Научная статья на тему 'К истории Мехк-кхел (Совета страны) Чечни'

К истории Мехк-кхел (Совета страны) Чечни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10293
633
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЧНЯ / МЕХК-КХЕЛ / СОВЕТ СТРАНЫ / ОБЩЕСТВО / АДАТЫ / СУД / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / ТАЙПЫ / КОНФЕДЕРАЦИЯ / CHECHNYA / MEHK KHEL / COUNCIL OF THE COUNTRY / SOCIETY / ADATS / COURT / SELF-GOVERNMENT / LOCALIZATION / TAIPS / CONFEDERATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

В статье делается попытка исследования некоторых аспектов институтов самоуправления в Чечне в период традиционного общества. Отмечено, что социально-политическая организация чеченцев в прошлом отличалась своими особенностями и спецификой, сильно развитым самоуправлением на уровне аулов и обществ, при обозначившейся консолидации на федеративных началах. На самом верху института самоуправления в Чечне стоял Мехк-кхел (Совет страны) орган, которому всеми чеченскими обществами (землями) были делегированы полномочия, исполнительной, судебной власти. Автор на основе анализа имеющихся исторических, этнографических материалов, данных топонимии делает вывод, что посредством этого органа власти все чеченские земли были объединены в едином политическом и правовом поле. В данной работе рассматриваются вопросы локализации мест заседания Мехк-кхел в разных регионах Чечни. Предложена авторская версия о количественном составе Мехк-кхел Чечни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the history of the Chechen Mehk Khel (Council of the Country)

The study examines several aspects of self-government institutions in Chechnya in the period of traditional society. The research noted that the Chechen social and political structure was characterized by the specific features and highly developed mountain village and community self-government when federative consolidation was identified. Mehk Khel (Council of the Country) was the supreme body of the Chechen self-government; all Chechen communities (lands) delegated the judicial and executive powers to this body. Analyzing the historical, ethnographic materials, and toponymic data available, the author concluded that all Chechen lands were merged into a single political and legal field by this authority. This study addresses the localization issues of Mehk Khel meetings in different regions of Chechnya. The author’s version of the size of Mehk Khel is presented.

Текст научной работы на тему «К истории Мехк-кхел (Совета страны) Чечни»

УДК 39:347.471(470.66)

https://doi.org/10.24158/fik.2018.1.10

Натаев Сайпуди Альвиевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории народов Чечни

Чеченского государственного университета

К ИСТОРИИ МЕХК-КХЕЛ (СОВЕТА СТРАНЫ) ЧЕЧНИ

Nataev Saipudi Alvievich

PhD in History, Associate Professor, Department for History of Chechnya Peoples, Chechen State University

CONCERNING THE HISTORY OF THE CHECHEN MEHK KHEL (COUNCIL OF THE COUNTRY)

Аннотация:

В статье делается попытка исследования некото-рых аспектов институтов самоуправления в Чечне в период традиционного общества. Отмечено, что социально-политическая организация чеченцев в прошлом отличалась своими особенностями и спецификой, сильно развитым самоуправлением на уровне аулов и обществ, при обозначившейся консолидации на федеративных началах. На самом верху института самоуправления в Чечне стоял Мехк-кхел (Совет страны) - орган, которому всеми чеченскими обществами (землями) были делегированы полномочия, исполнительной, судебной власти. Автор на основе анализа имеющихся исторических, этнографических материалов, данных топонимии делает вывод, что посредством этого органа власти все чеченские земли были объединены в едином политическом и правовом поле. В данной работе рассматриваются вопросы локализации мест заседания Мехк-кхел в разных регионах Чечни. Предложена авторская версия о количественном составе Мехк-кхел Чечни.

Ключевые слова:

Чечня, Мехк-кхел, Совет страны, общество, адаты, суд, самоуправление, локализация, тайпы, конфедерация.

Summary:

The study examines several aspects of self-government institutions in Chechnya in the period of traditional society. The research noted that the Chechen social and political structure was characterized by the specific features and highly developed mountain village and community self-government when federative consolidation was identified. Mehk Khel (Council of the Country) was the supreme body of the Chechen self-government; all Chechen communities (lands) delegated the judicial and executive powers to this body. Analyzing the historical, ethnographic materials, and toponymic data available, the author concluded that all Chechen lands were merged into a single political and legal field by this authority. This study addresses the localization issues of Mehk Khel meetings in different regions of Chechnya. The author's version of the size of Mehk Khel is presented.

Keywords:

Chechnya, Mehk Khel, Council of the Country, society, adats, court, self-government, localization, taips, confederation.

Проблема Мехк-кхел (Совет страны) у нахов в прошлом недостаточно изучена в исторической литературе. Приоритет в изучении этого вопроса принадлежит И.М. Саидову, которым был написан ряд работ по общественному быту чеченцев в прошлом [1; 2; 3]. Однако есть необходимость более глубокого и всестороннего изучения роли и некоторых аспектов деятельности Мехк-кхел с учетом новых источников, полевых материалов, данных топонимии Чечни.

Социально-политическая организация чеченцев в прошлом отличалась своими особенностями и спецификой, сильно развитым самоуправлением на уровне аулов и обществ (земель) при обозначившейся государственной консолидации на республиканско-федеративных началах. Система самоуправления аула состояла из гуллама (аульный сход), юьртада (отец аула) - выборного главы поселения, «кхел» - судов по адату, состоявших из «къаной» (старейшина - знаток адата). С утверждением ислама в Чечне в XVN-XVШ вв. активную роль в аулах играют суды по шариату во главе с кадием. На самом верху института самоуправления в Чечне стоял Мехк-кхел (Совет страны) - орган, которому всеми чеченскими обществами (землями) были делегированы полномочия законодательной, исполнительной, судебной власти. Мехк-кхел сыграл системообразующую роль в становлении и развитии федерации чеченских земель Нохчийчоь [4, с. 355].

У. Лаудаев в работе «Чеченское племя» писал: «Для восстановления спокойствия ичкеринцы собираются на курган около села Цонтари и выбирают сто умнейших человек для составления условий о восстановлении спокойствия в стране. Сто избранных дают обет не сходить с этого места, не успокоив страну; они в продолжение девяти месяцев, не сходя с высоты, составили доныне существующие в Ичкерии правила адата. В память такого благодетельного события курган этот и теперь уважается народом и называется кетиш-корта, т. е. соборная высота. О том же старались и плоскостные чеченцы; они собирались в Ханкальском ущелье, на кургане, называемом хан-га-лай-барз, т. е. сторожевой курган» [5, с. 51]. У. Лаудаев также отмечал: «Качкалыковцы тоже имели

подобное место, к ним ходили на разбирательство даже кумыки; место это они называли ети-гачалак, т. е. семь качкалыков, или семь аулов, составлявших Качкалык» [6, с. 52].

По мнению И.М. Саидова, название Мехк-кхел производно от чеченских слов «мохк» (страна, земля) и «кхиэл» (совет, суд). В разное время Совет страны именовался также пхьамат, пхьегате, цой пхьеда, цонта, канной, жан, жам, жеми, мажжаз, мазназ, межлис [7, с. 31]. В политическом отношении этнотерриториальные объединения Чечни были децентрализованными, территориальными союзами чеченских тайпов, которые не имели единой политической власти по вертикали в виде монархии, княжеского правления, характерной для стран мира и России. Но при этом надо отметить, что это были так называемые «республики», «федерации» по своему политическому содержанию и территориальной структуре, по определению первых русских исследователей Чечни и Кавказа [8, с. 356].

М.А. Агларов отмечал, что в старой русской литературе и административной номенклатуре союзы сельских обществ, основанные на внутреннем праве, до 40-х гг. XIX в. именовались республиками или федеративными республиками, тем самым подчеркивая равноправный характер входящих в союз сельских джамаатов. Со временем после поражения декабризма и начала николаевской реакции эти названия видоизменились как «вольные общества» и в наше время - как «союзы сельских обществ». Однако историки, когда речь идет о XVN-XVNI вв., все чаще возвращаются к понятию «республика» как термину, соответствующему и объединяющему природу таких союзных образований [9, с. 11].

К концу XVIII в. все чеченские общества, несмотря на деление на горных, равнинных, при-теречных чеченцев, объединяются в федерацию чеченских земель под названием Нохчийчоь (Чеченская страна). Политической, экономической, духовной жизнью федерации Нохчийчоь руководил Мехк-кхел - Совет страны [10, с. 357].

Исследователь общественного строя Чечни XVNI-XIX вв. Ф.В. Тотоев был первым ученым из кавказоведов, который считал, что Чечня была конфедерацией чеченских тайпов: «Чеченские тайпы издавна состояли друг с другом в союзнических отношениях. Союзы объединяли соседние тайпы, особенно расположенные в одном ущелье. Одной из главных целей конфедерации был мир и согласие в Чечне. ...Можно предположить, что эта конфедерация первоначально образовалась как военный союз тайпов» [11, с. 206].

Ф.В. Тотоев писал: «Эти общие совещания представителей тайпов именовались Мехк-кхел, или Мехкан-Кхиэл, - Совет страны и были, как правильно определяет И.М. Саидов, древней верховной организацией чеченцев. Состав Совета страны в разное время осуществлял разнообразные функции власти и менялся по социальному составу. В Совет страны входили старшие мужчины из различных тайпов, жрецы (кадии - духовные лица), наиболее видные бяччи, ораторы, почитаемые люди, представители состоятельной тайповой верхушки <...> И.М. Саидов полагает, что с середины XVIII и до 40-х годов XIX века в Совете страны ведущая роль принадлежала мусульманским ученым - алимам» [12].

О роли Мехк-кхел в жизни Чечни говорит исторический факт, что Советом страны на его заседаниях, продолжавшихся в течение 9 месяцев, были разрешены противоречия между нормами адата и шариата принятием решения: «в делах наследования, духовных завещаний, в вопросах раздела имений, о браке и опеке руководствоваться шариатом, а для остальных случаев выработали новые адатные нормы [13, с. 205].

По мнению И.М. Саидова, члены Совета страны определяли принципы землевладения и землепользования в Чечне, корректировали этические нормы и назначали наказания за их нарушения, рассматривали вопросы внутренней торговли (устанавливали единицы измерения, цены на скот и т. п.) и внешней. Разрешали или запрещали образование новых сел, принимали решения оборонительного значения (поручали отдельным тайпам или обществам возведение оборонительных башен, сторожевых поселений), обсуждали вопросы войны и мира, устанавливали сборы материальных средств для общенародных нужд, дозволяли различные обложения и повинности [14, с. 207].

В связи с усилением борьбы против колониального наступления царизма на Кавказе одной из ведущих тем в деятельности Мехк-кхел стали военные вопросы. Постановления заседаний Совета страны были обязательны для членов представленных на них тайпов и сельских общин. На совещаниях Мехк-кхел осуществлялся высший суд народа, здесь же приводили в исполнение и смертные приговоры [15, с. 208].

Если отдельные тайпы или сельские общины не подчинялись решению Мехк-кхел, то их могли полностью истребить. О строгости и силе власти, некогда принадлежавшей Мехк-кхел, свидетельствует, очевидно, и чеченское изречение: «Махко динарг дисна, махкана динарг дисна дац» - «За действия страны не мстили, за действия против страны не прощали» [16, с. 192].

И.М. Саидов, внесший большой вклад в дело изучения института Мехк-кхел, установил следующие места проведения заседаний Совета страны:

1) Майсты (в бассейне р. Чанты-Аргун - притока р. Аргун);

2) гора Мизир-корта (недалеко от сел. Галанчож);

3) сел. Акка (в современном Галанчожском районе);

4) местность Кэй (южнее Галанчожа);

5) гора Юккъера-лам;

6) сел. Нашаха (в верховье р. Гехи);

7) гора Кхеташ-корта (у сел. Цоьнтара);

8) сел. Герменчуг;

9) гора Эртан-Корта;

10) сел. Шали;

11) Алды (в районе современного г. Грозного);

12) сел. Гехи (на р. Гехи);

13) сел. Чечен (на р. Аргун);

14) Соьлжа-г1ала (в районе современного г. Грозного);

15) сел. Ширча-юрт;

16) местность Муйт-кхера/Муйт-кера/ (в бассейне р. Фортанга);

17) Дзаур-Кала (на месте современного г. Орджоникидзе СО АССР);

18) холм Жеми-борз (на горе Сюйр-корта);

19) холм Ханкалий-барз (у входа в Ханкальское ущелье);

20) Тхабе-Ерды;

21) Альби-Ерда (в долине р. Асса);

22) Аламбос (в районе Татартупского минарета на р. Терек);

23) Шинасуъйран-юк (в районе современной телевышки г. Грозного) [17, с. 172-173; 18, с. 207].

Первые пятнадцать из перечисленных центров, а также Муйт-кхера, Жеми-барз, Шина-

суъйран-юк и Кхеташ-корта чаще всего имели общевайнахское значение. Остальные временами становились местом проведения собраний горных или плоскостных чеченцев [19, с. 207].

Место проведения заседаний Совета страны менялось в зависимости от внутренних и внешних обстоятельств, роли и места той или иной земли в общественно-политической жизни чеченского народа, на том или ином этапе истории народа. Анализ географии известных мест заседаний Мехк-кхел приводит к выводу, что первоначально Совет заседал на западе, юго-западе Чечни в обществах Аьккха, Майста, Нашаха, Кэй, затем центром политической жизни Чечни, вероятно, становится юго-восток Чечни - общество Нохчмохк (Чеченская земля), на территории которого расположены наиболее известные места сборов Мехк-кхел; гора Кхеташ-корта у аула Цоьнтара, Эртан-Корта - общество Гуьна. С Чеченской равниной связаны топонимы: холм Жеми-борз (на горе Сюйр-корта), холм Ханкалий-барз (у входа в Ханкальское ущелье), сел. Чечен (на р. Аргун), сел. Гехи (на р. Гехи) и другие места.

Развивая положения И.М. Саидова, добавим, что в «Топонимии Чечни» А. Сулейманова почти в каждом крупном чеченском обществе обозначены места, где заседали старейшины -«къаной» (мудрецы):

- Аьккха (Галанчожское ущелье) - Мизир-корта - «Мизира вершина». Мизир - древ-ненахское языческое божество добра [20, с. 63].

- В обществе Нашаха - гора «Эртина - вершина «Ерди-корта», «в системе гор Нашхойн лам. Эртина - древнее культовое место в Нашаха» [21, с. 75].

- Къанийн бийра (Канийн бийра) - «Мудрецов лощина». Здесь, по преданиям, собирался совет мудрецов всего общества Т!ерла [22, с. 114].

- Оховчу гуда / 1оховчу гуда - «Холм, на котором садятся». «Холм и аул на правом берегу р. Хьачаройн-эрк. На этом месте собирался совет старейшин общества Хьачара» [23, с. 159].

- Исс Хийшанча - букв. «девять собиралось где». «Живописное место на юге аула Гамха» [24, с. 161].

- Оховчу гута / 1оховчу гут1а - букв. «Садящийся курган» в обществе Чаьнта [25, с. 168].

- Дайн-кхел - «Суд отцов» в обществе Майста [26, с. 142].

- Пхьоччу/Пхоччу - букв. «в поселении». «Древнейшее поселение, башенный комплекс на территории общества ЧЫннах» [27, с. 197].

- Иссаззайчу - «Девяти совет» - живописный холм рядом с Шора, на левом берегу р. Ша-ройн-Орга, где собирался Совет мудрецов, состоящий из девяти членов [28, с. 224].

- Эртинан-Корта - «Эртина вершина» - на западной стороне аула Гуьна. Считается священной вершиной. По поверьям, на этой возвышенности в год один раз собирался Совет святых [29, с. 284].

- Кхеташ-Корта - «Совета вершина». Холм расположен между Ц1оьнтара и Теза-Кхьаьлла. На этом холме долгие годы собирался Совет страны - Мехк-кхел, который решал важные вопросы войны и мира [30, с. 302].

- Кхеташ-Корта - «Мудрости вершина», «Совета вершина» - вероятно, первоначально название было таково: «Кхеташонан-корта» (Совета вершина). Другое название Жемин барз -наивысшая точка хребта Суьйла-Корта в районе аула Чечана [31, с. 501].

- Див буу барз - «Холм, где приносят клятву» - в обществе Овхой-Аьккха [32, с. 398].

У чеченоведов нет единства относительно количественного состава «земельных советов» - «кхелов». На наш взгляд, можно предположить, что «кхел» обществ (земель) состоял из 9 человек (къаной - мудрецов).

В «Топонимии Чечни» А. Сулейманова мы встречаем топонимы «Исс ховшу меттиг», «Ис-саззайчу» (Девяти совет) - живописный холм рядом с Шора, Исс Хийшанча - букв. «Девять собиралось где», место на юге аула Гамха [33, с. 161]. В основе названий мест заседаний «кхел» лежит слово «исс» - девять. Можно предположить, что количественно Мехк-кхел тоже был немногочисленным и состоял из 9 человек. По мнению И. Саидова, Мехк-кхел (Совет страны) заседал в 18 местах, географически разных точках Чечни. В работе А. Сулейманова «Топонимия Чечни» также обозначены 13 топонимов, связанных с местами заседаний Мехк-кхел.

И.М. Саидов писал: «Мехк-кхел является древнейшей верховной организацией вайнахов. Он не оставался одинаковым по полноте власти, социальному составу и форме руководства. Были и местные кхелы, значение которых иногда усиливалось в ущерб Мехк-кхел. Мехк-кхел собирался для обсуждения вопросов общенародного значения, а также частных спорных дел, не разрешенных на местах, в определенное время и в определенном месте. В чрезвычайных случаях проводился внеочередной совет. Мехк-кхел носил до некоторой степени характер высшей законодательной и исполнительной власти, верховного суда и идеологического центра» [34, с. 15]. Анализ имеющихся исторических, этнографических материалов позволяет сделать вывод, что посредством Мехк-кхел (Совета страны) все чеченские земли и тайпы были объединены в едином политическом и правовом поле на конфедеративных началах.

Ссылки:

1. Саидов И.М. Мехк-кхел (Совет страны) у нахов в прошлом // Кавказский этнографический сборник. Т. II. Очерки этнографии горной Ингушетии. Тбилиси, 1968. С. 199-206.

2. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX - нач. XX века : дис. ... канд. истор. наук. Тбилиси, 1972.

3. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX - нач. XX века : автореф. дис. ... канд. истор. наук. Тбилиси, 1972.

4. Натаев С.А. Чеченские тайпы. Махачкала, 2013. 413 с.

5. Лаудаев У. Чеченское племя // ССКГ. Вып. VI. Тифлис, 1872.

6. Там же. С. 52.

7. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX - нач. XX века : дис. С. 31.

8. Натаев С.А. Указ. соч. С. 356.

9. Агларов М.А. Этногенез в свете политантропологии и этнонимии в Дагестане. Махачкала, 1998.

10. Натаев С.А. Указ. соч. С. 357.

11. Тотоев Ф.В. Общественный строй Чечни (вторая половина XVIII - 40-е гг. XIX в.). Нальчик, 2009.

12. Там же. С. 206.

13. Там же. С. 205.

14. Там же. С. 207.

15. Там же. С. 208.

16. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX - нач. XX века : дис. С. 192.

17. Там же. С. 172-173.

18. Тотоев Ф.В. Указ. соч. С. 207.

19. Там же.

20. Сулейманов А. Топонимия Чечни. Грозный, 2006.

21. Там же. С. 75.

22. Там же. С. 114.

23. Там же. С. 159.

24. Там же. С. 161.

25. Там же. С. 168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Там же. С. 142.

27. Там же. С. 197.

28. Там же. С. 224.

29. Там же. С. 284.

30. Там же. С. 302.

31. Там же. С. 501.

32. Там же. С. 398.

33. Там же. С. 161.

34. Саидов И.М. Общественный быт вайнахов XIX - нач. XX века : автореф. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.