых, от сотрудников оперативно-разыскных органов, во-вторых, от сотрудников органов предварительного расследования.
Как известно, деятельность оперативно-разыскных органов осуществляется на основе Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], согласно которому ОРД - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то названным законом, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Понятие «результаты ОРД» раскрывается в п. 36.1 УПК РФ как сведения, полученные в ходе оперативно-разыскных мероприятий о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.
Направления использование результатов ОРД приведены в ст. 11 Федерального закона. Так, полученные материалы могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших,
имущества, подлежащего конфискации, для принятия решений о достоверности представленных государственным или муниципальным служащим либо гражданином, претендующим на должность судьи, предусмотренных федеральными законами сведений. Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств.
В ст. 5 рассматриваемого Федерального закона содержится запрет должностным лицам оперативно-разыскных органов разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения оперативно-разыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. При нарушении прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
Доведение СМИ результатов ОРД ограничено в силу того, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» данные сведения составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность.
Таким образом, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит норм, допускающих информирование оперативно-разыскными органами общественности о результатах ОРД либо передачу данной информации в СМИ. Осуществление этой работы на основе ведомственных нормативных актов недопустимо, так как в соответствии со ст. 4 указанного Закона, органам, осуществляющим ОРД, разрешено издание в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативных актов, регламентирующих организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, но не использование результатов ОРД.
Что касается возможности информирования общественности о лицах, подозреваемых в противоправной деятельности сотрудниками органов, осуществляющих предварительное расследование, то данные предварительного расследования в соответствии с ч. 1 ст. 161 УПК РФ не подлежат разглашению. При этом, в ч. 3 указанной статьи содержится исключение из приведенной нормы, согласно которому данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается.
Таким образом, принять решение о предании гласности данных предварительного расследования могут дознаватель или следователь, в том объеме, в каком это будет признано ими допустимым.
Потерпевший (п. 3 ч. 5. ст. 42 УПК РФ), гражданский истец (ч. 6 ст. 44 УПК РФ), защитник (ч. 3 ст. 53 УПК РФ), гражданский ответчик (п. 2 ч. 3 ст. 54 УПК РФ), свидетель (п. 3 ч. 6 ст. 56 УПК РФ), эксперт (п. 5 ч. 4 ст. 57 УПК РФ), специалист (ч. 4 ст. 58 УПК РФ), переводчик (п. 2 ч. 4 ст. 59 УПК РФ) и понятой (ч. 4 ст. 60 УПК РФ) не вправе разглашать данные предварительного расследования только в том случае, если они были предупреждены об этом заранее. Если участники уголовного процесса не давали письменного обязательства соблюдать тайну предварительного расследования, то они вправе использовать данную информацию по своему усмотрению и не могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 310 УК РФ за разглашение данных предварительного расследования.
Практика показывает, что основной объем претензий по поводу разглашения данных предварительного расследования о лицах, подозреваемых в причастности к противоправной деятельности, возникает после предания гласности информации в электронных и печатных средствах массовой информации. Данные процессы регламентирует Закон РФ «О средствах массовой
информации» [3], в котором содержатся основные понятия, используемые в правовом регулировании средств массовой информации.
Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Субъектом правовой ответственности обычно выступает журналист, то есть лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Согласно ст. 47 указанного выше Закона журналист имеет право:
- посещать государственные органы и их пресс-службы;
- искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
- получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- копировать, публиковать, оглашать или иным образом воспроизводить документы и материалы (с соблюдением авторских прав);
- производить записи, в том числе с использованием средств аудио-, видеотехники, кинофотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
- излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
При этом журналист обязан согласно ст. 49 Закона о СМИ проверять достоверность сообщаемой им информации. Иными словами, у него должны быть документы и материалы, подтверждающие достоверность сообщаемой им информации.
В числе обязанностей журналиста Закон о СМИ указывает получение согласия на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. Статья 49 содержит исключение для случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Что такое «общественный интерес», законодательство не разъясняет. Но очевидно, что общественный интерес - это общественно значимый интерес, а не любой интерес, проявляемый обществом, входящим в аудиторию СМИ. Категория «общественно значимый интерес» присутствует и в Гражданском Кодексе РФ.
Рассмотрим, как изложенные положения реализуются на практике. Так, Сыктывкарский городской суд признал законной публикацию в СМИ данных о расследовании уголовного дела в отношении подозреваемого в квартирном мошенничестве. В иске подозреваемый указал, что органы внутренних дел в нарушение его прав распространили в СМИ сведения о его задержании по подозрению в совершении тяжких преступлений, а также о ходе расследования его уголовного дела. По его мнению, данные сведения не соответствовали действительности, создавали мнение о нем как о преступнике, несмотря на отсутствие обвинительного приговора. В суде было установлено, что сведения о его задержании как предполагаемого участника преступной группы, занимавшейся квартирными мошенничествами, на момент распространения в СМИ соответствовали данным предварительного следствия, поэтому оспариваемые истцом сведения «соответствуют действительности и не порочат честь и достоинство истца». Кроме того, согласно ст. 38 закона о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов, в том числе правоохранительных. Также суд признал правомерным и обоснованным распространение фотографии мужчины: в соответствии с Гражданским кодексом РФ согласия гражданина на публикацию его изображения не требуется в случаях, когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах. Из решения суда также следует, что отсутствие приговора на момент опубликования в СМИ сведений о ходе расследования уголовных дел само по себе не является основанием для опровержения данных сведений, поскольку в них изложены обстоятельства, имевшие место в действительности [4].
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы:
1. Информирование общественности о результатах правоохранительной деятельности допускается ст. 29 Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова, свободу массовой информации и отсутствие цензуры. Предметом информирования в основном являются чрезвычайные ситуации и
происшествия, зарегистрированные преступления и лица, подозреваемые в их совершении, то есть сведения, отражающие обстоятельства, имевшие место в действительности и удовлетворяющие публичный интерес.
2. Законодатель не допускает использования результатов оперативно-разыскной деятельности для информирования общественности, так как эти сведения не подтверждены в процессуальном порядке, не отвечают требованию достоверности. Их публикация может привести к нарушению тайны частной жизни, компрометации должностных лиц, представителей политических партий, общественных организаций, коммерческих структур, простых граждан.
3. Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя, дознавателя, только в рамках ведущегося ими дела и только в том объеме, который не противоречит интересам предварительного расследования и не связан с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.
4. Участники уголовного судопроизводства обязаны не разглашать ставшие им известными данные предварительного расследования в том случае, если у них была взята подписка с предупреждением об ответственности в соответствии со ст. 310 УК РФ.
5. При публикации информации о возможной причастности к противоправной деятельности конкретных лиц целесообразно учитывать позицию Европейского Суда, в соответствии с которой следует различать факты и оценочные суждения. Существование фактов может быть доказано, тогда как истинность оценочных суждений не всегда поддается доказыванию.
6. По мнению Европейского суда, презумпция невиновности не может препятствовать информированию общественности о ведущихся уголовных расследованиях. Однако при доведении общественности информации о результатах правоохранительной деятельности недопустимы публичные высказывания мнения о виновности конкретного подозреваемого (обвиняемого), личность которого может быть идентифицирована из сообщения правоохранительных органов или СМИ, до того как это будет доказано в соответствии с законом. В данном случае предпочтительно говорить о возможной причастности лица к преступлению, не раскрывая его личности.
Литература
1. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. М., 1998. Т. VI.
2. Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СПС КонсультантПлюс.
3. Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» // СПС КонсультантПлюс.
4. Подозреваемый в квартирном мошенничестве проиграл спор о публикации его данных в СМИ. 10 октября 2012 г. // http://pravo.ru/news/view/78451/