Научная статья на тему 'О некоторых вопросах профотбора'

О некоторых вопросах профотбора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
551
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОТБОР / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ВИКТИМНОСТЬ / PROFESSIONAL SELECTION / OCCUPATIONAL TRAUMATISM / VICTIMITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бакаева Т. Н., Дмитриева И. А.

В статье рассмотрены вопросы, связанные с психологией безопасности труда, профессиональной пригодностью, профессиональным отбором, производственными рисками, производственным травматизмом. С целью снижения и управления производственными рисками необходимо повысить качество профотбора. Предполагается, что одним из диагностических средств для определения уровня профпригодности может стать информационная система «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности», позволяющая быстро и качественно получить необходимую информацию. Разработанная методика по определению потенциальной индивидуальной виктимности. Информационно-диагностическая система поможет своевременно выявлять и предупреждать факты производственного травматизма, что позволит управлять профессиональными рисками. Приведены результаты исследования виктимности у молодежи в корреляции с уровнем волевой саморегуляции. Результаты данного исследования помогут в дальнейшем при реализации программы коррекции уровня виктимности, психокоррекции, виктимной профилактики, так как чем раньше начать заниматься данной проблемой, тем больше шансов на положительный результат и уменьшение уровня виктимности у молодежи. Предлагается провести исследование с помощью информационно-диагностической системы на студентах вуза старших курсов с целью определения профпригодности по выбранным профессиям и возможности коррекции с целью снижения производственного травматизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some questions of professional selection

The article discusses issues related to the psychology of safety, professional competence, professional selection, professional risks, occupational traumatism. In order to reduce professional risks and controls it’s necessary to improve the quality of professional selection. It is assumed that one of the diagnostic tools to determine the level of proficiency may be information system "Reflexive assessment of the potential individual victimity of students," allows you to quickly and accurately obtain the necessary information. The technique developed to identify potential individual victimity, as well as information-diagnostic system will help to timely detect and prevent occupational traumatism, so you can manage professional risks. The research results of victimity among youth in correlation with the level of volitional self-regulation. The results of this research will help in the future to implement the program correction level of victimity, psychological correction, prevention of victimity, as the earlier we start dealing with this problem, then greater chances for a positive outcome and decrease the level of victimity among young people. It is proposed to conduct a study with the help of information and diagnostic system for students of high school senior students to determine proficiency in selected occupations and correction capabilities to reduce occupational traumatism.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах профотбора»

УДК 159.9.072.422

О некоторых вопросах профотбора

Т.Н. Бакаева, И.А. Дмитриева Южный федеральный университет

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы, связанные с психологией безопасности труда, профессиональной пригодностью, профессиональным отбором, производственными рисками, производственным травматизмом. С целью снижения и управления производственными рисками необходимо повысить качество профотбора. Предполагается, что одним из диагностических средств для определения уровня профпригодности может стать информационная система «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности», позволяющая быстро и качественно получить необходимую информацию. Разработанная методика по определению потенциальной индивидуальной виктимности. Информационно-диагностическая система поможет своевременно выявлять и предупреждать факты производственного травматизма, что позволит управлять профессиональными рисками. Приведены результаты исследования виктимности у молодежи в корреляции с уровнем волевой саморегуляции. Результаты данного исследования помогут в дальнейшем при реализации программы коррекции уровня виктимности, психокоррекции, виктимной профилактики, так как чем раньше начать заниматься данной проблемой, тем больше шансов на положительный результат и уменьшение уровня виктимности у молодежи. Предлагается провести исследование с помощью информационно-диагностической системы на студентах вуза старших курсов с целью определения профпригодности по выбранным профессиям и возможности коррекции с целью снижения производственного травматизма. Ключевые слова: профотбор, производственный травматизм, виктимность

Особенности инновационной экономики предъявляют высокие требования к организации и управлению производством в сфере эффективности, безопасности и качества работы. Для выхода России в лидеры на международной арене необходимо повысить требования к подготовке и переподготовке кадров, усовершенствовать процесс отбора кадров и оценку их профессиональной пригодности.

Концепция демографической политики в России до 2015 г. устанавливает главный приоритет в деятельности структур управления -сохранение жизни и здоровья граждан. В новых условиях повышаются требования и к промышленной безопасности и охране труда.

Однако состояние условий труда в нашей стране сохраняет тенденцию к ухудшению. По данным Росстата увеличивается доля работников, занятых

во вредных условиях производства. В промышленности эта доля составляет 33,3 % от числа работающих, в строительстве - 20,2 %, на транспорте - 34,5 %, в обрабатывающей промышленности и добыче полезных ископаемых -более 75%.

Неблагоприятные условия труда ведут к росту производственного травматизма. По экспертным оценкам, в рамках системы обязательного социального страхования только потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями достигают 0,35 % ВВП (137 млрд руб. ежегодно). [1, с.3]

Дефицит трудового потенциала в условиях экономического кризиса требует особого подхода к управлению профессиональными рисками. Анализ причин производственного травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано с «человеческим фактором» (до 70-80 %). [2, с.45] При этом вероятность повреждения здоровья связана не только с возрастом и стажем.

Причины несчастных случаев на производстве связаны с психологией человека, его мировоззрением, привычками, менталитетом. Необходимо учитывать пол, нейродинамические особенности нервной системы, сенсомоторную координацию и другие качества.

Появление психологии безопасности труда как науки, изучающей психологическое состояние человека и свойства его личности, влияющие на безопасность производственной деятельности, обусловлено объективной реальностью.

Одной из задач психологии безопасности труда является минимизация производственных рисков за счет изучения индивидуальных особенностей психологического состояния личности, что позволит внести вклад в решение вопросов экономического развития, демографической программы страны и реально ослабить дефицит трудовых ресурсов.

Решение поставленной задачи возможно при помощи целенаправленной политики в области обеспечения безопасности труда с учетом «человеческого фактора». Такая политика основана на качественно-количественной профессиональной психологической диагностике всех работников предприятия с последующими выводами и рекомендациями.

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации и профессионального отбора. Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. Для определения уровня профпригодности используется разнообразный арсенал диагностических средств: психологические тесты достижений, тестирование профессионально важных психофизиологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций и др. [3]

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки профессиональной пригодности человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический. В широком смысле под эффективностью деятельности сотрудника понимается мера достижения не только производственных целей, но и социально-личностных, включая сохранение здоровья работника и его развития как личности.

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность, Gramma — запись) — описание особенностей конкретной профессии — раскрывает специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту, включает в себя описание производственно-технических,

социально-экономических условий трудовой деятельности, а также психофизиологических требований, предъявляемых профессией к человеку.

В качестве одного из диагностических средств для определения уровня профпригодности предлагается использовать информационную систему «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов», позволяющую быстро и качественно получить необходимую информацию. [4, с.63-77]

Знание особенностей своей психики еще на этапе обучения, умение ее самостоятельно регулировать, позволит в дальнейшей производственной деятельности выбрать профессию, соответствующую психофизиологическим особенностям личности, и снизить риски несчастных случаев и профзаболеваний за счет «человеческого фактора».

Так как профориентация начинается уже в старших классах школы, нами было проведено исследование с целью: выявления особенности рефлексивной самооценки потенциальной индивидуальной виктимности у старших школьников.

Объектом исследования выступали учащиеся 11х классов одной из школ города.

Методики: методика диагностики уровня рефлексивности Карпова; методика «Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности» Кибальченко И.А., Дмитриевой И.А.[5, с.114-121]; методика определения уровня волевой саморегуляции Зверькова А.Г., Эйдман Е.В. Были выдвинуты следующие гипотезы:

1. Существуют различия в рефлексивной самооценке у учеников с разным уровнем волевой саморегуляции;

2. Высокий уровень рефлексивности проявляется у школьников с низким уровнем виктимности и высоким уровнем волевой саморегуляции. Полученные данные распределились следующим образом:

Всего высокий уровень рефлексивности имеют 20,7% опрошенных, средний - 51,7% и низкий - 27,6%.

Высокий уровень виктимности имеют 3% , средний 97% и низкий 0% опрошенных школьников. Как видно из результатов, нет ни одного респондента с низким уровнем виктимности, т.е. тем самым, актуальность и важность исследования еще раз подтверждаются.

Высокий уровень волевой саморегуляции имеют 45%, средний - 34%, низкий - 21% учащихся.

В результате исследования, гипотезы подтвердились частично.

Например, низкого уровня виктимности обнаружено не было. Но большинство школьников, имеющих высокий уровень волевой саморегуляции, действительно имеют высокий уровень рефлексивности и средний уровень виктимности. Таких людей можно охарактеризовать как личностей с высоким самоконтролем поведения в актуальной ситуации, осмыслением ее элементов, анализом происходящего, способностью субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием.

Был выявлен всего один ученик, обладающий высоким уровнем потенциальной индивидуальной виктимности. Так же у него был диагностирован средний уровень рефлексивности и низкий уровень волевой саморегуляции, что может говорить о таких качествах характера как жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. Но, в последствие, представленная им анкета реализованной виктимности результатов не показала, т.е. поведение для активных потерпевших двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которые характеризуется склонностью к риску,

необдуманному поведению, зачастую опасному для себя и окружающих, нашему респонденту не характерно.

Результаты данного исследования помогут в дальнейшем в реализации программы коррекции уровня виктимности, психокоррекции, детской виктимной профилактики, так как, чем раньше начать заниматься данной проблемой, тем больше шансов на положительный результат и уменьшение уровня виктимности у молодежи, а следовательно в дальнейшем снизить уровень производственного травматизма, в следствие качественно проведенногт профотбора.

Следующий этап профотбора проводится среди студентов вузов. Нами была определена степень индивидуальной виктимности и рефлексивности студентов. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Виктимность Рефлек-сивность Низкий уровень (%) Средний уровень (%) Высокий уровень (%)

Низкий уровень (%) - 30 1

Средний уровень (%) 1 56 3

Высокий уровень (%) - 7 1

Рефлексия - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека. Человек, обладающий высоким уровнем рефлексивности глубоко погружен в себя, в осмысление своих поступков, своего существования. Он четко отслеживает связь между ними и стремится к самопознанию. [7]

Виктимность - повышенная способность человека в силу ряда духовных, физических, социальных качеств при определенных объективных обстоятельствах становится "мишенью" для преступных посягательств. [8]

В самом общем виде под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. [9]

Стоит отметить, что юноши чаще оказывались жертвами автотранспортных происшествий, подвергались нанесению лёгкого и среднего вреда здоровью, тогда как девушки чаще становились жертвами мошенничества и хулиганства. [6, ^25]

Теоретически обосновано, что идеальное сочетание качеств, снижающих угрозу для жизни студентов - высокий (не запредельный) уровень рефлексивности и низкий уровень виктимности. Однако, к сожалению, ни один человек, принимающий участие в исследовании, не показал такой результат, что подчеркивает актуальность поставленной проблемы и необходимость мониторинга потенциальной индивидуальной виктимности студентов.

Полученные выводы открывают перспективы исследования конструкта индивидуальной виктимности, ее структурных особенностей у студентов ВУЗа как потенциальных работников, а также возможностей саморегуляции и коррекции [6, ^24].

Предполагается провести исследование с помощью информационно-диагностической системы на студентах вуза старших курсов с целью определения профпригодности по выбранным профессиям и возможности коррекции с целью снижения производственного травматизма.

Литература:

1. Сафонов, А. Л. Цели определены // Охрана труда и социальное страхование. 2012. - № 7. - С. 3-8.

2. Карначев, И. П., Терещенко В. С. Рисунок времени. Человеческий фактор как две стороны одной медали // Безопасность и охрана труда. 2012. -№ 1. - С. 45-48.

3. Управление персоналом // URL: psyfactor.org/personal/personal15-08.htm (дата обращения: 24.05.2014)

4. Белян Д. М., Дмитриева И. А., Кибальченко И. А. Рефлексивная оценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов. Сборник научных трудов ТТИ ЮФУ «Психология и педагогика». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - С. 63-77.

5. Дмитриева И. А., Кибальченко И. А. Рефлексивная самооценка потенциальной индивидуальной виктимности студентов вуза. Известия южного федерального университета. Технические науки. - 2012. -Т. 129. № 4. - С. 114-121.

6. Дмитриева И. А. Исследования рефлексивной оценки потенциальной индивидуальной виктимности студентов вуза. Сборник научных трудов SWorld. 2012. Т 26. №4. - С.23-25.

7. Тест рефлексии. Методика диагностики уровня развития рефлексивности, опросник Карпова А.В. URL: psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (дата обращения: 24.05.2014)

8. Основные положения виктимологии. Виктимность и виктимизация URL: studopedia.ru/3_31047_osnovnie-polozheniya-viktimologii-viktimnost-i-viktimizatsiya.html (дата обращения: 24.05.2014)

9. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» URL: psylist.net/praktikum/00417.htm (дата обращения: 24.05.2014)

References

1. Safonov, A. L. Celi opredeleny // Ohrana truda i social'noe strahovanie. 2012. - № 7. - S. 3-8.

2. Karnachev, I. P., Tereshhenko V. S. Risunok vremeni. Chelovecheskij faktor kak dve storony odnoj medali // Bezopasnost' i ohrana truda. 2012. - № 1. -S. 45-48.

3. Upravlenie personalom // URL: psyfactor.org/personal/personal15-08.htm (data obrashhenija: 24.05.2014)

4. Beljan D. M., Dmitrieva I. A., Kibal'chenko I. A. Refleksivnaja ocenka potencial'noj individual'noj viktimnosti studentov. Sbornik nauchnyh trudov TTI JuFU «Psihologija i pedagogika». - Taganrog: Izd-vo TTI JuFU, 2010. - S. 63-77.

5. Dmitrieva I. A., Kibal'chenko I. A. Refleksivnaja samoocenka potencial'noj individual'noj viktimnosti studentov vuza. Izvestija juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki. - 2012. -T. 129. № 4. - S. 114-121.

6. Dmitrieva I. A. Issledovanija refleksivnoj ocenki potencial'noj individual'noj viktimnosti studentov vuza. Sbornik nauchnyh trudov SWorld. 2012. T 26. №4. - S.23-25.

7. Test refleksii. Metodika diagnostiki urovnja razvitija refleksivnosti, oprosnik Karpova A.V. URL: psycabi.net/testy/517-test-refleksii-metodika-diagnostiki-urovnya-razvitiya-refleksivnosti-oprosnik-karpova-a-v (data obrashhenija: 24.05.2014)

8. Osnovnye polozhenija viktimologii. Viktimnost' i viktimizacija URL: studopedia.ru/3_31047_osnovnie-polozheniya-viktimologii-viktimnost-i-viktimizatsiya.html (data obrashhenija: 24.05.2014)

9. Test-oprosnik A.V. Zver'kova i E.V. Jejdmana «Issledovanie volevoj samoreguljacii» URL: psylist.net/praktikum/00417.htm (data obrashhenija: 24.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.