Научная статья на тему 'О необходимости изменения содержания занятий по физической культуре в высшей школе'

О необходимости изменения содержания занятий по физической культуре в высшей школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
90
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Венгерова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О необходимости изменения содержания занятий по физической культуре в высшей школе»

тингента по срокам наступления у них адаптации к новой среде обитания является неравномерным. Максимальная доля лиц, у которых после МТП наступила адаптация приходится на начальный период - первый месяц пребывания в условиях северо-западного региона.

Венгерова Н.Н.

О НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ1

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Институт Международных образовательных программ (ИМОП), Россия,

natalyavengerova@yandex. ru

Состояние здоровья молодёжи является одной из приоритетных задач национальных программ, и особое значение приобретает система высшей школы, т.к. студенческая молодёжь испытывает дефицит знаний в сфере культуры здоровья.

Современный этап развития общества России характеризуется выраженным ухудшением состояния здоровья населения. Одним из наиболее неблагоприятных регионов России по количественным и качественным характеристикам человеческого потенциала является Северо-Западный, что можно оценить по результатам медицинского осмотра в некоторых вузах Санкт-Петербурга.

На базе Санкт-Петербургского Г осударственного Инженерноэкономического университета (ИНЖЭКОН) проведено собственное многолетнее наблюдение (с 2003 по 2010 г.г.) за результатами планового медицинского осмотра и процессом формирования специальных медицинских групп. Отмечено, что из года в год неуклонно увеличивается число студентов 1-2-х курсов с отклонениями в состоянии здоровья (до 20,0% от общего числа студентов).

Определено, что наиболее распространённое (56,2%) заболевание - это нарушение функций опорно-двигательного аппарата (сколиозы различных степеней, остеохондроз). При диагностике заболеваний врачи не выявляют причины их возникновения и, таким образом, формируется значимая группа с идио-патическим сколиозом. Практически во всех случаях наблюдаемые студенты относятся к этой этиологической группе. Подобная ситуация, по всей видимости, определяется неблагополучным предшествующим жизненным опытом студентов: отсутствие правильного понимания значения занятий физическими упражнениями для поддержания должного уровня здоровья, профилактики различных видов заболевания, недостаточным суточным двигательным режимом и т.д.

Выявлена значительная группа студентов с заболеваниями органов зре-

1 Работа выполнена при поддержке Минобрнауки России, АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», грант 2.2.3.3/12745

ния (32,2%), нарушением обмена веществ (ожирение различной степени) -9,8%.

Особый интерес вызывает субъективная оценка студентов собственного здоровья. С этой целью было предпринято педагогическое исследование в виде опроса среди студентов 1-2 курсов ИНЖЭКОНа основной группы (п=628). Выявлено, что практически все оценивают самочувствие достаточно высоко. Превосходное состояние отмечено в 69,0% и «хорошее» у 35,1% у первокурсниц 17 лет, а студентки 18-20 лет (2 курс) несколько скромней оценивают своё физическое состояние как «хорошее» в 33,3% случаях.

Субъективное оценивание физического состояния студентками в значительной мере отличается от объективных показателей. Результаты выполнения тестовых заданий свидетельствуют об изначально низком уровне физического состояния наблюдаемых. Показатели пульса в покое соответствует норме у 25,2% первокурсниц (107 человек), и у 28,3% студенток 2-го курса (57 девушек). Показатели уровня физической работоспособности у девушек 1 -го и 2-го курсов имеют следующее соотношение:

- средний - 4,6% и 3,7%;

- удовлетворительный - 8,4% и 13,2%;

- плохой - 44,3% и 39,8%;

- очень плохо - 42,7% и 43,3% .

Адаптация к условиям обучения в вузе связана с перегрузками нервной системы, поэтому при реализации учебной программы по физической культуре необходимо учитывать не только уровень физической подготовленности, но способность к выполнению умственной работы в условиях информационной перегрузки, психологического перенапряжения и т.д. Устойчивость студентов к экзаменационным нагрузкам зависит от их психофизиологических особенностей. Поэтому прогнозирование возможных отклонений в нормальном функциональном состоянии у студентов в период экзаменационной сессии имеет большое практическое значение, как для сохранения здоровья студентов, так и для оптимизации и эффективности учебного процесса.

Исходя из того, что основной задачей занятий физической культурой в вузе является сохранение и поддержание состояния здоровья студентов для обеспечения полноценного процесса обучения, приобретение необходимых профессиональных навыков, а также формирование потребности в приобщении к нормам здорового образа жизни - решение данных педагогических задач является чрезвычайно актуально, так как уровень физического здоровья современного молодого человека определяется как «средний» и «ниже среднего». Решение проблемы возможно за счёт внедрения новых физкультурнооздоровительных технологий в учебный процесс при сохранении традиционной формы проведения занятий.

По результатам опроса 155 студенток 17-18 лет, обучающихся в ИНЖЭ-КОНе (2010-11 учебный год), по вопросу выявления основных причин негатив-

ного влияния на состояние здоровья и низкую успешность адаптации к новым условиям жизнедеятельности, учёбы в высшем учебном заведении нами выявлены как внешние, так и внутренние причины, имеющие свои ранговые позиции (табл. 1).

Таблица 1

Ранговая структура причин (внутренних и внешних), влияющих на состояние _________здоровья студенток младших курсов высшей школы (п=175)______________

Значимость (ранг) Причины Ранговый показатель (%)

Внутренние причины

1 Недостаточный уровень развития умений и навыков здорового образа жизни 29,8

2 Низкий уровень индивидуальной физической подготовленности 21,0

3 Невысокий уровень двигательной активности и мотивации студенток к занятиям физическими упражнениями 19,0

4 Инертность и неуравновешенность высшей нервной деятельности 14,2

5 Недостаточный уровень развития психических процессов памяти, внимания, сенсомо-торики 13,8

6 Слабые знания особенностей здорового образа жизни 12,5

7 Уровень развития коммуникативных качеств 3,9

Внешние причины

1 Высокие нагрузки учебы в вузе 47,7

2 Вредные привычки 39,5

3 Нерегламентированный рабочий день 12,8

Таким образом, наиболее значимыми причинами названы «Недостаточный уровень развития умений и навыков здорового образа жизни» и «Вредные привычки», которые свидетельствуют о недостаточно эффективном образовательном и педагогическом процессе по воспитанию навыков коррекции поведения и саморегуляции у девушек.

Проведенные исследования позволили разработать концепцию физкультурно-оздоровительного воздействия на студенток. Согласно этой концепции, изменения со стороны здоровья - результат сочетающегося воздействия внешних стрессовых факторов (физического и профессионального стресса) и эндо-

генных факторов, связанных с нарушением ряда регуляторных систем, ответственных за адаптацию функциональных систем (наследственного и приобретенного характера: психический фактор, нарушения липидного обмена, вторичный иммунодефицит). Эта концепция позволяет разрабатывать обоснованные индивидуальные физкультурно-оздоровительные программы.

С целью определения ранговой структуры педагогических условий, необходимых для эффективного формирования навыков здорового образа жизни у студенток вузов, был проведен опрос 54 специалистов высшей школы по физической культуре и спорту (табл.2).

Определена ранговая система возможных педагогических мероприятий, направленных на решение целей и задач программы дисциплины при повышении уровня физической работоспособности на фоне положительно изменяющихся показателей физического здоровья студенток.

Таблица 2

Ранговая структура педагогических условий, необходимых для эффективного формирования навыков здорового образа жизни у студенток вузов (п = 54)

Значимость (ранговое место) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Использование интегративного подхода в применении средств оздоровительной физической культуры с соответствующими вербальными воздействиями 28,9

2 Системность применения средств оздоровительной физической культуры 25,5

3 Эмоциональная привлекательность занятий оздоровительной физической культурой 16,8

4 Научно-методическое обеспечение процесса формирования навыков здорового образа жизни 14,1

5 Реализация индивидуального подхода в подборе средств оздоровительной физической культуры 10,2

6 Наличие оригинальных способов замещения вредных привычек 4,5

Проведенные исследования позволили разработать концепцию физкультурно-оздоровительного воздействия на студенток. Согласно этой концепции, изменения со стороны здоровья - результат сочетающегося воздействия внешних стрессовых факторов (физического и профессионального стресса) и эндо-

генных факторов, связанных с нарушением ряда регуляторных систем, ответственных за адаптацию функциональных систем (наследственного и приобретенного характера: психический фактор, нарушения липидного обмена, вторичный иммунодефицит). Эта концепция позволяет разрабатывать обоснованные индивидуальные физкультурно-оздоровительные программы.

Основываясь на положениях данной концепции, разработана педагогическая технология формирования навыков здорового образа жизни у девушек 1718 лет с использованием средств оздоровительной физической культуры, системо - образующим фактором которой являются функциональные резервы физического здоровья.

Р.Я. Власенко, А.Ю. Рось

ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ЮНЫХГРЕБЦОВ- АКАДЕМИСТОВ С УЧЕТОМ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород, Россия, [email protected]

Изучение мотивации спортивной деятельности и отдельных ее компонентов представляется актуальным не только как самостоятельное личностное состояние, направленное на достижение полезного приспособительного результата поведения субъекта, но и в контексте определения диагностических критериев психофизиологического здоровья спортсмена в современных условиях.

Целью работы было провести сравнительный анализ общей выносливости гребцов-академистов, учитывая их склонность к риску. У испытуемых определяли готовность к риску, как компонент мотивации достижения (тест Шуберта). Было обследовано 12 спортсменов (18-20 лет) одного уровня квалификации, подписавших индивидуальное добровольное согласие на участие в эксперименте. Для оценки критериев общей выносливости использовали стандартный тест PWCl7o (вариант с велоэргометрией), особенности вегетативной регуляции ритма сердца спортсменов оценивали с помощью метода корреляционной ритмографии (комплекс функциональной диагностики “Валента”).

Были выделены две группы спортсменов: склонные к риску - 33% (п=4) и обладающие средней готовностью к риску - 67% (п=8). Физическую работоспособность оценивали по максимальному потреблению кислорода (МПК) с помощью теста PWC170, нагрузка на велоэргометре определялась из расчета 2 Вт/кг веса. Максимальная работоспособность по МПК (максимальное потребление кислорода) отмечалась у «осторожных» субъектов и составила 4,5±0,6 л/мин, у «рисковых» - 4,2±0,4 л/мин соответственно. Анализ показателей ВСР, полученных до и после нагрузки, выявил значительные изменения в реакции сердечно-сосудистой системы в обеих группах. Достоверно возрастал после нагрузки индекс напряжения (ИН): у «рисковых» - в среднем на 120%, а у «осто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.