Научная статья на тему 'Обоснование необходимости применения технологий телемедицины для работников предприятий, расположенных в труднодоступных регионах РФ'

Обоснование необходимости применения технологий телемедицины для работников предприятий, расположенных в труднодоступных регионах РФ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
382
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / НЕФТЕДОБЫЧА / ТРУДНОДОСТУПНЫЕ РЕГИОНЫ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / TELEMEDICINE / OIL PRODUCTION / HARD-TO-REACH REGIONS / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тесля Анна Борисовна, Крюкова Валерия Константиновна

В статье рассматривается актуальность применения автоматизированных медицинских технологий для работников нефтедобывающих компаний в труднодоступных регионах Российской Федерации. Изучена теоретическая база и рассмотрены виды применения телемедицинских технологий. Проанализирована статистика использования имеющихся технологий в северных регионах, в частности, в Ханты-Мансийском округе. Было определен рост популярности, а также необходимости применения данных технологий, что связано с увеличением численности населения и суровыми климатическими условиями жизни. Выявлено отсутствие применения телемедицинских технологий в нефтедобывающих компаниях. Более детально актуальность применения технологий рассматривалась на примере работников ПАО «Газпром». Проанализировано соотношение рабочего и административного персонала, а также выявлено, что 48,7% рабочего персонала работают вахтовым методом в северных регионах России, удаленных от населенных пунктов и не имеющих на своих территориях специализированных центров медицинского обслуживания, предоставляющего полноценное обследование и качественное лечение. Таким образом, была доказана актуальности применения телемедицинских технологий, которые способны оказать качественную и своевременную медицинскую помощь работников, решить проблемы недостатков квалифицированных врачей в труднодоступных населенных пунктах, снизить стоимость оказания медицинских услуг, увеличить инвестиционную привлекательность и улучшение имиджа компании в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тесля Анна Борисовна, Крюкова Валерия Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR APPLICATION OF TELEMEDICINE TECHNOLOGIES FOR WORKERS OF ENTERPRISES LOCATED IN HARD-ACCESSED REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the relevance of the use of automated medical technologies for employees of oil companies in remote regions of the Russian Federation. The theoretical base is studied and types of application of telemedicine technologies are considered. The statistics of the use of available technologies in the Northern regions, in particular, in the Khanty-Mansiysk district, is analyzed. It was determined the growth of popularity, as well as the need for the use of these technologies, due to the increase in population and harsh climatic conditions. The absence of application of telemedicine technologies in oil companies was revealed. The relevance of technology application was considered in more detail on the example of employees of PJSC Gazprom. The ratio of the working and administrative staff is analyzed, and it is revealed that 48.7% of the working staff work in shifts in the Northern regions of Russia, remote from settlements and do not have specialized medical centers in their territories, providing a full examination and quality treatment. Thus was proved the relevance of the use of telemedicine technologies, which are able to provide quality and timely medical aid workers to solve the problem of deficiencies of qualified doctors in remote villages, to reduce the cost of medical services, increase the investment attractiveness and improvement of the company image in the society.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости применения технологий телемедицины для работников предприятий, расположенных в труднодоступных регионах РФ»



УДК 332.024

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-100-106

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ТРУДНОДОСТУПНЫХ РЕГИОНАХ РФ

Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения автоматизированных медицинских технологий для работников нефтедобывающих компаний в труднодоступных регионах Российской Федерации. Изучена теоретическая база и рассмотрены виды применения телемедицинских технологий. Проанализирована статистика использования имеющихся технологий в северных регионах, в частности, в Ханты-Мансийском округе. Было определен рост популярности, а также необходимости применения данных технологий, что связано с увеличением численности населения и суровыми климатическими условиями жизни. Выявлено отсутствие применения телемедицинских технологий в нефтедобывающих компаниях. Более детально актуальность применения технологий рассматривалась на примере работников ПАО «Газпром». Проанализировано соотношение рабочего и административного персонала, а также выявлено, что 48,7% рабочего персонала работают вахтовым методом в северных регионах России, удаленных от населенных пунктов и не имеющих на своих территориях специализированных центров медицинского обслуживания, предоставляющего полноценное обследование и качественное лечение. Таким образом, была доказана актуальности применения телемедицинских технологий, которые способны оказать качественную и своевременную медицинскую помощь работников, решить проблемы недостатков квалифицированных врачей в труднодоступных населенных пунктах, снизить стоимость оказания медицинских услуг, увеличить инвестиционную привлекательность и улучшение имиджа компании в обществе.

Ключевые слова: телемедицина, нефтедобыча, труднодоступные регионы, здравоохранение

Для цитирования: Тесля А.Б., Крюкова В.К. Обоснование необходимости применения технологий телемедицины для работников предприятий, расположенных в труднодоступных регионах РФ // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. №4. С. 100-106. https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-100-106

Конфликт интересов отсутствует

JUSTIFICATION OF THE NEED FOR APPLICATION OF TELEMEDICINE TECHNOLOGIES FOR WORKERS OF ENTERPRISES LOCATED IN HARD-ACCESSED REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article discusses the relevance of the use of automated medical technologies for employees of oil companies in remote regions of the Russian Federation. The theoretical base is studied and types of application of telemedicine technologies are considered. The statistics of the use of available technologies in the Northern regions, in particular, in the Khanty-Mansiysk district, is analyzed. It was determined the growth of popularity, as well as the need for the use of these technologies, due to the increase in population and harsh climatic conditions. The absence of application of telemedicine technologies in oil companies was revealed. The relevance of technology application was considered in more detail on the example of employees of PJSC Gazprom. The ratio of the working and administrative staff is analyzed, and it is revealed that 48.7% of the working staff work in shifts in the Northern regions of Russia, remote from settlements and do not have specialized medical centers in their territories, providing a full examination and quality treatment. Thus was proved the relevance of the use of telemedicine technologies, which

А.Б. Тесля, В.К. Крюкова

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Anna B. Teslya, Valeria K. Kryukova

Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russian Federation

are able to provide quality and timely medical aid workers to solve the problem of deficiencies of qualified doctors in remote villages, to reduce the cost of medical services, increase the investment attractiveness and improvement of the company image in the society.

Keywords: telemedicine, oil production, hard-to-reach regions, health care

For citation: Teslya A.B., Kryukova V.K. Digital transformation of management of industrial enterprises: application of unmanned aerial vehicles. Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2018; (4): 100106. (In Russ.) https://doi.org/10.31775/2305-3100-2018-4-100-106

There is no conflict of interests

Телемедицина - достаточно молодое направление в сфере здравоохранения, включающее в себя как аспекты информационных технологий, так и медицины. На данный момент телемедицинские технологии являются важной и неотъемлемой частью здравоохранения, создающей экономический, психологический и социальный эффекты. Активное использование телемедицинских технологий позволяют высококвалифицированным врачам давать рекомендации и назначения находясь на расстоянии тем группам населения, которым консультация специалистов в настоящее время не доступна по тем или иным причинам (рабочим работающим вахтовым методом, жителям малых и удаленных поселений).

Появлению и развитию термина «телемедицина» мы обязаны работам R. Mark [1] и Thomas Bird [2]. Отметим, что в общем случае «телемедицина» включает в себя множество автоматизированных аспектов, разнообразие связано, с возможностью широкого выбора использования разнообразных технологий, например онлайн консультации, наблюдение за пациентом на расстоянии, домашняя телемедицина, дистанционное обследование и т.д. Сам термин до сих пор является предметом дискуссий и споров.

Далее будем использовать определение понятия «телемедицина», которое дал А. В. Владзимир-ский [3], характеризующий ее как отрасль медицины, использующую электронные информационные технологии для предоставления медицинской помощи и услуг в сфере здравоохранения в точке необходимости (в тех случаях, когда географическое расстояние является критическим фактором). В такой трактовке основной целью телемедицины является оказание, в том числе образовательных и консультативных услуг на расстоянии.

Несмотря на то, что использование телемедицины в мире растет, эффективность ее использования для достижения сопоставимых или улучшенных клинических результатов не в полной мере подвержена. Исследования показывают эффективности телемедицины в телемедицины в области лечения хронических заболеваний, гипертонии и СПИДа. Существуют доказательства того, что телемедицина сравнима с неотложной медициной и

полезна в хирургических отделениях, отделениях интенсивной терапии новорожденных, а также в переводе пациентов в нейрохирургию [4]. Несмотря на то, что в мире сегодня телемедицина используется практически во всех основных областях здравоохранения, данные о преимуществах ее использования подтверждены только для небольшого числа направлений. Однако именно телемедицина может стать важным условием развития здравоохранения в районах Крайнего Севера России.

Районы крайнего Севера России характеризуются низкой плотностью населения, а численность населения сохраняет отрицательную динамику начиная с 1990 года. Также одной из важнейших характеристик северных районов страны является труднодоступность многих населенных пунктов, нуждающихся как в предоставлении бытовых услуг, в том числе и медицинских. В то же время, Районы Севера России характеризует большие запасов нефти и газа, чем привлекает крупные топливно-энергетические промышленные предприятия, занимающиеся добычей полезных ископаемых. Работники, занимающиеся добычей и сопутствующими процессами, живущие в условиях Севера России и зачастую не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Более того, стоит отметить, что уровень заболеваемости жителей Севера гораздо выше, чем в южных регионах, что связано с суровыми климатическими условиями [5, 6].

В Российской практике чаще используются два вида телемедицины: онлайн лекции и консилиумы, а также консультации между врачом и пациентом, либо между врачами. Первый процесс осуществляется в основном в крупных медицинских центрах с целью анализа общей проблемы и поиска ее решения. Второй же процесс используется для консультации врачей и пациентов как на территории одной области, так и на удаленном расстоянии (региональный, межрегиональный уровни) [7]. Процесс оказания такой помощи обычно проводится врачом последовательно, начиная со сбора данных о больном и обмена информацией, и может занимать 1-3 дня. Зачастую такая система используется для планового медицинского осмотра, но также может применяться в критических ситуациях и использовать для этого мгновенные сообщения.

Таким образом, процесс происходит следующим образом [8]:

Пациент заполняет все необходимые документы и формируется запрос на консультацию.

Далее запрос вместе с сопроводительными документами (история болезни пациента и данные о его состоянии) отправляются с помощью телемедицинских технологий врачу-консультанту.

Врач-консультант анализирует полученные данные и формирует отчетную консультацию и, если это необходимо, проводит видео-конференцию с пациентом.

Врач-консультант дает окончательный вердикт и подписывает документ электронной подписью и отправляет его пациенту.

Наглядно процесс консультации при использовании телемедицины представлен на рис. 1.

Данная технология позволяет осуществлять общение врача-консультанта и пациента на довольно больших расстояниях по видео-конференц связи. Подобные консультации в настоящее время активно проводятся в регионах Сибири. В Красноярском крае опыт использования телемедицинских технологий уже около 10 лет (с начала 2008 года). В 2016 году было проведено 7102 консультации в Красноярском крае. Проблема с доступом к медицине коснулась и Ямало-ненецкого автономного округа. В 2013 году 37 медицинских учреждений было оснащено телемедицинскими технологиями [10]1.

1 Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/economydevelopment/ (дата обращения: 30.11.2008).

Ханты-Мансийск - регион, наиболее богатый залежами нефти и газа, при этом суровый климат и труднодоступность приводят к сложностям оказания медицинской помощи. В данном округе телемедицина применяется уже с 2006 года. Было подключено 52 медицинских центра к системе, а также проведено обучение врачей, находящихся в дальних регионах. Также на основе Югорского научно-исследовательского института информационных технологий был создан региональный центр поддержки телемедицинского сервиса. Центр проводит работы по использованию телемедицинской связи, технологическому сопровождению, а также исследований и разработке новейших версий программного обеспечения. С момента начала деятельности системы телемедицинских технологий и по настоящее время было проведено более 24 000 консультаций между врачами различного профиля и пациентами [11]. На рис. 2 представлено количество проведенных консультаций в 2017 году в Ханты-Мансийском округе.

По представленным данным видно, что использование телемедицины довольно актуально. Спад количества консультация в 3 квартале можно объяснить сезонными факторами. С одной стороны, благоприятные климатические условия - (летний период), с другой - сезон отпусков и отъезд населения в другие регионы. Наибольшее количество обращений приходится на весенний период.

На рис. 3 представлена динамика проведения консультаций по годам.

По данным рис. 3 видно, что актуальность использования телемедицины достаточно высока.

История болезни

Оформление заявки на консультацию

Медицинские

Подписание консультации электронной

Видеоконференция

Подписание заключения

по консультации электронной подписью

Отправка запроса на консультацию

телемедицинскии

Формирование

заключения по

консультации

Рисунок 1. Процесс консультирования при использовании технологий телемедицины

Рисунок 2. Количество консультаций в 2017 году в Ханты-Мансийском округе

Рисунок 3. Статистика консультаций в Ханты-Мансийском округе

Основные используемые процессы: консультации между врачами и врачами и пациентами, обращение за дополнительной медицинской информацией, охват медицинских приборов по видео, отправка уведомлений о всех этапах консультации, уведомление о результатах и диагнозах, составление аналитических отчетов. По опыту работы Югорского института показывает, что проведение консультаций в пределах одного региона составляет не более суток [12], что способствует быстрой постановке диагноза при различного рода заболеваниях.

Тем не менее, организация телемедицины представляет собой достаточно серьезную проблему, т.к. требует значительных инвестиций от

региональных властей. В условиях ограниченных ресурсов, а так же низкого уровня обеспеченности медицинскими услугами населения, задачи оказания помощи жителям удаленных районом не всегда становятся приоритетными для администраций.

В то же время, как показывают представленные данные, телемедицина в России имеет тенденцию к росту, такой подход начинают внедрять крупные компании с целью оказания оперативной медицинской помощи своим работникам. Например, ОАО «РЖД» [13].

По мнению авторов, предлагаемые технологии представляются крайне актуальными для внедрения именно крупными промышленными компани-

ями, особенно в сфере нефте-и-газодобычи, где используется вахтовый метод и оперативный доступ к квалифицирванной медицинской помощи остается проблемой. В настоящее время далеко не все крупные предприятия, осуществляющие удаленную деятельность, используют подобные технологии.

Северные регионы России богаты залежами нефти и газа. Наиболее крупнейшие залежи нефти находится в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа. Количество извлекаемых запасов нефти превышает 2 млрд. тонн. Следующие по количеству залежей нефти места также находятся в Ханты-Мансийском автономном округе. [14]. В связи с этим в данном регионе осуществляют добычу нефти такие крупные компании, как Роснефть, Татнефть, Газпром и т.д. Добыча проходит в труднодоступных местах в тяжелых климатических условиях, что сказывается на работниках предприятий. Преимущественное количество работников на предприятиях ТЭК служат именно вахтовым методом [15]. Рассмотрим статистику работников по отраслям на примере предприятия ПАО «Газпром» на рис. 4.

По представленным данным видно, что большую часть составляют именно рабочие, осуществляющие основной вид деятельности. Рассмотрим, какая часть работает вахтовым методом в северных регионах России (рис. 5.)

Данные, представленные на рис. 5, показывают, что большую часть составляют работники, трудящиеся в отдаленных регионах России, труднодоступных для оказания качественной, быстрой и высококвалифицированной медицинской помощи.

Рассматривая гендерную структуру, отметим преимущественную долю мужского персонала, что, в первую очередь, обусловлено спецификой деятельности предприятия: вахтовый метод организации труда, неблагоприятные климатические условия Крайнего Севера, повышенные физические нагрузки. Следует отметить, что в компании предусмотрено серьезное медицинское обследование для сотрудников, поступающих на работу, что связано, в том числе и с желанием компании предотвратить потери, вызванные ухудшением здоровья сотрудников.

Рисунок 4. Распределение работников на примере ПАО «Газпром»

Рисунок 5. Распределение рабочих на примере ПАО «Газпром»

Тем не менее, по данным компании ПАО «Газпром»2 видно, что текучесть кадров среди рабочих возросла в 2017 году. Анализ причин увольнения показал, что большая часть произошла по инициативе сотрудников, в том числе причина увольнения вахтовых рабочих связана с предъявляемыми особыми условиями труда. Так же компания отмечает снижение качества труда (рост удельного веса случаев нарушений трудовой дисциплины, и частоты случаев производственного травматизма).

Внедрение технологии телемедицины может стать решением проблемы здравоохранения, снизить уровень заболеваемости среди рабочих, снизить случаи травматизма, и, в конечном счете, снизить уровень текучести кадров в компании. А, следовательно, и издержки на подбор, проведение медицинского освидетельствования и обучение персонала.

Внедрение технологий телемедицины для крупных компаний можно выступают так же в качестве внутренних социальных инвестиций в развитие персонала. Как показывают различные исследования, (при проведении последовательной политики в данной области) социальное инвестирование благоприятно сказывается на показателях экономической деятельности компании. Например, [14] отмечают, что у компаний, осуществляющих социальное инвестирование Return on Equity (ROE) на 9,8%, Return on assets (ROA) на 3,55%, а Return on Sales (ROS) на 2.79% выше не протяжении десятилетнего периода, чем у компаний, пренебрегающих социальным инвертированием. Доход акционеров таких компаний оценивается выше на 63,5%.

В данном случае социальное инвестирование в персонал может привести не только к снижению текучести кадров, повышению уровня трудовой дисциплины и снижению издержек опортунисти-ческого поведения, а на долгосрочном периоде способствовать улучшению имиджа компании, ее инвестиционной привлекательности, а, в конечном счете, росту стоимости компании.

Таким образом, была выявлена актуальность использования телемедицины в районах Крайнего Севера, в том числе, для работников нефтедобывающих компаний. Такая актуальность обуславливается тяжелым климатическими условиями и труднодоступностью регионов, где осуществляются работы по добыче нефти. Применение телемедицины на предприятиях способно решить следующие задачи:

Оказание высококвалифицированной и быстрой медицинской помощи в удаленных регионах.

Снижение стоимости оказания медицинских услуг.

2 Источник: www.Gazprom-neft.ru

Решение проблемы недостатка квалифицированных врачей.

Увеличение инвестиционной привлекательности и улучшение имиджа компании в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Mark R.G. Telemedicine system: the missing link between homes and hospitals? // Modern nursing home. 1974; (32-2): 39.

2. Bird K.T. Telemedicine: concept and practice. Springfield, Illinois, Thomas. 1975.

3. Владзимирский А.В. Телемедицина. Донецк: Цифровая типография, 2011. 437 с.

4. Hersh W.R. et al. Clinical outcomes resulting from telemedicine interventions: a systematic review. BMC Medical Informatics and Decision Making. 2001; (1): 5. https://doi.org/10.1186/1472-6947-1-5

5. Зайченко И.М., Ищенко Е.А. Оценка влияния различных факторов на показатель заболеваемости населения на территориях Арктической зоны Российской Федерации // Север и Арктика в новой парадигме мирового развития. Лузинские чте-ния-2016. Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН, 2016. С. 283-288.

6. Бегиев В.Г., Андреев В.Б., Потапова К.Н., Москвина А.Н. Телемедицина в совершенствовании консультативной и диагностической помощи высокоспециализированных центров в условиях Крайнего Севера // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 1-3. С. 6-8.

7. Баранов Л.И. Телемедицина. Прогресс на базе развития информационных технологий // Медицинский вестник МВД. 2015. № 6 (79). С. 74-77.

8. Ilin I.V., Iliashenko O.Y., Levina A.I. Application of service-oriented approach to business process reengineering. Vision 2020: Innovation Management, Development Sustainability, and Competitive Economic Growth Proceedings of the 28th International Business Information Management Association Conference. Editor Khalid S. Soliman. 2016. P. 768-781.

9. Курносов С.В., Петров А.В., Трофимов С.В. Телемедицина: региональный аспект // Информационное общество. 2016. № 1. С. 29-30

10. Кудрявцев Д.В. Использование методов и инструментов управления архитектурой предприятия для поддержки стратегического менеджмента и управления трансформацией предприятия // Перспективы развития информационных технологий. 2011. № 6. С. 127-130.

11. Козин Е.Г., Ильин И.В., Левина А.И. Реинжиниринг ИТ-архитектуры предприятия на базе сервис-ориентированного анализа архитектуры предприятия // Перспективы науки. 2016. № 9 (84). С. 48-56.

12. Макареня Т.А., Быстрая Ю.С. Архитектура предприятия: инструмент разрешения противоречий управления предприятием // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 48-52.

13. Weiser J., St Zadek S. Conversations with disbelievers: persuading companies to address social challenges. New York, BrodyWeiser, 2000.

REFERENCES

1. Mark R.G. Telemedicine system: the missing link between homes and hospitals? // Modern nursing home. 1974; (32-2): 39.

2. Bird K.T. Telemedicine: concept and practice. Springfield, Illinois, Thomas. 1975.

3. Vladzimirsky A.V. Telemedicine. Donetsk, Digital Printing House, 2011. 437 p. (In Russ.)

4. Hersh W.R. et al. Clinical outcomes resulting from telemedicine interventions: a systematic review // BMC Medical Informatics and Decision Making. 2001. No.1(1). p. 5.

5. Zaychenko I.M., Ishchenko E.A. Assessment of the influence of various factors on the incidence rate of the population in the territories of the Arctic zone of the Russian Federation. In: The North and the Arctic in the new paradigm of world development. Luzin Readings - 2016. Apatity, Institute of Economic Problems. G.P. Luzin Kola Science Center RAS, 2016. P. 283288. (In Russ.)

6. Begiev V.G., Andreev V.B., Potapova K.N., Moskvin A.N. Telemedicine in improving consultative and diagnostic care to highly specialized centres in the far North // Modern trends in the development of science and technology. 2015;(1-3): 6-8. (In Russ.)

7. Baranov L.I. Telemedicine. Progress based on the development of information technology. Medical Bulletin of the interior Ministry. 2015; (6): 74-77. (In Russ.)

8. Ilin I.V., Iliashenko O.Y., Levina A.I. Application of service-oriented approach to business process reengineering. Vision 2020: Innovation Management, Development Sustainability, and Competitive Economic Growth. Proceedings of the 28th International Business Information Management Association Conference. Editor Khalid S. Soliman. 2016. P. 768-781.

9. Kurnosov S.V., Petrov A.V., Trofimov S.V. Telemedicine: regional aspect. Information society. 2016; (1): 29-30. (In Russ)

10. Kudryavtsev D.V. Using methods and tools of enterprise architecture management to support strategic management and enterprise transformation management. Prospects of information technology development. 2011; (6): 127-130. (In Russ)

11. Kozin E.G., Ilyin I.V., Levina A.I. Reengineering of the it architecture of the enterprise based on a service-oriented enterprise architecture. Science Prospects. 2016; (9): 48-56. (In Russ)

12. Makarenya T.A., Quick J.S. Enterprise Architecture: a tool of conflict resolution enterprise management. State and municipal management. Proceedings of the SKAGS. 2015; (4): 48-52. (In Russ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Weiser J., St Zadek S. Conversations with disbelievers: persuading companies to address social challenges. New York, BrodyWeiser, 2000.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Тесля Анна Борисовна,

кандидат экономических наук, доцент Высшей школы управления и бизнеса Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (911) 215 69 54, e-mail: anntes@list.ru

Крюкова Валерия Константиновна, магистрант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, г. Санкт-Петербург, Россия. Тел.: (927) 729 78 73, e-mail: kruckowa.val@yandex.ru

ABOUT THE AUTHORS Teslya Anna Borisovna,

Candidate of Economic Sciences, associate Professor at Higher School of Management and Business of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Ph.: (911) 215 69 54, e-mail: anntes@list.ru

Kryukova Valeria Konstantinovna, Graduate student at Higher School of Management and Business of the Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg, Russia. Ph.: (927) 729 78 73, e-mail: kruckowa.val@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.