УДК 351/354(571.66)
Ан.И. Задорожный1, Л.М. Хорошман1, Ал.И. Задорожный2
1 Камчатский государственных технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003;
2 Региональный центр развития энергетики и энергосбережения, Петропавловск-Камчатский, 683031 e-mail: [email protected]
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА СЕЛЬСКИМИ ПОСЕЛЕНИЯМИ
В КАМЧАТСКОМ КРАЕ
В статье рассматриваются проблемы формирования кадрового резерва из руководителей муниципальных образований Камчатского края. Оценку эффективности руководства муниципальным образованием предложено осуществлять на основе фактического исполнения плана подготовки к прохождению осенне-зимнего периода методами кластерного анализа.
Ключевые слова: ветхие сети, эффективность руководства, кластерный анализ, дендрограмма.
An.I. Zadorozhnyy1, L.M. Khoroshman1, Al.I. Zadorozhnyy2
1 Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003;
2 Regional Center for the Development of Energy and Energy Saving, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683031 e-mail: [email protected]
EVALUATION OF RURAL SETTLEMENT MANAGEMENT EFFICIENCY
IN KAMCHATKA REGION
The problems of forming a personnel reserve of the municipalities heads in Kamchatka region are described. It is proposed to evaluate the effectiveness of the municipalities management based on the actual execution of the preparation plan for the autumn-winter period, using cluster analysis methods.
Key words: dilapidated networks, management efficiency, cluster analysis, dendrogram.
Кадровый голод - это постоянная проблема в руководстве Камчатского края. Для борьбы с ним разрабатываются и применяются в жизнь разнообразные методы оценки эффективности работы руководителей, основанные на балльной оценке выполнения полномочий.
На наш взгляд, оценка эффективности работы управленческих кадров должна строиться на анализе фактической работы, направленной на улучшение качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования. Развитие и поддержание в работоспособном состоянии систем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения является основополагающим фактором, обеспечивающим качество жизни граждан в муниципальном образовании.
С целью проведения ремонтов ветхих сетей водоснабжения, теплоснабжения и водоотведе-ния, муниципальные образования ежегодно планируют выполнение ремонтных работ в рамках подготовки к прохождению осенне-зимнего периода (ОЗП), за счет средств бюджета Камчатского края и софинансирования местного бюджета.
С этой целью в октябре подготавливаются дефектовочные ведомости участков ветхих и аварийных сетей, планируемых к ремонту. После этого заказывается проектно-сметная документация на произведение ремонтных работ и производится государственная экспертиза определения достоверности сметных расчетов. После утверждения бюджета Камчатского края муниципальным образованиям доводятся лимиты средств на проведение работ по ремонту ветхих сетей в рамках подготовки к прохождению ОЗП. Муниципальные образования производят корректировку
планов ремонтов в рамках доведенного бюджета, а затем приступают к проведению торгов в рамках 44-ФЗ [1]. Ситуация осложняется тем, что сроки доставки материалов и производства работ ограничены коротким теплым периодом. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что организация работ по ремонту ветхих сетей в рамках подготовки к прохождению ОЗП является сложной с профессиональной точки зрения (необходимо инженерное образование) и требовательной к организации рабочего процесса (опыт управленческой работы) работой, а руководители, способные качественно выполнять эту работу, достойны включения их в кадровый резерв Камчатского края.
К сожалению, не все муниципальные образования Камчатского края выполняют работы по ремонту ветхих сетей в рамках подготовки к прохождению ОЗП. Поэтому для анализа выбраны 11 муниципальных образований, в которых данная работа производится.
Оценивать эффективность руководства муниципального образования на основе расходования средств краевого бюджета неэффективно, так как стоимость производства работ и доставки материалов кратно возрастает в зависимости от удаленности населенного пункта и соответственно стоимость ремонта погонного метра ветхих сетей в каждом муниципальном образовании разная.
В планах подготовки к прохождению ОЗП одним из основных показателей ремонта ветхих сетей является протяженность отремонтированных сетей. Учитывая, что в различных муниципальных образованиях протяженность сетей кардинально отличается, а количество персонала, задействованного в работе, коррелируется с протяженностью сетей, предлагается для анализа использовать относительные величины - процент фактически отремонтированных сетей от общей протяженности сетей в муниципальном образовании (таблица).
Фактически отремонтированные ветхие сети в рамках подготовки к прохождению ОЗП
№ п/п Сельские поселения Ремонт ветхих сетей в рамках подготовки к прохождению ОЗП, %
2019-20 2020-21 2021-22
факт факт факт
1 Мильковское (Быстринский МР) 0,264259 0,077947 0,124525
2 Никольское (Алеутский МР) 0,688372 0,376744 0,84186
Соболевский МР
3 Соболево 1,62963 1,296296 1,296296
4 Устьевое 7,894737 6,140351 3,157895
5 Крутогоровское 9,666667 0 0
Пенжинский МР
6 Слаутное 1,960784 1,764706 3,921569
7 Каменское 2,38961 1,194805 1,298701
8 Манилы 0,568966 0,982759 1,034483
9 Аянка 5,384615 0 0
Тигильский МР
10 Тигиль 1,368182 0 2,504545
11 Седанка 0,888889 2 2
Принимая во внимание, что оценка эффективности руководителя не может базироваться только на предложенном нами факторе, необходимо исследуемые сельские поселения сгруппировать, что позволит выделить муниципальные образования с наиболее эффективным руководством.
Группировку объектов предлагается произвести с использованием кластерного анализа. Для этого между исследуемыми объектами, обладающими конкретными значениями признака, устанавливают евклидово расстояние по формуле:
Л ( А, В) ^
где В) - евклидово расстояние между объектами А и В; х, - координата х соответствующего объекта; у, - координата у соответствующего объекта; г, - координата г соответствующего объекта [2].
Результаты вычислений записывают в виде матрицы евклидовых расстояний (рис. 1).
Рис. 1. Матрица эвклидовых расстояний между объектами
Кластеризация объектов производилась методом полной связи (метод дальнего соседа) [3], для удобства восприятия информации строим график объединения объектов в кластеры - денд-рограмму (рис. 2).
Рис. 2. Дендрограмма кластеризации методом полной связи, с выделением групп объектов
На дендрограмме выделяем три группы объектов. В первую группу вошли объекты 1, 2 и 3, которые характеризуются стабильно высокими показателями фактически проведенных ремонтных работ. Ко второй группе объектов (объекты 4 и 5) относятся сельские поселения с небольшой протяженностью ветхих сетей и нестабильной работой по их ремонту. В третью группу
объектов вошли объекты 6, 7, 8, 9, 10 и 11. Анализ высоты евклидового расстояния данной группы позволяет выделить внутри группы три субкластера. К первому субкластеру необходимо отнести объекты 6, 7, 8, которые характеризуются сопоставимой протяженностью сетей и стабильной работой по ремонту ветхих сетей. Второй субкластер представлен одним объектом - 9, он характеризуется небольшой протяженностью сетей, малыми объемами проводимых ремонтных работ и нестабильной работой по ремонту ветхих сетей в разрезе лет. Третий субкластер представлен объектами 10 и 11, для которых характерны высокие объемы проведения ремонтных работ и достаточно стабильная работа в этом направлении.
Таким образом, оценка эффективности руководителей муниципальных образований по параметру фактического исполнения плана ремонта ветхих сетей в рамках подготовки к прохождению ОЗП является необходимой при принятии решения о включении их в кадровый резерв Правительства Камчатского края. Выполнять такую оценку возможно на основе методов кластерного анализа, путем группировки муниципальных образований в группы и субкластеры, с последующим анализом специалистом выделенных кластеров.
Литература
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федер. закон Рос. Федерации от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 марта 2013 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 27 марта 2013 г. // Рос. газ. - 2013. - 10 апреля.
2. Калинина В.Н. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 472 с.
3. Полякова В.В., Шаброва Н.В. Основы теории статистики. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2015. - 148 с.