Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДЕПУТАТ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхуллин М.С.

В статье изложены некоторые аспекты совершенствования института юридической ответственности депутатов на муниципальном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

достоверности. При необходимости возможно проведение экспертизы в целях установление подлинности доказательств, идентификации и аутентификации. Принятие материалов в качестве доказательств может быть только после того как станет понятно, что доказательства являются истинными. Аутентификация — это возможность проверки целостности и неизменности содержания электронного документа. Под идентификацией понимают возможность установления того, что он действительно получен от лица, которое, к примеру, обозначено в нем в качестве отправителя. Для этого данный документ должен иметь соответствующие реквизиты, а именно электронную подпись.

Электронные доказательства в гражданском и арбитражном процессе имеют важнейшую роль, поэтому необходимо включить данный вид доказательств в Гражданско-процессуальный кодекс, а также закрепить способы и границы их применения. Список использованной литературы:

1. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14 ноября 2002 № 138-Ф3) (с посл. изм. и доп. от 01 июля 2021 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021).

2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24 июля 2002 № 95-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 16 ноября 2021 г. ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021).

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.11.2021).

4. Горелов М. В. Электронные доказательства в гражданском судопроизводстве России: вопросы теории и практики: дисс. ... канд. юр.наук. Екатеринбург, 2008. С. 100.

5. Гонгало С. И. Классификация электронных документов как объектов судебной технико-криминалистической экспертизы документов // Вестн. Том. гос. ун-та. — 2013. — № 367. — С. 95-97

6. Нахова Е. А. Проблемы применения электронных доказательств в цивилистическом процессе и административном судопроизводстве // Закон, 2018. № 4. С. 81-90

7. Саава, Я. А. Электронные доказательства в гражданском процессе / Я. А. Саава. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 49 (287). — С. 409-411. — и^: https://moluch.ru/archive/287/64907/ (дата обращения: 17.12.2021).

© Одерий А.В., 2022

УДК 347

Шайхуллин М.С.,

доктор юридических наук, профессор Уфимского юридического института

МВД России, г. Уфа, РФ.

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье изложены некоторые аспекты совершенствования института юридической ответственности депутатов на муниципальном уровне.

Ключевые слова

Юридическая ответственность, депутат, местное самоуправление, гарантии реализации

Институт роспуска представительного органа муниципального образования, включаясь в систему конституционно-правовых гарантий местного самоуправления, представляет собой меру его ответственности перед государством. В соответствии со статьей 73 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность представительного органа муниципального образования наступает в следующих случаях: если соответствующим судом установлено, что представительным органом муниципального образования принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования и другие основания. Следует отметить, что муниципальным депутатам гарантировано право обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд (ч. 4 ст. 73 ФЗ № 131). В основном механизм реализации данной юридической ответственности работает посредством реализации уполномоченными субъектами органов государственной власти права на предложения, а также права предоставить информацию, основанную на решении соответствующего суда, установившего факты нарушения законности органами местного самоуправления. Так, прокурор Рязанской области направил губернатору субъекта Российской Федерации обращение с предложением внести в региональный парламент законопроект о роспуске муниципального Совета Заокского сельского поселения Рязанского района Рязанской области в связи с тем, что сельские муниципальные депутаты в течение трех и пяти месяцев не провели ни одного заседания, пока шла прокурорская проверка деятельности представительного органа муниципального образования [1]. В итоге, муниципальный представительный орган был распущен. Действительно, юридическим основанием прекращения полномочий представительного органа муниципального образования выступают факты его бездействия, а именно непроведение правомочного заседания более трех месяцев подряд. Следствиями же бездействия представительного органа муниципального образования выступают конкретные наступившие последствия, в результате которых были нарушены права, свободы и законные интересы граждан, юридических лиц. Например, в результате бездействия Канского районного Совета депутатов Красноярского края, выразившегося в непроведении правомочного заседания более 3-х месяцев, не был скорректирован муниципальный бюджет, в связи с чем дошкольные и общеобразовательные учреждения района недополучили средства на ремонт, остановились подготовка работ к отопительному сезону, а также выполнение региональных социальных программ. Здесь возникает вопрос: разве в структуре органов местного самоуправления нет органа или должностного лица, которые обязаны или, как минимум, имеют право предупредить муниципальный представительный орган или конкретного депутата о правовых последствиях бездействия депутатского корпуса? На самом деле такие органы и должностные лица есть. Взять хотя бы юридическую службу (юридический отдел) администрации города, района, которая должна проводить мероприятия, направленные на правовое просвещение муниципальных служащих, муниципальных депутатов, информируя об ответственности за неправомерно вынесенные решения, совершение действий

(бездействий). Сами жители городских и сельских поселений должны в активном режиме наблюдать за работой муниципальных депутатов, в отдельных случаях, применяя крайние меры защиты прав, свобод и законных интересов населения, обращаться в суд. Например, избиратели муниципального округа Бирюлево Восточное в г. Москве обратились в суд с заявлением о признании незаконным бездействия муниципальных депутатов И. С. и Щ., выразившегося в ненадлежащем исполнении возложенных на них обязанностей, а именно, неведении приема избирателей и непредоставлении отчета о проделанной работе, что, по мнению заявителей, нарушает конституционное право на участие в делах местного значения через своих представителей.

Список использованной литературы: 1. Депутатам некогда работать // Российская газета. 2012. 19 нояб.

© Шайхуллин М.С., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.