УДК 332.1
А.И. Задорожный1, М.А. Симахина1, Е.В. Недбайло2
1 Камчатский государственных технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003; 2 Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края, Петропавловск-Камчатский, 683031 e-mail: [email protected]
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОЗИМНИКА АНАВГАЙ - ПАЛАНА ПУТЕМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СРОКОВ ЕГО ОТКРЫТИЯ И ЗАКРЫТИЯ
В статье рассматриваются проблемы обеспечения населения Тигильского муниципального района и городского округа «поселок Палана» в зимний период, а также повышения надежности эксплуатации автозимника Анавгай - Палана путем прогнозирования сроков его открытия и закрытия.
Ключевые слова: автозимник, транспортная связанность, качество жизни, прогнозирование.
A.I. Zadorozhnyy1, М.А. Simakhina1, E.V. Nedbaylo2
1 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003;
2 Ministry of Housing and Communal Services and Energy of the Kamchatka Territory, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683031 e-mail: [email protected]
ON THE NEED TO IMPROVE THE RELIABILITY OF THE ANAWGAI - PALANA WINTER ROAD USAGE BY PREDICTING THE PERIOD OF ITS OPENING AND CLOSING
The problems of providing the population of the Tigilsky municipal district and the urban district Palana in winter, as well as improving the reliability of operation of the Anawgai - Palana winter road by predicting the period of its opening and closing are considered in the article.
Key words: winter road, transport connectivity, quality of life, prediction.
Поставленная Президентом и Правительством РФ задача развития Дальнего Востока [1], и Камчатского края в частности, подразумевает повышение качества жизни населения на этих территориях [2]. С этой целью Правительством Камчатского края проводятся мероприятия по коренному преображению крупных населенных пунктов, повышению доступности медицинского обслуживания и увеличению транспортной связанности территории Камчатского края.
Один из способов повышения транспортной связанности - субсидирование авиаперелетов. Этот способ позволяет населению удаленных районов Камчатского края сравнительно недорого добраться до г. Петропавловска-Камчатского.
Грузы в удаленные районы Камчатского края завозятся в рамках северного завоза в период морской навигации. В Тигильский муниципальный район и городской округ «поселок Палана» часть необходимых грузов доставляется по автозимнику Анавгай - Палана (рис. 1).
На схеме (рис. 1) участок автозимника Анавгай - Палана (далее - автозимник) на участке до села Тигиль (16-241 километры) выделен пунктирной линией, так как этот участок не является круглогодичной автомобильной дорогой, а ежегодно специально подготавливается для движения автомобилей повышенной проходимости, общей фактической массой до 20 тонн.
Работа автозимника позволяет обеспечивать население Тигильского муниципального района свежими продовольственными товарами и промышленными товарами. Также в этот период предприятия коммунального сектора стремятся восполнить израсходованные аварийные запасы,
Тринадцатая международная научно-практическая конференция
производится завоз материалов, необходимых для производства ремонтно-строительных работ, начинаемых до начала морской навигации. Таким образом, можно утверждать, что в зимний период автозимник является важнейшей транспортной артерией для населения Тигильского муниципального района и городского округа «поселок Палана». Поэтому знание точных сроков открытия и закрытия автозимника повышает надежность обеспечения качества жизни населения.
Рис. 1. Схема автомобильных дорог общего пользования Камчатского края
Между тем анализ сроков открытия и закрытия автозимника выявил, что в 2024 г. открытие автозимника произошло 17 января, а в 2023 г. - 03 февраля (т. е. разница в 18 суток), а закрытие осуществлялось в 2021 г. 02 апреля, а в 2016 г. 25 апреля (т. е. разница 23 суток) [3]. Такая неопределенность негативно сказывается при организации доставки грузов, что нередко приводит к затоплению автомобильной техники при переправе через реку Тигиль в период закрытия автозимника (рис. 2).
Территория, по которой проходит трасса автозимника, является крайне сложной. Присутствуют горные участки, характеризующиеся частыми пургами, которые вызывают снежные переметы на трассе. Равнинная часть трассы пролегает по тундре, прорезанной большим количеством малых рек и ручьев.
Рис. 2. Фото аварий автомобилей повышенной проходимости на реке Тигиль в период закрытия автозимника Анавгай - Палана
На наш взгляд, основным фактором, влияющим на сроки действия автозимника, является сложные климатические условия данной территории. Поэтому возможность среднесрочного прогнозирования основных климатических факторов (температура и осадки) в период январь - май для данной территории позволит повысить надежность эксплуатации автозимника Анавгай - Палана на участке до села Тигиль (16-241 километры).
Учитывая, что Камчатка - место, непредсказуемое по своим погодным условиям [4], прогнозирование погодных условий, определяющих состояние автозимника, должно базироваться на анализе многолетних данных и позволять осуществлять прогноз с шагом на полгода с высокой вероятностью.
Безусловно, что для максимального повышения надежности функционирования автозимника Анавгай - Палана необходима его полная достройка на участке до села Тигиль (16-241 километры), однако темпы строительства не позволяют надеяться на скорое окончание работ. Поэтому разработка математической модели прогноза погодных условий, использующей в своей работе данные многолетних наблюдений за климатическими характеристиками рассматриваемой территории, является актуальной задачей, которая позволит повысить качество жизни населения Тигильского муниципального района и городского округа «поселок Палана» путем повышения надежности использования автозимника Анавгай - Палана.
Литература
1. Перечень поручений по итогам пленарного заседания «Восточного экономического форума» (утв. Президентом РФ 21.09.2019 № Пр-1949) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс].
2. Галичанин Е.Н. Закрепление населения на Дальнем Востоке - ключевая задача национальной программы развития региона // Власть и управление на Востоке России. - 2018. -№ 4 (85). - С. 71-73.
3. URL: https://www.kamgov.ru/news?keywords=241
4. URL: https://kamchatkaland.ru/note/klimat