УДК 378.2
О НЕКОТОРЫХ ТРЕБОВАНИЯХ
К КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МАГИСТЕРСКИХ ПРОГРАММ А.В. Воронцова
Аннотация. Цель статьи - постановка вопросов о требованиях к разработке магистерских программ, обеспечивающих их конкурентоспособность и привлекательность для соискателей магистерской степени. В статье представлен анализ имеющихся достоверных источников информации по данной проблеме. Исследование социального заказа общества и законодательных документов позволяет заключить, что разработка современных магистерских программ является актуальной задачей. Утверждается, что сочетание синергетического подхода и проектного метода обучения, нестандартных решений на базе последних научных разработок позволяет создать магистерскую программу, привлекательную для студентов, значимую для участия бизнес-партнеров и конкурентоспособную на рынке образовательных услуг.
Материалы статьи могут быть использованы для совершенствования содержания магистерских программ, включая программы подготовки и повышения квалификации специалистов различного профиля, а также руководителей образовательных организаций.
Ключевые слова: магистерские программы, компетенция, метакомпетенции, метод проектов, личное портфолио, компетентностный подход, образовательная среда.
ABOUT SOME REQUIREMENTS TO COMPETITIVENESS OF MASTERPROGRAMS
A. Vorontsova
Abstract. The article purpose is the statement of questions of requirements to the development of master programs, providing their competitiveness and appeal to competitors of master degrees. The analysis of the available reliable sources of information on this problem is presented in the article. Research of the social order of society and legislative documents allows to conclude that development of master programs is the actual task. It is claimed that the combination of synergetic approach and a design method of training, as well as non-standard decisions on the basis of the last scientific development allows to create the master program, attractive to students, significant for the participation of business partners and competitive at the educational services'market.
The article materials can be used for improvement of the master programs'content, including programs of preparation and professional development of specialists of various profiles, and also the heads of the educational organizations.
Keywords: master programs, competence, metacompetences, method of projects, personal portfolio, competence-based approach, educational environment.
Современная магистерская образовательная программа нового типа является конкурентоспособной, если отвечает требованиям нормативных документов [3;4] и ориентирована на потребности компаний-работодателей, которым нужны специалисты, обладающие комплексом интегрированных компетенций и способные принимать самостоятельные нестандартные решения, брать на себя ответственность, вырабатывать и транслировать новые знания и т.д. Кроме того, обязательное требование к магистерской программе - это ее интегрированность, что позволяет соискателю степени магистра, получив отраслевое базовое образование или, наиболее часто встречающееся в последние годы, управленческое образование, затем на уровне магистратуры расширить свои профессиональные компетенции, став более
востребованным и конкурентоспособным на региональном и глобальном рынках труда.
При разработке интегрированной магистерской программы также необходимо учитывать и то, что она должна быть ориентирована на подготовку специалистов нового поколения, обладающих системными и актуальными знаниями для анализа и управления социальными или производственными процессами [2;5]. В рамках магистерской программы возможно востребованное временем «слияние», когда производственные технологии и ГГ-инновации объединены в рамках одной магистерской программы.
Методологической основой при разработке магистерской программы является
компетентностный подход, что дает возможность создавать уникальную архитектуру
образовательной программы, с учетом
конкретных требований и на базе последних инновационных разработок. При подготовке магистрантов внимание направлено как на личностные и предметные компетенции, так и на метапредметные компетенции [2].
Приведем в качестве примера разработанную нами магистерскую программу в области пищевой промышленности. Так, в соответствии с Федеральным законодательством, с 15 февраля 2015 года все производители пищевых продуктов, а также система общественного питания (от ресторанов до заведений быстрого питания (фаст-фуда) и продуктовые магазины должны внедрить систему на базе стандартов ISO 22000, которые были разработаны на основе обобщения мирового теоретического и практического опыта в области менеджмента качества. Это требование обязательно также и для тех, кто производит продовольственное сырье (агрохолдинги, агрофирмы, фермерские хозяйства, товарищества и кооперативы), перерабатывает продовольствие и поставляет полуфабрикаты и готовую еду, хранит и транспортирует пищевую продукцию, а также организует ее сбыт (от гипермаркетов и продуктовых сетей до одиночных магазинов, включая Интернет-торговлю продовольствием). В связи с обязательной сертификацией пищевой продукции возрастает потребность в специалистах, которые способны эффективно управлять технологиями и инновациями на всех этапах производства, от их зарождения до реализации, и на разных уровнях: корпоративном, региональном, национальном и международном.
Другой пример. С целью привлечения внимания общества к вопросам экологического развития в Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности, Президент РФ В.В. Путин подписал указ о проведении «Года экологии» в России в 2017 году. Это -принципиально важное решение для Тюменской области, где сосредоточены крупные производства по добыче и переработке нефтепродуктов. Только в г. Тюмени, по данным экологов, 848 предприятий оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Следовательно, вопрос о специалистах, способных на научном уровне разрабатывать мероприятия в рамках экологической безопасности, принципиально актуален, прежде всего, для нашего Тюменского региона. В связи с этим, оперативно разработав магистерскую программу, созданную с учетом региональных особенностей, потребностей местного рынка труда и запросов работодателей, был учтен государственный заказ российского общества,
указ Президента РФ, а также потребности самих обучаемых.
Несомненно, выпускник магистратуры - это профессионал, ориентированный на анализ и решение сложных вопросов, возникающих во всевозможных практических ситуациях в выбранной специализации. Магистратура, помимо углубленной специализации, нацелена также на развитие системных аналитических и интегрированных компетенций обучаемых. Одно из известных преимуществ магистратуры - это учет индивидуальных потребностей студентов посредством выбора отдельных курсов и постоянной работы над проектом по заказу компаний в ходе обучения и поиска оптимальной темы диссертации. Дисциплины подбираются и интегрируются с учетом этапов внедрения интегрированной системы менеджмента (ИСМ). Четыре семестра - это этапы разработки и внедрения ИСМ на предприятии. В первом семестре студенты актуализируют знания по базовым фундаментальным дисциплинам с целью формализации деятельности организаций, и дидактические элементы подобраны в соответствие с первым этапом внедрения интегрированной системы. Во втором семестре дисциплины подобраны в соответствие со спецификой производственного процесса для анализа и совершенствования бизнес-процессов. В третьем семестре магистранты представляют детальное описание целевой архитектуры ИСМ и формируют план оптимизации бизнес-процессов. Четвертый семестр - итоговый, включает презентацию, защиту и реализацию разработанного проекта. Таким образом, по окончании обучения создается бизнес - модель, готовая к применению на производстве.
В процессе обучения основой личного портфолио магистранта является «бланк по уровням компетенций», благодаря которому можно проследить динамику изменений уровня сформированности компетенций по семестрам, а также оценку сформированных компетенций преподавателем, работодателем и самооценку. Однако проведенное нами исследование показало, что зачастую наблюдаются значительные расхождения как по уровню сформированности профессиональных
компетенций, так и по ранжированию их значимости. Важным требованием, которому необходимо уделить внимание при создании магистерской программы, является также и то, что у студентов должна быть возможность за время обучения получить ряд профессиональных сертификатов, подтверждающих уровень владения профессиональными компетенциями. Обучение современным технологиям и получение
обзорных знаний о возможностях существующих ИТ-инструментов позволяют применять их на практике для трансформации бизнеса с целью повышения его операционной эффективности. Дисциплины магистерской программы взаимосвязаны в соответствии со спецификой бизнес-процессов предприятия и позволяют сформулировать проблему и найти способы улучшения ситуации с применением лучших управленческих методик и новейших ИТ-решений.
Новый элемент магистерской программы «Информационно-технологическое обеспечение разработки и внедрения ИСМ» - это связующее звено между теоретическим обучением и готовой производственной моделью. В дисциплинах интегрируется опыт преподавателей, российский и международный опыт специалистов компаний-партнеров и преподавателей. Практико-ориентированный подход позволяет построить траекторию обучения: от проблемы магистранта по построению проекта - к оптимальному
решению. Проектный подход, гармонично связывая практику и теорию, позволяет выработать у магистрантов компетенции для решения задач трансформации бизнес-процессов с применением информационных технологий, а также обучать их комплексному мышлению, умению анализировать и строить сложные объекты и создавать инфографику на основе синергетического принципа, который
предполагает не прямое, а косвенное управление образовательным процессом, обеспечивая максимальную самостоятельность студентам
[1;5].
Таким образом, сочетание синергетического подхода и проектного метода обучения, нестандартных решений на базе последних научных разработок позволяет создать магистерскую программу, привлекательную для студентов, значимую для участия бизнес-партнеров и конкурентоспособную на рынке образовательных услуг.
Литература:
1. Левина Е.Ю. Формализация социально-педагогических процессов / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 1. - С. 134-140.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М. Интеграция отечественного и зарубежного опыта как основа для современных психолого-педагогических исследований / Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова // Вестник Московского городского педагогического университета». Серия «Информатика и информатизация образования». - 2016. - № 4(38). - С. 8-15.
3. Письмо директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России А.Б. Соболева от 28 июля 2017 г. № 05-11170 «О направлении
информации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.osu.ru/
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.osu.ru/
5. Трегубова Т.М. Вызовы и проблемы высшего образования в условиях международного сотрудничества / Т.М. Трегубова, Р.Ю. Даутова, А.С. Кац // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Академическая наука - проблемы и достижения» (6-7 февраля 2017г.). -North Charleston, USA, Том 1. - 2017. - 218 c. - С. 109112.
Сведения об авторе:
Воронцова Анна Викторовна (г. Тюмень, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», e-mail: oxra11@rambler.ru
Data about the author:
A. Vorontsova (Tyumen, Russia), candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Federal STATE Autonomous educational institution "Tyumen state University", e-mail: oxra11@rambler.ru