КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Нежкина Н. Н., доктор медицинских наук,
Кулигин О. В., доктор медицинских наук,
Чистякова Ю. В.*, кандидат медицинских наук,
Нежкина А. И.
Кафедра физической культуры, лечебной физкультуры и врачебного контроля
ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России,
153012, г. Иваново, просп. Ф. Энгельса, д. 8
РЕЗЮМЕ Представлена комплексная характеристика физического развития, состояния эмоционально-вегетативной сферы и образа жизни студентов 16-17 лет, обучающихся на 1 курсе Ивановской государственной медицинской академии. Обоснованы новые подходы к организации и содержанию системы физического воспитания в медицинском вузе, позволяющие не только оздоровить студентов, но и сформировать у будущих врачей позитивную позицию в отношении физических методов реабилитации.
Ключевые слова: физическое развитие, физическая подготовленность, эмоционально-вегетативная сфера, образ жизни, физическое воспитание.
* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected]
Сохранение здоровья студенческой молодежи и разработка программ его активного формирования являются сегодня одной из ключевых задач государственной политики [7]. Решение этого вопроса невозможно без комплексной оценки состояния здоровья студентов, особенно в период их адаптации к обучению в вузе.
Целью нашего исследования стала оценка состояния здоровья и образа жизни студентов, поступивших на 1 курс Ивановской государственной медицинской академии в 2009 г.
В ходе исследовательской работы были определены следующие задачи: дать характеристику физического развития и физической подготовленности студентов; изучить состояние их эмоционально-вегетативной сферы при поступлении в вуз и в течение первых двух месяцев обучения; выявить структуру заболеваемости и проанализировать особенности образа жизни.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Всего было обследовано 194 студента в возрасте 16-17 лет (55 юношей и 139 девушек). Прово-
дили определение уровня физического развития сигмальным методом [4]; оценку физической подготовленности по данным кистевой и становой динамометрии, двигательных тестов [2]; выявление вегетативных нарушений с использованием анкеты-опросника А. М. Вейна [1]; диагностику уровня тревожности по шкале самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина [6]; комплексную оценку состояния здоровья по результатам медицинского осмотра, на основании выкопировки данных из первичной медицинской документации [4]; анализ образа жизни студентов с использованием специально разработанной нами анкеты.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
По данным медицинского осмотра, лишь 7% обследованных являются здоровыми и имеют первую группу здоровья. Более чем у половины первокурсников (64%) диагностированы незначительные функциональные отклонения (они составили вторую группу здоровья). У трети студентов (29%) были выявлены различные хронические заболевания в стадии компенсации, что позволило отнести их к
Nezhkina N. N., Kuligin O. V., Chistyakova Yu. V., Nezhkina A. I.
COMPLEX EVALUATION OF HEALTH STATUS IN FIRST YEAR STUDENTS IN MEDICAL ACADEMY
ABSTRACT The complex characteristic of physical development, emotional vegetative sphere status and mode of life in fi rst year students of the Ivanovo State Medical Academy aged 16 -17 is presented. Some new approaches to the organization and content of physical education system in the academy are substantiated. They allow both to sanitate the students and to form the positive attitude of future medical doctors to physical methods of rehabilitation.
Key words: physical development, physical readiness, emotional vegetative sphere, mode of life, physical education.
третьей группе здоровья. В структуре хронической патологии первое ранговое место занимают заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани, второе - системы кровообращения и третье - глаза и его придаточного аппарата.
В ходе настоящей работы был проведен ряд исследований, позволяющих судить о состоянии эмоционально-вегетативной сферы первокурсников, так как именно она в большей степени определяет течение адаптации к процессу обучения. Диагностика уровня тревожности в течение первой недели учебного года свидетельствует о высоком значении ее личностного компонента (48,0 ±2,9 балла). Что касается реактивной (ситуативной) тревожности, то при первом исследовании она соответствовала средним значениям (31,0 ± 2,3 балла), однако уже к концу второго месяца обучения ее показатель увеличился практически в 1,5 раза, а концу первого семестра - в 1,8 раза (46,5 ± 3,1 и 55,8 ±2,9 балла соответственно). Это свидетельствует о том, что обучение первокурсников в медицинском вузе сопровождается сильным эмоциональным напряжением, что наряду с другими факторами определяет высокий риск развития заболеваний. Это подтверждается широкой распространенностью хронических нарушений здоровья среди обследованных.
Анализ полученных данных показал также, что уже у половины студентов (48%) при поступлении отмечаются проявления вегетативной дистонии, которые сопровождаются активными жалобами на головные боли, головокружения, повышенную утомляемость, неустойчивость настроения, боли в области сердца, нарушения функции желудочно-кишечного тракта, расстройства сна. Более чем у трети из них вегетативные нарушения имели выраженный и распространенный характер, то есть выявлялись со стороны нескольких систем организма.
В результате повторной скрининг-диагностики вегетативных нарушений, проведенной нами в конце второго месяца обучения и в конце первого семестра, установлен значительный рост частоты вегетативных расстройств (в 1,8 и 2 раза соответственно), что подтверждает полученные при диагностике тревожности данные - у большинства первокурсников адаптация к обучению в медицинском вузе происходит на фоне значительного напряжения компенсаторно-приспособительных систем организма.
Учитывая негативные показатели здоровья студентов первого курса, мы решили исследовать некоторые особенности их образа жизни [3]. Спе-
Таблица. Характеристика физической подготовленности студентов 1 курса медицинской академии (2009 г.)
Физические Распределен по уровню развития с ие студентов >изических качеств, %
качества Юноши (п = 55) Девушки (п = 139
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Силовые: сила мышц правой кисти, кг 36,5 61,4 2,1 51,8 47,2
сила мышц левой кисти, кг 38,8 57,7 3,5 46,2 53,8 -
сила мышц спины, кг 31,2 66,9 1,9 52,0 48,0 -
подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши); отжимание от пола (девушки), количество раз 28,0 69,2 2,8 38,5 58,0 3,5
Скоростные: бег на 30 м, с 32,6 61,0 6,4 38,2 58,6 2,2
Скоростно-силовые: прыжки в длину с места, см 38,5 60,0 1,5 46,5 53,5
Выносливость: бег на 2/3 км, мин 59,3 35,9 4,8 60,4 39,6 -
Г ибкость: наклон вперед из положения стоя, см 19,4 79,4 1,2 12,0 82,5 5,5
Координационные: челночный бег 3 по 10 м, с 10,5 84,0 5,5 12,4 83,0 4,6
циальное анкетирование показало: 78% первокурсников не соблюдают рациональный режим питания (питаются 2 раза в сутки, при этом основной прием пищи приходится на вечернее время); 65% спят менее 7 часов в сутки; 86% не занимаются регулярно физической культурой, а 90% не делают даже утреннюю зарядку.
Подавляющее большинство студентов (89%) не умеют адекватно реагировать на стрессовые ситуации, что подтверждается выявленной нами высокой распространенностью эмоциональных расстройств. Так, из суждений, которые характеризуют наиболее типичное поведение в стрессовой ситуации, студенты выбрали следующие варианты: «реагирую спокойно» (17%); «всегда расстраиваюсь и огорчаюсь» (67%); «испытываю раздражительность и агрессию» (52%); «расслабляюсь с помощью еды (42%), алкоголя, сигарет, успокоительных препаратов» (24%). При этом 95% первокурсников отметили, что не используют физические упражнения для снятия психофизического напряжения, а 91% из них указали на то, что не владеют эффективными технологиями самооздоровления.
Таким образом, большинство обследованных первокурсников не придерживаются принципов здорового образа жизни и не используют физическую культуру для самооздоровления. Учитывая данную ситуацию, мы изучили показатели их физического развития и физической подготовленности. Результаты показали, что уже по данным антропометрии у 62,7% выявляются отклонения в физическом развитии. При этом более чем у половины студентов диагностировано его отставание от возрастной нормы за счет низких показателей длины тела (7,1%) и дефицита массы тела I и II степени (48,0%). Значительно реже регистрировались повышенные показатели массы тела в виде ее избытка I степени - у 7,6% учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под. ред. А. М. Вейна. - М. : ООО «Медицинское информационное агентство», 2003.
2. Организация физического воспитания детей в образовательных учреждениях : учеб.-метод, пособие / Н. Н. Нежкина [и др.]. - Иваново : ИПК и ППК, 2007.
3. Основы здорового образа жизни студента / Т. В. Карасева [и др.]. - Шуя : Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2007.
4. Профилактические осмотры детей / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново : ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006.
Анализ результатов тестирования физической подготовленности выявил низкий уровень развития силовых, скоростно-силовых качеств (у каждого третьего юноши и у каждой второй девушки), и особенно общей выносливости (более чем у половины юношей и девушек). Совершенно иная картина была получена в отношении гибкости и координационных способностей первокурсников, большинство из которых показали средний уровень развития этих физических качеств (табл.).
ВЫВОДЫ
Следовательно, при организации системы физического воспитания в вузе необходимо учитывать, какие физические качества студентов являются более сильными. На занятиях физической культурой целесообразно сначала делать упор на более развитые физические качества, а затем, в ходе их тренировки, включать специальные программы для развития более слабых сторон (силовых, скоростносиловых способностей, общей выносливости).
Такой дифференцированный подход сможет повысить мотивацию студентов к занятиям физической культурой, подавляющее большинство которых (76%) считают ее необязательным предметом в вузе, о чем свидетельствуют результаты проведенного нами анкетирования.
Одной из таких форм физического воспитания может быть психофизическая тренировка [5], высокая эффективность которой в коррекции эмоционально-вегетативных расстройств у детей старшего школьного возраста была научно доказана. Мы полагаем, что технология психофизической тренировки позволит не только оздоровить организм студентов в процессе обучения, повысить их мотивацию к ведению здоровому образу жизни, но и сформировать у будущих врачей осознанную позитивную позицию в отношении физических методов реабилитации.
5. Спивак Е. М., Нежкина Н. Н. Синдром вегетативной дистонии у детей. - Ярославль : Александр Рутман, 2009.
6. Спринц А. М., Михайлова Н. Ф., Шатова Е. П. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений. - СПб. : СпецПит, 2005. - С. 428-429.
7. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.
Поступила 28.09.10