Секция 2. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫБОЛОВСТВА
УДК 629.5.023:620.19
Д.А. Арчибисов1'2, В.А. Швецов2
'Камчатская дирекция по техническому обеспечению надзора на море, Петропавловск-Камчатский, 683031;
2Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: cl.a.archibisov@mail.ru
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ КОРРОЗИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ РЕМОНТЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВ КАМЧАТСКОГО ФЛОТА
Приводятся результаты визуального контроля судовых средств противокоррозионной защиты прошедшего ремонт судна перед его спуском на воду и после завершения навигации. Показана необходимость контроля качества протекторов, устанавливаемых при ремонте на суда камчатского флота.
Ключевые слова: коррозионные исследования, творческий коллектив, защита судов от коррозии, лакокрасочное покрытие, системы протекторной защиты.
D.A. Archibisov1'2, V.A. Shvetsov2
'Kamchatka's Directorate for Technical Supply of Sea Supervision, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683031; 2Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003
GROUNDS FOR USING THE RESULTS OF SCIENTIFIC RESEARCH OF CORROSION IN THE REPAIR AND OPERATION OF SHIPS OF THE KAMCHATKA FLEET
The results of visual inspection of ship anti-corrosion protection systems for a ship that has been repaired before its launching and after navigation completion are given. We showed the necessity to control the quality of hull protectors, installed during repairs to ships of the Kamchatka fleet.
Key words: corrosion research, creative collective, ship protection from corrosion, paint and varnish cover, protection systems.
Успешная эксплуатация судов камчатского флота невозможна без эффективной борьбы с коррозией и обрастанием судов [1], основанной на соблюдении требований нормативных документов (НД) [2-4]. Согласно НД [2-4], экипажи судов должны контролировать эффективность работы судовых систем защиты от коррозии, а именно: протекторной защиты (ПЗ) и лакокрасочного покрытия (ЛКП). Однако на практике требования НД не выполняются ни в процессе докового ремонта судна, ни при его эксплуатации, несмотря на то, что в работах [6-9] показано, что методы контроля можно упростить. Сложившийся нормативно-технических нигилизм экипажей судов обусловлен отсутствием: а) специальной подготовки экипажей; б) мотивации; в) контроля со стороны судовладельцев и надзорных органов; г) низким уровнем экологического образования и воспитания.
Известно [10], что для успешного внедрения результатов научных исследований в экономику Камчатского края необходимо создавать творческие коллективы, состоящие из представите-
Природные ресурсы, их современное состояние, охрана, ¡промысловое и техническое использование
лей научного сообщества, предприятий и учреждений. Поскольку защита судов от коррозии одновременно направлена на решение экологических проблем Авачинской губы, то нами было принято решение о создании творческого коллектива на базе ФГБОУ ВО «КамчатГТУ» и ФГБУ «Камчаттехмордирекция».
Цель создания данного коллектива - оценка качества протекторов и лакокрасочных материалов, используемых при ремонте судов.
В качестве объекта исследования был выбран катер типа «Ярославец» проекта 376У, прошедший ремонт корпуса в межнавигационный период 2016-2017 гг. В процессе ремонта на корпусе судна были установлены два новых протектора и полностью заменено ЛКП корпуса. При этом восемь ранее установленных протекторов были сохранены, т. к. по степени износа они соответствовали требованиям НД [11]. Проведенные исследования были основаны на НД [2-4] и результатах работ [6-9]. Визуальный контроль ПЗ и ЛКП корпуса судна, выполненный перед спуском судна на воду и после завершения навигации, показал: а) ранее эксплуатировавшиеся протекторы, сохраненные при ремонте корпуса, выполнили свою защитную функцию - в течение периода навигации они частично растворились в морской воде; б) новые протекторы, установленные во время ремонта, не только не выполнили свою защитную роль, но и оказались активными центрами обрастания корпуса судна. Эти выводы иллюстрируются результатами фотосъемки подводной части корпуса, произведенной перед спуском судна на воду (рис. 1 и 3) и после завершения навигации (рис. 2 и 4).
Таким образом, с целью обеспечения требуемой эффективности работы судовых средств противокоррозионной защиты необходимо контролировать качество протекторов, используемых при доковом и межнавигационном ремонте корпусов судов камчатского флота.
Рис. 1. Сохраненный (эксплуатировавшийся ранее) протектор перед спуском судна на воду (перо руля)
!2Ш 2017 11:59
Рис. 3. Замененный (новый) протектор перед спуском судна на воду (днище в кормовой части)
Рис. 2. Сохраненный (эксплуатировавшийся ранее) протектор после завершения навигации (перо руля)
Рис. 4. Замененный (новый) протектор после завершения навигации (днище в кормовой части)
Литература
1. Зобочее Ю.Е., Солинская Э.В. Защита судов от коррозии и обрастания. - М.: Транспорт, 1984,- 174 с.
2. Руководство по защите корпусов надводных кораблей ВМФ от коррозии и обрастания. -М: Воен. изд-во, 2002. - 350 с.
3. РД 31.28.10-97. Комплексные методы защиты судовых конструкций от коррозии: Руководящий документ. Утвержден распоряжением Минтранса России от 17.12.2007 № МФ-34/2306 / Министерство транспорта РФ. - СПб., 1997.
4. ГОСТ 26501-85 Корпуса морских судов. Общие требования к электрохимической защите. -М.: Изд-во стандартов, 1985. - 9 с.
5. Белое О. А., Дороганов А. Б. Проблемы методологии контроля электрохимической защиты стальных корпусов кораблей и судов // Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. - 2016. - Вып. 37. -С.10-13.
6. Совершенствование методики измерения защитного потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёрое, В.А. Шевцов, A.A. Луценко, O.A. Белаеина II Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2014. - Вып. 4 (ноябрь). - С. 7-12.
7. Испытание устройства для проверки правильности показаний хлорсеребряных электродов сравнения / В.А. Шевцов, П.А. Белозёрое, Н.В. Аделъшина, В.В. Кирносенко, O.A. Белаеина II Вестник Камчат. гос. техн. ун-та. . - Петропавловск-Камчатский, 2015. - Вып. 31. - С. 47-55.
8. Использование электроугольных изделий при измерении потенциала стальных корпусов кораблей и судов / П.А. Белозёрое, В.А. Шеецое, В.А. Пахомое, O.A. Белаеина II Вестник Астраханского гос. тех. ун-та. Серия: Морская техника и технология. - 2015. - Вып. 1 (февраль). -С. 27-31.
9. Пат. РФ № 2589246. Способ контроля режима работы протекторной защиты стальных корпусов кораблей и судов / Шеецое В.А., Аделъшина Н.В., Белозерое П.А., Коростылее Д.В., Белаеина O.A.; опубл. 10.07.2016.
10. Влияние инновационных мероприятий, выполненных на Быстринском месторождении питьевых подземных вод, на качество воды / В.А. Шеецое, Б.А., Опрышко O.A. Белаеина, В.В. Кирносенко II Природные ресурсы, их состояние, охрана и техническое использование: Материалы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (22-24 марта 2016 г.). - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2016. - С. 141-143.
11. ГОСТ 26251-84 Протекторы для защиты от коррозии. Технические условия. - М.: Изд-во стандартов, 1987.- 25 с.