Научная статья на тему 'О необходимости эколого-гигиенического мониторинга автотранспортных потоков'

О необходимости эколого-гигиенического мониторинга автотранспортных потоков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
352
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ECOLOGICAL-ECONOMIC SYSTEM / ROAD TRANSPORT / ENVIRONMENTAL-HEALTH MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зыков Валерий Николаевич, Чернышов Василий Владиславович, Чернышов Владислав Иванович

В настоящее время автодороги рассматриваются в комплексе с окружающей средой как эколого-экономическая система «автомобильные дороги — автомобильный транспорт — окружающая среда». Такой подход позволяет оценить экологическую безопасность автодорог с учетом природно-климатических и хозяйственных особенностей территорий (от особо охраняемых природных территорий до очень крупных промышленных центров с большой концентрацией различных отраслей индустрии), через которые эти дороги проложены. Однако при создании и использовании эколого-гигиенического мониторинга на всей территории влияние автомобильных дорог на общую обстановку загрязнения не выделяется. Наши исследования обращают внимание на ошибочность такого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зыков Валерий Николаевич, Чернышов Василий Владиславович, Чернышов Владислав Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About necessity of environmental and health monitoring of vehicular traffic

This article shows that the current roads are considered in conjunction with the environment as an ecological-economic system “roads — road transport — environment”. This approach allows us to estimate the ecological safety of roads in a view of the climatic and economic features of the territories (from protected areas — to very large industrial centers with a high concentration of various industrial sectors), through which the road is paved. However, the development and use of environmental-health monitoring throughout the impact of roads on the overall situation of pollution is not allocated. Our research paying attention to the fallacy of such an approach.

Текст научной работы на тему «О необходимости эколого-гигиенического мониторинга автотранспортных потоков»

О НЕОБХОДИМОСТИ ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ

В.Н. Зыков, В.В. Чернышов, В.И. Чернышов

Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское шоссе, 8/5, Москва, Россия, 113095

В настоящее время автодороги рассматриваются в комплексе с окружающей средой как эко-лого-экономическая система «автомобильные дороги — автомобильный транспорт — окружающая среда». Такой подход позволяет оценить экологическую безопасность автодорог с учетом природно-климатических и хозяйственных особенностей территорий (от особо охраняемых природных территорий до очень крупных промышленных центров с большой концентрацией различных отраслей индустрии), через которые это дороги проложены. Однако при создании и использовании эколого-гигиенического мониторинга на всей территории влияние автомобильных дорог на общую обстановку загрязнения не выделяется. Наши исследования обращают внимание на ошибочность такого подхода.

Ключевые слова: эколого-экономическая система, автомобильные дороги, эколого-гиги-енический мониторинг.

В настоящее время здоровье населения отражает весь спектр различных воздействий среды обитания на человека. Основными приоритетами здорового общества, находящегося в состоянии полного экологического физического, психологического и социального благополучия, являются [2]:

— создание благоприятной среды обитания с нейтрализацией негативного влияния на здоровье вредных факторов в пределах экологических и гигиенических ограничений;

— создание благоприятного уровня общественного здоровья, т.е. обеспечение допустимого риска патологических процессов, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания;

— социально-экологический эффект, когда экономический ущерб от нетрудоспособности сопоставим с затратами на профилактику и лечение.

В связи с этим на 46-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения и в Глобальной стратегии ВОЗ по здоровью и окружающей среде (1993) подчеркивалось, что поставленные задачи потребуют от государств — членов ООН внедрения системы мониторинга, способной объединить в единое целое экологическую и медицинскую информацию [3].

В настоящее время под мониторингом понимают систему долгосрочных наблюдений и прогноза состояния объектов. Мониторинг принято делить на базовый (фоновый), глобальный, региональный и импактный (в особо опасных зонах и местах), а также по методам ведения и объектам наблюдения (авиационный, биоэкологический, гигиенический и т.д.).

В наиболее полном виде мониторинг — это многоцелевая информационная система, основные задачи которой — наблюдение, оценка и прогноз состояния природной среды под влиянием антропогенного воздействия с целью предупреждения возникновения критических ситуаций, вредных или опасных для здоровья людей и благополучия экосистем. Автодороги при этом остаются вне поля зрения.

Основные элементы мониторинга были разработаны экспертами специальной комиссии СКОПЕ (научный комитет по проблемам окружающей среды) как дополнение к термину «экологический контроль».

В нашей стране в первой половине 1970-х гг. Ю.А. Израэлем [4] и В.Д. Федоровым [5] были разработаны две альтернативные концепции экологического мониторинга. В концепции, разработанной Ю.А. Израэлем, наиболее полное воплощение получил натуралистический, или естественно-научный, подход. Достоинством этой концепции служит ее нацеленность на фиксацию антропогенного изменения природной среды. Автор рассматривает экологический мониторинг как однотипный гидрологическому или метеорологическому наблюдению и как подсистему объемлющей его системы мониторинга биосферы. В его классификации находит место и «человеческий фактор» (подсистема — медико-биологический мониторинг). Однако в понимании Ю.А. Израэля «...мониторинг не включает управление качеством окружающей среды и деятельностью человека» [6].

Под мониторингом В.Д. Федорова понималась «...система наблюдения, контроля и управления состоянием окружающей среды, осуществляемая в различных масштабах, в том числе глобальном».

Им была предложена трехступенчатая содержательная иерархия мониторинга:

1) биоэкологический (санитарно-гигиенический) мониторинг;

2) геоэкологический (природно-хозяйственный) мониторинг, включающий наблюдения за состоянием природных экосистем и преобразованием их в природ-но-технические;

3) биосферный (глобальный) мониторинг.

Активная, управленческая концепция мониторинга нацеливала на выявление и контроль вредных экологических факторов, экологически неблагополучных регионов, создание экологически ориентированной экономики и активное международное сотрудничество.

Впоследствии были сформулированы основные принципы и цели программы Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), формировавшейся под влиянием идей Дж. Форрестера, Д. Медоуза, Р.Е. Манна [7]. Р.Е. Манном было предложено под мониторингом окружающей среды понимать «систему повторных наблюдений элементов окружающей среды в пространстве и времени с определенными целями и в соответствии с заранее подготовленными программами».

Следует обратить внимание на целевой характер и необходимость программированных действий при реализации мониторинга в понимании этого автора в отличие от подходов В.Д. Федорова, Ю.А. Израэля, которые главную роль отводят созданию системы слежения техническими средствами пространственных мониторинговых наблюдений.

В 1974 г. в Найроби состоялось Первое Межправительственное совещание по мониторингу в рамках Программы ООН по окружающей среде. Совещанием в Найроби была принята программа Глобальной системы мониторинга окружающей среды, опирающаяся на семь направлений (здоровье человека, атмосфера и климат, биозагрязнение, землепользование, наземные экосистемы, загрязнение океана, стихийные бедствия). В Программе значительное место отведено организации системы предупреждения об угрозе здоровью человека.

Ухудшение экологической обстановки во многих регионах мира в последние 20—30 лет обусловило создание технических средств контроля окружающей среды и национальных программ мониторинга, что существенно повышает точность измерений.

Отечественная система мониторинга окружающей среды до настоящего времени находится в стадии становления.

Создание национальной системы единого мониторинга среды обитания и общественного здоровья связано с узкоотраслевым подходом. Несмотря на то, что уже с середины 1980-х гг. мониторинг стал рассматриваться как многоцелевая информационная система, идеи его воплощения развивались в определенной степени параллельно и автономно — по линии природоохранных ведомств, систем экологического контроля, где были, безусловно, достигнуты крупные успехи, и по линии санэпиднадзора и здравоохранения.

По линии природопользования и охраны природы в системе гидрометеослужбы наиболее разработаны такие направления:

— климатический мониторинг включая слежение за загрязнением атмосферы;

— гидроэкологический мониторинг, подкрепленный методами наземного, дистанционного и космического мониторинга;

— биоэкологический и ландшафтно-экологический мониторинг, базирующийся на сети особо охраняемых природных территорий;

— экогеохимический мониторинг, особенно в крупных промышленно-индуст-риальных регионах; при этом необоснованно игнорируется риск канцерогенных заболеваний, в частности, у тех работников, которые большую часть своего времени вынуждены проводить в среде, насыщенной канцерогенами (водители-дальнобойщики, сотрудники ГИПДД и т.д.);

— радиологический мониторинг в системе «воздух—почва» [8—11].

К идее о необходимости дополнения традиционного мониторинга окружающей среды медико-экологической компонентой подошли лишь к началу 1990-х гг. Этому способствовали развитие фундаментальных медико-экологических исследований, экологии человека [12; 13] и накопление разнообразных сведений об экологической обусловленности многих заболеваний [14—16]. Однако и в этом случае многогранного подхода к влиянию на окружающую среду вне поля зрения оказались такие активно генерирующие в окружающую среду биологически опасные для здоровья человека источники, как автотрассы разного типа [1].

Реальное воплощение мониторинг здоровья населения получил в принятом Правительством РФ Положении о социально-гигиеническом мониторинге (1994).

Эколого-гигиеническая профилактика сегодня рассматривается как основа здоровья нации, которое определяют в виде взаимодействия экологических, социально-экологических и медико-биологических факторов, а также как показатель благосостояния общества и его социальной стабильности.

Методология профилактической медицины на основе категорий популяцион-ного здоровья при оценке факторов, формирующих общественное здоровье, в качестве главных составляющих выделяет гигиеническое нормирование, социально-гигиенический и эпидемиологический мониторинг (СГМ).

Таблица 1

Критерии эколого-гигиенической безопасности промышленных регионов [17]

Основные блоки Параметры

Среда обитания Физическое, химическое, микробиологическое и радиационное загрязнение среды — на уровне стандартов и допустимых нормативов Отсутствие вредных примесей в продуктах питания и соответствие их гигиеническим стандартам Соблюдение рационального градопланировочного баланса и создание зон рекреации Обеспечение проживания населения в зонах влияния промышленных предприятий, не превышающих нормативные требования Отсутствие превышений суммарных допустимых нагрузок по факторам риска

Здоровье населения Отсутствие превышения фоновых уровней заболеваемости, инвалидности, смертности Снижение смертности в трудоспособном возрасте Увеличение продолжительности жизни Отсутствие профессиональных заболеваний и нервно-психического стресса Изменения в состоянии здоровья — на уровне предпатологии Отсутствие нарушений в адаптационных процессах, физическом развитии Допустимый риск патологических процессов, обусловленный экологическими факторами

Социально-экономический эффект Санитарное благоустройство территории — на уровне санитарных норм Обеспеченность населения жильем и его благоустройство — на уровне санитарных норм Экономический ущерб от экологически обусловленных заболеваний сопоставим с затратами на профилактику и лечение Основное направление медицинской помощи — лечение и профилактика

Главной целью создания системы СГМ является организация на базе новых информационных технологий межотраслевой и иерархической системы сбора, обработки, хранения и выдачи информации, обеспечивающей постоянную диагностику общественного здоровья и среды обитания, а также информационную поддержку принятия решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия [11].

Региональные модели СГМ получили реальное воплощение в ряде регионов страны — Свердловской, Тульской, Пермской, Ленинградской и других областях [18]. Определенный опыт внедрения аналогичных систем имеется и в Центральном Черноземье, прежде всего в Воронежской области [19].

Важнейшее значение приобретает выработка конкретных критериев системы эколого-гигиенической безопасности, которые следует дифференцировать по па-

раметрам качества среды обитания, здоровья населения и социально-экономической эффективности.

В практике считается достаточным выделение одного-двух десятков наиболее информативных показателей, чтобы определить состояние и стратегию укрепления здоровья населения. Последующая детализация выполняется на уровне проработки отдельных звеньев программы.

Всемирная организация здравоохранения использует четыре группы показателей:

— первая группа — показатели заболеваемости;

— вторая группа — факторы риска, непосредственно предшествующие заболеваниям;

— третья группа — показатели смертности;

— четвертая группа — показатели социально-экономического развития и санитарно-гигиенической ситуации.

Для анализа медико-экологической ситуации в России используют показатели, характеризующие медико-демографические, медико-социальные и медико-биологические особенности здоровья населения как основного элемента санитарно-эпидемиологической ситуации.

Система безопасности среды и охраны здоровья жителей урбанизированного региона базируется на идее системного подхода к построению «экологической модели города» [20]. Специфика управления медико-экологической ситуацией имеет ряд особенностей. Причинно-следственные связи в медико-экологических системах большей частью не определены для конкретных пространственных, временных рамок и специфических экосистем, например таких, как автотрассы. Это обусловлено большой вариабельностью связей в зависимости от конкретного сочетания причин и многообразия видов проявления следствий.

Идея эколого-гигиенической безопасности населения смыкается с общей проблемой национальной безопасности. Под понятием «национальная безопасность» обычно понимают защиту жизненно важных интересов России от внутренних и внешних угроз. Защищенность от внешней агрессии, экономического спада, экологических катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства.

Снижение уровня здоровья населения страны может привести и в настоящее время в России уже приводит к падению обороноспособности государства (большое число лиц призывного возраста не могут по состоянию здоровья проходить службу в Вооруженных силах РФ), уменьшению экономического потенциала, снижению интеллектуального уровня нации. В связи с этим в 1993 г. образована Межведомственная комиссия по охране здоровья населения, которая является основным рабочим органом Совета Безопасности ООН по реализации возложенных на нее задач, связанных с обеспечением безопасности жизни и здоровья населения.

Госсанэпидслужбе России принадлежит одна из ключевых ролей в обеспечении не только эколого-гигиенической, но и общей национальной безопасности страны и ориентации социальной политики.

Взаимоотношения социальной политики и Госсанэпидслужбы в России развиваются по двум основным аспектам:

— социально-экономическая обстановка в стране определяет приоритеты деятельности Госсанэпидслужбы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, обусловливает стимулы развития и ограничения материального и финансового плана;

— санитарно-эпидемиологическая служба на основании результатов своей деятельности по анализу медико-экологической ситуации ставит задачи перед законодательной и исполнительной властью по формированию основных направлений решения социальных проблем, главным образом в области охраны здоровья населения и безопасности среды обитания.

В концептуальном отношении «экологическую модель» безопасного (устойчивого) развития городской среды следует рассматривать как многоуровневую систему осуществления конкретных управленческих программ различной ориентации [20], а именно:

— эколого-экономическая политика (оценка потенциала среды обитания и его экологической емкости для перераспределения индустриальных и иных ресурсов города);

— эколого-гигиеническая политика (мониторинг среды обитания и здоровья жителей, оздоровление среды на основе гигиенического ранжирования и оценки риска здоровью);

— эколого-информационная политика (разработка прогрессивных экоинфор-мационных технологий и «встраивание» их в существующую структуру городского хозяйства с целью повышения эффективности его функционирования и устойчивого развития).

Научно-методические основы формирования системы эколого-гигиенической безопасности крупного промышленного города базируются на современных концепциях оценки риска здоровья, гигиенического ранжирования и социально-гигиенического мониторинга, осуществляемого с применением компьютерных информационных технологий.

Несмотря на общее концептуальное обоснование проблемы, ряд существенных вопросов остаются нерешенными или требующими дальнейшей разработки, а именно:

— нет четких количественных критериев достижения эколого-гигиенической безопасности, применимых для использования в системе Госсанэпиднадзора на городском уровне управления медико-экологической обстановкой;

— в системе гигиенического ранжирования и районирования преобладает узкоотраслевой подход без комплексного учета функционально-планировочных, эко-геохимических, социально-бытовых условий и факторов питания;

— отсутствует типовой подход к проектированию информационных систем, необходимых для ведения социально-гигиенического мониторинга;

— неясны приоритеты в достижении эколого-гигиенической безопасности, а впоследствии — санитарно-эпидемиологического благополучия урбанизированных территорий.

Кроме того, до настоящего времени во многом остаются противоречивыми сведения о причинно-следственных связях в системе «среда — здоровье». Поисковый характер носят отдельные внедряемые «эколого-гигиенические модели» городов, недостаточно учитывающие экологические аспекты адаптации и патогенеза человека.

Подобное состояние проблемы свидетельствует о необходимости ее дальнейшего научного развития и практического воплощения в форме модели эколого-гигиенической безопасности как крупного промышленно развитого города, так и разнообразные ландшафты по которым проложены автострады [1], особенно федерального значения. При этом особое внимание следует уделять риску заболевания населения от загрязнения атмосферы автотранспортом [21].

В документе [21] указано: «Оценка популяционного риска для каждого муниципального района: Митино около Пятницкого шоссе, Петровское—Стрешнево — вдоль Волоколамского шоссе, в Щукино — в районе метро ст. «Щукинская» (улица Новощукинская, Маршала Василевского, Маршала Новикова), в Хорошово-Мневниках — в районе пересечения улиц Народного Ополчения с проспектом Маршала Жукова, Строгино — на расстоянии до 1 км от МКАД. ...По данным медицинской статистики (Центр Госсанэпиднадзора в СЗАО) в 1998 г. было зафиксировано (впервые) 366 онкологических заболеваний взрослого населения на 105 жителей округа. Средний для округа канцерогенный риск от влияния автотранспорта составляет 0,7 на 105 населения».

ЛИТЕРАТУРА

[1] Чернышов В.И., Фастов М.В., Чернышов В.В. Процедура экэлогической экспертизы автомобильных дорог как экологических систем: Метод. пособие. — М.: Изд-во РУДН, 2005.

[2] Беляев EM. Роль санэпидслужбы в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации. — М.: Издат-информ. центр Госкомитета санэпиднадзора РФ, 1996.

[3] Волков В.А., Карпухин Н.А., Костенчук Н.А. Концепция единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) // Биол. науки. — 1992. — № 8. — С. 5—13.

[4] Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. — Л.: Гидрометеоиз-дат, 1984.

[5] Федоров В.Д., Гильманов Т.Г. Экология. — М.: Изд-во МГУ, 1980.

[6] Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. — Л.: Гидрометеоиз-дат, 1984.

[7] URL: http://referat.yabotanik.ru/estestvoznanie/globalnoe-modelirovanie-modeli-dzh-forrestera-mirovaya/46376/45810/page8.html

[8] Автоматизированная система экоинформации и управления экологической обстановкой г. Москвы и Московского региона. — М.: Москва,1989.

[9] Бергеля Н.К., МырлинН.Ф. Геохимия и окружающая среда. — Кишинев: Штиинца, 1985.

[10] Информационные проблемы изучения биосферы. Математическое моделирование природных систем. Геоинформационные центры. — М.: Наука, 1992.

[11] Проблемы экологии Москвы / Под ред. Е.И. Пупырева. — М.: Гидрометиздат, 1992.

[12] Мамчик Н.П., Куролап С.А., Клепиков О.В. и др. Экология и мониторинг здоровья города Воронежа. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1997.

[13] Экология человека: Учеб пособие / Под ред. Б.Б. Прохорова. — М.: Изд. МНЭПУ, 2001.

[14] Медицинская география в здравоохранении // Сб. науч. тр. — Л.: Наука, 1989.

[15] Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания: В 4 кн. — Кн. 4: Здоровье и среда в которой мы живем / Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.

[16] Руководство по медицинской географии / Под ред. А.А. Келлера, О.П. Щепина, А.В. Чак-лина. — СПб.: Гиппократ, 1993.

[17] Мамчик Н.П., Куролап С.Ф., Клепиков О.В., Федетов В.И., Барвитенко Н.Т. Эколого-ги-гиенические основы мониторинга и охрана городской среды. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 2002.

[18] Никонов Б.И. Об организации системы социально-гигиенического мониторинга в Саратовской области // Здоровье населения и среда обитания: Информ. Бюллетень Госко-

митета санэпиднадзора РФ. — 1996. — 3 10. — С. 1—7

[19] Экогеохимия городских ландшафтов / Под ред. Н.С. Касимова. — М.: Изд-во МГУ.

[20] Трофимов А.М., Панасюк М.В. Геоинформационные системы и проблемы управления окружающей средой. — Казань: Изд-во Казанского университета, 1984.

[21] Риск заболевания населения от загрязнения атмосферы автотранспортом: Отчет по проекту ROLL № 46 GD5/ ISC-2000 «Выбросы автотранспорта и оценка риска заболевания населения на городских территориях» (на примере Северо-Западного Административного округа г. Москвы). — М.: Экодизайн ЛТД, 2000.

ABOUT NECESSITY OF ENVIRONMENTAL AND HEALTH MONITORING OF VEHICULAR TRAFFIC

V.N. Zykov, V.V. Chernyshov, V.I. Chernyshov

Environmental Department Peoples' Friendship University of Russia

Podolskoia highway, 8/5, Moscow, Russia, 113195

This article shows that the current roads are considered in conjunction with the environment as an ecological-economic system "roads — road transport — environment". This approach allows us to estimate the ecological safety of roads in a view of the climatic and economic features of the territories (from protected areas — to very large industrial centers with a high concentration of various industrial sectors), through which the road is paved. However, the development and use of environmental-health monitoring throughout the impact of roads on the overall situation of pollution is not allocated. Our research paying attention to the fallacy of such an approach.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: ecological-economic system, road transport, environmental-health monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.