УДК 378 ББК 74.58 Б 59
Бибалова Саида Аслановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, т.:(8772)525124.
О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
(рецензирована)
В статье говорится о значимости гуманитарной подготовки к профессионально-управленческой деятельности в системе высшего профессионального образования.
Ключевые слова: управленческая деятельность, профессиональная подготовка, гуманитарная подготовка.
Bibalova Saida Aslanovna, assistant professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogy, Faculty of New Social Technologies, Maikop State Technological University
SOME TRENDS OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL TRAINING IN
HIGH SCHOOL
(reviewed)
The article determines the importance of humanitarian training for professional and administrative activity in the higher education system.
Keywords: management activities, training, humanitarian training.
Квалифицированные, конкурентоспособные специалисты на рабочих местах - одно из основных требований современной социально-экономической действительности. Для выполнения данного требования становится необходимым готовить выпускников не только как профессионалов, но и как организаторов, руководителей, исследователей и т.д. Любой специалист, независимо от профиля, может оказаться в роли руководителя. Именно поэтому целесообразно включать в общий контекст высшей профессиональной подготовки подготовку к управленческой деятельности.
В настоящее время управленческая деятельность в большей степени, чем остальные сферы, претерпевает значительные изменения, поскольку ее специфика
состоит именно во взаимосвязи практически со всеми видами человеческой деятельности. Изменения в образе жизни людей, их психологии требуют в управлении поведением и деятельностью каждого работника на предприятии, в управлении производством в целом постоянной корректировки в соответствии с условиями современности.
Надо отметить, что к началу прошлого столетия практически не существовало организованной учебной системы, рассчитанной на профессиональную подготовку руководителей, хотя к тому времени уже достаточно развитой была предпринимательская деятельность. Методы управления носили больше эмпирический характер [3, с. 148].
Первые попытки по подготовке специалистов к управлению производствами в основном состояли в простом обучении узкоспециальным дисциплинам и приобретении навыков коммерческой практики. Впоследствии, двигаясь от задач подготовки на уровне ремесла к задачам подготовки на уровне профессии, эта система стала опираться на более расширенные программы преподаваемых курсов. Обучение таким программам было этапом, предшествовавшим созданию коммерческих школ и подобного рода учреждений, цели и задачи которых с тех пор колеблются между образованием более широкого характера и специальным отраслевым образованием [4]. Обучение управленческой науке, которое возникло в связи с необходимостью подготовки кадров для крупных государственных организаций, базировалось в течение длительного периода на юридических дисциплинах и на шаблонных представлениях о содержании управленческой деятельности.
Впоследствии задачи, которые ставились перед подготовкой будущих руководителей, стали изменяться в сторону более расширенного понимания управления, при этом основное внимание уделялось функциям управления на высоком уровне. Формирование и развитие профессиональных знаний и умений велось параллельно с подготовкой будущих руководителей к пониманию ответственности, которую они будут нести. Обучение управленческой деятельности стало приближаться к подготовке, которая содержит определенное количество основных дисциплин, преимущественно гуманитарных, и направлено на повышение общего уровня руководителей и рационализацию их деятельности.
Исходя из направлений, которых в разное время придерживались в подготовке кадров к управлению предприятиями, отметим, что в настоящий момент такая подготовка по объективным причинам не может быть сведена только к специализированному обучению. Необходима система подготовки к управленческой деятельности, которая носила бы более общий характер и не ограничивалась бы простой информацией или подробным описанием функций и методов управления. Специализация придет позднее: либо в процессе изучения дополнительных
дисциплин, более связанных со специальными задачами или конкретной технологией, либо в процессе практической деятельности в результате накопленного опыта. Подготовка к управлению производством должна быть направлена, с одной стороны, на удовлетворение потребностей и стремлений студентов, обеспечивая им необходимую основу для будущей деятельности. С другой стороны, она должна давать возможность обеспечения предприятий, организаций квалифицированными кадрами, способными легко адаптироваться в условиях современной экономики.
Таким образом, динамизм и изменчивость жизни выдвигают перед современной наукой и практикой качественно новые требования к профессиональной подготовке кадров всех уровней. В новых условиях повышение качества и эффективности профессионального образования не представляется возможным без гуманитарной направленности всей системы вузовской подготовки. Именно специфика реального времени, требующая признать основной ценностью свободную и духовно развитую личность, способную к самосовершенствованию и самореализации, определяет гуманитарную направленность современного образования. Сегодня важно формировать гармоничного специалиста, одинаково владеющего как техническими, специальными, так и гуманитарными аспектами своей деятельности. Особо следует отметить важность гуманитарной подготовки для осуществления управленческих функций.
Развитие образования за рубежом привело к тому, что на данный момент гуманитарную подготовку специалистов в вузах осуществляют исходя из парадигмы высшего образования, ориентированного на развитие личности и ценности образованного человека для общества. Цель гуманитарной подготовки рассматривают в том, чтобы дать студентам прочные знания основных законов развития природы, общества, самого человека, а так же привить навык непрерывного
образования и самообразования, что способствует непрерывному развитию личности, ее профессиональному росту, адаптивности в быстро меняющемся современном мире. Эту задачу решают за счет реализации возможности быть широко представленными гуманитарным дисциплинам в учебных планах и программах.
В капиталистических странах в системе высшего образования доля гуманитарных дисциплин довольно высока. Для технических вузов она составляет от 20 до 30%. Несмотря на необходимость качественной, профессиональной подготовки специалистов высокого класса, сформулированы положения о том, что главными целями обучения в вузе являются: всестороннее индивидуальное развитие человека; подготовка к гармоничному включению в сложный мир во всем многообразии его проявлений [2].
Изучение и анализ теоретических исследований, современного педагогического опыта позволяет сделать вывод, что достоинством узкоспециализированной подготовки является то, что она обеспечивает быстрое вхождение молодого специалиста в конкретную производственную ситуацию, высокий первоначальный производственный эффект его деятельности. Но впоследствии профессионализм специалиста с четко определенной в процессе подготовки системой знаний, навыков и умений в условиях ускорения смены технологий, перестройки и реконструкции производства не всегда может сработать. Постоянно развивающиеся, принципиально новые производственные и социальные технологии будут требовать специальных профессиональных знаний и умений на какой-то определенный промежуток времени. И только владение различными способами познания, творческое и рефлексивное мышление, творческий подход к делу позволит специалисту самостоятельно осваивать и разрабатывать новые технологии, что и будет определять его конкурентоспособность. Таким образом, углубленная целевая подготовка специалистов на сегодняшний день является несостоятельной, а потому необходимо готовить широко эрудированных, гибких специалистов с высшим образованием (В.Д. Шадриков, В.Г. Кинелев).
Согласимся с мнением Н. Лысенко, что вузовское образование должны составлять три уровня [1].
Первый уровень - «научить специальности», то есть подразумевается получение студентами знаний, навыков и умений, которые требует Г осударственный образовательный стандарт. Сумма знаний и умений тестируется входной,
промежуточной и конечной формой контроля. И чем больше знаний и умений студенты показывают, тем выше оценивается их пребывание в вузе. Однако данный процесс имеет несколько механический и обобщенный характер, так как на этом уровне нужно лишь дать необходимую порцию информации в виде знаний, навыков и умений и проконтролировать результаты (больший интерес представляет количество, чем качество). При этом у студентов минимально проявляются свобода, самостоятельность, творчество,
Второй уровень, как сверхзадача, - «научить учиться». На этом уровне важно развить у студентов способность самостоятельно осуществлять выбор как в пределах предлагаемого комплекса знаний, навыков и умений, так и за его пределами. Здесь задача состоит в том, чтобы научить студентов творчески мыслить, привить им способность к исследованию, анализу, организации и самоорганизации с элементами самоконтроля, умение принимать стандартные и нестандартные решения в аналогичных ситуациях. На этом уровне студентам предлагаются с учетом индивидуальности различные формы самостоятельной работы, спецкурсы по выбору, возможность участвовать в разнообразных конкурсах, конференциях. Кроме того, организуются различного рода учебные, производственные, научные практики с оценкой самостоятельности решения проблем и заданий. Разрабатываются и вводятся тесты, позволяющие оценить успешность освоения получаемых знаний и умений, в том числе тесты самоконтроля, с помощью которых можно выверить умение самому поставить цель, найти способы и варианты ее достижений. Мера насыщенности учебного процесса самостоятельными заданиями различной сложности и степень активности самих студентов в их выполнении определяют уровень профессиональной подготовки будущих выпускников. Именно этот уровень является центральным в системе вузовского образования.
Третий уровень выражается тезисом «пробуждение и воспитание любви». Воспринимается как что-то из разряда эмоционально-нравственного, мировоззренчески-духовного, а потому ему практически не уделяется должного внимания. Однако именно этот уровень имеет особое значение в высшем учебном заведении, поскольку определяет образование и воспитание гармонически развитой, духовно зрелой личности. Еще одна сверхзадача - развитие любви к процессу обучения, будущей профессии, к людям, к труду, к жизни вообще, к Родине и т.д.
Иначе говоря, направленность на приобретение и накопление знаний и умений, способность творчески решать профессиональные задачи должны находить свою целостность и завершенность в высшем предназначении человека и его внутреннего начала, которое развивается и раскрывается на последнем уровне вузовского образования. И возможно это лишь через интеграцию профессиональной подготовки специалистов с гуманитарной.
Литература:
1. Лысенко Н. Единство трех уровней // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 58 - 60.
2. Образование в мире на пороге XXI века: сб. науч. тр. / под ред. З.А. Мальковой, Б.Л. Вульфсона. М., 1991. 99с.
3. Newcomer M. The Big Business Executive: The Factors that made Him. New York: Columbia University Press, 1955.
4. Redlich F. Academic Education for Business: its Development and the Contribution of Ignaz Jastrow. Business History Review. 1957. № 31.
References:
1. Lysenko N. Unity of the three levels / / Higher education in Russia. 1997. № 4. P. 58 - 60.
2. Education in the world on the threshold of XXI century: coll. of scien. works / ed. Z. A. Malkova, B.L. Wolfson. M., 1991. 99p.
3. Newcomer M. The Big Business Executive: The Factors that made Him. New York: Columbia University Press, 1955.
4. Redlich F. Academic Education for Business: its Development and the Contribution of Ignaz Jastrow. Business History Review, № 31, 1957