Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ / РОСПУСК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхуллин М.С.

В статье затрагиваются некоторые вопросы правового регулирования роспуска представительного органа муниципального образования, как меры его юридической ответственности перед государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 347

Шайхуллин М.С.,

доктор юридических наук, профессор Уфимского юридического института

МВД России, г. Уфа, РФ.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОСПУСКА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье затрагиваются некоторые вопросы правового регулирования роспуска представительного органа муниципального образования, как меры его юридической ответственности перед государством.

Ключевые слова

Юридическая ответственность, конституционные гарантии, роспуск представительного органа

муниципального образования.

Институт роспуска представительного органа муниципального образования, включаясь в систему конституционно-правовых гарантий местного самоуправления, представляет собой меру его ответственности перед государством. В соответствии со статьей 73 ФЗ № 131 ответственность представительного органа муниципального образования наступает в следующих случаях: если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования; если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.

Следует отметить, что муниципальным депутатам гарантировано право обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд (ч. 4 ст. 73 ФЗ № 131). В основном механизм реализации данной юридической ответственности работает посредством реализации уполномоченными субъектами органов государственной власти права на предложения, по сути которого заявители выдвигают мотивированные обоснования, основанные на решении соответствующего суда, установившего факты нарушения законности органами местного самоуправления. Так, прокурор Рязанской области направил губернатору субъекта Российской Федерации обращение с предложением внести в региональный парламент законопроект о роспуске муниципального Совета Заокского сельского поселения Рязанского района Рязанской области в связи с тем, что сельские муниципальные депутаты в течение трех и пяти месяцев не провели ни одного заседания, пока шла

прокурорская проверка деятельности представительного органа муниципального образования. В итоге муниципальный представительный орган был распущен.

Действительно, юридическим основанием прекращения полномочий представительного органа муниципального образования выступают факты его бездействия, а именно непроведение правомочного заседания более трех месяцев подряд. Следствиями же бездействия представительного органа муниципального образования выступают конкретные наступившие последствия, в результате которых были нарушены права, свободы и законные интересы граждан, юридических лиц. Например, в результате бездействия Канского районного Совета депутатов Красноярского края, выразившегося в непроведении правомочного заседания более 3-х месяцев, не был скорректирован муниципальный бюджет, в связи с чем дошкольные и общеобразовательные учреждения района недополучили средства на ремонт, остановились подготовка работ к отопительному сезону, а также выполнение региональных социальных программ. Здесь возникает вопрос: разве в структуре органов местного самоуправления нет органа или должностного лица, которые обязаны или как минимум имеют право предупредить муниципальный представительный орган или конкретного депутата о правовых последствиях бездействия депутатского корпуса? На самом деле такие органы и должностные лица есть. Взять хотя бы юридическую службу (юридический отдел) администрации города, района, которая должна проводить мероприятия, направленные на правовое просвещение муниципальных служащих, муниципальных депутатов, информируя об ответственности за неправомерно вынесенные решения, совершение действий (бездействий). Сами жители городских и сельских поселений должны в активном режиме наблюдать за работой муниципальных депутатов, в отдельных случаях, применяя крайние меры защиты прав, свобод и законных интересов, связанные с обращением в суд. В связи с этим необходимо отметить, что депутатский корпус должен состоять из порядочных людей, имеющих заслуженный авторитет у населения, опыт и стаж работы на производстве, не компрометирующих себя роскошными вещами, постоянно выставляемыми на обозрение наших граждан.

© Шайхуллин М.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.