Научная статья на тему 'О некоторых вопросах реализации региональных программ инициативного бюджетирования (на примере Вологодской области)'

О некоторых вопросах реализации региональных программ инициативного бюджетирования (на примере Вологодской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНИЦИАТИВНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / DEVELOPMENT OF TERRITORIES / STATE SUPPORT / PARTICIPATORY BUDGETING / DONATIONS / CIVIL ENGAGEMENT / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кобыльников Виталий Павлович

Выявлена стремительная динамика распространения практик инициативного бюджетирования. Установлена корреляция между объемом государственной поддержки и уровнем пожертвований граждан, а также высокий интерес у населения к таким механизмам. Отмечается необходимость активизации взаимодействия с бизнес-сообществом посредством синхронизации проектов инициативного бюджетирования с программами корпоративной социальной ответственности и развития. Также видится целесообразным виртуализация процесса отбора проектов и их финансирования на основе технических решений краудсорсинга и краудфандинга, для чего потребуется пересмотр действующей нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Implementation of the Regional Programs of Initiative Budgeting (on the Example of the Vologda Region)

The study reveals the rapid dynamics of the spread of initiative budgeting practices. The author has stated the correlation between the volume of state support and the level of donations of citizens. He mentions high interest of the population to such mechanisms. At the same time the author notes the need to intensify the interaction with the business community by synchronizing initiative budgeting projects with corporate social responsibility and development programs. It is also said about the necessity to virtualize the process of project selection and financing on the basis of technical solutions of crowd sourcing and crowd funding and the review of the existing legal framework will be required.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах реализации региональных программ инициативного бюджетирования (на примере Вологодской области)»

УДК 352/354-1

DOI: 10.24151/2409-1073-2018-4-41-49

О некоторых вопросах реализации региональных программ инициативного бюджетирования (на примере Вологодской области)

В. П. Кобыльников

Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Россия [email protected]

Выявлена стремительная динамика распространения практик инициативного бюджетирования. Установлена корреляция между объемом государственной поддержки и уровнем пожертвований граждан, а также высокий интерес у населения к таким механизмам. Отмечается необходимость активизации взаимодействия с бизнес-сообществом посредством синхронизации проектов инициативного бюджетирования с программами корпоративной социальной ответственности и развития. Также видится целесообразным виртуализация процесса отбора проектов и их финансирования на основе технических решений краудсорсинга и краудфандинга, для чего потребуется пересмотр действующей нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: развитие территорий; государственная поддержка; инициативное бюджетирование; пожертвования; гражданское активность; гражданское общество.

About the Implementation of the Regional Programs of Initiative Budgeting (on the Example of the Vologda Region)

V. P. Kobylnikov

Vologodskiy Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia [email protected]

The study reveals the rapid dynamics of the spread of initiative budgeting practices. The author has stated the correlation between the volume of state support and the level of donations of citizens. He mentions high interest of the population to such mechanisms. At the same time the author notes the need to intensify the interaction with the business community by synchronizing initiative budgeting projects with corporate social responsibility and development programs. It is also said about the necessity to virtualize the process of project selection and financing on the basis of technical solutions of crowd sourcing and crowd funding and the review of the existing legal framework will be required.

Keywords: development of territories; state support; participatory budgeting; donations; civil engagement; civil society.

В 2018 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин обозначил ряд новых стратегических целей и задач развития государства на период до 2024 г. В преамбуле

© Кобыльников В. П.

Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1]

в качестве целевых ориентиров трансформации российского государства определено прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие страны, увеличение численности населения, повышение уровня жизни граждан, создание комфортных условий для их проживания и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. Достижение таких амбициозных результатов невозможно без комплексной модернизации российского общества, фундамент которой составляет социальная среда, создающая условия для всемерного гражданского участия и стимулирующая применение новых социальных практик [2, с. 32]. Особую роль в этих процессах играют стремительно распространяющиеся в регионах России и муниципальных образованиях практики инициативного бюджетирования и их востребованность у населения.

В отечественной науке инициативное бюджетирование в большинстве своем рассматривается в рамках исследования бюджетного процесса и финансовой системы (В. В. Вагин, Н. В. Гаврилова, С. В. Романов, Н. А. Шаповалова). Вместе с тем не в полной мере остаются изученными вопросы влияния инициативного бюджетирования на социально-экономические процессы и гражданскую активность населения. В связи с этим большую значимость приобретает изучение региональной практики реализации программы инициативного бюджетирования как механизма консолидации усилий местных сообществ для проведения созидательных социально-экономических преобразований.

Сразу заметим, что практика участия граждан в определении приоритетов распределения бюджетных ресурсов и их личного участия (финансового и иных видов) в решении вопросов местных сообществ пришла в Российскую Федерацию относительно недавно. Под эгидой Всемирного банка в рамках направления «Развитие на основе местных сообществ» [3] в нашей стране с 2007 г. реализуется Программа поддержки местных инициатив [4, с. 8], предусматривающая развитие практик инициативного

бюджетирования. Концепция инициативного бюджетирования предусматривает вовлечение граждан в решение вопросов местного значения, в том числе посредством: выбора самими гражданами приоритетных направлений расходования части бюджетных средств на различных уровнях, финансового участия граждан в реализации приоритетных проектов, направленных на решение вопросов местного значения, осуществления общественного контроля за их реализацией.

В отличие от традиционного, инициативное бюджетирование позволяет не только оперативно решать наиболее актуальные для населения вопросы (в том числе консолидированными усилиями граждан и бизнес-структур), но и привлекать для этого дополнительные внебюджетные ресурсы [5, с. 3]. Помимо этого, инициативное бюджетирование рассматривается в качестве инновационного механизма эффективного управления территориями [6, с. 4], а также содействует прозрачности деятельности публичных институтов, продвигает идеи социальной справедливости и гражданской ответственности, формирует новое качество социального капитала [7, с. 56—59].

В рамках Программы поддержки местных инициатив субъекты Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов предоставляют финансовую и организационную поддержку совместным инициативам граждан, бизнес-структур и органов местного самоуправления, направленным на решение приоритетных социально значимых проблем на местах (ремонт и строительство дорог, объектов водоснабжения и электроэнергетики, благоустройство общественных пространств и пр.) и оформленным в виде проектов [4, с. 8].

Помимо программы Всемирного банка, на территории страны реализуются иные проекты и программы инициативного бюджетирования («Народный бюджет», «Народная инициатива», «Res Publica») [8, с. 8, 17]. Содержание указанных проектов в значительной степени варьируется, во-первых, по субъектам, оказывающим поддержку инициативам населения (субъекты

Российской Федерации, муниципальные образования). Во-вторых, в ряде проектов предусматривается необходимость обязательного софинансирования гражданами определенного процента стоимости выдвинутой инициативы, что, по мнению некоторых ученых, является характерной чертой российской версии инициативного бюджетирования, именуемой экстрабюджетированием [9, с. 103].

В 2013 г. семь регионов страны использовали практики инициативного бюджетирования, в 2016 г. — 16, в 2017 г. — 57. В 2017 г. на реализацию проектов в рамках процедур инициативного бюджетирования было направлено в общей сложности 14,5 млрд руб. (в том числе средства региональных бюджетов — 7,7 млрд руб., средства граждан и бизнеса — 1,1 млрд руб.). Общее количество реализуемых проектов составило 15 942 единицы [10]. Именно поэтому В. В. Вагин и С. В. Романов, сравнивая опыт вовлечения граждан в бюджетные процессы в странах БРИКС, выделяют в качестве российской особенности «размах» распространения практик инициативного бюджетирования [12, с. 117].

Увеличение объемов поддержки инициатив местных сообществ в регионах страны, стремительное расширение географии реализации практик инициативного бюджетирования, их распространение на муниципальный уровень ведет к росту исследований по данной тематике. Поскольку ключевая роль в организации процедур инициативного бюджетирования отведена субъектам Российской Федерации, основное внимание ученых должно быть сосредоточено именно на изучении и оценке эффективности реализации соответствующих региональных программ, а также их влияния на социально-экономическое развитие территорий и гражданскую активность населения.

В Докладе о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, подготовленном в 2017 г., Министерство финансов Российской Федерации представило 15 субъектов Российской

Федерации, продемонстрировавших лучшие показатели развития инициативного бюджетирования: Вологодская, Иркутская, Кировская, Нижегородская области, Республики Башкортостан, Карелия, Коми, Марий Эл, город Санкт-Петербург, Ставропольский край, Тверская, Тульская, Ульяновская области, Хабаровский край и Ярославская область [11].

Наибольшее количество регионов из указанного списка входят в состав Приволжского, Северо-Западного и Центрального федеральных округов. Северо-Западный федеральный округ представлен городом Санкт-Петербургом, Вологодской областью, Республикой Карелия и Республикой Коми.

Объем денежных средств, аккумулированных из различных источников (региональных и местных бюджетов, от физических и юридических лиц) на реализацию проектов инициативного бюджетирования, в 2015 г. составил 106,8 млн руб., в 2016 г. — 185,7 млн руб., в 2017 г. — 291,1 млн руб., в 2018 г. — 339,4 млн руб. (см. рис. 1). Всего за период с 2015 по 2018 г. в четырех регионах Северо-Западного федерального округа были реализованы проекты инициативного бюджетирования на общую сумму 923 млн руб.

Примечательно, что проект «Твой бюджет», реализующийся в Санкт-Петербурге, финансируется только за счет средств субъекта Российской Федерации, без привлечения средств местных бюджетов, физических и юридических лиц. Граждане со своей стороны определяют приоритетные вопросы, на решение которых выделяются средства регионального бюджета, и контролируют их расходование. В зарубежной практике такие модели характерны для мегаполисов и рассматриваются в качестве элемента системы управления развитием городского пространства [17, с. 180].

В Вологодской области, Республиках Карелия и Коми программы (проекты) инициативного бюджетирования реализуются по несколько иному алгоритму, предусматривающему не только выдвижение гражданами инициатив, актуальных для

определенного сообщества или территории, но и финансовое участие органов местного самоуправления, населения, коммерческих и некоммерческих структур в их реализации. Развертывание данной модели в регионах страны, не являющихся городами федерального значения, по мнению автора,

обусловлено необходимостью консолидации усилий и ресурсов различных субъектов для решения актуальных локальных проблем социально-экономического развития территорий в условиях ограниченных бюджетных возможностей муниципальных образований.

Рис 1. Объемы финансирования проектов инициативного бюджетирования в регионах Северо-Западного федерального округа, продемонстрировавших лучшие показатели развития инициативного бюджетирования [13; 14; 15; 16]

С 2015 г. на территории Вологодской области реализуется проект «Народный бюджет», одной из главных задач которого является вовлечение жителей муниципальных районов в процессы развития территорий. В рамках этого проекта объединившиеся в инициативные группы граждане при поддержке местных администраций разрабатывают общественно значимые проекты по вопросам водо-, газо-, тепло-, электроснабжения, культуры, народного художественного творчества, физической культуры и спорта, благоустройства, обращения с отходами, связи, освещения и пр. [18]. После разработки общественно значимого проекта инициатива выносится на рассмотрение собрания граждан поселения для выявления ее целесообразности. В случае одобрения проекта

собранием граждан администрации муниципальных образований начинают заключать договоры пожертвования с физическими и юридическими лицами на цели его софинан-сирования. Организационную поддержку в подготовке необходимой документации и реализации проектов инициативным группам оказывают органы местного самоуправления, заявляющиеся для участия в конкурсном отборе проектов в целях определения получателей субсидий из регионального бюджета.

За период с 2015 по 2018 г. из бюджета Вологодской области выделено более 138 млн руб. субсидий (в 2015 г. — 10 млн руб., в 2016 г. — 20 млн руб., в 2017 г. — 50 млн руб., в 2018 г. — 60 млн руб.) на поддержку инициатив населения в рамках проекта «Народный бюджет». В то же время аналогичная

сумма (в качестве софинансирования субсидий из регионального бюджета) была сформирована за счет местных бюджетов (бюджетов муниципальных районов, городских и сельских поселений) и денежных средств, пожертвованных физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на соответствующие цели.

За четыре года (рис. 2) в рамках проекта «Народный бюджет» на территории Вологодской области было реализовано 1052 общественные инициативы (среди которых преобладают: строительство колодцев, детских площадок, ремонт объектов уличного освещения, сельских домов культуры, памятников, строительство (ремонт) объектов физической культуры и спорта).

Использование механизмов инициативного бюджетирования не только создает новый формат коммуникаций между органами государственной власти и органами местного самоуправления, с одной стороны, и гражданским обществом — с другой, но и стимулирует конструктивную гражданскую активность населения: позволяет гражданам самим формулировать общественный запрос на изменение окружаю -щего пространства и социальной инфраструктуры посредством выбора объекта инвестиций. Также физические и юридические лица выступают соинвесторами проводимых социальных преобразований и «контролерами» за процессами их реализации.

Рис. 2. Количество инициатив, реализованных в рамках проекта «Народный бюджет» на территории Вологодской области в 2015—2018 гг.: — количество инициатив, реализованных в рамках проекта «Народный бюджет»

Использование механизмов инициативного бюджетирования в регионе позволяет учесть конкретные потребности населения при принятии управленческих решений, повысить эффективность расходования денежных (бюджетных) средств благодаря приоритизации направлений расходования ресурсов самими гражданами, а также привлечь внебюджетные средства на решение проблем местных сообществ.

Проведенный анализ показал, что с увеличением объема денежных средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию проекта «Народный бюджет»,

увеличивается объем личных вложений самих граждан. Так, в 2018 г. граждане пожертвовали более 10 млн руб. на реализацию инициатив, что больше уровня 2015 г. в 10 раз. При этом за тот же самый период объем денежных средств регионального бюджета, выделяемых на реализацию проекта «Народный бюджет», увеличился практически в 6 раз. Таким образом, можно констатировать рост конструктивной гражданской активности населения, при которой граждане готовы принимать финансовое участие в решении вопросов местных сообществ.

Динамика финансирования инициатив местных сообществ в рамках проекта «Народный бюджет»

Источники финансирования 2015 2016 2017 2018

Средства областного бюджета, млн руб. 10,0 20,0 +100 % 50,0 +150 % 60,0 +20 %

Пожертвования физических лиц, млн руб. 1,0 2,5 +150 % 8,6 +244 % 10,0 +16 %

Пожертвования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, млн руб. 4,0 8,0 +100 % 12,7 +59 % 11,0 -13 %

Пожертвования физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, млн руб. 5,0 10,5 +110 % 21,3 +103 % 21,0 -1,4 %

Источник: составлено автором [19] на основе информации, предоставленной Департаментом внутренней политики Правительства Вологодской области — уполномоченным органом по реализации проекта «Народный бюджет».

За период внедрения в регионе практики инициативного бюджетирования доля его жителей, непосредственно вовлеченных в процесс решения вопросов местного значения в рамках реализации проекта «Народный бюджет», увеличилась с 1 % в 2015 г. до 8,3 % в 2018 г. [18], что свидетельствует о высокой востребованности у населения предложенного формата взаимодействия с региональными и местными властями по решению локальных проблем. При таких результатах у инициативного бюджетирования существует возможность стать масштабной стратегической программой, нацеленной на качественные преобразования и устойчивое развитие территорий [20, с. 13].

Вместе с тем, несмотря на значительное увеличение финансового участия граждан в софинансировании инициатив местных сообществ, приведенные в таблице данные показывают, что в 2018 г. наблюдается снижение участия бизнес-структур (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в указанных процессах. В ходе исследования установлено снижение объема пожертвований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей относительно объема предыдущего года на 13 % (до 11 млн руб.). Более того, сумма их пожертвований в 2018 г. практически сравнялась с объемом пожертвований граждан, составившим

10 млн руб. По мнению автора, по мере развития проекта «Народный бюджет» вложения населения превысят объемы пожертвований юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поскольку в большинстве случаев именно граждане являются конечными благополучателями реализованных инициатив.

Несмотря на это, участие бизнес-структур в финансировании проектов инициативного бюджетирования необходимо развивать, поскольку в таких практиках трехстороннего партнерства (государство — население — бизнес) скрыт потенциал для формирования социально-экономического уклада, базирующегося не на патерналистских установках, а на инициативных устремлениях.

В связи с этим органам местного самоуправления (как субъектам, аккумулирующим ресурсы на реализацию инициатив местных сообществ) необходимо активизировать взаимодействие с бизнес-структурами и структурами, представляющими интересы предпринимателей, на предмет синхронизации отдельных инициатив населения с программами корпоративной социальной ответственности и развития бизнеса. Такие инициативы должны рассчитывать на получение поддержки в приоритетном порядке, поскольку способствуют

экономическому развитию территорий, оказывая непосредственное влияние на их экономический потенциал. В этом отношении интересен опыт Республики Коми, где в рамках «Народного бюджета» среди прочего поддерживаются доходогенерирующие проекты (небольшие проекты субъектов малого и среднего предпринимательству имеющие социальный эффект. С учетом специфики территории данный опыт также может быть распространен на другие субъекты Российской Федерации [10].

Помимо изложенного, по мнению автора, потенциал развития инициативного бюджетирования скрыт в информатизации процессов участия граждан в процедурах инициативного бюджетирования. Расширение доступа населения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет создает новые возможности для выстраивания взаимодействия граждан, структур гражданского общества и предпринимателей с органами власти [21, с. 71]. С учетом виртуализации многих административных процедур, логичной видится виртуализация процессов отбора проектов инициативного бюджетирования и их финансирования, с расширением географии жертвователей (не только в пределах административно-территориальных границ муниципальных образований). В этом контексте остается актуальным вопрос интеграции в реализацию программ инициативного бюджетирования технических решений краудсорсин-га и краудфандинга [22, с. 10—12], которые сегодня широко распространены в России и во всем мире. Среди таких решений могут иметь место: онлайн-голосование за инициативы, претендующие на получение бюджетного финансирования, их обсуждение; онлайн-перевод денежных средств от жертвователей; онлайн-контроль за реализацией инициативы; онлайн-комму-никации с представителями органов власти. Часть из указанных решений находят свое воплощение на региональных интернет-площадках. Так, в Тульской области часть онлайн-процедур (подача заявок, их отбор, контроль за реализацией инициатив)

«вписаны» в проект «Народный бюджет», что существенно расширяет его возможности [10]. Формирование региональных онлайн-платформ инициативного бюджетирования позволит расширить аудиторию инициатив местных сообществ, привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы на их реализацию, вывести на новый уровень характер коммуникаций населения с органами власти, повысить прозрачность процедур.

Вместе с тем корректировка программ инициативного бюджетирования в части виртуализации отдельных процедур требует не только технических решений, отвечающих требованиям безопасности, но и должного правового регулирования на уровне как субъектов Российской Федерации, так и всей Российской Федерации. Учитывая региональную специфику, видится логичным предусмотреть сосредоточение большей части возможностей правового регулирования у субъектов Российской Федерации. Однако общенациональные основы инициативного бюджетирования все-таки необходимо отразить либо в Бюджетном кодексе Российской Федерации, либо в отдельном законодательном акте Российской Федерации. Подобная регламентация создаст условия для дальнейшего распространения практик инициативного бюджетирования и расширения круга субъектов (физических, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), вовлеченных в реализацию подобных практик и участвующих в социально-экономическом развитии территорий.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20: 14 мая. Ст. 2817.

2. Локосов В. В. Патерналистские настроения массового сознания: мифы и реальность // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 1 (89). С. 29—33.

3. Community-Driven Development // The World Bank: [web] / The World Bank Group. Last upd.: Sep. 17, 2018. URL: http://www.worldbank.org/en/topic/commu-nitydrivendevelopment#1 (accessed: 4.08.2018).

4. Шульга И., Сухова А. Программа поддержки местных инициатив: совершенствование местного самоуправления и развитие инициативного бюджетирования. М.: Алекс, 2016. 255 с.

5. Операционное руководство практики инициативного бюджетирования: пример Программы поддержки местных инициатив / Г. Хачатрян, И. Шульга, С. Гридин, А. Сухова. М.: Алекс, 2016. 88 с.

6. Participatory Budgeting in Africa: A Training Companion with cases from eastern and southern Africa. Vol. II: Facilitation Methods. Nairobi: UN-HABITAT, 2008. XI, 101 p.

7. Participatory budgeting / Ed. by A. Shah. Washington: The World Bank, 2007. XXIV, 296 p. (Public Sector Governance and Accountability).

8. 25 вопросов об инициативном бюджетировании / В. В. Вагин, Е. А. Тимохина, Н. В. Гаврилова и др. М.: Изд. технологии, 2017. 46 с.: цв. ил.

9. Вагин В. В., Гаврилова Н. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование в России: лучшие практики и направления развития // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 4 (26). С. 94—103.

10. Доклад о лучшей практике развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях// Минфин России: [электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. 06.09.2018. URL: https://www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/ budget_citizen/# (дата обращения: 15.09.2018).

11. Доклад о лучшей практике развития «Бюджета для граждан» в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях // Минфин России: [электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. 22.09.2017. URL: https:// www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/budget_ citizen/ (дата обращения 11.08.2018).

12. Вагин В. В., Романов С. В. Инициативное бюджетирование в странах БРИКС // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2017. № 4 (38). С. 113—121.

13. Аналитическая информация в части реализации программы поддержки местных инициатив // Бюджет для граждан Республики Карелия: [электронный ресурс] / Тех. поддержка: НПО Криста. URL: http://budget.karelia.ru/prioritety/programma-podderzhki-mestnykh-initsiativ/stranitsa-s-analitikoj (дата обращения: 11.08.2018).

14. Народный бюджет // Активный регион. Республика Коми: [электронный ресурс] / Проект реализован по инициативе Главы Республики Коми. Cop. 2018. URL: https://signal.rkomi.ru/budzhet (дата обращения: 11.08.2018).

15. «Народный бюджет» Вологодской области перешагнул планку в 120 миллионов рублей // Губернатор Вологодской области Кувшинников Олег Александрович: [электронный ресурс] / Кувшин-ников О. А. 28.11.2017. URL: http://okuvshinnikov.ru/ press/news/narodnyj_byudzhet_vologodskoj_oblasti_ pereshagnul_planku_v_120_millionov_rublej/ (дата обращения: 11.08.2018).

16. Твой бюджет — что дает нам проект // Твой бюджет: [электронный ресурс] / При поддержке

Правительства Санкт-Петербурга. URL: https:// tvoybudget.spb.ru/about (дата обращения: 11.08.2018).

17. Participatory Budgeting in Paris: Act, Reflect, Grow // Another city is possible with Participatory Budgeting / Ed.: Y. Cabannes. Montréal; New York; London: Black Rose Books, 2017. P. 179—203.

18. Постановление Правительства Вологодской области от 05.11.2014 № 990 «Об утверждении государственной программы Вологодской области "Управление региональными финансами Вологодской области на 2015—2020 годы"» // Красный Север. 2014. № 127: 18 нояб.

19. Команда Губернатора: Мы вместе — «НАРОДНЫЙ БЮДЖЕТ» (итоги реализации проекта в 2015, 2016 годах) // Сайт муниципального образования Вохтожское Грязовецкого муниципального района: [электронный ресурс] / Муниципальное образование Вохтожское. Cop. 2018. URL: Щ^У/вох-тога.рф/news/%D0%91%D1%80%D0%BE%D1%88%D 1%8E%D1%80%D0%B0%202017.pdf (дата обращения: 2.09.2018).

20. Чулков А. С. Опыт и перспективы применения в России инициативного бюджетирования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 11 (419). С. 13—23.

21. Кобыльников В. П. Интернет-технологии во взаимодействии власти и общества // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы II ежегодной научно-практической интернет-конференции (г. Вологда, 27—31 марта 2017 г.). Вологда: ВолНЦ РАН, 2017. С. 71—75.

22. Вагин В. В. Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 38 (320). С. 2—19.

Поступила 19.09.2018

Кобыльников Виталий Павлович — аспирант Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр» Российской академии наук (Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, 56А), [email protected]

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 07 maya 2018 goda No. 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategi-cheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda" (Russian Federation Presidential Decree of May 7, 2018, No. 204 "On National Objectives and Strategic Missions of Russian Federation Development for the Period until Year 2024"), Sobranie zakonodatel'stva Rossiiskoi Federatsii, 2018, No. 20, 14 May, Item 2817.

2. Lokosov V. V. Paternalistskie nastroeniya masso-vogo soznaniya: mify i real'nost' (Paternalist Sentiments of Collective Consciousness: Myths and Reality), Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo sotsial'nogo universite-ta, 2011, No. 1 (89), pp. 29—33.

KO6UMHUKO6 B. n.

3. "Community-Driven Development". The World Bank. The World Bank Group, last upd.: Sep. 17, 2018. Web. 4 Aug. 2018. <http://www.worldbank.org/en/topic/ communitydrivendevelopment#1>.

4. Shul'ga I., Sukhova A. Programma podderzh-ki mestnykh initsiativ: sovershenstvovanie mestno-go samoupravleniya i razvitie initsiativnogo byudzhe-tirovaniya (Local Initiatives Support Program: Local Self-Government Improvement and Initiative Budgeting Development), M., Aleks, 2016, 255 p.

5. Operatsionnoe rukovodstvo praktiki initsiativ-nogo byudzhetirovaniya: primer Programmy podderzh-ki mestnykh initsiativ (Operational Manual of Initiative Budgeting Practice: an Example of Local Initiatives Support Program), by G. Khachatryan, I. Shul'ga, S. Gridin, A. Sukhova, M., Aleks, 2016, 88 p.

6. Participatory Budgeting in Africa. A Training Companion with cases from eastern and southern Africa, Vol. II Facilitation Methods. Nairobi, UN-HABITAT, 2008, xi, 101 p.

7. Shah A. (ed.). Participatory budgeting. Washington, The World Bank, 2007, xxiv, 296 p., Public Sector Governance and Accountability.

8. 25 voprosov ob initsiativnom byudzhetirovanii (25 Questions about Initiative Budgeting), V. V. Vagin, E. A. Timokhina, N. V. Gavrilova et al., M., Izd. tekh-nologii, 2017, 46 p., tsv. il.

9. Vagin V. V., Gavrilova N. V., Shapovalova N. A. Initsiativnoe byudzhetirovanie v Rossii: luchshie praktiki i napravleniya razvitiya (Participatory Budgeting in Russia: Best Practices and Current Trends in Development), Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal, 2015, No. 4 (26), pp. 94—103.

10. "Doklad o luchshei praktike razvitiya initsiativnogo byudzhetirovaniya v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh" (Report on Best Practice of Initiative Budgeting Development in Subjects of the Russian Federation and Municipal Entities). Minfin Rossii. Ministerstvo finansov Rossiiskoi Federatsii, 6 Sep. 2018. Web. 15 Sep. 2018. <https:// www.minfin.ru/ru/perfomance/reforms/budget/bud-get_citizen/#>.

11. "Doklad o luchshei praktike razvitiya 'Byudzheta dlya grazhdan' v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh obrazovaniyakh" (Report on Best Practice of "Budget for Citizens" Development in Subjects of the Russian Federation and Municipal Entities). Minfin Rossii. Ministerstvo finansov Rossiiskoi Federatsii, 22 Sep. 2017. Web. 11 Aug. 2018. <https://www.minfin.ru/ru/perfo-mance/reforms/budget/budget_citizen/>.

12. Vagin V. V., Romanov S. V. Initsiativnoe byudzhetirovanie v stranakh BRIKS (Budgeting Initiative in the BRICS Countries), Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institut. Finansovyi zhurnal, 2017, No. 4 (38), p. 113—121.

13. "Analiticheskaya informatsiya v chasti realizat-sii programmy podderzhki mestnykh initsiativ" (Analytical Information in a Part of Local Initiatives Support Program Implementation). Byudzhet dlya grazhdan Re-spubliki Kareliya. Tekh. podderzhka: NPO Krista, n. d. Web. 11 Aug. 2018. <http://budget.karelia.ru/prioritety/ programma-podderzhki-mestnykh-initsiativ/stranit-sa-s-analitikoj>.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. "Narodnyi byudzhet" (Citizen Budget). Aktivnyi region. Respublika Komi. Proekt realizovan po initsiative Glavy Respubliki Komi, cop. 2018. Web. 11 Aug. 2018. <https://signal.rkomi.ru/budzhet>.

15. " 'Narodnyi byudzhet' Vologodskoi oblas-ti pereshagnul planku v 120 millionov rublei" ("Citizen Budget" of Vologda Oblast Broke thought 120 Million Roubles). Gubernator Vologodskoi oblasti Kuvshinnikov Oleg Aleksandrovich. Kuvshinnikov O. A., 28 Nov. 2017. Web. 11 Aug. 2018. <http://okuvshinnikov.ru/press/news/ narodnyj_byudzhet_vologodskoj_oblasti_pereshagnul_ planku_v_120_millionov_rublej/>.

16. "Tvoi byudzhet — chto daet nam proekt" (Your Budget — What Does the Project Give Us). Tvoi byudzhet. Pri podderzhke Pravitel'stva Sankt-Peterburga, n. d. <https://tvoybudget.spb.ru/ab out>.

17. Participatory Budgeting in Paris: Act, Reflect, Grow // Another city is possible with Participatory Budgeting / Ed.: Y. Cabannes. Montréal; New York; London: Black Rose Books, 2017. P. 179—203.

18. Postanovlenie Pravitel'stva Vologodskoi oblasti ot 05.11.2014 No. 990 "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Vologodskoi oblasti 'Upravlenie regional'nymi finansami Vologodskoi oblasti na 2015—2020 gody' " (Government Decree of the Vologda Oblast from Nov. 5, 2014, No. 990 "On Approval of State Program of Vologda Oblast "Vologda Oblast Regional Finance Management for the Years 2015 to 2020"), Krasnyi Sever, 2014, No. 127, 18 Nov.

19. "Komanda Gubernatora: My vmeste 'NARODNYI BYUDZHET' (itogi realizatsii proekta v 2015, 2016 godakh)" (Governor's Team: We are Together — "CITIZEN BUDGET" (Project Implementation's Final Results in 2015, 2016). Sait munitsipal'nogo obra-zovaniya Vokhtozhskoe Gryazovetskogo munitsipal'nogo raiona. Munitsipal'noe obrazovanie Vokhtozhskoe, cop. 2018. Web. 2 Sep. 2018. <http://BOXTOra.p$/news/%D0 %91%D1%80%D0%BE%D1%88%D1%8E%D1%80%D0 %B0%202017.pdf>.

20. Chulkov A. S. Opyt i perspektivy primeneniya v Rossii initsiativnogo byudzhetirovaniya (Experience and Prospects of Initiative Budgeting Use in Russia), Bukh-galterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organi-zatsiyakh, 2017, No. 11 (419), pp. 13—23.

21. Kobyl'nikov V. P. Internet-tekhnologii vo vzai-modeistvii vlasti i obshchestva (Internet Technologies in Government and Society Cooperation), Global'nye vyzovy i regional'noe razvitie v zerkale sotsiologicheskikh izmerenii, materialy II ezhegodnoi nauchno-prakticheskoi internet-kon-ferentsii (g. Vologda, 27—31 marta 2017g.), Vologda, Vol-NTs RAN, 2017, pp. 71—75.

22. Vagin V. V. Shapovalova N. A. Initsiativnoe byudzhetirovanie i smezhnye praktiki (Initiative Budgeting and Adjacent Practices), Finansovaya analitika: problemy i resheniya, 2016, No. 38 (320), pp. 2—19.

Submitted 19.09.2018

Kobylnikov Vitaly P., graduate student, Federal State Budget Institution of Science "Vologodskiy Scientific Center of the Russian Academy of Sciences" (56A, Gorky street, Vologda, 160014, Russia), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.