УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2019-10033
О НЕОБХОДИМОСТИ ПОСТОЯННОЙ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОРРУПЦИИ
Игорь Анатольевич КОРОЛЕВ, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Университета прокуратуры Российской Федерации,
кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявлений коррупции в России, высказываются предложения по повышению эффективности антикоррупционной деятельности.
Ключевые слова: коррупция; уровень коррупции; борьба с коррупцией; факторы, способствующие коррупции; эффективность деятельности органов внутренних дел; оценка коррупции; комплекс научных методов.
Annotation. The article discusses the features of manifestations of corruption in Russia, makes suggestions to improve the effectiveness of anti-corruption activities.
Keywords: corruption; level of corruption; fight against corruption; the factors promoting corruption; efficiency of activity of law-enforcement bodies; corruption estimation; complex of scientific methods.
Термин «коррупция1» происходит от латинского «соггирИо». В Словаре иностранных слов приводятся термины «коррумпировать, корруптировать (лат. сог-гитреге) — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами». Есть такое крылатое латинское изречение «соггарИо орИш1 ре881ша», которое издавна переводится на русский язык как «совращение доброго — наибольший грех». Не случайно в конце XX — начале XXI в. мировое сообщество все больше отходило от широкой трактовки коррупции и связывало ее именно с активным и пассивным подкупом2.
Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III, а его внук Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках3.
В последующем были Белозерская уставная грамота 1488 г., призванная ограничивать произвол власти; Судебник 1497 г., определивший взяточничество как форму коррупции4; Соборное уложение 1649 г., которое вместо телесного наказания за взяточничество ввело материальную ответственность, и т.д.
Как аналог современного закона «сделка с правосудием» следует рассматривать указ Петра I об уголовной ответственности за пособничество в совершении корыстных злоупотреблений по службе и за недонесение о совершении этих преступлений. С целью минимизации проявлений коррупции Петр I создал специальный Сенат, проводил ротацию кадров, ввел ответственность не только за получение взятки, но и за ее дачу и, наконец, при нем казнокрадство на государственной службе стало рассматриваться как форма коррупции.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), три четверти россиян считают уровень распространенности коррупции в нашей стране высоким и очень высоким. При этом 43% россиян не отметили какого-либо улучшения ситуации, связанной со снижением коррупции в течение последних лет, а 32% хоть и заметили усилия властей, направленные на противодействие коррупции, не считают их успехи значительными.
В то же время, по данным Фонда общественного мнения Российской Федерации (ФОМ),
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019
более половины предпринимателей России (56%) дают взятки и 44% жителей страны считают допустимой возможность дачи взятки должностному лицу.
Таким образом, очевидно, что коррупция (пусть даже бытовая — вознаграждение воспитателю в детском саду, преподавателю в школе, врачу и т.д.) коснулась всего общества. Это, в свою очередь, представляет угрозу государственности, поскольку общество перестает воспринимать взяточничество в качестве преступления5.
Мировой банк оценивает объем «коррупционных услуг» в мире в 1 трлн долл. США.
По данным Фонда ИНД ЕМ, в России этот объем равен 316 млрд долл. США.
В итоге получается, что едва ли не треть мировой коррупции сосредоточена в России.
Анализ состояния борьбы со взяточничеством в России показывает, что принимаемые меры не адекватны реальным масштабам данного явления6.
Чуть более чем за два года ущерб от коррупции в России составил свыше 148 млрд руб., отметил Юрий Чайка. Из них коррупционерами добровольно было погашено 11 млрд руб., еще 78 млрд руб. надзорное ведомство изъяло7.
Приведенные данные свидетельствуют, о том, что уровень коррупции в России достиг угрожающих масштабов.
Как показывает опыт борьбы с коррупцией, карательные действия не всегда эффективны. Об этом еще раз напомнил председатель подкомиссии Общественной палаты Российской Федерации по проблемам противодействия коррупции Андрей Пржездомский: «Пока в стране существуют условия, позволяющие существование коррупции, нам не удастся с ней справиться», — заявил он на пресс-конференции, представляя доклад Общественной палаты «Уровень коррупции в Российской Федерации и некоторые антикоррупционные приоритеты».
По мнению членов Общественной палаты, реальные размеры коррупции оценить сложно. «Любые рассуждения о показателях коррупции — лукавство. Это теневая сфера, поэтому мы можем говорить лишь о показателях выявленных преступлений. А они составляют лишь 1 — 2% от общего числа», — подчеркнул А. Пржездом-ский8.
Оценивая факторы, способствующие коррупции, можно выделить основные из них:
■ рост имущественной дифференциации;
■ экономический кризис;
■ разрешительный принцип, охватывающий практически все сферы экономической активности;
■ правовая безграмотность населения.
Сегодня, причинами и условиями, определяющими разрастание коррупции, являются:
■ непоследовательность и противоречивость в осуществлении экономических и социальных реформ, запаздывание в принятии мер, обеспечивающих укрепление всех форм собственности, развитие и поддержку предпринимательства, контроль выделения и расходования финансовых ресурсов;
■ отсутствие механизма действенного контроля за исполнением принятых решений, постановлений и законов;
■ недостатки в организации деятельности правоохранительных органов, ведущих борьбу с коррупцией.
В свою очередь, с учетом экономических и политических изменений, происходящих в России, эффективность деятельности органов внутренних дел в немалой степени зависит от глубины комплексного исследования и правильной оценки криминальной ситуации по линии противодействия коррупции и своевременного реагирования на ее изменения. Ключевым звеном организации этой работы, на наш взгляд, является научно обоснованный криминологический анализ состояния коррупции в стране и определение причин и тенденций ее развития.
Оценка коррупции как сложного латентно -го социального явления предполагает использование комплекса научных методов, позволяющих получить информацию о ее распространенности, «злокачественности» и иных параметрах, которые существенны для эффективного управления процессами в обществе и государстве.
Руководство МВД России неоднократно инициировало проведение мероприятий, направленных на получение достоверной и объективной информации об уровне коррупции в отдельно взятом субъекте.
Как показали результаты проведенных мероприятий, наиболее эффективным для всестороннего исследования коррупции является комплексный метод исследования, включающий:
1) оценку эффективности работы по выявлению и расследованию преступлений коррупционной направленности;
2) изучение уголовных дел и отказных материалов по преступлениям коррупционной направленности;
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019
3) проведение оценки состояния управленческой деятельности по линии противодействия коррупции;
4) оценка состояния взаимодействия со средствами массовой информации в целях профилактики коррупции, формирования антикоррупционного общественного сознания.
Кроме того, необходимо изучить мнение респондентов (считаем целесообразным, охватывать три категории респондентов: сотрудники ОВД, граждане, предприниматели) по вопросам распространения коррупции и борьбы с ней. Метод опроса, как представляется, дает возможность получить сведения, отсутствующие в официальной статистике и позволяет перепроверить как результаты исследования, так и выдвигаемые на первоначальной стадии гипотезы.
В ходе проведения исследования по определению уровня коррупции в субъекте необходимо учитывать такие, несомненно, значимые факторы, как:
■ степень экономического развития субъекта (является ли субъект дотационным либо «донорским», наличие и число бюджетообразующих предприятий);
■ политическая обстановка в регионе;
■ демографическая обстановка;
■ территориальное расположение региона (наличие границ с зарубежными странами и странами СНГ, транспортная инфраструктура);
■ наличие и специфика природных ресурсов на территории субъекта (водные биоресурсы, полезные ископаемые и т.д.);
■ этнические особенности населения, проживающего в регионе (менталитет, традиции, наличие «клановости» и т.д.);
■ силы и средства ОВД по линии борьбы с коррупцией и т.д.
В свою очередь, приведенный перечень не является исчерпывающим, и специфичен для каждого субъекта Российской Федерации.
Как уже отмечалось, использованный в процессе исследования комплекс научных методов, по нашему мнению, позволяет наиболее полно получать информацию о распространенности коррупции и факторах, в значительной степени влияющих на ее предупреждение, что, несомненно, существенно в целях эффективного управления процессами в обществе и государстве.
1 В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» № 273-Ф3 25.12.2008 г. коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных противоправных деяний от имени или в интересах юридического лица.
2 http://www.crime.vl.ru
3 Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути их преодоления // Рос. следователь. 2001. № 3.
4 Российское законодательство X — XX вв.. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1984.
5 Кислый O.A. К вопросу об антикоррупционной экспертизе в оперативно-розыскной деятельности // Оперативник (сыщик). 2018. № 1 (54). С. 30—32.
6 Пименов H.A. Обеспечение противодействия коррупции: Учебник. М.: КНОРУС, 2018. 290 с.
7 https://www.rbc.ru/society/08/12/2017/5a29de869a 794745bc4639a1
8 http://www.rian.ru/society
ЗАКОН И ПРАВО • 01-2019