УДК 616-053.6+616.8-009.18
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И СОСТОЯНИЯ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ 16-17 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ОСАНКИ
О. В. Исаева*,
Н. Н. Нежкина, доктор медицинских наук,
Ю. В. Чистякова, кандидат медицинских наук
ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, Россия, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 8
РЕЗЮМЕ Изучены особенности физического развития, физической подготовленности, психологические характеристики и состояние вегетативной регуляции у студентов медицинского вуза в возрасте 16-17 лет с нарушениями осанки в зависимости от плоскости отклонения.
Ключевые слова: нарушения осанки, физическое развитие, физическая подготовленность, психологические особенности, исходный вегетативный тонус.
* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: [email protected].
В настоящее время сохраняется негативная динамика состояния здоровья учащейся молодежи, особенно в возрасте 16-17 лет, когда продолжается рост и созревание физиологических систем организма [1, 10, 14, 17]. При этом наиболее часто встречаются разные виды функциональной патологии, в частности нарушения осанки. Несмотря на то, что подростки с нарушениями осанки характеризуются сниженными физиологическими показателями [5, 12, 18], они обучаются по тем же образовательным программам, что и здоровые подростки, даже в процессе физического воспитания, что может привести к дальнейшему ухудшению их здоровья.
Исходя из этого, целью нашего исследования стало выявление особенностей физического развития, физической подготовленности, психологических характеристик и состояния вегетативной регуляции у студентов в возрасте 16-17 лет с патологией осанки для обоснования необходимости разработки специальных программ их физического воспитания.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
На протяжении трех лет нами было обследовано 458 студентов в возрасте 16-17 лет, из числа которых были отобраны подростки, имеющие нарушения осанки без сопутствующей хронической патологии и не занимающиеся профессиональным спортом. Они составили основную группу исследования (117 человек). В группу контроля вошли 98 здоровых подростков аналогичного возраста.
Подростки с нарушениями осанки выявлялись в ходе клинического медицинского осмотра в присутствии педиатра, врача ЛФК и ортопеда с учетом данных функциональных проб (проба с отвесом, осмотр позвоночника при сгибании и наклоне туловища вперед). Вариант нарушений осанки определяли по данным фоторегистрации [15]; физическое развитие оценивали сигмаль-ным методом [13]; о физической подготовленности судили по данным двигательных тестов [11]. Уровень тревожности устанавливали по методике Ч. Д. Спилбергера, Ю. Л. Ханина [16], уровень
Isaeva O. V., Nezhkina N. N., Chistyakova Yu. V.
PHYSICAL AND PSYCHOLOGIAL PARAMETERS AND VEGETATIVE REGULATION STATUS IN ADOLESCENTS AGED 16-17 YEARS WITH POSTURE DISORDERS
ABSTRACT Peculiarities of physical development, physical fi tness, psychological features and vegetative regulation status were examined in medical students aged 16-17 years with posture disorders in dependence on the plane of its deviation.
Key words: posture disorders, physical development, physical fi tness, psychological features, initial vegetative tonus.
самооценки - по методике Д. Кейрси [16]; исходный вегетативный тонус выявляли с помощью клинико-анамнестического метода, предложенного А. М. Вейном (1981) в модификации Н. А. Белоконь [2]; вариабельность ритма сердца анализировали в ходе фоновой и активной ортостатической пробы на приборе «Поли-Спектр-8/Е» [8].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Наиболее часто у обследованных встречались нарушения осанки во фронтальной плоскости (52,9%), в 1,2 раза реже - в сагиттальной плоскости (43,5%). Нарушение осанки в двух плоскостях было зарегистрировано только у 3,6% студентов.
При оценке физического развития установлено, что почти у трети (29,3%) подростков с нарушениями осанки во фронтальной плоскости и почти у половины студентов с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости (44,5%) имелись различные варианты его отклонений (табл. 1). При нарушениях осанки в сагиттальной плоскости статистически значимо чаще (р < 0,05) регистрировал-
ся дефицит массы тела I или II степени - почти у каждого пятого студента (22,2%). При нарушениях осанки во фронтальной плоскости данное нарушение встречалось лишь у каждого десятого подростка (10,4%). Избыток массы тела отмечался в обоих случаях примерно одинаково часто (9,4 и 10,1% случаев). Реже в структуре отклонений физического развития подростков регистрировался низкий рост (4,7 и 4,0%).
Низкие значения показателей физической подготовленности статистически значимо чаще выявлялись у студентов с нарушениями осанки, чем у здоровых подростков. При этом нарушение координационных способностей и снижение силы чаще имело место при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости, а снижение общей выносливости - при нарушениях во фронтальной плоскости, однако различия не были статистически значимыми (табл. 2).
Кроме того, у подростков с изменениями осанки в сагиттальной плоскости отмечалось значительное снижение статической выносливости
Таблица 1. Физическое развитие подростков 16-17 лет с нарушениями осанки
Варианты физического развития Число обследованных с нарушениями осанки, %
во фронтальной плоскости (п = 62) в сагиттальной плоскости (п = 51)
Нормальное физическое развитие 70,7 55,5
Отклонения в физическом развитии, в т. ч.: 29,3 44,5
низкии рост 4,7 4,0
избыток массы I степени 8,8 9,4
избыток массы II степени 1,3 -
дефицит массы I степени 10,4 22,3*
дефицит массы II степени 4,1 8,8*
Примечание. Статистическая значимость различий: * - между показателями студентов с нарушениями во фронтальной и сагиттальной плоскостях (р < 0,05).
Таблица 2. Физическая подготовленность подростков 16-17 лет с нарушениями осанки по сравнению со здоровыми студентами, М ± т
Физические качества Контрольное упражнение Подростки с нарушениями осанки Здоровые подростки 16-17 лет (п = 98)
во фронтальной плоскости (п = 62) в сагиттальной плоскости (п = 51)
Скоростные Бег на 30 м, с 10,80 ± 0,01 11,50 ± 0,02 5,60 ± 0,02
Координационные Челночный бег, 3 по 10 м, с 14,10 ± 0,02 16,70 ± 0,03* 7,80 ± 0,02
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места, см 163,00 ± 0,04 167,00 ± 0,02 183,00 ± 0,04
Силовые Подтягивания на высокой перекладине из виса (юноши); на низкой перекладине (девушки), кол-во раз 7,00 ± 0,03 4,00 ± 0,02** 16,00 ± 0,01
Выносливость Бег на 2000 м (девушки); на 3000 м (юноши), мин 19,20 ± 0,03 16,80 ± 0,01 10,80 ± 0,02
Примечание. Статистическая значимость различий между показателями подростков с нарушениями осанки и здоровых студентов: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
всех крупных мышц туловища, тогда как при нарушениях осанки во фронтальной плоскости выносливость крупных мышц была в пределах нормальных значений, но при этом выявлялась асимметрия статической выносливости боковых мышц туловища (табл. 3).
Полученные результаты согласуются с некоторыми научными данными о высокой частоте отклонений физического развития и физической подготовленности у детей с нарушениями осанки [3, 4], что обусловливает необходимость разработки адекватных программ их физического воспитания.
Изучение исходного вегетативного тонуса (рис. 1) показало преобладание исходной ваготонии (65%) у студентов с нарушениями осанки в сагиттальной плоскости. У подростков с нарушениями во фронтальной плоскости симпатикотония, эйто-ния и ваготония выявлялись с примерно равной частотой (36,4; 33,6 и 30,0% соответственно).
При обоих вариантах нарушений осанки отмечалось снижение общей мощности спектра нейрогу-моральной регуляции в сравнении со здоровыми подростками (табл. 4), а также снижение парасимпатической реактивности на фоне повышения реактивности симпатического отдела вегетативной нервной системы, что говорит о напряжении адаптационных механизмов.
Исследование психологических особенностей студентов с нарушениями осанки выявило статистически значимо более высокий уровень тревожности по сравнению со здоровыми подростками. При этом у студентов с отклонением во фронтальной плоскости гораздо чаще встречался высокий уровень ситуативной тревожности (рис. 2), в то время как высокий уровень личностной тревожности преобладал при нарушениях осанки в сагиттальной плоскости (рис. 3).
Различия психологических характеристик выявлены и в уровне самооценки студентов. Ее сни-
Таблица 3. Силовая выносливость крупных мышц туловища у подростков 16-17 лет с нарушениями осанки, М ± т
Показатель Нарушения осанки во фронтальной плоскости (п = 62) Нарушения осанки в сагиттальной плоскости (п = 51)
Силовая выносливость мышц спины, с 1,42 ± 0,02 0,60 ± 0,01*
Силовая выносливость мышц живота, кол-во раз 21,30 ± 0,02 15,20 ± 0,03
Силовая выносливость мышц правой стороны туловища, с 0,18 ± 0,02* 0,30 ± 0,03
Силовая выносливость мышц левой стороны туловища, с 0,51 ± 0,01 0,32 ± 0,02
Примечание. Статистическая значимость различий: * - между показателями подростков с нарушениями осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях (р < 0,05).
Число обследованных,%
65,0
70 60 50 40 30 20 10 0
Фронтальная плоскость Сагиттальная плоскость
36,4 33,6
30,0 23,0
12,0
□ Ваготония □ Симпатикотония ПЭйтония
Рис. 1. Распределение подростков 16-17 лет с нарушениями осанки в зависимости от типа исходного вегетативного тонуса
Таблица 4. Показатели вариабельности ритма сердца у подростков 16-17 лет с нарушениями осанки, Ме (25%; 75%)
Здоровые подростки (п = 98) Подростки с нарушениями осанки
Показатель во фронтальной плоскости (п = 62) в сагиттальной плоскости (п = 51)
ТР, мс2 2550 (1334; 5473) 1400 (1230; 2024) 1900 (1330; 2400)
К 30:15 1,37 1,05 1,19
(1,3; 1,6) (1,2; 3,2) (1,2; 1,4)
(1_Р/НРог)/(1_Р/НРГ) 7 (4,8; 9,1) 13 (9,2; 11,4) 11 (9,9; 12,1)
Фронтальная плоскость Сагиттальная плоскость
Рис. 2. Распределение студентов 16-17 лет с нарушениями осанки по уровню ситуативной тревожности. Примечание. Статистическая значимость различий между показателями студентов с нарушениями осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях: * - р < 0,05; ** - р < 0,001
жение отмечалось у 32% подростков с отклонениями позвоночника во фронтальной плоскости и в 2 раза чаще (у 74,1%) - у подростков с нарушениями в сагиттальной (табл. 5).
Выявленные различия психологических показателей и состояния вегетативной нервной системы в зависимости от плоскости нарушений осанки не описаны в научной литературе. По нашему мнению, их можно объяснить тем, что у ваготоников снижен мышечный тонус, менее развиты крупные мышечные группы, в том числе мышцы, участвующие в формировании правильной осанки [9], поэтому им свойственна так называемая «вялая осанка» с ее нарушениями в сагиттальной плоскости. Кроме того, высокий уровень личностной тревожности и низкая самооценка «заставляют» опускать голову, втягивать ее в плечи, что также может способствовать поддержанию этого типа нарушений осанки.
Симпатикотоники, наоборот, характеризуются хорошо развитой мускулатурой и высоким мышеч-
Фронтальная плоскость Сагиттальная плоскость
Рис. 3. Распределение студентов 16-17 лет с нарушениями осанки по уровню личностной тревожности. Примечание. Статистическая значимость различий: * -между показателями студентов с нарушениями осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (р < 0,001)
ным тонусом, вследствие чего им легче удерживать вертикальное положение тела. Отклонения позвоночника во фронтальной плоскости, с одной стороны, могут являться следствием право- и леворукости [6], а с другой - могут быть обусловлены психологическими особенностями симпати-котоников, а именно их высокой подвижностью, импульсивностью, неусидчивостью, склонностью к бурным реакциям [9], что может являться причиной «нестабильной осанки» во фронтальной плоскости.
ВЫВОДЫ
1. Подростки 16-17 лет с нарушениями осанки по сравнению со здоровыми подростками характеризуются более частыми отклонениями в физическом развитии, более низкими показателями физической подготовленности, особенно общей выносливости организма, высоким уровнем тревожности, напряжением вегетативной регуляции.
Таблица 5. Самооценка студентов 16-17 лет с нарушениями осанки (методика Д. Кейрси, 1996)
Уровень самооценки Число студентов с нарушениями осанки
во фронтальной плоскости (n = 62) в сагиттальной плоскости (n = 51)
абс. % абс. %
Низкий (заниженная самооценка) 20 32,2 38 74,1*
Средний (адекватная самооценка) 35 56,5 13 25,9*
Высокий (завышенная самооценка) 7 11,3 - -
Примечание. Статистическая значимость различий: * - между показателями подростков с нарушениями в сагиттальной и фронтальных плоскостях (р < 0,05).
2. Подростки с патологией осанки во фронтальной плоскости характеризуются преобладанием исходной симпатикотонии и эйтонии, хорошо развитой мускулатурой с асимметрией статической выносливости боковых мышц туловища, высоким уровнем ситуативной тревожности. Тогда как при изменениях осанки в сагиттальной плоскости отмечено преобладание исходной ваготонии, снижение статической
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Н. А. Скоблина. - М. : НЦЗД РАМН, 2008. - 216 с.
2. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. А. М. Вейна. - М. : Мед. информ. аг-во, 2003.
3. Волков, А. М. Медико-психологическая характеристика нарушений осанки у детей и подростков: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук / А. М. Волков. - М., 2008. - 28 с.
4. Гребова, Л. П. Лечебная физическая культура при нарушениях опорно-двигательного аппарата у детей и подростков : учеб. пособие / Л. П. Гребова. -М. : Академия, 2006. - 176 с.
5. Ермолина, Е. А. Характеристика состояния здоровья и прогнозирование его нарушений у детей с патологией осанки : дис. ... канд. мед. наук / Е. А. Ермолина. - Ярославль, 2009. - С 65-74.
6. К вопросу о норме для позвоночного столба /
А. Н. Новосельский [и др.] // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков». - М., 2002. - С. 130-132.
7. Калб, Т. Л. Диагностика и лечение нарушений осанки и начальных стадий сколиозов у детей и подростков : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Т. Л. Калб. -Тула, 2002. - 23 с.
8. Михайлов, В. М. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В. М. Михайлов. - Иваново : ИвГМА, 2002. - 290 с.
9. Нежкина, Н. Н. Системный анализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии. Дифференцированные программы немедикаментозной коррек-
выносливости всех крупных мышц туловища и высокий уровень личностной тревожности с заниженной самооценкой.
3. Выявленные нарушения определяют необходимость разработки специальных программ физического воспитания для студентов с патологией осанки, дифференцированных в зависимости от плоскости ее нарушений.
ции : дис. ... д-ра мед. наук / Нежкина Н. Н. - Иваново, 2005.
10. Онищенко, Г. Г. Здоровые дети России в XXI веке / Г. Г. Онищенко ; под ред. А. А. Баранова, В. Р. Кучмы. - М. : ФЦ Госсанэпиднадзора М3 России. -2000. - 159 с.
11. Организация физического воспитания детей в образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Нежкина [и др.]. - Иваново : ИПК и ППК, 2007. - 64 с.
12. Потапчук, А. А. Лечебная физическая культура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2007. - 464 с.
13. Профилактические осмотры детей / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново : ИвГМА, 2006. - 236 с.
14. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов [и др.] // Российский педиатрический журн. - 2005. - № 2. - С. 4-8.
15. Способ определения состояния опорно-двигательной системы детей при скрининговых обследованиях / С. Н. Бакурский [и др.] // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Диагностика, профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей и подростков». - М., 2002. - С. 28-30.
16. Спринц, А. М. Медицинская психология с элементами общей психологии : учебник для средних медицинских учебных заведений / А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. - СПб. : СпецЛит, 2005. - С. 428-432.
17. Школа здоровья в России: принципы и организация работ. Мониторинг развития и эффективность /
В. Р. Кучма [и др.]. - М. : Просвещение, 2012. - 258 с.
18. Bowen, R. E. Does early thoracic fusion exacerbate preexisting restrictive lung disease in congenital scoliosis patients? / R. E. Bowen, A. A. Scaduto, S. Banuelos // J. Pediatr. Orthop. - 2008. - Vol. 28, № 5. -P. 506-511.