Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ СТАДИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ'

О НЕКОТОРЫХ СТАДИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ОСУЖДЕННЫМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомин Василий Васильевич, Лукьянова Елена Александровна

Проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы в настоящее время остаются нерешенными. Ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях - это длительный и сложный процесс, который в своей основе имеет комплекс психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских и организационных мер, направленных на формирование у осужденных способности и готовности после освобождения вернуться к нормальной жизни на свободе. Необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, повышать их правовую культуру, оказывать им юридическую помощь. Требуется также профессиональный подход к вопросам организации образовательного процесса осужденных, привлечения их к общественно полезному труду. В статье рассматриваются различные точки зрения относительно понятия и сущности ресоциализации осужденных, некоторые проблемные стадии ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности данной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фомин Василий Васильевич, Лукьянова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME STAGES OF RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS AND MEASURES TAKEN TO IMPROVE ITS EFFECTIVENESS

The problems of resocialization and social adaptation of convicts to imprisonment currently remain unresolved. The resocialization of convicts in correctional institutions is a long and complex process, which is based on a complex of psychological, pedagogical, socioeconomic, medical and organizational measures aimed at forming convicts' ability and readiness to return to normal life in freedom after release. It is necessary to improve the forms and methods of educational work with convicts in correctional institutions, to improve their legal culture, to provide them with legal assistance. It also requires a professional approach to the organization of the educational process of convicts, involving them in socially useful work. The article discusses various points of view regarding the concept and essence of the resocialization of convicts, some problematic stages of the resocialization of convicts in correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ryazan region, formulated proposals aimed at improving the effectiveness of this activity.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ СТАДИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ»

160 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Научная статья

УДК*343.848:364.04

doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).1.160-166

0 НЕКОТОРЫХ СТАДИЯХ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ПРИНИМАЕМЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Василий Васильевич Фомин1, Елена Александровна Лукьянова2

1 2 Академия ФСИН России, г. Рязань, Россия,

1 editor62@yandex.ru

2 helen5608.90@mail.ru

Аннотация. Проблемы ресоциализации и социальной адаптации осужденных к лишению свободы в настоящее время остаются нерешенными. Ресоциализа-ция осужденных в исправительных учреждениях - это длительный и сложный процесс, который в своей основе имеет комплекс психолого-педагогических, социально-экономических, медицинских и организационных мер, направленных на формирование у осужденных способности и готовности после освобождения вернуться к нормальной жизни на свободе. Необходимо совершенствовать формы и методы воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях, повышать их правовую культуру, оказывать им юридическую помощь. Требуется также профессиональный подход к вопросам организации образовательного процесса осужденных, привлечения их к общественно полезному труду. В статье рассматриваются различные точки зрения относительно понятия и сущности ресоциализации осужденных, некоторые проблемные стадии ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области, формулируются предложения, направленные на повышение эффективности данной деятельности.

Ключевые слова: исправительные учреждения, ресоциализация осужденных, воспитательная работа с осужденными

Для цитирования

Фомин В. В., Лукьянова Е. А. О некоторых стадиях ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях и принимаемых мерах по повышению ее эффективности // Человек: преступление и наказание. 2023. Т. 31(1-4), № 1. С. 160-166. DOI: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4).1.160-166.

© Фомин В. В., Лукьянова Е. А., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 161

Original article

ABOUT SOME STAGES OF RE-SOCIALIZATION OF CONVICTS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS AND MEASURES TAKEN TO IMPROVE ITS EFFECTIVENESS

Vasilij Vasil'evich Fomin1, Elena Aleksandrovna Luk'janova2

1 2 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia

1 editor62@yandex.ru

2 helen5608.90@mail.ru

Abstract. The problems of re-socialization and social adaptation of convicts to imprisonment currently remain unresolved. The re-socialization of convicts in correctional institutions is a long and complex process, which is based on a complex of psychological, pedagogical, socio-economic, medical and organizational measures aimed at forming convicts' ability and readiness to return to normal life in freedom after release. It is necessary to improve the forms and methods of educational work with convicts in correctional institutions, to improve their legal culture, to provide them with legal assistance. It also requires a professional approach to the organization of the educational process of convicts, involving them in socially useful work. The article discusses various points of view regarding the concept and essence of the resocialization of convicts, some problematic stages of the resocialization of convicts in correctional institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Ryazan region, formulated proposals aimed at improving the effectiveness of this activity.

Keywords: correctional institutions, resocialization of convicts, educational work with convicts

For citation

Fomin, V. V. & Luk'janova, E. A. 2023, 'About some stages of re-socialization of convicts in correctional institutions and measures taken to improve its effectiveness', Man: crime and punishment, vol. 31(1-4), iss. 1, pp. 160-166, doi: 10.33463/2687-1238.2023.31(1-4). 1.160-166.

Среди ученых дискуссионным остается вопрос относительно определения ресоци-ализации осужденных в исправительных учреждениях. Понятие «ресоциализация» в советской криминалистической науке появилось в начале 1980-х гг. Ю. М. Антонян характеризовал ресоциализацию осужденных к лишению свободы как приспособление к новой жизни и активное участие в ней. От того, насколько успешным будет процесс адаптации, приспособления к новым условиям, насколько качественно закреплены результаты исправительного воздействия, в значительной мере зависит дальнейшее поведение освобожденного [1].

Многие ученые довольно часто отождествляют ресоциализацию с такими понятиями, как «социальная адаптация», «реабилитация», «исправление осужденного». В теории уголовно-исполнительного права имеет место подмена понятия «ресоциализация осужденных» понятием «исправление осужденных». М. С. Рыбак отмечает, что ресоциали-

162 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

зация представляет собой корректировку свойств личности осужденного, придание ей черт, необходимых и достаточных для жизни в определенной положительной или нейтральной с точки зрения общественной безопасности социальной группе, определенной микросреде. Исправление осужденных автор определяет как процесс перерождения преступника в законопослушного гражданина, осознавшего всю пагубность совершенного им преступления, а также способного адаптироваться к жизни на свободе и заняться полезной деятельностью, восстановив при этом утраченные им социальные контакты с обществом. В силу этого ставить знак равенства между понятиями «ресоциализация осужденных» и «исправление осужденных» было бы ошибочным [2].

Для достижения целей ресоциализации, отмечает Е. Е. Новиков, социальная работа с осужденными должна проводиться с начала отбывания наказания в исправительном учреждении. Каждая стадия ресоциализации должна быть тщательно продумана, чтобы не упустить из виду ни одной детали, которая в дальнейшем превратилась бы в серьезное препятствие на пути их возвращения в общество. Стадии ресоциализации являются самостоятельными, каждой из них присущи определенные характеристики, но, несмотря на это, основным объектом их выступает лицо с отклоняющимся поведением, утратившее в силу объективных или субъективных причин положительные качества [3].

Ресоциализация осужденных к лишению свободы невозможна без их социальной адаптации, которая представляет собой комплекс мер и средств, направленных на подготовку к жизни на свободе. Социальная адаптация является обязательным компонентом ресоциализации. Процесс социальной адаптации можно считать успешным тогда, когда у вернувшегося из мест лишения свободы восстановлены социально полезные связи в основных сферах жизнедеятельности (обеспечены нормальные отношения в семье, есть жилье, постоянное место жительства и работы, возможность для полезного проведения досуга и т. д.), а также порваны связи с преступной средой [4].

М. И. Еникеев трактует ресоциализацию как процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных или недостаточно освоенных ранее или обновленных на новом этапе общественного развития [5]. Ресоциализация - это определенный этап, призванный устранить предпосылки рецидивного поведения и восстановить социально полезные связи личности с обществом. В ходе данного процесса должны быть разрушены асоциальные роли и поведение, а также закреплены позитивные образцы социальных ценностей.

Анализ различных точек зрения на ресоциализацию дает возможность сформулировать краткое определение: процесс ресоциализации включает в себя комплексные меры, направленные на оказание помощи осужденному в его социальной адаптации. Сущностью ресоциализации является подготовка осужденного к его будущей жизни на свободе.

Рассмотрим некоторые вопросы процесса ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях УФСИН России по Рязанской области. Особое место в ресоциализации осужденных отводится образованию, которое определяет ориентиры осужденного на дальнейшую жизнь в обществе после его освобождения из мест лишения свободы. Многие исследователи отмечают существование прямой и непосредственной связи между повышением уровня образования осужденного и ускорением процесса его ресоциализации. Тщательный и профессиональный подход к вопросу организации образовательного процесса осужденных способствует формированию интеллектуальной

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 163

культуры и развитию духовно-нравственного потенциала, психокоррекции преступных устоев и формированию позитивных мировозренческих установок [7].

В настоящее время в составе структурных подразделений УФСИН России по Рязанской области функционируют пять образовательных организаций среднего профессионального образования и два их филиала. Обучение осужденных проводится по четырем программам среднего профессионального образования одиннадцати программам профессионального образования и одиннадцати программам профессионального обучения по подготовке квалифицированных рабочих по различным специальностям. Наличие в исправительных учреждениях лицензий на право осуществления образовательной деятельности позволяет обучать осужденных без их отрыва от работы. По итогам 2020/21 учебного года с документами о получении профессионального образования выпущено 960 осужденных, из которых было привлечено к труду 955 чел. Контрольная цифра приема на обучение (880 чел.) выполнена на 109 %.

Обучение осужденных осуществляется по 13 профессиям, востребованным как на производственных объектах учреждений, так и на работах по хозяйственному обслуживанию (повар, пекарь), в том числе по 3 профессиям среднего профессионального образования подготовки квалифицированного рабочего. Осужденные на рабочих местах осваивают такие специальности, как швея, обрубщик, сборщик цветов, столяр строительный. За 2020/21 учебный год получил специальность 1041 чел. (доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Рязанской области в 2021 г. Рязань, 2022.) К сожалению, большая проблема в том, что осужденные получают профессиональное образование, которое на современном рынке труда является невостребованным, что вызывает у них сложности в трудоустройстве на свободе и в конечном итоге может привести к совершению нового преступления.

Как правило, руководители предприятий и организаций, а также коммерческие структуры отказываются принимать на работу бывших осужденных с низкой профессиональной квалификацией, кроме того, большинство работодателей не доверяют им. С такими проблемами сталкиваются почти все, кто освобождается из исправительных учреждений. Возникает вопрос, а где же получить материальные средства на проживание? Неоказание должной помощи лицам, освободившимся из исправительных учреждений, порождает новые проблемы в обществе [7]. Потеря социальных связей, алкоголизм, отсутствие работы - все это подталкивает освободившихся из мест лишения свободы к совершению различных правонарушений. Чтобы избежать этого, общество должно помочь им адаптироваться к жизни на свободе.

В исправительных учреждениях в подготовке осужденного к освобождению немаловажное значение придается общественно полезному труду. Труд осужденных выполняет прежде всего воспитательную роль, которая состоит в том, что он предохраняет человека от деградации, то есть происходит развитие нравственных качеств осужденных, таких как самодисциплина, инициативность, требовательность. Стоит отметить и социальную роль процесса труда осужденных, которая заключается в приобретении ими умений и навыков, которые они смогут применить на свободе.

Чтобы достичь желаемого результата в труде, он должен выступать не в качестве обязательной повинности осужденного, а как основное средство ресоциализации, вследствие чего важную роль играет стимулирование осужденных. Безусловно, эффективное воздействие труда возможно только в отношении положительно характеризующихся

164 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

осужденных, которые воспринимают труд как средство получения профессиональных навыков, необходимых для отказа от преступной деятельности на свободе.

В исправительных учреждениях недостаточно активно проводится работа по подготовке осужденных к освобождению. Это прежде всего касается низкого процента тру-дозанятости осужденных. На сегодняшний день государство не обеспечивает исправительные учреждения заказами в таком объеме, при котором все трудящиеся осужденные были бы заняты на производстве. Отсутствие работы ведет к потере осужденными трудовых навыков, ибо труд - важнейший фактор ресоциализации освобожденных и основное условие возвращения их к нормальной жизни на свободе. Общественно полезный труд в исправительных учреждениях необходим не только для погашения затрат на содержание осужденных и оплату исковых требований, но и для привития им способности обеспечивать свое существование на свободе за счет общественно полезной деятельности, а не за счет совершения преступлений. Опыт исправительных учреждений показывает, что безделье действует на осужденного расслабляюще, способствует совершению правонарушений и преступлений, возникновению межличностных и групповых конфликтных ситуаций, что может привести к массовым беспорядкам.

Трудовая деятельность осужденных выступает в качестве важного средства воспитания, поддержания порядка и дисциплины в исправительных учреждениях. В современных условиях труд позволяет исправительному учреждению нормально функционировать, а осужденным - обеспечивать собственные потребности, помогать материально своим семьям, своевременно погашать имеющиеся иски, а самое главное, накапливать необходимые материальные средства для обустройства после освобождения из мест лишения свободы.

Необходимо отметить роль воспитательной работы с осужденными в исправительным учреждении. В ст. 9 УИК РФ воспитательная работа отнесена к основным средствам исправления осужденных, проведение которой способствует изменению мировоззрения осужденного, повышению его общего культурного уровня, прививает навыки общения, поведения в коллективе. М. С. Рыбак выделяет воспитательную работу в отдельную самостоятельную стадию ресоциализации. Основная цель воспитательной работы -перевоспитать осужденных, что подразумевает под собой прежде всего изменить, перестроить их сознание, искоренить вредные привычки, вернуть к нормальной жизни, то есть сформировать у осужденных установку на исправление [2].

Воспитательная работа с осужденными ведется с первых дней пребывания их в исправительном учреждении и до освобождения из него и включает в себя широкий спектр форм и методов воздействия с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, их характера и обстоятельств совершения преступления. Воспитательный процесс в местах лишения свободы направлен на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

Процесс ресоциализации и его эффективность во многом зависят от самого осужденного, когда осужденный сам сознательно соблюдает порядок и условия отбывания наказания, положительно характеризуется, обучается, добросовестно трудится, повышает свою квалификацию, приобретая тем самым необходимые знания, умения и навыки для нормальной жизни на свободе. Безусловно, степень эффективности исправления осужденных в процессе пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации суще-

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК 165

ственно возрастет при сочетании воспитательного воздействия, профессионального обучения и привлечения к трудовой деятельности.

Для повышения эффективности ресоциализации осужденных объектом профилактического воздействия должны стать основные, наиболее значимые в социальном отношении сферы их жизнедеятельности, а именно: создание реабилитационной среды в исправительном учреждении; развитие новых форм участия осужденных в общественной и социально полезной деятельности; организация работы по здоровому образу жизни; развитие активной позиции осужденного; социально-экономическая помощь и поддержка; формирование системы профессионально полезных связей сотрудников исправительного учреждения и осужденных; создание комплексной системы подготовки к освобождению из исправительного учреждения и постпенитенциарного сопровождения. Таким образом, процесс исполнения (отбывания) наказания в местах лишения свободы должен быть подчинен главной задаче - подготовке осужденных к жизни на свободе, в чем и состоит сущность ресо-циализации.

Список источников

1. Антонян Ю. М. Криминология : избранные лекции. М. : Логос, 2004. 447 с.

2. Рыбак М. С. Ресоциализация осужденных к лишению свободы: проблемы теории и практики / под ред. В. П. Малкова. 2-е изд., испр. и доп. Саратов : Сарат. гос. акад. права, 2004. 478 с.

3. Новиков Е. Е. Первоначальная адаптация осужденных в карантинном отделении исправительных учреждений // Вестник Кузбасского института. 2015. № 4. С. 62-66.

4. Рыжов Р. С., Рахмаев Э. С., Мачкасов А. И. Ресоциализация и социальная адаптация лиц, освобождаемых из мест лишения свободы : учеб. пособие. Рязань : Академия ФСИН России, 2014. 82 с.

5. Еникеев М. И. Юридическая психология : учебник. М. : Норма ; Инфра-М, 2013. 369 с.

6. Энциклопедия пенитенциарного права / под ред. Р. А. Ромашова. Самара : Самар. юрид. ин-т ФСИН России, 2013. 688 с.

7. Гусаров П. Н. Ресоциализация и адаптация осужденных: проблемы и перспективы пенитенциарной системы России // Молодой ученый. 2018. № 22(208). С. 270-273.

References

1. Antonjan, Ju. M. 2004, Criminology: Selected lectures, Logos, Moscow.

2. Rybak, M. S. 2004, Resocialization of persons sentenced to imprisonment: Problems of Theory and Practice, V. P. Malkov (ed.), 2nd edn, Saratov State Academy of Law, Saratov.

3. Novikov, E. E. 2015, 'Initial adaptation of convicts in the quarantine department of correctional institutions', Bulletin of the Kuzbass Institute, iss. 4, pp. 62-66.

4. Ryzhov, R. S., Rahmaev, Je. S. & Machkasov, A. I. 2014, Resocialization and social adaptation of persons released from prison: textbook, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

5. Enikeev, M. I. 2013, Legal Psychology: textbook, Norm, Infra-M, Moscow.

6. Romashov, R. A. (ed) 2013, Encyclopedia of Penitentiary Law, Samara Law Institute of the FPS of Russia, Samara.

7. Gusarov, P. N. 2018, 'Resocialization and adaptation of convicts: problems and prospects of the penitentiary system of Russia', Young scientist, iss. 22(208), pp. 270-273.

166 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОИСК

Информация об авторах

В. В. Фомин - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики;

Е. А. Лукьянова - адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров.

Information about the authors

V. V. Fomin - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics;

E. A. Luk'janova - adjunct of the Faculty of training of scientific and pedagogical personnel.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки (юридические науки).

Статья поступила в редакцию 22.09.2022; одобрена после рецензирования 11.01.2023; принята к публикации 17.02.2023.

The article was submitted 22.09.2022; approved after reviewing 11.01.2023; accepted for publication 17.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.