Научная статья на тему 'О необходимости разработки государственной программы борьбы с преступностью'

О необходимости разработки государственной программы борьбы с преступностью Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
318
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОС. ПРОГРАММА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости разработки государственной программы борьбы с преступностью»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

О НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

Ищенко Е.П., д.ю.н., профессор, Заслуженный деятель науки РФ

МГЮА

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Современная преступность - негативное социальное явление глобального масштаба. Для ее преодоления или хотя бы минимизации необходим комплексный государственный подход, предполагающий координацию деятельности ряда министерств и ведомств, которые так или иначе задействованы в этом многоаспектном процессе. Без управляющей координации их усилия будут разрозненными, нецеленаправленными, эпизодическими, что и наблюдается, если посмотреть объективно и непредвзято на современное состояние борьбы с преступностью вообще и расследование преступлений, в особенности.

Достаточно очевиден тот факт, что криминологическая ситуация в стране с каждым годом становится все хуже. Происходит тотальная криминализация российского общества. Начало XXI века ознаменовалось тем, что в стране регистрируется столько преступлений, сколько в 60-е годы XX века за целое пятилетие. Так, число зарегистрированных в 1966 г. преступлений - 582,9 тыс. увеличилось в 2005 г. до 3,5 млн, или более чем в 6 раз.

За годы социально-экономических реформ (1991-2005) в стране зарегистрировано более 41 млн преступлений, или в среднем по 2733 тыс. ежегодно, выявлено свыше 20 млн лиц, их совершивших. Коэффициент преступности (зарегистрированной) в расчете на 100 тыс. населения вырос с 407 преступлений в 1961-1965 гг. до 2427 преступлений в 2005 г., т.е. без малого в 6 раз. С учетом колоссальной латентности реальный уровень преступности превосходит регистрируемый в 4-6 раз1. «Именно фактическая преступность (а не только то, что фиксируется в статистических отчетах) существенным образом отравляет жизнь законопос-

1 Об общих причинах обвального роста преступности в стране см.: Дементьев С.И., Данелян Р.С., Дзигарь А.Л., Ярышева С.Ю. Перестройка и ее криминологическая оценка. Краснодар, 2005. С. 264-301; Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России: Криминологический анализ. - М.: Норма, 2006. С. 55-95.

лушных граждан, причиняет обществу колоссальный ущерб»2.

Если материальный ущерб как-то можно восполнить, то людские потери невосполнимы. С начала перестройки число убийств в стране возросло в 3 раза: с 10 тыс. в 1985 г. до 30 тыс. в 2005 г., когда Россия вышла на первое место в мире по уровню умышленных убийств: 21,5 на 100 тыс. населения. Если учесть, что в 2005 г. 18 тыс. человек умерли вследствие причинения тяжкого вреда здоровью, то по сути - это те же убийства. 20 тыс. человек пропали без вести, из которых, по экспертным оценкам, не менее 1/3 убиты. 50 тыс. человек - самоубийцы, среди которых не менее 10% убиты, а картина смерти умышленно сфальсифицирована. Другими словами, за 2005 год фактически убито не менее 60 тыс. человек, т.е. по сравнению с 1985 годом в 6 раз больше.

Даже если взять за основу только официально зарегистрированные убийства (30 тыс. за 2005 г.), то их в России регистрируется в 20 раз больше, чем в Японии (в расчете на 100 тыс. населения), в 17 раз - чем в ФРГ, в 14 раз - чем во Франции и в 3,5 раза - чем в США. Как тут не вспомнить достопамятное «Догоним и перегоним США!» Перегнали...

В 2005 г. численность заключенных в стране выросла на 60 тыс. человек. При этом число осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления достигло 70%, в то время как в середине 90-х гг. эта категория составляла не более 35%. Каждый четвертый отбывает наказание за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый пятый - за разбой или грабеж. Более четверти осужденных приговорены к длительным срокам лишения свободы, около половины отбывают наказание не в первый раз, что свидетельствует об устойчивой преступной мотивации, нежелании вести законопослушный образ жизни.

Современная преступность - чрезвычайно сложное социальное явление, характеризующееся, на мой взгляд, такими отличительными признаками. 1. Она очень быстро растет и развивается. Согласно данным ГИАЦ МВД России о состоянии преступности, если в 2004 году было зарегистрировано 2,8 млн преступлений, то в 2006 году эта цифра составила 3,8 млн, т.е. рост числа преступлений на 1 млн произошел за 2 года. 53,5% от зарегистрированных 3,8 млн преступлений остались нераскрытыми. Нет особой нужды доказывать, что оставшиеся невыявленными, латентными либо нераскрытыми, а также некачественно расследованные преступления ведут к дальнейшему ухуд-

2 Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Российская

уголовная политика: преодоление кризиса. - М.: Нома, 2006.

С. 17-18.

Ищенко Е.П.

ГОС. ПРОГРАММА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ

шению криминогенной обстановки в стране, создают у преступных элементов уверенность в безнаказанности криминального поведения, формируют благоприятную почву для распространения уголовных традиций, для эскалации обусловленных ими уголовно-наказуемых деяний.

Ни какие полумеры не дадут ощутимого результата, нужно менять подход к борьбе с преступностью в стране коренным образом. И одним из основных «камней преткновения» на этом пути будут действующий УПК РФ, скрупулезно проанализировав нормы которого, известный российский процессуалист А.Д. Бойков заключил, что в УПК вообще не идет речь ни о борьбе с преступностью, ни о неотвратимости ответственности за содеянное. С точки зрения борьбы с преступностью многие положения УПК снижают эффективность уголовного преследования и даже делают его беспомощным. В поисках неизбежного для уголовного процесса компромисса между личными и публичными интересами в жертву чаще всего приносятся последние. Главная и чуть ли не единственная задача уголовного судопроизводства по действующему УПК состоит в защите подозреваемого и обвиняемого от злонамеренного следователя, возможности которого существенно сокращены, а его действия могут быть парализованы вполне легальными способами 3.

Ему вторит Б.Т. Безлепкин, обоснованно считающий, что ограничение назначения уголовного судопроизводства лишь решением задач, сформулированных в ст. 6 УПК РФ, означает извращение истинного содержания публичных интересов в сфере борьбы с преступностью4.

Прав и В.П. Божьев, указывая, что «трудности в усвоении, соблюдении, исполнении и особенно применении уголовно-процессуальных норм усугубляются наличием в УПК множества несоответствий, «нестыковок» и даже противоречий между общими исходными положениями закона и правилами, регулирующими правовые отношения при производстве конкретных следственных, судебных и иных процессуальных действий на различных этапах судопроизводства. Сталкиваясь с такими трудностями, дознаватели, следователи, судьи не всегда находят правомерный и адекватный выход из создавшегося положения». Далее он подчеркивает, что трудности эти усугубляются «ввиду наличия среди дознавателей и следователей значительного числа лиц, не имеющих высшего юридического образования и необходимого профессионального опыта»5.

3 См. подробнее: Бойков А.Д. Третья власть в России. Книга вторая - продолжение реформ. М., 2002. С. 28-34.

4 См.: Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учебник. М., 2004. С. 84.

5 Божьев В.П. Уголовно-процессуальные предпосылки управления органами расследования //Современные тенденции управления расследованием преступлений: Сб. науч. трудов:

2. Это самоорганизующееся и весьма экспансивное явление, поскольку в общей структуре преступности увеличивается ее организованная составляющая, которая подчиняет своему влиянию все новые сферы. Так, если в 1989 г. число преступлений, совершаемых в составе организованных преступных формирований, составило 2924, то в 1997 г. - уже 28497, т.е. возросло почти в 10 раз.6

На координационном совещании руководителей федеральных правоохранительных органов в мае 2006 г. не случайно констатировано, что «размеры организованной преступности в России приобретают характер национальной угрозы»7. Диагноз поставлен правильно, но какие же практические меры приняты для радикального оздоровления обстановки? Кроме создания Следственного комитета при прокуратуре РФ и очередных многочисленных поправок в УПК РФ, нацеленных в основном на минимизацию роли органов прокуратуры в расследовании совершаемых в стране преступлений, - никаких.

Организованная преступность установила прочные связи с аналогичными структурами в странах СНГ и дальнего зарубежья, активно перенимает мафиозный опыт, делится своими «наработками». Полагаю, что можно говорить о международном сотрудничестве транснациональных преступных формирований. А что делается для их ликвидации?

В теневой экономике «крутятся» огромные капиталы, часть которых идет на подкуп чиновников всех рангов и уровней, а часть - на финансирование преступных структур, оплату усилий адвокатов, обслуживающих интересы отечественных мафиозных формирований. Произошла специализация организованных преступных групп и сообществ: незаконный оборот наркотиков, торговля оружием, угон автотранспортных средств, изготовление контрафактной продукции, подделка денег и пластиковых карт, азартные игры, проституция и т.д. В этой связи небеспочвенным представляется мнение, что «организованная преступность стала одной из наиболее распространенных форм социальной организации российского общества».8

3. Это явление, активные представители которого берут на вооружение последние достижения научно-технического прогресса как для совершения преступлений, так и для противодействия их раскрытию и расследованию.

Сложность проблемы возрастает и в связи с тем, что информационные технологии преступной

в 2-х ч. Ч.1. - М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 6-7.

6 См.: Эминов В.Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. С. 17-18.

7 См. там же. С. 6-7, 18-19.

8 Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Указ. раб. С. 119.

деятельности стремительно совершенствуются. Применение новейших технических средств и компьютерных сетевых технологий нарастает в последние годы лавинообразно. Это хакерство, компьютерный терроризм, финансовые преступления, мошенничество в глобальной сети Интернет, преступные махинации с кредитными и расчетными картами, с оплатой междугородных и международных телефонных переговоров, производство контрафактной продукции, в том числе компьютерных программ, видеофильмов, сетевая порнография, в том числе детская, использование миниатюрных подслушивающих и подсматривающих устройств с целью сбора компромата, используемого для шантажа, и многое другое9.

И несмотря на все это, отсутствие четкой стратегии и программы борьбы с преступностью -«печальная действительность. В стране за последние 15 лет сменилось десять председателей правительства, десять министров внутренних дел, десять директоров ФСБ и семь генеральных прокуроров, что уже само по себе неизбежно осложнило организацию своевременной и эффективной борьбы с преступностью и существенно затруднило надлежащее привлечение к этой важнейшей государственной деятельности наиболее подготовленных, честных и принципиальных специалистов»10.

Более того, «как только накапливались необходимые объемы оперативно-розыскной информации о преступной деятельности в сфере экономики, экспортно-импортных операций, контрабанды антиквариатом, бриллиантами, эти подразделения. подвергались либо ликвидации, либо структурным преобразованиям, естественно, с потерей массивов имеющейся информации»11. Все это немыслимо без интенсивного коррумпирования представителей властных структур, правоохранительных и судебных органов.

4. Это явление, тайные руководители которого не останавливаются ни перед чем для достижения своих преступных целей, в том числе перед физической ликвидацией тех лиц, которых им не удалось запугать или «купить». Кроме того, путем лоббирования они оказывают влияние на высшие законодательные органы страны, добиваясь принятия нужных законодательных актов (ряд норм УПК РФ, отмена конфискации имущества, нажитого преступным путем, учета повторности совершения преступления и другие новеллы УК РФ), а также смены руководителей силовых ведомств.

Преступления становятся все более жестокими, хорошо спланированными и организованными, тогда как следователи и дознаватели, образно говоря, связаны по рукам и ногам многочисленными

формальностями, установленными УПК РФ, подвергшемуся за годы своего действия бессчетному количеству поправок, так и не сделавших его надежным инструментом в деле борьбы с преступностью, давно вышедшей из под контроля, более того, контролирующей целые сферы экономики страны.

Все вышеизложенное приводит к такому выводу. Чтобы при построении правового государства россияне не оказались в государстве криминальном, необходима программа борьбы с преступностью в стране, составленная и - главное! - реализуемая профессионалами. За годы переходного периода их в правоохранительных органах заметно поубавилось, однако при наличии государственной воли вернуть их туда, хотя бы частично, не составит большой проблемы. Найдутся и компетентные представители уголовного права, процесса, криминологии, криминалистики, уголовно-

исполнительного права, которые, в содружестве с практическими работниками, в состоянии разработать долгосрочную программу борьбы с преступностью. Такая программа могла бы стать основой для разработки и реализации российской уголовной политики, о необходимости преодоления кризиса которой пишут известные криминологи12.

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

9 См. подробнее: Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Матрица преступности /Под ред. В.С. Овчинского. М.: Норма, 2006.

I Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Указ соч. С. 93. -------------------------------------

II Овчинский А.С., Чеботарева С.О. Указ. соч. С. 23. 12 Алексеев А.И., Овчинский В.С., Побегайло Э.Ф. Указ. раб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.