Научная статья на тему 'О необходимости применения новых подходов к управлению инвестициями региона'

О необходимости применения новых подходов к управлению инвестициями региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / MARKET CONDITIONS OF SUPPLY AND DEMAND / INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гуриева Лира Константиновна

Целью исследования явилось обоснование необходимости учета факторов рынка региональных инвестиций в государственном управлении инвестициями. Применив метод кластеризации инвестиций по их размерам и отраслям, автором выявлены региональные особенности финансирования инвестиций в экономику Северной Осетии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT NEED OF APPLICATION OF NEW APPROACHES TO MANAGEMENT OF REGION INVESTMENTS

Research objective was justification of need of the accounting of factors of the market of regional investments in public administration by investments. Applied a method of a clustering of investments by their sizes and branches, the author revealed regional features of financing of investments into economy of North Ossetia.

Текст научной работы на тему «О необходимости применения новых подходов к управлению инвестициями региона»

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИНВЕСТИЦИЯМИ РЕГИОНА

Гуриева Лира Константиновна

д-р экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, РФ, г. Владикавказ

E-mail: 443879@mail.ru

ABOUT NEED OF APPLICATION OF NEW APPROACHES TO MANAGEMENT OF REGION INVESTMENTS

Gurieva Lira

dr. econ. sci., professor of Management chair Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Vladikavkaz

АННОТАЦИЯ

Целью исследования явилось обоснование необходимости учета факторов рынка региональных инвестиций в государственном управлении инвестициями. Применив метод кластеризации инвестиций по их размерам и отраслям, автором выявлены региональные особенности финансирования инвестиций в экономику Северной Осетии.

ABSTRACT

Research objective was justification of need of the accounting of factors of the market of regional investments in public administration by investments. Applied a method of a clustering of investments by their sizes and branches, the author revealed regional features of financing of investments into economy of North Ossetia.

Ключевые слова: рыночная конъюнктура спроса и предложения; инвестиционные проекты.

Keywords: market conditions of supply and demand; investment projects.

Растущий объем инвестиций в промышленность регионов Северного Кавказа к 2025 г. составит, согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г., более 3,8 трлн. рублей [5]. Это актуализирует задачу повышения эффективности системы управления инвестициями в реальный сектор экономики путем исследования

конъюнктуры регионального рынка инвестиций, а также поиска возможностей выхода на внешние для региона инвестиционные рынки.

Анализ рынка инвестиций СКФО показывает, что часть реализуемых проектов в значительной степени сформирована по отраслевому или целевому принципу: ОАО «Курорты Северного Кавказа» поддерживает только 5 туристических проектов, ОАО «Россельхозбанк» — исключительно аграрные проекты, ОАО «Росинфокоминвест» — проекты, связанные преимущественно с телекоммуникациями, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Роснано» — инновационные проекты, а другая часть поддерживают только крупные инвестиционные проекты (например, ГК «Внешэкономбанк» — проекты от 2 млрд. рублей, ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» — проекты от 300 млн. рублей при требовании 30 % собственных средств, Инвестиционный фонд — от 500 млн. рублей [3]. В связи с этим встает вопрос об институтах привлечения инвестиций, актуальных для региональной экономики, а также о форматах параметров этих институтов.

Рыночная конъюнктура, как известно, складывается под воздействием двух факторов: спроса и предложения. Инвестиционный спрос отражает, в первую очередь, интересы инвесторов (как местных, так и внешних) в данном регионе, а предложение — наличие хорошо проработанных инвестиционных проектов, включая проекты инновационно-технологического развития, программ социально-экономического развития регионов, а также приемлемых для инвестора условий их осуществления, наличия дружественной бизнес-среды и высокого качества регионального управления.

На примере Республики Северная Осетия-Алания в табл. 1 и 2 сгруппированы инвестиционные проекты, предлагаемые инвесторам Правительством Республики Северная Осетия-Алания [2] и ОАО «Агентство инвестиционного развития Республики Северная Осетия-Алания» [4]. Проведенный анализ распределения инвестиционных предложений и реализуемых проектов региона позволяет сделать ряд выводов:

• экономика республики существенно недоинвестирована. Порядок недоинвестирования, по предварительным оценкам, составляет от 50 до 80 млрд. рублей;

• в списке инвестиционно ёмких отраслей лидирует сельское хозяйство, туристическо-рекреационная отрасль, гидроэнергетика и предприятия электронной промышленности;

• сложившаяся институциональная среда региональных инвестиций наиболее эффективна в стоимостных диапазонах инвестиционных проектов от 500 млн. рублей;

• для покрытия более 50 % инвестиционных проектов необходимы инвестиционные институты, оптимизированные для финансирования и управления проектами в диапазонах до 20 млн., от 20 до 100 млн. рублей, и от 100 до 500 млн. рублей; фонд необходимый для покрытия этого диапазона составляет около 6 млрд. рублей;

• проекты диапазона до 20 млн. рублей, а к ним относится в том числе значительная часть стартапов в инновационных и рисковых сегментах инвестиций, в целом не востребованы существующими в настоящее время в республике инвестиционными институтами;

• все проекты, по которым с помощью ОАО «Агентство инвестиционного развития РСО-Алания» начата реализация, получили инвестиции в формате банковских инвестиционных кредитов. Остальные форматы консолидации финансовых средств в республике пока не развиты;

• большая часть проектов, по которым с помощью ОАО «Агентство инвестиционного развития РСО-Алания» начата реализация имеет источник финансирования вне республики, соответственно механизмы консолидации финансовых средств на местном уровне нуждаются в целенаправленном развитии.

Реализованное ранжирование инвестиционных проектов РСО-Алания по объемам привлекаемых инвестиций и периоду окупаемости убедительно свидетельствует о необходимости дальнейшего развития рыночно

ориентированной и государственно регулируемой институциональной среды, необходимой для привлечения существенных для реализации задач коренной модернизации региональной экономики инвестиций.

Сегментация по отраслям инвестиционных предложений и реализуемых в 2010—2013 гг. проектов в РСО-Алания

Инвестиционн Инвестиционн ые предложения с сайта Минэкономраз вития РСО-Алания на 2010—2013 гг. Проекты, реализуемые с

ые предложения с сайта Правительства РСО-Алания на помощью ОАО "Агенство инвестиционно го развития РСО-Алания» Инвестиционные проекты, реализуемые с помощью других инвесторов

Инвестиционные проекты по 2010 г. на 2012— 2014 гг.

отраслям Колич ест-во проект ов по данной отрасл и Совок уп-ная Колич ест-во Совоку п-ная Количе Сово куп-ная Количе ст-во проект ов по данной отрасл и Сово куп-ная стоим ость проек тов, млн.р уб

стоимо сть проек тов по стоимо сть ство проекто стои мост Источни к

проект данно проект в по ь финанси

ов, млн.ру б й отрасл и ов, млн.ру б данной отрасли прое ктов, млн.р уб рова-ния

Туризм 1 15278 10 36826,2 1 15299, 7 ОАО "КСК"

ООО

Произв. стройматериалов 16 9186,5 13 15696,4 1 549 1 10300 "УГМК-Холдинг"

15112, 3 ОАО

Гидроэнергетика 2 8740 5 33632 1 505 1 "Русгидр о"

Строительство: Объекты культуры и деловая недвижимость 4 9161 2 5231 Фед.бюд жет

Металлургия 2 5200 2 4450 1 4400 ООО "УГМК-Холдинг"

Пищевая промышленность 6 1326,4 4 1710

Стекольное производство 2 1010 1 165

Производство кормовых добавок 2 788,7 1 780 1 1000

Мебель и деревообработка 3 760 3 913,8 1 645

Нефтедобыча и произв.нефтепродуктов 1 550 2 1100 1 1166

Электронная промышленность 1 300 2 1160 1 300

Легкая промышленность 1 150 1 120

Животноводство 1 135 7 3109 3 4458

Птицеводство 1 95 4 841,6 1 921

Растениеводство 4 624,9 2 377,2

Рыбоводство 1 5,5 1 667

Автопром 1 3700

Связь 3 650

Обрабатывающая промышленность 3 51,5 2 499

Производство гофротары 1 35 1 56

Химическая промышленность 2 23

Производство новых видов садовой и сельхозтехники 2 12

Биотехнологии 1 10,5

Сегментация инвестиционных предложений и реализуемых инвестиционных проектов 2010—2013 гг. Республики

Северная Осетия-Алания по стоимостным диапазонам

Инвестиционные предложения с сайта правительства www.rso-a.ru на 2010 год Инвестиционные предложения с сайта Министерства экономики www.economyrso.ru на 2011—2012 гг. Проекты, которые уже начали реализовывать с помощью ОАО "Агентство инвестиционного развития" или других инвесторов на 2013 г. Отношен ие совокупн ой стоимост и

Стоимостн ые диапазоны инвестицио нных проектов Количе ст-во предло же-ний в данном стоимос т-ном диапазо не Совоку п-ная стоимос ть проекто в, млн. руб Средня я стоимос ть проекта , млн. руб Количе ст-во предло же-ний в данном стоимос т-ном диапазо не Совоку п-ная стоимос ть проекто в, млн. руб Средня я стоимос ть проекта , млн. руб Количе ст-во предло же-ний в данном стоимос т-ном диапазо не Совоку п-ная стоимос ть проекто в, млн. руб Средня я стоимос ть проекта , млн. руб реализую щихся проектов в 2013г. к совокупн ой стоимост и предложе ний в 2010— 2013 гг., в %

1 млрд. руб и выше 7 42 509,00 6 072,71 19 91 838,5 4 833,6 10 56 099,5 5 610,0 61 %

От 500 млн. до 1 млрд. руб 9 6 223,80 691,53 11 7 077,4 643,4 6 4 155,4 692,6 59 %

От 100 млн. 16 3 654,20 228,39 25 5 615,6 224,6 2 709,5 354,8 13 %

до 5CC млн. руб

От 2C млн до 1CC млн. руб 1C 53S,CC 53,SC б 256,C 42,7 1 89,5 89,5 35 %

До 2C млн. руб 14 157,CC 11,21

В целях инновационной модернизации экономики и достижения целевых индикаторов Стратегии социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа до 2025 г необходимо учитывать, что ведущими в современной мировой экономике являются инновационные факторы развития экономики [5].

В целом проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов:

• достижение стратегических целей социально-экономического развития российских регионов в XXI в. требует разработки и применения новых подходов к управлению, в частности, повышения эффективности управления инвестиционными проектами на основе создания системы мониторинга и адаптации проектного управления к сложившейся конъюнктуре рынка инвестиций внутри региона;

• одним из действенных механизмов привлечения внешних инвесторов с целью формирования новых точек роста является обеспечение взаимодействия с крупными компаниями, инвестиционными фондами и банками, международными институтами развития, специализированными финансовыми организациями.

• успешные инвестиционные проекты региона необходимо не только всемерно поддерживать, но и продвигать на российских и международных мероприятиях как лучшие практики, свидетельствующие о наличии в регионе благоприятного инвестиционного климата и институциональной среды инновационной модернизации экономики.

Список литературы:

1. Гуриева Л.К. Эволюция теории инновационного развития: основные подходы и концепции. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2005. — 203 с.

2. Инвестиционные проекты Республики Северная Осетия-Алания. Республика Северная Осетия-Алания: Официальный интернет портал. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rso-a.ru/investment/projects/Buklet rus.doc

3. Рейтинг крупнейших компаний СКФО//Эксперт Юг. 2013. № 42—43.

4. Экономика Республики Северная Осетия-Алания. Веб-узел Агенства инвестиционного развития РСО-Алания. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.ossetia-invest.ru/page/ekonomika/

5. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.