Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СИМУЛЯЦИЯ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ОНЛАЙН-ТЕЛЕСКОП

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Драгилев Евгений Владимирович, Драгилева Людмила Леонидовна

В статье рассматриваются некоторые современные технологии и методы обучения астрономии, основанные на использовании информационных технологий (ИТ). Подчеркивается важность внедрения современных технологий и методов в преподавание астрономии. Используя интерактивное программное обеспечение, образовательные онлайн-платформы, технологии дополненной и виртуальной реальности, дистанционные астрономические наблюдения, симуляторы астрономических инструментов, привлекая студентов к участию в гражданских научных проектах и краудсорсинговом анализе данных, преподаватели могут выстраивать захватывающий интерактивный учебный процесс. Инновационные подходы не только улучшают понимание, но и пробуждают любопытство, способствуют более глубокому пониманию космоса. Интеграция достижений ИТ в астрономическом образовании помогает воспитывать новые поколения квалифицированных и увлеченных исследователей Вселенной, обладающих необходимыми навыками и знаниями для ее изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Драгилев Евгений Владимирович, Драгилева Людмила Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME MODERN TECHNOLOGIES OF TEACHING ASTRONOMY BASED ON INFORMATION TECHNOLOGIES

The article discusses various modern technologies and methods of teaching astronomy based on the use of information technology (IT). The importance of introducing modern technologies and methods in the teaching of astronomy is emphasized. Using interactive software, online educational platforms, augmented and virtual reality technologies, remote astronomical observations, astronomical instrument simulators, engaging students in citizen science projects and crowdsourced data analysis, educators can build an exciting interactive learning process for students. Innovative approaches not only improve understanding, but also arouse curiosity and contribute to a deeper understanding of the cosmos. Integrating IT advances into astronomy education helps to nurture new generations of skilled and enthusiastic explorers of the Universe with the necessary skills and knowledge to explore it.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБУЧЕНИЯ АСТРОНОМИИ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

О некоторых современных технологиях обучения астрономии на основе информационных технологий

Драгилев Евгений Владимирович,

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин Ростовского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»; старший преподаватель кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин филиала ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Ростове-на-Дону E-mail: evge3vg@yandex.ru

Драгилева Людмила Леонидовна,

кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры общеобразовательных дисциплин Ростовского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» E-mail: ludmiladr@mail.ru

В статье рассматриваются некоторые современные технологии и методы обучения астрономии, основанные на использовании информационных технологий (ИТ). Подчеркивается важность внедрения современных технологий и методов в преподавание астрономии. Используя интерактивное программное обеспечение, образовательные онлайн-платформы, технологии дополненной и виртуальной реальности, дистанционные астрономические наблюдения, симуляторы астрономических инструментов, привлекая студентов к участию в гражданских научных проектах и краудсорсинговом анализе данных, преподаватели могут выстраивать захватывающий интерактивный учебный процесс. Инновационные подходы не только улучшают понимание, но и пробуждают любопытство, способствуют более глубокому пониманию космоса. Интеграция достижений ИТ в астрономическом образовании помогает воспитывать новые поколения квалифицированных и увлеченных исследователей Вселенной, обладающих необходимыми навыками и знаниями для ее изучения.

Ключевые слова. Интерактивное программное обеспечение, компьютерная симуляция, методика преподавания астрономии, образовательная онлайн-платформа, онлайн-телескоп.

В последние годы важность астрономического образования становится все более очевидной. Именно оно призвано не только сообщать учащимся научные знания, но также развивает критическое мышление, навыки решения задач, способствует более глубокому пониманию нашего места в мире [1, с. 75]. Астрономическое образование играет жизненно важную роль в формировании научного мышления учащихся и поощрении их интереса к группе дисциплин STEM (естественные науки, технология, инженерия и математика), значение которых постоянно возрастает [2, с. 181]. Исследуя необъятный космос и изучая планеты, звезды и галактики, учащиеся получают более широкое представление о Вселенной; помимо этого, астрономия предоставляет преподавателю широкие возможности для объяснения фундаментальных естественнонаучных принципов и теорий (гравитация, электромагнетизм, термодинамика). Астрономия тесным образом связана с физикой, математикой, химией, философией, историей. Изучение астрономии побуждает учащихся анализировать сложные данные и делать обоснованные суждения, а сопоставление астрономических знаний, выработанных древними цивилизациями, и различных интерпретаций небесных явлений способствует культурному развитию.

В эпоху, когда технологические достижения меняют образовательный ландшафт, астрономическое образование не осталось в стороне. В связи с этим весьма актуальным представляется изучение современных методов преподавания астрономии с опорой на инновационные технологии и подходы.

Одним из наиболее заметных достижений в современном астрономическом образовании является использование интерактивного программного обеспечения (ПО) в виде компьютерных программ или приложений для мобильных устройств. Эти инструменты обеспечивают захватывающий и динамичный процесс обучения. С помощью интерактивных симуляций учащиеся могут исследовать астрономические явления, которые в противном случае было бы сложно понять. Например, они могут стать «свидетелями» образования звезд, столкновений галактик, гравитационных взаимодействий между небесными телами. Активно участвуя в симуляциях, учащиеся получают более глубокое представление об основных физических принципах и масштабах астрономических событий. Интерактивное ПО позволяет учащимся манипулировать переменными и наблюдать за эффектами своих действий в реальном времени. Они могут

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

экспериментировать с различными параметрами (например, с массами небесных объектов, расстояниями между ними и пр.) и отслеживать то, как эти изменения влияют на поведение системы в целом.

В дополнение к симуляциям интерактивные программы и приложения часто включают мультимедийные элементы (видео, изображения, различные интерактивные диаграммы). Такого рода электронные наглядные пособия повышают способность учащихся усваивать абстрактные научные концепции посредством визуализации. Так, с помощью анимационных роликов можно демонстрировать движение планет вокруг Солнца, иллюстрировать этапы жизненного цикла звезд и т.п. Визуализации делают астрономические явления более доступными и понятными для обучающихся.

Интерактивные программы и приложения часто имеют встроенные инструменты оценки, которые позволяют учащимся отслеживать свой прогресс и получать немедленную обратную связь. Такой подход помогает преподавателям выявлять как сильные стороны учащихся, так и области, требующие совершенствования, адаптируя обучение к индивидуальным потребностям, а также способствует усилению мотивации и активному участию студентов в процессе обучения.

Еще одним преимуществом интерактивного ПО является совместное обучение. Многие приложения предлагают пользователям специальные функции, облегчающие командную работу, создание групповых проектов. Студенты могут совместно проводить виртуальные эксперименты, решать астрономические задачи, участвовать в интерактивных дискуссиях. Благодаря этому происходит развитие навыков общения, работы в команде, обмена идеями.

Интерактивное ПО доступно в любое время и в любом месте, чем достигаются гибкость и удобство в его использования как для преподавателей, так и для учащихся. С растущим распространением онлайн-сред и сред смешанного обучения эти инструменты открывают возможности для асинхронного обучения, позволяя любому учащемуся изучать астрономические концепции в собственном, удобном именно для него темпе. Учащиеся могут работать с программным обеспечением со своих домашних компьютеров, ноутбуков или мобильных устройств, преодолевая практически любые временные и пространственные барьеры.

Безусловно, преподавателю необходимо постоянно изучать представленные на рынке программные средства с тем, чтобы отобрать именно такое ПО, которое характеризуется, по справедливому замечанию исследователей, «максимальным использованием мультимедийных возможностей со-5 временных ЭВМ, сочетанием высокой наглядно-§ сти и динамичности в подаче теории» [3, с. 61]. Я Мощным средством астрономического обу-° чения стали в последние годы образовательные 1 онлайн-платформы. Такие платформы являются

сравнительно новым явлением и представляют собой отдельный весьма интересный объект изучения. В литературе можно встретить различные трактовки этого понятия (см., например, [4, с. 21], [5, с. 157] и др.), обсуждение нюансов которых выходит за рамки данной работы; мы будем под образовательной онлайн-платформой понимать «цифровой ресурс, обеспечивающий возможность организации образовательного процесса с использованием удаленного доступа к информационным и медиа ресурсам учебного назначения, включающих средства мониторинга и обратной связи» [6, с. 29]. Такие платформы предоставляют учащимся в рамках учебного процесса возможность взаимодействовать не только со своими сверстниками, но и с преподавателями, учеными, экспертами со всего мира. Дискуссионные доски и форумы позволяют участвовать в содержательных беседах, задавать вопросы, делиться идеями, искать разъяснения по сложным темам. С помощью этих платформ студенты могут учиться друг у друга, обмениваться идеями, сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Многие платформы предоставляют возможности и для виртуальных гостевых лекций, во время проведения которых известные астрономы могут делиться своими знаниями и опытом со студентами. Прямое взаимодействие с экспертами дает уникальное представление о реальном применении астрономии и вдохновляет студентов на дальнейшие исследования в этой области. Кроме того, возможность общаться с профессионалами открывает простор для наставничества, позволяя студентам получать рекомендации и советы по их образовательному и карьерному пути.

Как и специализированное ПО, онлайн-платформы часто имеют функции обратной связи и оценки со стороны других обучающихся. Студенты могут давать конструктивные отзывы в уважительной и поддерживающей манере о работе друг друга, что способствует культуре постоянного совершенствования, саморефлексии, помогает развивать коммуникативные и межличностные навыки. Виртуальные классы обеспечивают интерактивную увлекательную учебную среду, имитирующую динамику традиционного учебного процесса в аудитории, и поощряющую активное участие и вовлеченность. Онлайн-платформы способствуют развитию чувства принадлежности и общности среди любителей астрономии. Студенты могут общаться с единомышленниками, разделяющими их страсть к предмету, вступать в астрономические клубы, участвовать в онлайн-соревнованиях и пр. Таким образом, образовательные онлайн-платформы становятся «мощным ресурсом для личностного и профессионального развития студенческой молодежи» [7, с. 15].

Онлайн-платформы довольно часто предоставляют доступ к широкому спектру образовательных ресурсов и материалов. Студенты могут получить доступ к электронным книгам, научным статьям, мультимедийным презентациям и интерактивным

симуляциям, обогащая свое понимание астрономических концепций и позволяя им изучать интересующие темы, выходящие за рамки учебной программы.

Онлайн-платформы произвели настоящий переворот в обеспечении доступа к астрономическим данным и изображениям в режиме онлайн и во взаимодействии с ними. Студенты вместе с преподавателем могут углубиться в многочисленные базы данных, в которые стекаются сведения из наземных обсерваторий, с космических телескопов и пр. Доступ к данным в режиме реального времени позволяет учащимся участвовать в подлинном научном исследовании, приближением к которому могут стать учебные исследовательские проекты.

Как правило, онлайн-платформы предоставляют своим пользователям инструменты для визуализации данных («в виде графиков, схем, чертежей, рисунков, выполняемых с помощью программ растровой и векторной графики» [8, с. 82]) и их анализа. Под руководством преподавателя обучающиеся имеют возможность создавать графики, анализировать тенденции с помощью ПО и интерактивных интерфейсов, что, в свою очередь, значительно облегчает интерпретацию данных и помогает в обнаружении закономерностей и корреляций. Работая с данными в режиме реального времени, студенты развивают навыки научных рассуждений и проверки гипотез. Отметим также, что доступ к архивным изображениям и данным позволяет изучать исторические наблюдения, сравнивая их с текущими. Тем самым в ходе учебного процесса преподаватель может дать студентам представление об эволюции астрономических знаний, а учащиеся получают возможность отслеживать изменения небесных объектов с течением времени.

Значительная часть онлайн-платформ предоставляет в отдельных разделах тщательно отобранные коллекции астрономических данных и изображений, специально предназначенные для образовательных целей в соответствии со стандартами и целями обучения. В их состав могут входить в том числе разнообразные методические материалы: специальные учебные упражнения, планы занятий, учебные пособия. Чаще всего эти материалы представлены на иностранных языках, что может вызвать затруднения при их использовании, однако применение онлайн-переводчиков почти всегда позволяет свести эти трудности к минимуму.

Еще одним важным и интересным примером использования информационных технологий в преподавании астрономии являются технологии дополненной реальности (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR). Не будет преувеличением сказать, что эти технологии привнесли в какой-то мере новое измерение в астрономическое образование, предлагая пользователю иммерсивный и интерактивный опыт, в большой степени устраняющий разрыв меж-

ду учебной аудиторией и космическим пространством [9, с. 52].

Технологии дополненной реальности предполагают наложение (включение) дополнительной цифровой информации на реальный мир [10, p. 151]. Например, с помощью приложений и устройств AR учащиеся могут наводить свои смартфоны или планшеты на определенные участки неба и просматривать в режиме реального времени информацию о планетах, созвездиях и иных небесных объектах. В результате студенты учатся идентифицировать и определять местонахождение астрономических объектов с большей точностью. AR также позволяет создавать интерактивные симуляции (затмения, движение планет, структура поверхности небесных тел и т.д.).

Технологии виртуальной реальности выводят погружение в предмет на новый уровень, создавая полностью виртуальную среду, имитирующую различные астрономические объекты и явления. VR обеспечивает беспрецедентное ощущение присутствия и масштаба, позволяя учащимся ощутить необъятность и величие космоса на собственном опыте. Иммерсивные симуляции VR предлагают уникальный взгляд на астрономические объекты и явления: студенты могут стать свидетелями рождения и смерти звезд, наблюдать за поведением галактик.

Помимо этого, VR может имитировать условия освоения космоса, предлагая учащимся возможность стать «виртуальными космонавтами», отправляясь в научные экспедиции по исследованию далеких планет или астероидов, преодолевая трудности освоения космоса. Моделирование на основе VR позволяет манипулировать научными приборами, проводить эксперименты и анализировать данные, как если бы они были участниками реальной космической миссии. Такого рода практический опыт способствует интересу к научным исследованиям, развивает необходимые навыки анализа данных. Отметим, что вряд ли можно сегодня представить себе какой-либо другой способ получить такой опыт в условиях стандартного образовательного учреждения.

Поскольку в одну и ту же виртуальную среду могут одновременно входить несколько пользователей, технологии AR и VR способствуют и продуктивному совместному обучению. Немаловажным является и тот факт, что интеграция технологий AR и VR в астрономическое образование во многом решает проблему доступности: эти технологии позволяют учащимся преодолевать различные ограничения, в том числе световое загрязнение и доступность телескопов, и проводить астрономические наблюдения независимо от времени, местоположения, погодных условий. Все это, несомненно, открывает перед учащимися новые горизонты в изучении астрономии.

Принципиально новым инструментом астрономического образования стали онлайн-телескопы (онлайн-трансляции с камер, установленных на телескопах), появление которых ознаменовало эпо-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

m О

от

З

ы о со

ху беспрецедентно простого доступа к астрономическим наблюдениям [11].

Онлайн-телескопы расположены в различных обсерваториях по всему миру. С помощью онлайн-платформы можно удаленно управлять этими телескопами и делать снимки небесных объектов в режиме реального времени с высоким разрешением. Возможности удаленного наблюдения позволяют всем желающим планировать наблюдения, выбирать фильтры и время экспозиции, анализировать полученные данные. Участвуя в выполнении астрономических наблюдений, студенты глубже осознают все тонкости наблюдательной астрономии; они на практике получают представление о значимости таких факторов, как световое загрязнение, атмосферные условия и видимость цели, приобретают опыт сбора астрономических данных.

Участие в дистанционных наблюдениях с помощью онлайн-телескопов воспитывает у учащихся чувство сопричастности и ответственности: примеряя на себя роль астрономов, студенты самостоятельно принимают решения и проводят наблюдения подобно исследователям-профессионалам. Это пробуждает любопытство, культивирует любовь к астрономии, питает интерес к научному поиску.

Некоторые из онлайн-телескопов оснащены специальными фильтрами и инструментами, позволяющими проводить наблюдения в различных частях диапазона (например, не только в видимом, но и в инфракрасном, радиодиапазоне). Благодаря этому студенты могут производить исследования за пределами того, что видно невооруженным глазом.

Нередко онлайн-платформы предоставляют методические рекомендации и обеспечивают техническую поддержку пользователям телескопов. Учебники, руководства пользователя, обучающие видеоролики помогают студентам понять функциональные возможности телескопов, оптимизировать свои стратегии наблюдений. Соответствующие ресурсы гарантируют, что учащиеся смогут приобрести необходимые навыки для проведения значимых наблюдений и в максимальной степени использовать возможности онлайн-телескопов. Группы технической поддержки готовы ответить на любые вопросы или оказать помощь в решении проблем, с которыми студенты могут столкнуться во время сеанса наблюдения.

Включение всех возможностей такого средства, как дистанционное наблюдение посредством онлайн-телескопов, в астрономическое образование хорошо иллюстрирует междисциплинарные связи астрономии с другими научными дисциплинами (физика, химия, математика). Так, учащиеся могут изучать свойства света, анализировать 5 спектроскопические данные, вычислять скорости § небесных объектов и расстояния между ними. Тем Я самым развивается целостное понимание науч° ных принципов, лежащих в основе астрономиче-ав ских наблюдений.

В случае, если по техническим причинам использование онлайн-телескопов временно становится невозможным, преподаватель может обратить внимание на специальные тренажеры - си-муляторы телескопов, спектрографов и других инструментов [12]. Симуляторы телескопов воспроизводят опыт эксплуатации и управления этими инструментами, позволяют учащимся получить практические знания и навыки применения телескопов, улучшить понимание методов наблюдения и сбора данных. Студенты могут ознакомиться с функциями различных типов телескопов, узнать, как откалибровать и настроить оптику, а также попрактиковаться в наведении телескопа на определенные небесные объекты. Тренажеры также дают возможность учащимся моделировать процесс планирования и проведения наблюдений: учащиеся могут выбирать конкретные цели, определять оптимальные условия наблюдения, планировать сеансы наблюдения.

Симуляторы спектрографов дают приобрести практический опыт анализа и интерпретации спектров. Манипулируя различными переменными, студенты могут наблюдать за их влиянием на результирующие спектры. Анализируя смоделированные спектры, студенты приобретают навыки анализа спектроскопических данных. Имеются и симуляторы для других астрономических инструментов (фотометры, поляриметры), позволяющие исследовать вариации яркости переменных звезд, поляризацию света от удаленных источников.

Очевидно, что значительным преимуществом тренажеров является их способность обеспечивать безопасную и контролируемую среду обучения. Студенты экспериментируют с различными настройками без рисков и ограничений, присущих работе с реальными инструментами, могут совершать ошибки, учиться на них и совершенствовать свои навыки. Симуляторы приборов можно интегрировать в интерактивные образовательные среды или онлайн-платформы.

Еще одним современным инновационным подходом в астрономическом образовании стали проекты так называемой «гражданской науки» (т.е. проведение научных исследований силами волонтеров [13, р. 50-51]) и краудсорсинговый анализ данных. Подобные инициативы используют силу коллективных человеческих усилий. Проекты гражданской науки предполагают участие добровольцев, в том числе студентов, в научных исследованиях. В области астрономии эти проекты предлагают возможность внести свой вклад в сбор, анализ и интерпретацию данных. Студенты могут участвовать в широком спектре работ, от идентификации небесных объектов и классификации галактик до анализа кривых блеска и поиска экзопланет. Участвуя в проектах гражданской науки, студенты становятся активными творцами научного процесса, учатся работать с реальными научными данными, обрабатывать большие массивы данных, применять статистические методы и делать выводы на основе фактов.

Будучи участником гражданского научного проекта, студент может подбирать проекты, отвечающие его интересам, будь то изучение морфологии галактик, исследование процессов звездообразования или анализ данных об экзопланетах. Автономия в выборе проектов позволяет учащимся заниматься своими увлечениями и глубже погружаться в определенные области астрономии.

Коллективные усилия добровольцев привели к весьма значительным астрономическим открытиям (открытие новых планет, идентификация редких астрономических явлений, классификация ранее неизвестных небесных объектов). Поэтому участие в аналогичных проектах дает студентам гарантии того, что они окажут реальное влияние на развитие научных знаний, и студенты хорошо это понимают и чувствуют личную ответственность.

Еще более расширяет потенциал проектов гражданской науки использование краудсорсин-гового анализа данных. Суть его состоит в также в вовлечении волонтеров, что в некоторых случаях позволяет ускорить проведение научных исследований. Масштабные массивы данных рассылаются добровольцам, которые вкладывают свое время и опыт в их анализ и интерпретацию. Коллективная сила множества людей делает процесс анализа более эффективным и всеобъемлющим. Такого рода подход, который можно назвать распределенным, увеличивает вероятность выявления новых закономерностей, корреляций или же аномалий в данных.

Гражданские научные проекты и краудсорсин-говый анализ также способствуют повышению научной грамотности, популяризации астрономии. Студенты, участвующие в этих проектах, становятся защитниками науки и развивают интерес к научным исследованиям, более глубокое понимание научных методов.

Внедрение современных технологий в астрономическое образование дает многочисленные преимущества, которые улучшают учебный процесс и вдохновляют учащихся. Благодаря интерактивному и иммерсивному опыту, доступу к научным данным, возможностям персонализированного обучения, инновационным методам оценки такие технологии позволяют учащимся целенаправленно и эффективно осваивать учебный материал, вести собственные научные исследования. Используя возможности информационных технологий, преподаватели могут создавать трансформирующуюся под их потребности среду обучения, которая способствует развитию научной грамотности, формирует поколение энтузиастов изучения космоса.

По нашему мнению, необходимо поощрять преподавателей к изучению и адаптации инновационных подходов, обсуждаемых в этой статье. Педагогам рекомендуется придерживаться духа исследований и экспериментов при внедрении этих инновационных подходов в свою педагогическую практику. Конечно, использование инноваций

не всегда является легким и в любом случае требует от преподавателя готовности адаптироваться и развиваться, но, будучи открытыми к новым идеям, технологиям и педагогическим стратегиям, преподаватели могут раздвинуть границы традиционных методов обучения, по-настоящему заинтересовать учащихся.

Литература

1. Кошкина Н.И. Астрономическое образование: перспективы и проблемы возвращения // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2017. № 1(48). С. 70-75.

2. Хмыз А.В. Возможности STEM-подхода в обучении школьников естественным дисциплинам // Актуальные проблемы педагогических исследований: Материалы XVII аспирантских чтений, Минск, 23.04.2021. Минск: БГПУ, 2021. С.179-183.

3. Дуданова И.В. Компьютерные обучающие системы в школьном астрономическом образовании // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: Материалы XV международной научно-практической конференции, Тольятти, 20-21.04.2018. Т. 2. Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева (институт), 2018. С. 61-64.

4. Дронова Е.Н. Образовательные онлайн-платформы как средство организации цифровой образовательной среды в современной школе // Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования. 2022. № 4. С. 20-25.

5. Труханова А.В. Развитие образовательных онлайн-платформ // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 80-5. С. 156-161.

6. Шелепаева А.Х. Образовательные онлайн-платформы: классификация и критерии оценивания // Открытое образование. 2022. Т. 26. № 3. С. 27-34.

7. Васильева Е.Е. Образовательные онлайн-платформы в культурных практиках современного студенчества // Вестник С.- Петербургского государственного института культуры. 2021. № 3(48). С. 12-17.

8. Набиулина Л.М. Обучение студентов визуализации данных на основе современных онлайн технологий как фактор повышения качества профессионального образования // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы VIII международной научной конференции, С.- Петербург, 08-09.11.2018. СПб.: Ленинградский государственный ун-т им. А.С. Пушкина, 2018. С. 8184.

9. Варламова К.С., Глечик Д.А., Рыбаков А.В. Использование мультимедиа технологий, программно-аппаратных средств виртуальной реальности и дополненной реальности

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

в преподавании астрономии // Перспективы и возможности использования информационных технологий в науке, образовании и управлении: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Астрахань, 24-27.09.2019. Астрахань, 2019. С. 50-53.

10. Zhukova Yu. V., Shamgunov R.E. The usage of augmented reality in modern education // Основные вопросы лингвистики, лингводидак-тики и межкультурной коммуникации: Сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. Астрахань: Астраханский государственный ун-т, 2021. P. 150154.

11. Gould R., Sunbury S., Krumhansl R. Using online telescopes to explore exoplanets from the physics classroom. American Journal of Physics 2012, 80, 445-451.

12. Adams D., Raine D. Simulators for the teaching of observational astronomy: IV. A computerised telescope simulator. European Journal of Physics 2000, 7, 95.

13. Bylieva D.S., Lobatyuk V.V., Rubtsova A.V. Citizen science: concept, problems and prospects // Sociology of Science and Technology. 2021. Vol. 12, No. 1. P. 49-70.

ABOUT SOME MODERN TECHNOLOGIES OF TEACHING ASTRONOMY BASED ON INFORMATION TECHNOLOGIES

Dragilev E.V., Dragileva L.L.

Russian State University of Justice

The article discusses various modern technologies and methods of teaching astronomy based on the use of information technology (IT). The importance of introducing modern technologies and methods in the teaching of astronomy is emphasized. Using interactive software, online educational platforms, augmented and virtual reality technologies, remote astronomical observations, astronomical instrument simulators, engaging students in citizen science projects and crowdsourced data analysis, educators can build an exciting interactive learning process for students. Innovative approaches not only improve understanding, but also arouse curiosity and contribute to a deeper understanding of the cosmos. Integrating IT advances into astronomy education helps to nurture new generations of skilled and enthusiastic explorers of the Universe with the necessary skills and knowledge to explore it.

Keywords. Interactive software, computer simulation, astronomy teaching method, online educational platform, online telescope.

References

1. Koshkina N.I. Astronomical education: prospects and problems of return // Information and communication technologies in teacher education. 2017. No. 1(48). P. 70-75.

2. Khmyz A.V. Possibilities of stem-approach in teaching schools in natural disciplines // Actual problems of pedagogical research: Proceedings of the XVII postgraduate readings, Minsk, 04/23/2021. Minsk: BSPU, 2021. P. 179-183.

3. Dudanova I.V. Computer teaching systems in school astronomy education // Tatishchev's Readings: Actual Problems of Science and Practice: Proceedings of the XV International scientific and practical conference, Tolyatti, 04/20-21/2018. Vol. 2. Tolyatti: Volzhsky Tatishchev University (institute), 2018. P. 61-64.

4. Dronova E.N. Online educational platforms as a means of organizing a digital educational environment in a modern school // Philosophical, sociological and psycho-pedagogical problems of modern education. 2022. No. 4. P. 20-25.

5. Trukhanova A.V. Development of educational online platforms // Trends in the development of science and education. 2021. No. 80-5. P. 156-161.

6. Shelepaeva A. Kh. Online educational platforms: classification and criteria for assessing // Open education. 2022. Vol. 26. No. 3. P. 27-34.

7. Vasilieva E.E. Educational online platforms in the cultural practices of modern students // Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture. 2021. No. 3(48). P. 12-17.

8. Nabiulina L.M. Teaching students data visualization based on modern online technologies as a factor in improving the quality of vocational education // Education as a factor in the development of the intellectual and moral potential of the individual and modern society: Proceedings of the VIII International scientific conference, St. Petersburg, 11/08-09/2018. St. Petersburg: Leningrad State Pushkin University, 2018. P. 81-84.

9. Varlamova K.S., Glechik D.A., Rybakov A.V. The using multimedia technologies, virtual reality and augmented reality software and hardware in teaching astronomy // Prospects and opportunities for using information technologies in science, education and management: Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference, Astrakhan, 09/24-27/2019. Astrakhan, 2019. P. 50-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Zhukova Yu. V., Shamgunov R.E. The usage of augmented reality in modern education // Basic issues of linguistics, linguo-didactics and intercultural communication: Proceedings of the XV International scientific and practical conference. Astrakhan: Astrakhan State University, 2021. P. 150-154.

11. Gould R., Sunbury S., Krumhansl R. Using online telescopes to explore exoplanets from the physics classroom. American Journal of Physics 2012, 80, 445-451.

12. Adams D., Raine D. Simulators for the teaching of observational astronomy: IV. A computerised telescope simulator. European Journal of Physics 2000, 7, 95.

13. Bylieva D.S., Lobatyuk V.V., Rubtsova A.V. Citizen science: concept, problems and prospects // Sociology of Science and Technology. 2021. Vol. 12, No. 1. P. 49-70.

о с

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.