1 SCIENCE TIME ■
тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) О НЕОБХОДИМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА Гончаров Валерий Сергеевич, Малейченко Вячеслав Николаевич, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина, г. Краснодар E-mail: 10.20.09@mail.ru
Аннотация. В статье, учитывая кризисные явления в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе, необходимость продовольственного импортозамещения, показывается необходимость государственного регулирования развития сельского хозяйства в условиях России. Исходя из специфики природно-климатических и институциональных условий, зарубежного опыта, обосновываются особенности государственного управления российским сельским хозяйством.
Ключевые слова: государственное регулирование, государственная поддержка сельского хозяйства, необходимость государственного регулирования сельского хозяйства, особенности государственного регулирования сельского хозяйства в условиях России.
Актуальность вопроса о необходимости государственного регулирования развития сельского хозяйства в России особенно остро связана с тем, что в результате его рыночного реформирования утрачена продовольственная безопасность. За время реформы существенно сократилось отечественное производство основных видов продовольственной продукции, особенно животноводческой. Угрожающий характер для суверенитета страны приняла зависимость от импорта продовольствия.
В результате не регулируемого устойчивого роста цен на энергетические ресурсы, машины, оборудование, удобрения, средства защиты растений и другие необходимые ресурсы, нарушается паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Это ведет к убыточности животноводства, стимулирующего сокращение поголовья скота в сельскохозяйственных
| SCIENCE TIME |
предприятиях и организациях. В Краснодарском крае в 2016 году по сравнению с 2011 годом поголовье крупного рогатого скота сократилось на 14%, в т.ч. коров на 17.5%, свиней на 63.5% [2, с.71; 3, с.42]. Одновременно: падает рентабельность продукции растениеводства, снижается ее качество, убывает плодородие, деградирует социальная инфраструктура деревни.
Результатом синергетического эффекта от негативных процессов в снижении культуры земледелия является снижение качества зерна и его цены на отечественном и мировом рынках. По оценке Центра качества зерна, при повышении урожая в 2016 году на 13.7%, доля пшеницы 3-го класса (продовольственной) снизилась по сравнению с предыдущим годом с 27,3 % до 16,9% (на 38 %). Особенно мало пшеницы 3-го класса обнаружено в пробах, взятых в Краснодарском крае - менее 10% [4]. Снижение производства качественного зерна ведет к снижению качества хлебопекарной промышленности и полезности ее продукции для здоровья людей.
Рыночная реформа не стала стимулом повышения эффективности существовавших хозяйств и развития новых форм хозяйственной деятельности. Более того, наметилось их сокращение по всем видам. По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи за 10 лет (с 2006 - 2016 годы) число крупных и средних сельскохозяйственных предприятий сократилось почти в 1,8 раза, малых предприятий стало меньше в 1,2 раза. Число крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось с 265,1 тыс. до 174,6 тыс. - на 34% [5].
Представляется достаточно очевидным, что рыночная реформа в сельском хозяйстве, проводимая уже в течение четверти века, не стала фактором социального и экономического развития. Более того, по всем основным параметрам, характеризующим прогресс в сельском хозяйстве, наблюдается деградация, угрожающая продовольственной безопасности и суверенитету страны.
Существенным фактором государственной ответственности за состояние и развитие сельского хозяйства, является то обстоятельство, что в сельской местности проживает более четверти населения страны. Социально-экономическое положение этого населения опустилось на самый низкий уровень. Явно не выполняются основополагающие статьи Конституции РФ:
- «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» - (1, ст. 7);
- «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от ...места жительства» - (1, ст. 19).
Сложившаяся ситуация в сельском хозяйстве и агропромышленном комплексе России очевидно свидетельствует о том, что без государственного управления продовольственную безопасность и импортозамещение не
I
SCIENCE TIME
I
обеспечить.
К этому следует добавить, что сельское хозяйство, в отличие от других отраслей, играет особую роль для экономики страны в силу своей всеобщей необходимости. Оно обусловливает плотность населения, общественное разделение труда, эффективное развитие национального производства, функции государства. С точки зрения государственной значимости сельское хозяйство образует продовольственную армию, обеспечивающую государственную устойчивость, целостность и суверенитет. Поэтому оно, по нашему мнению, должно быть защищено от «провалов» рынка и ориентации на коммерческие интересы.
О необходимости этого свидетельствует опыт стран с высоким уровнем развития агропромышленного комплекса. В странах Европейского Союза, в США и других странах государство управляет развитием сельского хозяйства, используя для этого огромные финансовые ресурсы. Так, например, в США на различные формы поддержки фермерских хозяйств используется 0,5 % (более 87 млрд. долл.) валового внутреннего продукта, при вкладе сельского хозяйства в ВВП около 1,0%.
Таким образом, представляется достаточно очевидным, что сельское хозяйство, даже в условиях высокоразвитого агропромышленного производства, в системе коммерческих отношений не может выжить без поддержки государства. При этом, адресуясь к зарубежному опыту, нужно иметь в виду, что сельское хозяйство там является дотационным в условиях перепроизводства сельскохозяйственной продукции. При этом дотационность используется в качестве антикризисного механизма, защищая фермеров от массового банкротства.
В России прямо противоположная ситуация: хронический дефицит сельскохозяйственной продукции; неразвитость агропромышленного комплекса; импортозависимость, сопровождающаяся сокращением производства, снижением качества продукции, кризисом социально инфраструктуры деревни. В этих условиях государственная поддержка сельского хозяйства в России должна быть на порядок выше, чем в Европе и США.
При этом, мы разделяем мнение о том, что финансовая поддержка должна оказываться непосредственно производителям, минуя коммерческие финансовые институты, паразитирующие на посредничестве. Вообще, государство должно защитить сельхозпроизводителя от хищничества посреднических структур, создав альтернативную государственную систему реализации продукции.
Учитывая тот факт, что российское сельское хозяйство находится в «зоне рискованного земледелия», необходимо создание государственной системы страхования хозяйственных рисков. Частные страховые компании не могут обеспечить гарантированную защиту земледельца от разнообразных природных
I SCIENCE TIME I
катаклизмов.
Особое внимание государства, на наш взгляд, должно быть обращено на финансирование развития социальной инфраструктуры деревни и рост благосостояния сельских жителей, составляющих более четверти населения страны. Нельзя снимать с повестки дня проблему преодоления существенных различий в уровнях жизни сельского и городского населения.
Среди основных направлений государственной аграрной политики должно быть, по нашему мнению, целенаправленное стимулирование развития наиболее экономически и социально эффективных форм сельскохозяйственных предприятий.
Учитывая гораздо менее благоприятные природные и социальные факторы, определяющие производительность сельского хозяйства, государство должно защищать отечественное производство от внешней конкуренции.
В целом, с точки зрения управления, на наш взгляд, в условиях России сельскохозяйственное производство должно быть гораздо более государственным, чем в странах конкурентах. Без активной, всесторонней и достаточной государственной поддержки сельского хозяйства, и всего агропромышленного комплекса, продовольственную безопасность и импортозамещение не обеспечить. Сельским хозяйством нужно управлять не как коммерческой, а как социальной сферой, ориентированной на всеобщую доступность и достаточность необходимого продовольственного обеспечения.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. - М.: РИПОЛ классик; «Омега-Л», 2015. - 64 с.
2. Социально-экономическое положение Краснодарского края. Комплексный доклад. Федеральная служба государственной статистики. Краснодар. 2011. С. 71. С. 315.
3. Социально-экономическое положение Краснодарского края. Комплексный доклад. Федеральная служба государственной статистики. Краснодар. 2016. С. 42. С. 235.
4. Качество зерна в РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.zol.ru/n/27958 (Дата обращения: 20.12.2017).
5. Хвыля-Олинтер. Сельское хозяйство процветает? Страна в достатке? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusrand.ru/analy (Дата обращения: 20.12.2016).