Научная статья на тему 'О некоторых значимых обычаях в традиционном обществе чеченцев (по этнографическим материалам)'

О некоторых значимых обычаях в традиционном обществе чеченцев (по этнографическим материалам) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
251
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЧЕЧЕНЦЫ / РАБОТА / СОВЕТ СТАРЕЙШИН / ГУМАНИЗМ / CUSTOM / TRADITIONAL SOCIETY / CHECHENS / WORK / COUNCIL OF ELDERS / HUMANISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шавлаева Тамара Магамедовна

В статье рассмотрены некоторые обычаи чеченцев, имевшие большое значение в традиционном обществе. По мнению автора, такие обычаи актуальны и в современных условиях, потому что вносят гармонию в общество, а также способствуют снижению социального напряжения и поддерживают добрососедские отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning some significant customs in the traditional Chechen society (based on ethnographic records)

The article deals with some Chechen customs that were important in the traditional society. The author believes that such customs are still relevant in the modern world, since they bring harmony to the society, help to reduce social tension and support good neighborly relations.

Текст научной работы на тему «О некоторых значимых обычаях в традиционном обществе чеченцев (по этнографическим материалам)»

УДК 392(=1.470.661)

Шавлаева Тамара Магамедовна

Shavlaeva Tamara Magamedovna

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики

PhD in History, Leading Research Associate, Ethnology Department, Institute for Humanities Research, Academy of Sciences of the Chechen Republic

О НЕКОТОРЫХ ЗНАЧИМЫХ ОБЫЧАЯХ В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ЧЕЧЕНЦЕВ (ПО ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛАМ)

CONCERNING SOME SIGNIFICANT CUSTOMS IN THE TRADITIONAL CHECHEN SOCIETY (BASED ON ETHNOGRAPHIC RECORDS)

Аннотация:

Summary:

В статье рассмотрены некоторые обычаи чеченцев, имевшие большое значение в традиционном обществе. По мнению автора, такие обычаи актуальны и в современных условиях, потому что вносят гармонию в общество, а также способствуют снижению социального напряжения и поддерживают добрососедские отношения.

The article deals with some Chechen customs that were important in the traditional society. The author believes that such customs are still relevant in the modern world, since they bring harmony to the society, help to reduce social tension and support good neighborly relations.

Ключевые слова:

обычай, традиционное общество, чеченцы, работа, Совет старейшин, гуманизм.

Keywords:

custom, traditional society, Chechens, work, Council of Elders, humanism.

Обычаи народов Кавказа, в том числе чеченцев, были объектом внимания многих исследователей, изучавших Кавказ [1; 2; 3; 4, с. 152-156]. В своих оценках они также указывали на причины, которые способствовали появлению обычаев, как правило скрывающихся в социально-экономической жизни.

В данной статье мы попытались охарактеризовать некоторые обычаи, имевшие, на наш взгляд, положительное значение для поддержания социального мира в традиционном обществе чеченцев. В статье использованы полевые материалы автора, собранные в разные годы.

Обычай взаимопомощи зародился в глубокой древности, в своеобразных географических условиях, к которым люди гармонично приспосабливались, и имел на Кавказе большое экономическое значение. По свидетельству исследователей, к указанному обычаю прибегали повсеместно [5; 6; 7; 8, с. 24], когда надо было в сжатые сроки справиться с сельскохозяйственными работами, приходившимися в годовом цикле на летне-осенний период. Обычай взаимопомощи на чеченском языке называется «белхи» от слова «болх», т. е. работа. Поскольку работали круглый год, то и к взаимной помощи население прибегало в течение всего года, хотя основная нагрузка приходилась на период уборки урожая, заготовки сена и стрижки овец. При строительных работах также поощрялось обращение к этому обычаю. В зимнее время, как правило, устраивали «белхи» по обработке шерсти, который был полностью сосредоточен в руках женщин, а шерстеобрабатывающий промысел был самым распространенным и включал в себя несколько видов, что вносило живое разнообразие в работу. Шерстеобрабатывающий промысел имел большое экономическое значение и в жизни семьи.

«Белхи» включал ряд обязательных правил: 1. В традиционном обществе не разрешалось устраивать «белхи» ремесленникам, которые поставляли свою продукцию на рынок. 2. Не разрешалось устраивать какие-либо помехи в организации «белхи». Если происходила «накладка», хозяевам следовало мирно согласовывать вопрос между собой. 3. Близкие родственники, особенно зятья и снохи, должны были приходить на «белхи» без приглашения, их только ставили в известность. 4. Со стороны хозяев должно было быть щедрое угощение для участников «белхи».

На «белхи» приходили по приглашению со стороны хозяина, кроме тех случаев, которые мы отметили выше. Приглашенный мог не прийти на помощь, но это случалось редко и по уважительной причине, потому что все нуждались во взаимной помощи. Если с просьбой пришли в дом к вечерней трапезе «Пхьор», то выполнение ее было обязательным. Но было исключение: приглашенный мужчина мог отказать в том случае, если в это время в его помощи нуждались тесть или дядя по матери.

Угощение со стороны хозяина дома включало обязательное блюдо - свежее вареное мясо с бульоном. Заготовка хмельного напитка для мужчин также входила в обязанности хозяина.

Остальные блюда готовились на усмотрение хозяйки дома - пироги, халва и т. д. Хозяйки заранее заготавливали сыр, колбасу.

«Белхи» - мероприятие, где не только работали, но и веселились, как на празднике, поэтому приходили сюда с приподнятым настроением, нарядными, может, не в лучшей одежде, но далеко не в старой. Девушки надевали украшения. Молодые люди знакомились, общались между собой и в такой непринужденной трудовой обстановке лучше рассматривали друг друга. Например, девушкам разрешалось во время работы засучить рукава платья, немножко приподнять подол платья, свободно завязывать платок и даже смеяться. Молодому человеку разрешалось находиться рядом с девушкой во время работы и вместе с ней выполнять какие-то операции. Например, когда избранница молодого человека наносила на стены массу, заранее приготовленную из глины и соломы, то ее ухажер мог подносить и подавать ей на вилах эту массу.

Работа во время «белхи» часто приостанавливалась, и начинались веселые танцы. Танцевали все желающие. На танцы «белхи» все приходили с удовольствием, потому что, в отличие от чеченской свадьбы «ловзар» и вечеринки «синкъерам», здесь царила непринужденная атмосфера. Сюда также приходили старые и пожилые люди: кто-то давал полезные советы, кто-то присматривал трудолюбивую невестку и «добротного» зятя.

Сытное угощение начиналось в обеденное время, при этом котел с мясом обслуживали мужчины. Хозяева не имели права чрезмерно перегружать приглашенных работой, и уже ближе к вечеру их следовало отпустить домой, однако считалось хорошим правилом, если начатая работа к тому времени была завершена.

Таким образом, обычай взаимопомощи «белхи» был своеобразным мероприятием, на котором не только трудились, но и веселились. «Белхи» - это и труд, и праздник. Он включал ряд правил и организационных моментов. Однако со временем этим обычаем стала спекулировать богатеющая верхушка чеченского общества.

Своеобразным трапезным обычаем чеченцев являлся обычай «куьйгаха», т. е. «от руки». Суть его заключается в том, что за общей трапезой, называемой «Пхьор», трапезники должны были внимательно относиться друг к другу, не увлекаясь только собой. Если во время приема пищи гостю попадался лакомый кусочек, к примеру хорошо подрумянившийся кусок жареного мяся, то съесть это лакомство самому было не в правилах трапезы: нужно было предложить его старшему или просто рядом сидящему, а лучше всего - гостю. В таких случаях принимающий благодарил и вежливо принимал угощение, которое подносили к его рту. В итоге получалось, что к концу трапезы все получали «от руки» что-то вкусное. Участники трапезы должны были знать прежде всего, в чем нуждается рядом сидящий трапезник, последний для себя ничего не запрашивал. Таким образом, в обычае «куьйгаха» отразились внутренняя культура чеченцев, щедрость, взаимное уважение, тяготение к дружбе и единению.

Обычай «байталваккхар», т. е. «конфискация имущества», относится к правовой системе традиционного общества чеченцев. Как следует понимать, обычай зародился в то время, когда в обществе наметилось неравномерное распределение и использование природных ресурсов. Обычай являлся эффективным наказанием для тех членов общества, кто не в меру присваивал себе общие материальные блага. Согласно правилам обычая, Совет старейшин - «Мехка кхел» - своим решением лишал владельца права на владение таким имуществом и распределял его между членами общества. Решение Совета старейшин - «Мехка кхел», куда входили уважаемые советники с безукоризненной репутацией, не обсуждалось и не подвергалось сомнению.

Спасая свое имущество, владелец тайно мог уйти с родного места жительства и поселиться в других краях. К примеру, профессор Л.Ю. Маргошвили указывает, что в переселении чеченцев в соседнюю Грузию, имевшем место начиная с XVI в., главную роль сыграли экономические причины. Среди них она выделяет вышеприведенный обычай «байталваккхар» [9, с. 3031], в частности, когда, опасаясь конфискации богатства, владельцы отар покидали свое село и приживались в приграничных районах Грузии. Наиболее рано переселившиеся чеченцы растворились в грузинском этносе.

Таким образом, обычай «байталваккхар» регламентировал распределение материальных благ, перекосы в котором могли быть серьезной причиной социального напряжения. Обычай мог сыграть судьбоносную роль в жизни человека.

Обычай «вота тохар», т. е. «ударить в бубен», является одним из гуманнейших среди известных в прошлом в чеченском обществе обычаев. Он функционировал на добровольных принципах гуманности, без решения каких-либо органов. К обычаю прибегал любой член общества, когда впадал в материально бедственное положение. Чтобы просто поставить в известность об этом общество, он выходил спозаранку на главную аульную площадь и ударял в бубен, издавая в утренней тиши знакомые громкие звуки. Каждому становилось тревожно, ведь и он может оказаться на его месте. Любому было интересно посмотреть и установить личность несчастного, но

только старались сделать это осторожно, так, чтобы тот этого не заметил. Вскоре собирали в чьем-то доме пожертвования односельчан. Приносили с каждого дыма (двора) кто сколько может, опять-таки тайно, ночью. Такая конспирация объяснялась только благородным желанием, чтобы не поставить обедневшего односельчанина не только в зависимость, но и даже в неловкое положение. При встрече с ним односельчане делали вид, что вообще ничего не было и они ничего не знают.

Таким образом, благодаря гуманным обычаям, в традиционном чеченском обществе поддерживались хорошие отношения между членами общества. По нашему мнению, обычай в какой-то мере смягчал процессы расслоения, не допускал эксплуатации человека человеком.

В заключение хочется отметить, что такие обычаи таят в себе вечно актуальное для человечества рациональное зерно. Давний обычай может жить в добром мире и согласии в обществе с высокими технологиями, если человек правильно поймет его содержание. Деградация личности, а вслед за ней и общества начинается с пренебрежения к духовным ценностям, что оставили нам наши предки.

Ссылки:

1. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1-2. М., 1880.

2. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856. 76 с.

3. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев: что это такое? как они возникают? что в них хорошего и что плохого? Орджоникидзе, 1968.

4. Мадаева З.А. Обычаи и обряды вайнахов, связанные с животноводческим бытом (XIX - начало ХХ в.) // Археология и вопросы социальной истории Северного Кавказа. Грозный, 1984.

5. Калоев Б.А. Осетины. М., 1971.

6. Магомедов Р.М. Вековые ценности Дагестана. Махачкала, 2005.

7. Мусаева М.К. Хваршины: XIX - начало ХХ века : историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995.

8. Агиева Л.Т. Основные хозяйственные занятия ингушей в XVI-XIX вв. // Вопросы истории Ингушетии. Вып. 3. Магас, 2005.

9. Маргошвили Л.Ю. Культурно-этнические взаимоотношения между Грузией и Чечено-Ингушетией. Тбилиси, 1990.

References:

Agieva, LT 2005, 'Basic economic employment Ingush in XVI-XIX centuries', Voprosy istorii Ingushetii, vol. 3, Magas, (in Russian).

Kaloev, BA 1971, Ossetians, Moscow, (in Russian).

Kovalevsky, MM 1880, The law and custom in the Caucasus, vol. 1-2, Moscow, (in Russian).

Madaeva, ZA 1984, 'Customs and rites of Vainakh associated with a breeding way of life (XIX - early XX century)', Archaeology and questions of social history of the North Caucasus, Grozny, (in Russian).

Magomedov, RM 2005, The age-old values of Dagestan, Makhachkala, (in Russian).

Margoshvili, LY 1990, Cultural ethnic relations between Georgia and the Chechen-Ingushetia, Tbilisi, (in Russian). Musayeva, MK 1995, Khwarshins: XIX- early XXcentury: historical and ethnographic research, Makhachkala, (in Russian). Salamov, BS 1968, Customs and traditions of the mountaineers: what is it? how do they arise? they good or bad?, Ordzho-nikidze, (in Russian).

Shvetsov, V 1856, Essay on the Caucasian mountain tribes with their rites and customs in civil war, and the spirit of the home, Moscow, 76 p., (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.