Научная статья на тему 'О некоторых вопросах организации налогового контроля в России'

О некоторых вопросах организации налогового контроля в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговый контроль / налоги и сборы / задолженность по налоговым платежам и сборам / деятельность ФНС России / tax control / taxes and fees / arrears of tax payments and fees / the activities of the Federal Tax Service of Russia

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. Ф. Цельникер, А. А. Персидская

Налоги и сборы являются основным источником финансовых ресурсов государства, а необходимость финансового обеспечения основных функций государства требует их привлечения. В статье рассматривается организация налогового контроля на современном этапе развития российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF TAX CONTROL IN RUSSIA

Taxes and fees are the main source of financial resources of the state, and the need for financial support of the main functions of the state requires their involvement. The article discusses the organization of tax control at the present stage of development of the Russian state.

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах организации налогового контроля в России»

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В РОССИИ

Г.Ф. Цельникер, канд. юр. наук, доцент А.А. Персидская, студент

Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10404

Аннотация. Налоги и сборы являются основным источником финансовых ресурсов государства, а необходимость финансового обеспечения основных функций государства требует их привлечения. В статье рассматривается организация налогового контроля на современном этапе развития российского государства.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоги и сборы, задолженность по налоговым платежам и сборам, деятельность ФНС России.

Налоговый контроль - необходимое условие функционирования налоговой системы и, прежде всего, целенаправленная деятельность налоговых органов, обеспечивающая строгое выполнение основных задач. Он позволяет обеспечивать пополнение федерального бюджета, а так же стимулировать налогоплательщиков к своевременному и полному исполнению своих налоговых обязанностей. Кроме того, эффективный налоговый контроль способствует защите прав и законных интересов добросовестных налогоплательщиков. Таким образом, можно сказать, что важные задачи налогового контроля - это государственное регулирование экономикой и исполнение налогового бюджета, а так же создание комфортных условий для всех налогоплательщиков, и ужесточение мер, направленных на противодействие недобросовестным налогоплательщикам. Важно отметить, что все используемые для достижения этих целей формы и методы налогового контроля постоянно совершенствуются.

Для того что бы эффективность налогового контроля не шла на спад, необходимо совершенствовать систему налогового администрирования. Следует так же отметить, что под налоговым администрированием в правовой науке понимается деятельность органов государственного управления, направленная на улучшение функционирования налоговой системы [1].

Можно сказать, что налоговое администрирование является этапом современной налоговой реформы. Главной целью которой является преобразование налоговой системы, в соответствие с новыми потребностями социально-экономического развития страны и новым курсом налоговой политики.

В зарубежных странах при организации налогового контроля большое внимание уделяется специализированным мероприятиям, которые направлены на стимулирование налогоплательщиков к добровольному исполнению своих обязанностей по уплате налогов. Налоговые органы многих стран, в отличие от России, имеют больший круг полномочий, которые влияют, в конечном итоге, на эффективность налогового контроля.

В Российской Федерации в ходе реформ в области налогового контроля со временем был значительно изменен подход к организации и проведению контроля. Налоговые органы постепенно отказались от всеохватывающего контроля и сделали акцент на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Необходимым условием для понимания системы налогового контроля является определение его структурных элементов: субъект и объект налогового контроля, применяемые формы и методы контроля,

проводимые мероприятия и порядок их выполнения.

Организация налогового контроля представляется собой цельный механизм, обеспечивающий выполнение определенных задач государства. Контроль налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц осуществляется при помощи различных форм. Основной, а так же самой распространенной является - налоговая проверка. Главной задачей налоговых проверок следует назвать выявление и пресечение нарушений налогового законодательства. НК РФ выделяет два вида проверок: камеральные и выездные. Как камеральная, так и выездная проверка имеют единую цель — контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогов. Однако, отличаются друг от друга по месту проведения проверки и по применяемым методам контроля. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная, как следует из названия - на территории налогоплательщика. Существенным различием этих видов является так же наличие специального решения руководителя налогового органа -оно требуется при выездной проверке, и совершенно не нужно при камеральной. Во время поведения выездной проверки налоговым органом могут быть в принудительном порядке истребованы определенные документы, в то время как при камеральной это не допускается.

Принято выделять два основных метода проверок: сплошное или выборочное сопоставление финансовой документации. Выборочное, как правило, охватывает определенные документы за отдельные налоговые периоды, при сплошном же наоборот - происходит проверка всей документации без ограничений.

Следует так же отметить, что объем рассматриваемой документации может быть различным: комплексный, выборочный, целевой. Комплексная проверка включает в себя проверку финансовой документации по всем вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах. При

выборочной проверке рассматриваются вопросы об уплате отдельных видов налогов. Целевая проверка схожа с выборочной, однако в данном случае проверка проводится по отдельным финансовым операциям организации. Зачастую целевая поверка проводится в составе комплексной или выборочной - реже как самостоятельный вид проверки.

Для наиболее полного проведения налогового контроля налоговыми органами используются различные информационные источники. Два основных вида источников - это внутренние и внешние. Финансовые документы, отчеты, полученные от самого налогоплательщика, являются внутренними. Внешние информационные источники представляют собой данных представленные из департамента, антимонопольных органов, банковских учреждений, СМИ и т.п. В ходе сопоставления всех документов, в результате предварительного подбора налогоплательщиков, подлежащих налоговому контролю, и составляется годовой план проверок [2]. Основанием для обязательного включения в указанный план для налогового контроля служат выявленные значительные факты нарушений налогового законодательства, нарушения, выраженные в регулярном уклонении от представления финансовых документов, отчетов, так же основанием может служить ликвидация и реорганизация субъекта.

Таким образом, организация налогового контроля является важным условием для успешного функционирования и проведения контрольных мероприятий. Различные виды налоговых проверок осуществляются для обнаружения и пресечения налоговых правонарушений недобросовестными налогоплательщиками. Однако система контроля, направлена так же на создание должных условий для лиц добросовестно исполняющих свои обязанности. Налоговые проверки имеют достаточно видов, подходов и методов для решения поставленных задач, но это не исключает того, что налоговая система преобразуется и совершенствуется.

Библиографический список

1. Аристархова М.К., Алчинова А.Р., Варавина К.С., Мельникова К.С. Налоговое администрирование как современный этап налоговой реформы // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития. - Уфимский государственный авиационный технический университет. - 2016. - С. 31-33.

2. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Салимханов З.А., Аминов А.Д. Организация налогового контроля в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и возможные пути их устранения // Фундаментальные исследования. - 2016. - №8. - С. 291-295.

3. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.09.2018) // "Собрание законодательства РФ", N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

4. Савин Д.А. Зарубежный опыт организации служб налогового контроля // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - №7 (34). - С. 138-144.

5. Доронина А.Р., Сазонова А.Д., Цельникер Г.Ф. Правовая защита при осуществлении государственного контроля (надзора) над субъектами малого и среднего предпринимательства // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №12-3 (89). - С. 1186-1191.

ON SOME ISSUES OF THE ORGANIZATION OF TAX CONTROL IN RUSSIA

G.F. Celniker, candidate of legal sciences, associate professor

A.A. Persian, student

Samara state university of economics

(Russia, Samara)

Abstract. Taxes and fees are the main source offinancial resources of the state, and the need for financial support of the main functions of the state requires their involvement. The article discusses the organization of tax control at the present stage of development of the Russian state.

Keywords: tax control, taxes and fees, arrears of tax payments and fees, the activities of the Federal Tax Service of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.