Необходимо заметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным становится создание нового типа учебных планов и программ для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, быстро реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификации обучаемых: повышение квалификации по имеющейся профессии (специальности); овладение новой специальностью (специализацией) в рамках имеющейся профессии (специальности) — расширение профиля; овладение новой профессией (специальностью) на основе имеющейся без учета предшествующего профессионального опыта. Важной является идея интеграции учебных программ начального, среднего профессионального и высшего образования. Такая интеграция эффективна во многих отношениях. Например, пять лицеев Иркутской области реализуют образовательные программы среднего профессионального образования или работают по учебным планам непрерывного образования, гарантируя учащимся поступление на второй-третий курсы вузов.
Регионализация системы профессионального образования обеспечивает более динамичное развитие всех ее структурных компонентов с учетом запросов регионального рынка труда, а также развитие социального партнерства. Результатом развития социального партнерства учебных заведений и работодателей является положительная тенденция
востребованности выпускников профтехучилищ Иркутской области. Их занятость в 2005 г. составила 89,7% (63,2% — направлено на работу, 15,3% — пошли служить в Российскую армию, 11,2% — продолжили учебу в вузах и ССУЗах) (табл.).
Наблюдается существенное уменьшение востребованности кадров в промышленности, строительстве, на транспорте и особенно в сельском хозяйстве с одновременным увеличением доли их подготовки для непроизводственной сферы. Возникла необходимость перепрофилирования учебных заведений в соответствии с потребностями рынка труда, для чего нужны существенные затраты на создание учебно-материальной базы по вновь открываемым профессиям.
В условиях формирования идеологии взаимодействия развития общества, образования и личности значительно изменилось и содержание образования. В иркутских учебных заведениях разрабатывается учебно-программная документация на основе Государственных образовательных стандартов с учетом специфических условий и потребностей региона, используются интегрированные программы. На базе лучших учебных заведений проводятся исследования по совершенствованию содержания профессионального образования, апробируется учебно-программная документация, внедряются новые педагогические технологии, осуществляется компьютеризация учебного процесса. В соответствии с областной программой информатизации образования, в 80% учебных заведений оборудованы компьютерные классы.
Л.В. КРАВЧЕНКО
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации,
г. Москва
О НЕОБХОДИМОСТИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Становление рыночных основ функционирования национальной экономики привело к заметным изменениям в социально-экономическом положении населения страны, смысл которых во многом заключается в повороте экономики к человеку, более пол-
ном осуществлении принципов социальной справедливости в распределении жизненных благ, повышении уровня жизни народа.
Десятилетия реформ в России показали, что переход к эффективной рыночной экономике представляет собой сложный и долгий
© Л.В. Кравченко, 2007
процесс, требующий системного подхода, а сфера образования в этом процессе играет ключевую роль1.
За годы реформ сфера образования претерпела существенные изменения, связанные с демографическими процессами, уменьшением объема ее финансирования, новыми положениями в нормативно-правовой базе системы образования и процессами адаптации образовательных учреждений к условиям рыночной экономики.
В современном обществе профессионально-образовательные характеристики человеческих ресурсов, формирующие интеллектуальный потенциал страны, являются одним из основных факторов, определяющих экономическое развитие государств. Сегодня знание превратилось в основной фактор производства, более значимый, чем такие традиционные факторы, как природные ресурсы, численность рабочей силы и капитал.
Если качество здоровья населения ставит Россию на один уровень с такими странами, как Гватемала и Туркменистан, то показатели образования населения, напротив, соответствуют уровню самых развитых стран мира (с ИРЧП от 1 до 19), а также многих бывших социалистических стран и бывших республик в составе СССР. Так, показатель уровня грамотности взрослых в России составляет 99,6%, совокупный валовой коэффициент числа поступивших в начальные, средние и высшие учебные заведения — 88%, общий индекс уровня образования 0,95, что заметно выше, чем в большинстве стран средней группы, и близко к уровню Японии, Ирландии, Швейцарии, Австрии, Германии, Франции, т.е. стран с рейтингом ИРЧП от 1 до 20. Эти данные свидетельствуют о преимуществах системы образования, существовавшей в Советском Союзе.
Однако за время, прошедшее после распада СССР и с начала рыночных преобразований в России, проявились тенденции другого рода. Резко снизились государственные расходы на образование как в абсолютных цифрах, так и в долевом выражении. Так, государственные расходы на образование, составлявшие в дореформенный период (данные 1980 г.) 7,3% ВВП, в 2001 г. были равны 3,2% ВВП,
в 2002 г. — 2,9% ВВП, в 2003 г. — 3,5% ВВП, в 2004 г. — 3,4% ВВП2.
В большинстве наиболее экономически развитых стран доля государственных расходов на образование колеблется в интервале от 4,5 до 6,5% всех государственных расходов. При этом следует подчеркнуть, что в западных странах существует развитая система частного образования. Анализ данных о структуре государственных расходов по странам свидетельствует о том, что расходы на образование в наиболее развитых странах мира являются приоритетными и везде превышают военные расходы. В 2002 г. наиболее высокие в долевом отношении военные расходы были у США — 3,4% ВВП, но при этом расходы на образование составили 5,6% ВВП. В Великобритании в 2002 г. военные расходы были равны 2,4% ВВП, расходы на образование — 4,6%; соответственно во Франции — 2,5 и 5,7% ВВП; в России — 4,0 и 2,9% ВВП3.
В решении задач развития сферы образования активную роль выполняют финансовые ресурсы. Поскольку от размеров, порядка образования и использования различных централизованных и децентрализованных денежных фондов в значительной мере зависит социальное развитие страны, с их помощью создаются финансовые предпосылки повышения уровня жизни народа, его благосостояния. В этой связи первостепенное значение приобретает изменение количественных пропорций формирования финансовых ресурсов системы образования, расширение источников ее финансирования, усиление экономических стимулов в целях более эффективного использования ресурсов и повышения результатов функционирования данной сферы.
Бюджетное финансирование системы образования в период рыночных реформ в реальном выражении резко снизилось до менее чем 40% от уровня 1991 г. Вместе с тем доля расходов на образование в расходах консолидированного бюджета несколько увеличилась. При этом продолжался перенос части расходов на региональные бюджеты при снижении доли расходов на образование из федерального бюджета. Одновременно возрастала роль соплатежей населения в финансировании общего образования, а так-
Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)
же среднего и высшего профессионального образования. Все это наглядно свидетельствовало о кризисном состоянии образования и необходимости осуществления реформ в данной сфере, прежде всего путем совершенствования механизмов финансирования и повышения эффективности использования имеющихся финансовых ресурсов.
При этом предпосылки кризисного состояния системы образования зарождались еще в условиях административно-командной системы хозяйствования. В Советском Союзе в течение не одного десятка лет действовала административно-командная система управления, основанная на централизованном планировании и нормировании. В данный период финансирование системы образования осуществлялось главным образом государством. В этих условиях в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы образования.
Вместе с тем зарождение остаточного принципа финансирования связано с ограничительной концепцией производительного труда, в соответствии с которой лишь производственная сфера являлась создателем национального дохода. Как следствие, непосредственным участникам производства отдавался и приоритет в финансировании. Отрасли, не участвовавшие в данном процессе, обеспечивались финансовыми ресурсами по остаточному принципу, поскольку иное отвлекало средства от достижения основной цели — максимизации национального дохода.
Идеи реформирования образовательной сферы начали обсуждаться уже с конца 1980-х гг. При этом на первоначальном этапе реформ произошла серьезная деформация образовательной политики, означавшая уменьшение финансирования сферы образования.
В настоящее время все идеи реформирования системы образования концентрируются вокруг трех основных направлений.
Первое — это борьба за увеличение бюджетного финансирования системы образования, в частности отказ от пресловутого остаточного принципа финансирования, признание приоритетности финансирования
образовательной сферы, а также повышение относительной зарплаты работников образования.
Второе направление — это попытки создания нового механизма бюджетного финансирования системы образования, основанного на идее нормативного финансирования в расчете на одного обучающегося в данном учебном заведении с учетом качества обучения. В целом за этим направлением реформирования стояло стремление рационализировать использование бюджетных средств, побудить образовательные учреждения к формированию активной позиции по отношению к формируемому контингенту учащихся.
Наконец, третье направление реформирования связано с обсуждением вопроса об оплате (по крайней мере, частичной) населением образовательных услуг, а также различных вариантов привлечения иных внебюджетных источников финансирования и обусловленных этим проблем экономической (а тем самым и юридической) самостоятельности образовательных учреждений.
Анализ развития сферы образования в 1990-е гг. в части ее финансового обеспечения позволил выявить две отчетливые тенденции — уменьшение объема реального бюджетного финансирования, с одной стороны, и увеличение платежеспособного спроса населения на образовательные услуги — с другой.
Опыт реформирования системы образования показывает, что проведение реформ в сфере образования является делом весьма непростым и не может решаться пожарными методами. Сфера образования и образовательное сообщество в любой стране несут в себе значительный консервативный заряд, что позволяет им играть существенную роль в поддержании социального порядка и сохранении преемственности и традиций в обществе. Это обстоятельство нельзя не учитывать при проведении реформ в данной сфере. Вместе с тем накопившиеся к настоящему времени проблемы в области образования настоятельно требуют безотлагательного решения, основанного на балансе общенациональных государственных интересов и интересов субъектов рынка образовательных услуг — как производителей, так и потребителей.
Известия ИГЭА. 2007. № 3 (53)
Примечания
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 янв. 2002 г.
№ 1756-р // Бюллетень Минобразования Российской Федерации. 2002. № 2.
2 www.gks.ru.
3 Экономика знаний и факторы ее реализации // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2005. № 15. С. 16.
Л.В. ИВАНЮТИНА
Алтайский государственный университет,
г. Барнаул
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОНИТОРИНГУ РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время одной из важных задач является изучение тенденций и особенностей развития системы общего и профессионального образования. Характер и направления развития рынка образовательных услуг, обусловленные взаимодействием широкого круга самых разнообразных факторов, являются предметом постоянного интереса субъектов данного рынка. Дальнейшее развитие рыночных отношений, усиление конкуренции на рынке образовательных услуг вызывают объективную необходимость пересмотра методических подходов к изучению состояния и развития рынка образовательных услуг, в том числе подходов к мониторингу его состояния.
Целью написания данной статьи является определение методических подходов к мониторингу рынка образовательных услуг в области высшего профессионального образования.
Изучение экономической литературы по вопросам мониторинга вообще и мониторинга в образовании в частности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый подход отечественных ученых к определению категории «мониторинг». В обобщенном виде мониторинг представляет собой универсальный метод научного познания. Причем важнейшим качеством данного метода познавательной деятельности является информативность.
Мониторинговая технология универсальна для исследования любых объектов окружающей действительности, так как основана на сущностных свойствах, являю-
щихся принципами познания мира, — развитии и целостности, дифференциации и интеграции.
Таким образом, большинство отечественных ученых под мониторингом понимают систему универсальных общенаучных и эмпирических методов научного познания, важнейшей характеристикой которых является информативность и слияние различных методологических концепций.
Изучение, обобщение и анализ исследуемой экономической литературы по вопросам мониторинга позволяют автору сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует единый подход к содержанию самой системы мониторинга. Многие отечественные ученые в качестве первого элемента данной системы указывают наблюдение. Так, по словам C.B. Захаровой, мониторинг — это процесс наблюдения за объектом, оценка его состояния, осуществление контроля над происходящими событиями, предупреждение нежелательных тенденций развития1. C точки зрения Л.А. Чуриной, мониторингом является система постоянного наблюдения, анализа и т.д.
Анализ мнений отечественных ученых по поводу содержания системы мониторинга позволяет сделать вывод, что наблюдение не является обязательным элементом системы мониторинга. Автор поддерживает мнение данной группы ученых, так как применение метода наблюдения в ряде случаев затруднено или невозможно. Таким образом, автором предлагается модель системы мониторинга, представленная на рис. 1.
© Л.В. Иванютина, 2007