Научная статья на тему 'О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ'

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
191
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TELEMEDICINE / TELEMEDICINE SERVICES / TRAINING OF DOCTORS / PROBLEMS OF QUALIFICATION OF DOCTORS AND STAFF PROVISION / READINESS FOR EFFECTIVE WORK / ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ОБУЧЕНИЕ ВРАЧЕЙ / ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ И РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Женина Е. А., Голубева А. П.

Цель исследования. Обосновать и предложить мероприятия по улучшению готовности медицинских работников, осуществляющих телемедицинские услуги (ТМУ), к реализации требований оказания ТМУ в медицинской организации. Материалы и методы. Для обоснования мероприятий по улучшению подготовки врачей к работе в кабинете телемедицины (ТМ) проведено изучение состава кадров, их квалификации, стажа работы, оценки самоподготовки, знаний о развитии цифрового здравоохранения, источниках обучения и других вопросов. Изучены факторы, влияющие на готовность к эффективной работе с применением ТМ. Разработана анкета для опроса сотрудников медицинских организаций различных форм собственности. Общая численность обработанных анкет составила 117. Применялись социологический, графоаналитический, статистический методы, контент-анализ. Для доказательств и обоснования результатов исследования использовались обобщающие показатели, оценка достоверности результатов, корреляционный анализ. Результаты. Выявлена неполная готовность врачей медицинских организаций разных форм собственности (государственной, частной) к работе с применением ТМ. Приведены сведения о предпочтениях врачей по использованию источников информации. Выявлены проблемные вопросы обучения, а также факторы, влияющие на эффективность обучения. Определены проблемы, связанные с применением телемедицинских технологий в деятельности медицинских организаций: дефицит подготовленных кадров; отсутствие обязательной электронной цифровой подписи; необходимость дальнейшего улучшения мониторинга пациентов, нуждающихся в постоянном наблюдении, вовлеченность их в процесс повышения качества жизни. Заключение. Для улучшения качества оказания медицинской помощи населению медицинскими организациями, независимо от их месторасположения, формы собственности требуются комплексные изменения организации и деятельности медицинских организаций: создание новых структур или кабинетов, определение требований к технологиям и алгоритмам, обеспечивающих выполнение ТМУ. Обучение врачей различных медицинских организаций и повышение их квалификации по целевым группам, в зависимости от специальности и стажа работы, уровня подготовленности и владения информационными технологиями позволит обеспечить внедрение ТМ в деятельность врачей и повысить клиническую эффективность лечебно-диагностических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Женина Е. А., Голубева А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ADVANCED TRAINING OF GPS PROVIDING TELEMEDICINE SERVICES IN MEDICAL ORGANIZATIONS OF DIFFERENT OWNERSHIP FORMS

Objective. To justify and develop measures to improve training of GPs in telemedicine services and to enforce telemedicine standards in a medical organization. Methods. To justify the measures to improve GPs’ skills to work in a telemedicine (TM) office, we studied the staff, their qualifications, work experience, self-training assessment, knowledge on the telehealth, sources of training and other issues. The factors encouraging the GPs to work with the TM were studied. The questionnaire for employees of various medical organizations was developed to cover 117 participants. Applied sociology, graphic, statistical methods, content analysis. To prove and substantiate the results of the study, generalizing indicators, evaluation of the reliability of the results, correlation analysis were used. Results. The analysis of questionnaires of doctors of various medical organizations (budgetary, private and departmental) allowed to receive data on incomplete readiness of medical workers to work with application of telemedicine technologies; on preferences of doctors to use information sources; to reveal problem questions of training, and also the factors influencing efficiency of training. According to the survey, materials were obtained indicating the problems of telemedicine and its wide application in the activities of medical organizations: the shortage of trained personnel to provide medical care with the use of TM technologies; the lack of mandatory electronic digital signature; the need to further improve the monitoring of patients in need of constant supervision, their involvement in the process of improving the quality of life. Interpretation. To improve the quality of medical care to the population by medical organizations, regardless of their location, form of ownership, complex changes in the organization and activities of medical organizations are required: the creation of new structures or offices, requirements for technologies and algorithms that ensure the implementation of TM services. Training of GMs from various medical organizations and improvement of their qualification on target groups, depending on a specialty and length of service, level of preparation and possession of information technologies will allow to introduce telemedicine in their activity and to increase clinical efficiency of medical and diagnostic actions.

Текст научной работы на тему «О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ»

DOI: 10.26347/1607-2502201911-12028-035

О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

Цель исследования. Обосновать и предложить мероприятия по улучшению готовности медицинских работников, осуществляющих телемедицинские услуги (ТМУ), к реализации требований оказания ТМУ в медицинской организации.

Материалы и методы. Для обоснования мероприятий по улучшению подготовки врачей к работе в кабинете телемедицины (ТМ) проведено изучение состава кадров, их квалификации, стажа работы, оценки самоподготовки, знаний о развитии цифрового здравоохранения, источниках обучения и других вопросов. Изучены факторы, влияющие на готовность к эффективной работе с применением ТМ. Разработана анкета для опроса сотрудников медицинских организаций различных форм собственности. Общая численность обработанных анкет составила 117. Применялись социологический, графоаналитический, статистический методы, контент-анализ. Для доказательств и обоснования результатов исследования использовались обобщающие показатели, оценка достоверности результатов, корреляционный анализ.

Результаты. Выявлена неполная готовность врачей медицинских организаций разных форм собственности (государственной, частной) к работе с применением ТМ. Приведены сведения о предпочтениях врачей по использованию источников информации. Выявлены проблемные вопросы обучения, а также факторы, влияющие на эффективность обучения. Определены проблемы, связанные с применением телемедицинских технологий в деятельности медицинских организаций: дефицит подготовленных кадров; отсутствие обязательной электронной цифровой подписи; необходимость дальнейшего улучшения мониторинга пациентов, нуждающихся в постоянном наблюдении, вовлеченность их в процесс повышения качества жизни.

Заключение. Для улучшения качества оказания медицинской помощи населению медицинскими организациями, независимо от их месторасположения, формы собственности требуются комплексные изменения организации и деятельности медицинских организаций: создание новых структур или кабинетов, определение требований к технологиям и алгоритмам, обеспечивающих выполнение ТМУ. Обучение врачей различных медицинских организаций и повышение их квалификации по целевым группам, в зависимости от специальности и стажа работы, уровня подготовленности и владения информационными технологиями позволит обеспечить внедрение ТМ в деятельность врачей и повысить клиническую эффективность лечебно-диагностических мероприятий.

Ключевые слова: телемедицина, телемедицинские услуги, обучение врачей, проблемы квалификации врачей и ресурсного обеспечения, готовность к эффективной работе

Авторы заявляют об отсутствии возможных конфликтов интересов.

Е.А. Женина1' 2, А.П. Голубева2

1 ГБУЗ Городская клиническая больница имени С.И. Спасокукоцкого, Москва, Россия

2 ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет),

Москва, Россия

ON THE ADVANCED TRAINING OF GPs PROVIDING TELEMEDICINE SERVICES IN MEDICAL ORGANIZATIONS OF DIFFERENT OWNERSHIP FORMS

Objective. To justify and develop measures to improve training of GPs in telemedicine services and to enforce telemedicine standards in a medical organization.

Methods. To justify the measures to improve GPs' skills to work in a telemedicine (TM) office, we studied the staff, their qualifications, work experience, self-training assessment, knowledge on the telehealth, sources of training and other issues. The factors encouraging the GPs to work with the TM were studied. The questionnaire for employees of various medical organizations was developed to cover 117 participants. Applied sociology, graphic, statistical methods, content analysis. To prove and substantiate the results of the study, generalizing indicators, evaluation of the reliability of the results, correlation analysis were used.

Zhenina EA1' 2, Prof. Golubeva AP2

1 Spasokukotsky City Clinical Hospital, Moscow, Russia

2 Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow, Russia

Results. The analysis of questionnaires of doctors of various medical organizations (budgetary, private and departmental) allowed to receive data on incomplete readiness of medical workers to work with application of telemedicine technologies; on preferences of doctors to use information sources; to reveal problem questions of training, and also the factors influencing efficiency of training. According to the survey, materials were obtained indicating the problems of telemedicine and its wide application in the activities of medical organizations: the shortage of trained personnel to provide medical care with the use of TM technologies; the lack of mandatory electronic digital signature; the need to further improve the monitoring of patients in need of constant supervision, their involvement in the process of improving the quality of life.

Interpretation. To improve the quality of medical care to the population by medical organizations, regardless of their location, form of ownership, complex changes in the organization and activities of medical organizations are required: the creation of new structures or offices, requirements for technologies and algorithms that ensure the implementation of TM services. Training of GMs from various medical organizations and improvement of their qualification on target groups, depending on a specialty and length of service, level of preparation and possession of information technologies will allow to introduce telemedicine in their activity and to increase clinical efficiency of medical and diagnostic actions.

Keywords: telemedicine, telemedicine services, training of doctors, problems of qualification of doctors and staff provision, readiness for effective work

The authors declare no competing interests.

В Российской Федерации с развитием научно-технического прогресса идет активная циф-ровизация всех отраслей экономики, в том числе здравоохранения. За последнее десятилетие произошел существенный скачок в улучшении высокотехнологичной медицинской помощи населению. Появились медицинские изделия, имплантируемые в организм человека и средства для дистанционного контроля показателей здоровья. Медицинские консультации стали оказываться дистанционно. В связи с этим, в государстве возникла потребность в модернизации системы здравоохранения путем создания инновационных способов оказания медицинской помощи.

В ежегодном послании Федеральному собранию В.В. Путин отметил, что для повышения доступности и улучшения качества медицинской помощи необходимы информатизация здравоохранения и цифровизация медицины, что позволит отладить электронное взаимодействие между медицинскими организациями, врачами, пациентами и аптеками [1—3].

Применение инновационных технологии поможет собрать, обработать и использовать большой объем данных для анализа и принятия стратегических решений в сфере модернизации здравоохранения, управления медицинской организацией, повышении квалификации кадров, оптимизации процессов оказания медицинской помощи [4—9].

В настоящее время не во всех медицинских организациях проводятся ТМ консультации. Несмотря на развитие сферы здравоохранения, ТМ не дошла еще до высокого уровня проведения и оказания ТМУ. На это, в первую очередь, может повлиять отсутствие или недостаток необходимого ресурсного обеспечения, специального оборудования для проведения ТМ консультаций в поликлиниках и других медицинских организациях. Однако, ТМ консультации способны существенно повысить качество оказания и доступность медицинской помощи, улучшить качество жизни пациента.

Для создания персонифицированной медицинской помощи необходимо разрабатывать и внедрять специальное программное обеспечение с применением ТМ технологий и устранить недостаточную информированность пациентов путем разработки и внедрения инструментов популяризации оказываемых ТМ консультаций и других ТМУ в медицинских организациях.

Основными направлениями развития ТМУ на современном этапе являются внедрение специализированных информационных систем для передачи медицинской информации между медицинскими организациями и оказания таких услуг как дистанционная диагностика, дистанционное образование, услуги управленческого, организационного, профилактического характера [10—14].

Медицинские организации могут предоставлять следующие основные типы ТМУ [4]:

1. ТМ консультация в режиме реального и отложенного времени часто используются в системе «врач-пациент». ТМ консультации (консилиумы врачей) могут проводиться при дистанционном взаимодействии медицинских работников между собой при оказании медицинской помощи в плановой форме с применением ТМ технологий.

2. Дистанционное наблюдение за состоянием здоровья пациента (биомониторинг) и реабилитация.

3. ТМ комплексы, представляющие собой совокупность различных мобильных и портативных программно-аппаратных устройств, которые могут быть применены в домашней ТМ, медицине катастроф, экстремальной и военной медицине, а также в скорой и амбулаторной помощи и реабилитации пациентов.

Перво степенное значение в решении задач цифровизации медицины и внедрении в практику ТМ имеет соответствующая подготовка медицинских работников.

Цель исследования — обосновать и предложить мероприятия по улучшению готовности медицинских работников, осуществляющих ТМУ услуги, к реализации требований оказания ТМУ в медицинской организации.

Для достижения поставленной цели необходимо, разработав методику исследования, позволяющую выявить подготовленность персонала медицинских организаций к выполнению ТМУ, решить следующие задачи:

— провести анализ кадрового состава врачей и среднего персонала 3 медицинских организаций разных форм собственности, осуществляющих ТМ консультации, результатов оценки их знаний, отношения к телемедицине, вопросов организации обучения работников;

— вывить факторы, влияющие на эффективность обучения и отношение к осуществлению ТМ консультаций;

— обосновать предложения по улучшению подготовки персонала к оказанию медицинской помощи с применением ТМ технологий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для получения информации о социально-демографическом составе врачей по полу, возрасту, стажу

работы, их профессиональной характеристике, самооценке знаний и отношению к ТМ разработана специальная анкета, включающая комплекс соответствующих вопросов, сгруппированных в блоки. Анкетирование проводилось в 2018—2019 гг. Всего в исследовании приняли участие 135 человек. Для обработки отобрано 117 полностью заполненных анкет врачей из 3 медицинских организаций, осуществляющих ТМ консультации: государственное бюджетное учреждение здравоохранения городская поликлиника № 23 Департамента здравоохранения Москвы (ГБУЗ ГП № 23 ДЗМ) (п = 25), ООО «Столичная медицинская клиника» (ООО «СМК») (п = 32) (частное учреждение здравоохранения); федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства России (ФНКЦ ФМБА России) (п = 60).

Каждая медицинская организация имеет свои особые характеристики. Городская поликлиника № 23 ДЗМ является головным учреждением амбулаторного центра ГБУЗ «ГП № 23 Департамента здравоохранения города Москвы» и имеет в своем составе 4 филиала. База поликлиники представлена: терапевтическим, рентгенологическим, физиотерапевтическим, хирургическим, кардиологическим, урологическим отделениями, а также включает дневной стационар, отделение ультразвуковой и функциональной диагностики, клинико-диагностическую лабораторию и центр здоровья.

Поликлиника имеет специально оборудованные оснащенные кабинеты для проведения ТМ консультаций, в том числе камеру, микрофон и дополнительные компьютеры (для Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) и ТМ консультаций), Интернет. Для приема пациентов выделено время по предварительной записи. При оказании ТМ услуги пациентам все данные документации заносятся в ЕМИАС. Выбор специалистов для оказания ТМ консультаций определен приказом Департамента здравоохранения Москвы. График составляется для каждого врача индивидуально, по предварительной записи с пациентами (один час в неделю); время для консультации — 15 мин. Пациенты записываются сами через колл-центр, получают ссылку на свою электронную почту, с помощью которой и проводится ТМ консультация.

В ООО «СМК» проводится оказание медицинской помощи по 15 специальностям согласно утвержденному «Порядку организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» [14]. Ежемесячно проводится около 200 ТМ консультаций. Данные биомониторинга по-

казателей АД и пульса, передаются с помощью специально разработанного приложения. В случае отклонений от нормы приложение оповещает об этом врача и пациентов при помощи СМС-уведомлений.

Врачи ФНКЦ ФМБА России оказывают ТМ консультации как взрослым пациентам, так и детям 77 регионов Российской Федерации, включая такие отдаленные регионы как Дальний Восток, Омская область, Чукотка. Врачи осуществляют взаимодействие и с зарубежными врачами — проводят ТМ консультации с врачами и пациентами, находящимися на лечении за рубежом или возвращающимися из зарубежных стран. За 2018 г. в ФНКЦ ФМБА России проведено около 600 ТМ консультаций.

Для целей исследования разработана анкета, в которой вопросы сгруппированы в определенные блоки:

— общие вопросы, характеризующие респондентов по полу, возрасту, специальности, стажу работы, квалификационной категории;

— вопросы, касающиеся оценки уровня знаний и понимания врачебным персоналом основных положений ТМ;

— вопросы, выявляющие потребность врачей в дополнительном обучении [15].

Обработка анкет проводилась с помощью программного продукта Microsoft Excel 2010. Рассчитаны относительные и средние показатели, их ошибки репрезентативности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Доступность и качество оказания медицинской помощи определяется уровнем квалификации врачей, наличием лечебно-диагностических возможностей медицинской организации, а также комплексом других организационных факторов.

Среди опрошенных врачей наибольшую долю составили женщины (72%), мужчины (28%). Большинство респондентов в возрасте от 31 до 50 лет (65,1%). Более половины — это врачи терапевты (57%); кардиологи составляют 11%, а неврологи — 9%. Таким образом, в составе исследуемого контингента преобладают врачи терапевтических специальностей (77%). Большинство респондентов имели стаж работы свыше 10 лет (69,6%).

По данным исследования, охарактеризовать портрет врача ТМ кабинета медицинской организации можно следующим образом: преимущественно женщины, старше 40 лет, со стажем свыше 15 лет, имеющие специальность терапевтического профиля. Все врачи высоко мотивированы на оказание медицинской помощи с применением ТМ технологий и осуществляют ТМ консультации в режиме отложенного времени посредством компьютера, аудио и видео связи, специального программного обеспечения. Оснащение автоматизированного рабочего места и используемого программного обеспечения в целом удовлетворяет запросам врачей. ТМ консультации предпочитают осуществлять, имея результаты диагностических исследований пациента, полученные по электронным каналам связи.

Самооценка подготовленности врачей к использованию ТМ, их знаний вопросов ТМ и отношения к получению знаний представлена в табл. 1.

По данным самооценки знаний врачей, знают о нормативно-правовой основе телемедицины — 77 ± 3,9%; теоретические вопросы ТМ консуль-

Таблица 1

Показатели самооценки знаний и отношения врачей к телемедицине (на 100 опрошенных)

Показатели ГБУ ГП № 23 ООО «СМК» ФНКЦ ФМБА России Всего Р ± m%

Наличие знаний о:

— ТМ консультациях 72 ± 9,0 28 ± 7,9 83 ± 4.8 66 ± 4,4

— нормативно-правовой основе телемедицины 88 ± 6,5 44 ± 8,8 90 ± 3,9 77 ± 3,9

— алгоритме ТМ консультаций 72 ± 9,0 28 ± 7,9 92 ± 3,5 62 ± 4,5

— унифицированной цифровой подписи 72 ± 9,0 9 ± 5,0* 75 ± 5,6 56 ± 4,6

Проходили обучение ТМ 88 ± 6,5 10 ± 5,3* 92 ± 3,5 68 ± 4,4

Хотели бы получить знания о ТМ 72 ± 9,0 56 ± 8,7 83 ± 4,8 74 ± 4,0

Примечание. * недостоверно

таций — 66 ± 4,4%; алгоритм проведения ТМ консультаций — 62 ± 4,5%. Более низкие показатели знаний у врачей ООО СМК (р < 0,05). Среди всех врачей частота врачей, прошедших обучение, составила 68 ± 4,4%; только каждый десятый врач ООО «СМК» прошел обучение.

Показатели знаний об основах ТМ консультаций, нормативно-правовой основе телемедицины, об алгоритме проведения ТМ консультаций, о применении унифицированной цифровой подписи у врачей ФНКЦ ФМБА России существенно выше, чем у врачей ООО «СМК» (р < 0,05). Достоверные различия в показателях знаний алгоритмов ТМ консультаций отмечаются между врачами ФНКЦ ФМБА России и ГП №23 (р < 0,05).

Анализ самооценки знаний врачей 3 медицинских организаций позволяет сделать вывод, что наилучшие показатели знаний правовых вопросов и технологий ТМ консультаций, выявлены у врачей ФНКЦ ФМБА России, а наихудшие — у врачей частной медицинской организации.

Положительным фактом заинтересованности врачей в дальнейшем обучении является их желание учиться ТМ и дальнейшее применение ее в своей деятельности. Большинство врачей (74,0%) медицинских организаций вне зависимости от формы собственности хотели бы получать знания по ТМ, повышать свою квалификацию онлайн по правовым вопросам, вопросам ТМ технологий, основам взаимодействия традиционных и ТМ технологий при диагностике, лечении и реабилитации (от 83% в ФНКЦ ФМБА России до 56% в ООО «СМК»).

Около 43% респондентов отметили, что основным источником получения информации о ТМ является онлайн-обучение и Интернет. Показатели существенно различаются как по медицинским организациям, возрастным и гендер-ным группам, так и по специальностям.

Весьма актуальным для возрастной группы врачей до 30 лет представляется онлайн-обучение (37%), СМИ (10%) и Интернет (22%), а минимально значимым — специальное обучение на кафедре (7%). Подобная ситуация наблюдается и в других возрастных группах. Около 1,5% врачей возраста от 40 лет и старше выразили свое желание специально пройти обучение на кафедре, а в группе младше 30 лет — 7% (р > 0,05).

В зависимости от пола выявлены некоторые отличия в источниках получения новых знаний. Например, женщины в два раза чаще получают знания из СМИ и Интернета (43,3 и 18,7% соответственно), а мужчины-врачи получают информации из Интернета (7,5 и 2,5% соответственно).

Основным источником пополнения знаний о ТМ и развитии цифрового здравоохранения большинство врачей считает Интернет и онлайн-обучение. Мнения врачей и их отношение к ТМ могут зависеть от комплекса факторов, в том числе возраста, пола, места работы и специальности.

Результаты оценки мнения и отношения врачей МО к изменению качества жизни пациентов, качеству оказания медицинской помощи с внедрением телемедицины представлены в табл. 2.

По данным анализа ожидаемых результатов от внедрения ТМ, можно сделать вывод о ее высокой и оптимистичной значимости (82,1 ± 3,6). Наиболее часто удобство ТМ и дальнейшее улучшение качества жизни пациентов отмечали врачи ФНКЦ ФМБА России (96,7 ± 2,3), а наименьший показатель мнений об ожидаемых результатах от внедрения ТМ у врачей ООО «СМК» 28,1 ±7,9 (р < 0,01).

Примерно две трети опрошенных врачей считают, что телемедицина улучшит качество оказания медицинской помощи (67,8%). Более половины врачей (53,6 ± 4,6%) указали, что получение анализов через электронные каналы связи ускоряет постановку диагноза и оказание медицинской помощи в целом. Вместе с тем только 26,8 ± 4,2% считают, что ТМ улучшит постановку диагноза, а 37,5 ± 4,5% — что только личное

Таблица 2

Частота ответов врачей о влиянии ТМ на качество жизни пациентов и качество оказания

медицинской помощи (на 100 опрошенных)

Ожидаемые результаты от внедрения ТМ p ± m%

Улучшение качества жизни пациентов Улучшение качества оказания медицинской помощи Более персонифицированная медицинская помощь 82,1 ± 3,6 67,8 ± 4,4 76,7 ± 4,0

общение и обследование пациента может способствовать постановке правильного диагноза. Мнения групп врачей МО разных форм собственности о влиянии телемедицины на своевременность, правильность постановки диагноза весьма противоречивы. Три четверти опрошенных врачей ответили, что с внедрением ТМ медицинская помощь станет более персонифицирована (76,7%).

Таким образом, врачи всех МО сходятся во мнении о положительном влиянии ТМ на качество оказания медицинской помощи (своевременность и правильность постановки диагноза), и качество жизни пациентов.

По данным опроса врачей (от 55 до 62%) для более эффективного внедрения ТМ услуг в практику МО необходимо специальное программное обеспечение, подготовленные кадры и устойчивые коммуникационные связи.

Анализ использования информационных и цифровых технологий в повседневной практике изучаемого контингента показал, что около 79% опрошенных врачей регулярно работают в поисковой системе сети Интернет, а 41% использует в своей работе электронную почту.

Однако отмечается недостаточная ориентация врачей в значении ТМ и областях ее применения (33%). Следует отметить, что большинство врачей (77%) считают, что применение ТМ технологий является эффективным и нужным. Таким образом, анализ результатов опроса врачей должен оперативно использоваться в планировании и внедрении новых современных технологий оказания видов медицинской помощи для населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На территории России постепенно создаются благоприятные условия для развития цифровой медицины. Инструменты, разрабатываемые с помощью достижений современных информационных технологий, позволят максимально эффективно взаимодействовать между собой всем участникам медицинского сообщества: пациентам, врачам, организаторам здравоохранения, представителям различных организаций. Особое место в этом отведено оказанию медицинской помощи с применением ТМ. Основными пробле-

мами развития ТМУ при оказании медицинской помощи МО являются: несовершенство нормативно-правовой базы в части оказания помощи с применением ТМ технологий; недостаточная информированность пациентов в связи с отсутствием достаточного количества инструментов популяризации и информирования пациентов об оказываемых ТМ консультациях; дефицит подготовленных кадров по оказанию медицинской помощи с применением ТМ технологий и др.

Исследование уровня подготовки врачей и потребности в повышении их квалификации позволило:

— охарактеризовать портрет врача, оказывающего ТМ консультации в МО: женщина (72%), специалист терапевтического профиля (77%), возраст врача старше 41 года (70%) со стажем работы более 15 лет (42,7%);

— оценить знания по ТМ. Так, по данным самооценки врачей, знают теоретические основы ТМ консультаций — 66 ± 4,4%; алгоритм проведения ТМ консультаций — 62 ± 4,5%, нормативно-правовую основу — 77 ± 3,9%. Проходили специальное обучение 68% врачей, осуществляющих ТМ консультации. В то же время 74% желают повышать свою квалификацию онлайн по правовым вопросам, вопросам ТМ технологий, основам взаимодействия традиционных и ТМ технологий при диагностике, лечении и реабилитации. Для повышения квалификации предпочитают использовать источники электронной связи (Интернет, онлайн-обучение, электронную почту, видеосвязь).

Таким образом, на основании анализа результатов анкетирования, в целях обеспечения развития ТМ на уровне МО предлагаем:

— разработать программы обучения врачей МО по теоретическим и практическим основам применения ТМ услуг (консультирование, мони-торирование и др.);

— широко использовать все формы и методы обучения сотрудников для повышения компьютерной грамотности и владения ТМ оборудованием;

— провести научное исследование по обоснованию клинической и экономической эффективности услуг по оказанию медицинской помощи с применением ТМ технологий в МО.

ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. «Послание Президента Федеральному Собранию». Доступно по: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/. Ссылка активна на 03.10.2019. [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 20.02.2019]. [cited 03.10.2019]. Available from: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_318543/. Russian.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Протокол Президиума совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 Об утверждении Паспорта национального проекта «Здравоохранение» Доступно по: https://base.garant.ru/72185920/. Ссылка активна на 03.10.2019. [Minutes of the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation on strategic development and national projects of December 24, 2018 No. 16 On the approval of the Passport of the national project «Health Care»]. [cited 03.10.2019]. Available from: https://base.garant.ru/72185920/. Russian.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». Доступно по: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/4092541/. Ссылка активна на 03.10.2019. [Order of the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation of April 28, 2011 No. 364 «On approval of the concept of creating a unified state information system in the health care». [cited 03.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/4092541/]. Russian.

4. Приказ Министерства здравоохранения Российская Федерация от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий». Доступно по: https://cdnimg.rg.ru/pril/149/60/51/ 49577.pdf. Ссылка активна на 03.10.2019, [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of November 30, 2017 No 965n «On approval of the order of organization and provision of medical care with the use of telemed-icine technologies»]. [cited 03.10.2019]. Available from: https://cdnimg.rg.ru/pril/149/60/51/49577.pdf. Russian.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения ЕГИСЗ». Доступно по: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71837270/. Ссылка активна на 03.10.2019. [Resolution of the Government of the Russian Federation of May 5, 2018 No. 555 «On the unified state information system in the health care EGISZ»]. [cited 03.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71837270/. Russian.

6. Постановление Правительства Москвы от 20 января 2015 г. № 16-ПП Об автоматизированной информационной системе города Москвы «Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы» ЕМИАС (с изменениями на 4 декабря 2018 года). Доступно по: http://docs.cntd.ru/document/537968236.

Ссылка активна на 03.10.2019. [Order of the Government of Moscow of January 20, 2015 No. 16-PP «On the automated information system of the city of Moscow «Unified medical information and analytical system of the city of Moscow» EMIAS (ed. on December 4, 2018). [cited 03.10.2019]. Available from: http://docs.cntd.ru/document/ 537968236]. Russian.

7. Федеральный Закон № 242-ФЗ от 29 июля 2017 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Доступно по: https://base.garant.ru/71732844/. Ссылка активна на 10.10.2019. [Federal Law No 242-FZ of July 29, 2017 «On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation on the application of information technologies in the public health». [cited 10.10.2019]. Available from: https://base.garant.ru/71732844/]. Russian.

8. Леванов В.М. От телемедицины к электронному здравоохранению: эволюция терминов. Медицинский альманах. 2012; 2 (21): 16—19. Levanov VM. [From tele-medicine to electronic public health service: evolution of terms]. Medical Almanac. 2012; 2 (21): 16—19. Russian.

9. Баранов А.А., Вишнева Е.А., Намазова-Баранова Л.С. Телемедицина — перспективы и трудности перед новым этапом развития. Педиатрическая фармакология. 2013; 10 (3): 6—10. Доступно по: https://cyberleninka.ru/ article/n/14984108. Ссылка активна на 03.10.2019. [Bar-anov AA, Vishneva EA, L. Namazova-Baranova S. [Tele-medicine-prospects and difficulties before a new development stage]. Paediatric Pharmacology. 2013; 10 (3): 6—10. [cited 03.10.2019]. Available from: https://cyberleninka.ru/ article/n/14984108. Russian.

10. Васильев А.В. Будущее телемедицины. Наука, техника и образование. 2015; 4 (9): 190—192. Доступно по: https://elibrary.ru/item.asp?id=23497797. Ссылка активна 03.10.2019. Vasiliev AV. [The future of telemedi-cine]. Science, Technology and Education. 2015; 4 (9): 190—192. [cited 03.10.2019]. Available from: https:// elibrary.ru/item.asp?id=23497797. Russian.

11. Трофименкова Е.В., Якушенкова Н.Ю. Исследование рынка коммерческой медицины в России. Преимущества Bbclinic. Новая наука: опыт, традиции, инновации. 2016; 5—1 (83): 231—233. Доступно по: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26024793. Ссылка активна на 03.10.2019. Trofimenkova EV, Yakushenkova NYu. [Research of the market of commercial medicine in Russia. Advantages of Bbclinic]. A New Science: The Experience, Tradition, Innovation. 2016; 5—1 (83): 231—233. [cited 03.10.2019]. Available from: https://elibrary.ru/item.asp?id= 26024793. Russian.

12. Коробкова О.А. Медицинские услуги в системе электронной медицины. Известия ИГЭА. 2010; 3 (71): 141—145. Korobkova OA. [Medical services in electronic medicine system]. Bulletin of Baikal State University. 2010; 3 (71): 141—145.

13. Wootton R. Twenty years of telemedicine in chronic disease management — an evidence synthesis. J Telemed Telecare. 2012; 18 (4): 211—220. doi: 10.1258/jtt.2012.120219.

14. Приказ Минздрава России от 30 ноября 2017 г. № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских

технологий». Доступно по: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71751294/. Ссылка активна на 03.10.2019. [Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of November 30, 2017 No. 965n «On approval of the order of organization and provision of medical care using telemedicine technologies»]. [cited 03.10.2019]. Available from: https://www.garant.ru/prod-ucts/ipo/prime/doc/71751294/. Russian.

послевузовского обучения врачей. Кремлевская медицина. Клинический вестник. 2011; 1: 122—127. Mironov SP, Arutyunov AT, Egorova IA, Mkrtumyan AM, Turzin PS. and others. [Telemedicine aspects of postgraduate education for physicians]. Kremlin Medicine Journal. 2011; 1: 122—127.

Поступила 27.10.2019 Принята к опубликованию 05.12.2019

15. Миронов С.П., Арутюнов А.Т., Егорова И.А., Мкрту-мян А.М., Турзин П.С. и др. Телемедицинские аспекты

Received 27.10.2019 Accepted 05.12.2019

Сведения об авторах:

Женина Елена Анатольевна — пресс-секретарь ГБУЗ ГКБ им. С.И. Спасокукоцкого; соискатель кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко МПФ ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России. 127015, Москва, Вучетича 21, к. 1. Тел. 8 (499) 760-79-22. E-mail: ezhenina@mail.ru.

Голубева Алла Прокофьевна — д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения им. Н.А. Семашко ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) Минздрава России. 119992, Москва, ул. Большая Пироговская, д. 2, стр. 2. Тел.: 8 (499) 248-72-88. E-mail: apgolub@mail.ru

About the authors:

Elena A. Zhenina — press Secretary of the Spasokukotsky City Clinical Hospital, external doctoral candidate, Department of Public Health and Health System, Sechenov First Moscow State Medical University. 127015, Moscow, Vucheticha Str., 21, bldg. 1. Tel. 8 (499) 760-79-22. E-mail: ezhenina@mail.ru

Prof. Alla P. Golubeva — Sc.D. in Medicine, Department of Public Health and Health System named after Semashko, Sechenov First Moscow State Medical University, 119992, Moscow, Bolshaya Pirogovskaya Str. 2, bldg. 2. Tel.: 8 (499) 248-72-88. E-mail: apgolub@mail.ru

Для цитирования: Женина Е.А., Голубева А.П. О необходимости повышения квалификации врачей, осуществляющих телемедицинские услуги в медицинских организациях разных форм собственности. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2019; 11—12: 28—35. DOI: 10.26347/1607-2502201911-12028-035

For citation: Zhenina EA, Golubeva AP. On the advanced training of gps providing telemedicine services in medical organizations of different ownership forms. Health Care Standardization Problems. 2019; 11—12: 28—35. DOI: 10.26347/1607-250220191112028-035

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.