Халилова Л.И., Митенкова Л.В., Комиссарова О.А.,
ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Проблемы повышения эффективности физического воспитания подрастающего поколения являются актуальными в теоретическом и практическом плане, поскольку рассматриваются в связи с вопросами здоровья: гармонизацией физического развития (Миронова С.П. VamvakoudisE.), совершенствованием резервных возможностей организма, закалённостью, формированием мотивации к здоровому образу жизни (Кулигин,О. В.). Физическая культура в силу своей исключительной значимости для общества является неотъемлемой частью государственной социально-экономической политики, поскольку она выполняет целый ряд специфических социальных функций: образовательные, оздоровительные, профессионально-прикладные и рекреационно-игровые (Анти-пова Е.В.; Камачёва Е.).
В настоящее время преподаватели вузов озабочены низким уровнем общеобразовательной подготовки студентов. Большинство 85,0% выпускников школ имеют отклонения в состоянии здоровья, из которых 55,0% являются функциональными, а 30-35,0 % - хроническими и необратимыми (Науменко О.А; Никулин И.Н.).
Участие девушек-студенток во внеурочной физкультурной деятельности в вузе заметно снижается с увеличением возраста. Количество занимающихся с низким уровнем физической подготовленности достигает 50,0-60,0% . В спортивных секциях занимаются 25,0% студенток и никогда не занимаются физической культурой и спортом от 19,0% до 23,0% (освобожденные от физической культуры ). Уровень физической активности девушек существенно ниже, чем у юношей одного с ними возраста (сравнительная характеристика юношей и девушек педиатрического факультета). Регулярно занимаются физическими упражнениями вне вузовских занятий 36,0% юношей и 28,1% девушек, а регулярно занимаются с достижением тренирующего эффекта 4,9% и 1,8%, соответственно.
В педагогическом обследовании (2015-2016 учебный год) приняли участие
220 студенток в возрасте 17-18 лет основной, подготовительной и специальной медицинских групп (по результатам медицинского осмотра), обучающихся на 1-2 курсах ПФ (педиатрический факультет) и ЛФ (лечебный). Выборки сформированы свободным методом по признаку принадлежности к курсу академического обучения и данных факультетов. Обследование проводилось с участием спортивного врача университета в естественных условиях при добровольном согласии 220 наблюдаемых. При оценке уровня физического развития использовались наиболее распространенные методики: антропометрические показатели (длина и масса тела), функционирования сердечнососудистой системы (артериальное давление - АД, частота сердечных сокращений - ЧСС, пульсовое давление - ПД).
Однородность случайных выборок в группах подтверждена практически одинаковыми первоначальными значениями показателей физического развития и функционального состояния.
Выявленные показатели артериального давления при высоких значениях диастолического и пульса в покое (ЧСС покой - 78 уд/мин, значение соответствует показателям при выполнении физической работы не высокой интенсивности). Средние групповые показатели пульса в покое значительно превышают (29,2±3,2% и 26,8±2,9%, соответственно) принятую норму (60-70 уд/мин).
Таблица 1
Показатели функциональных систем организма девушек, обучающихся на младших курсах СПбГПМУ
Х± Артериальное дав- ЧСС Динамометрия кистей
т ление (мм/рт. ст.) по- (ЧССп.х
СД ДД ПД кой (уд/ СД) Абсолют. % Абсолют. %
груп мин) 100 вели- вели-
па чины (правой) чины (левой)
Г1 128±10 70±5 58±10 78±11 87,5±14,7 21,6±5,1 36,8±6,1 19,0±3,1 33,6±5,9
Г2 124±9 71±7 53±9 81±31 91,1±16,5 20,4±4,7 36,3±8,8 18,8±4,3 32,9±7,9
Первоначальные значения артериального давления (128/80) превышает расчётное возрастное значение на 13,3% - систолического (СД) и на 14,3% -диастолического (ДД) в первой группе, на 10,6% (СД) у девушек второй группы. В группах средняя величина пульсового давление (ПД) составляет 36. Об-
щепринято, что нормальная частота сердечных сокращений в состоянии покоя у взрослого человека составляет 55-80 ударов в минуту. Полученные в ходе наблюдения результаты свидетельствуют о пограничном состоянии (80±12 уд/мин) сердечнососудистой системы девушек в состоянии покоя.
Совокупность результатов функционирования сердечнососудистой и респираторной систем организма девушек 17-18 лет свидетельствует о недостаточном (отличном от нормы) уровне физического развития.
В начале осеннего семестра 2015-16 учебного года на базе кафедры физической культуры СПбГПМУ у студенток первого и второго курса согласно учебному плану дисциплины проводился приём контрольных нормативов.
Учитывая материальные возможности кафедры (наличие спортивной базы), из всего перечня нормативов были выбраны: бег на короткую дистанцию 100м и бег на выносливость 500 м. Среднее групповое значение выполнения норматива девушками из СПбГПМУ составило 158±10, что незначительно, но ниже нормы. Требования Государственного образовательного стандарта имеют оценочную градацию, исходя из которой определено, что 19 девушек (16,7%) выполнили задание на оценку «удовлетворительно», 37 (32,4%) имеют неудовлетворительные показатели, а остальные - на «хорошо» и «отлично».
За прошедшие 3 года ухудшились показатели здоровья студентов 1 курса. Если в 2013 году на ухудшение здоровья за время обучения в вузе указывал каждый пятый первокурсник, а в 2015 г. уже каждый третий студент младших курсов.
Таблица 2
Соотношение (%) численности студентов СПбГПМУ по состоянию здоровья с 2015 по 2016 годы
Группа/год 2015 2016
Основная 41,4 38,7
Подготовительная 26,8 29,6
СМГ А 18,0 21,3
СМГ В 12,2 12,0
Освобожденные от практических занятий по физическому воспитанию 1,6 2,4
Очевидно, что количество студентов в СМГ из года в год увеличивалось. Наблюдается резкое увеличение количества занимающихся в подготовительной и СМГ «А» в 2016 году.
Результаты, полученные в ходе педагогического наблюдения, отражают общую тенденцию снижения уровня физического здоровья студентов.
Вербализация количественно-качественных изменений в ходе учебного процесса по физической культуре расширяет у первокурсников представление о процессах, происходящих в их организме. Следовательно, важнейшей составляющей процесса коррекции здоровья первокурсниц является создание у них осознанной мотивации здорового образа жизни во время обучения в вузе.
Далее нами было проведено анкетирование с целью выяснения предпочтения студенток при выборе средств физической культуры.
При собственном опросе 220 первокурсниц выявлено:
• 95% респондентов считают, что занятия физическими упражнениями являются залогом должного уровня здоровья;
• активный образ жизни ведут больше половины девушек - первокурсниц (68,7%);
• 81,8% девушкам данного возраста нравятся уроки физической культуры;
• 89,2% респондентов высказались за привнесение в содержание обязательного урока элементов фитнес программ;
• 46,4% первокурсниц высказались за привнесение в содержание обязательного урока в течение одного семестра занятий по плаванию.
Организация педагогического процесса по физической культуре в высшей школе имеет существенные отличия (продолжительность занятия, зачётная система оценивания результатов и т.д.). Данная система организации и проведения занятия нравится 75% студенток. Но предпочтение при определении используемых средств при проведении занятий отдается ориентации на включение в программу оздоровительной аэробики и йоги вместо традиционных разделов программы (табл.3). В большинстве ответов отмечены высказывания о том, что занятия физической культурой несомненно положительно влияют на успеваемость и повышают работоспособность.
Таблица 3
Предпочтения студенток при выборе средств физической культуры
в СПбГПМУ
Вид Пожелания
Ранг % Название направления
1 30,8 Оздоровительная аэробика
Физкультурно- 2 16,1 Танцевальные
оздоровительные упражнения
технологии 3 21,1 Йога
4 32,4 Внеурочные спортивные секции
5 6,5 Волейбол
Традиционные разделы 6 1,0 Баскетбол
программы 8 2,4 Легкая атлетика
9 1,8 Атлетическая гимнастика
10 1,3 ОФП
Таким образом, в результате анализа собственных исследований и опубликованных данных медицинского осмотра студентов некоторых факультетов СПбГПМУ можно заключить, что при поступлении абитуриенты уже имеют недостаточно хорошее состояние здоровья, т.е. отмечается наличие некоторых отклонений. Данная степень развития заболевания позволяет соискателям претендовать на продолжение своего обучения в рамках вузовской программы, но при проведении обязательного медицинского осмотра их определяют в специальную медицинскую группу для обучения по дисциплине «Физическая культура». Наиболее распространённые заболевания: заболевания органов зрения и сердечнососудистой системы.
Исходя из того, что основной задачей занятий физической культурой в вузе является сохранение и поддержание состояния здоровья студентов для обеспечения полноценного процесса обучения, приобретение необходимых профессиональных навыков, а также формирование потребности в приобщении к нормам здорового образа жизни, можно считать, что решение данных педаго-
гических задач является чрезвычайно актуальными, так как уровень физического здоровья современного молодого человека определяется как «средний» и «ниже среднего».
Очевидна объективная необходимость повышения эффективности учебного процесса и улучшения показателей физического состояния и работоспособности студентов.
Успешность людей в деятельности, вообще, и в учебной, частности, является немаловажным фактором для удовлетворения потребности в профессиональной деятельности.
Литература
1. Кулигин, О. В. Состояние здоровья и образ жизни студентов медицинского вуза/ О.В. Кулигин, Н. Н. Нежкина, Ю. В. Чистякова, А. И. Нежкина, Н. А. Липатова, О. В. Исаева, И. О. Невская// Здоровье населения - основа процветания России: Сборник материалов IV Всерос. научно-прак. конф. с междунар. участием. - Анапа: Изд-во филиала РГСУ в г. Анапе, 2011. - С. 183 - 184. (Kuligin, O. Health status and lifestyle of students of medical institute / OV Kuligin, NN Nezhkina, V. Chistyakov, AI Nezhkina, N. Lipatov, O. Isayev, IO Nevskaya // Population Health - the basis of Russia's prosperity: Collection IV All-Russian materials . scientific and prac. Conf. with int. participation. - Anapa Publ RSSU branch in the city of Anapa, 2011. - P. 183 - 184.)
2. Миронов, В.Д. Актуальные проблемы совершенствования преподавания дисциплины «Физическая культура» на современном этапе/ В.Д. Миро-нов//Актуальные проблемы физического воспитания студентов: Материалы на-учно-метод. конф. (СПб, 16-17 июня 2010г.).- СПб: ПГУПС, 2010.- С.3-9.
3. Vamvakoudis E., Vrabas I. S., Metaxas T.I., &Mandroukas K. (2007). Effects of basketball training on maximal oxygen uptake, mascle strength, and joint mobility in young basketball players. Journal of Strength and Conditioning Reseaech, 21, 930936.
Ключевые слова: АД - артериальное давление, ЧСС - частота сердечных сокращений, ПД - пульсовое давление, антропометрические показатели Keywords: arterial blood pressure, heart rate, pulse pressure,anthropometric indices.