УДК 130.2
О НЕКОТОРЫХ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ СОЗНАНИИ РОССИИ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ
Калужский государственный
университет
им. К.Э. Циолковского
e-mail: [email protected]
О.В. СЕНИНА
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования цельного мировоззрения личности. Автор аргументирует правомерность выбора основополагающих идей русской религиозной философии в качестве методологического основания разрешения данной проблемы. Методологический потенциал идей русской религиозной философии раскрывается в содержании онтологической, гносеологической и аксиологической сторон мировоззрения. В работе определены теоретический источник и методологическая канва для формирования целостной личности.
Ключевые слова: мировоззрение, цельность мировоззрения, культура, русская религиозная философия.
9 сентября 2012 года на телеканале «Россия» было показано интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла журналисту Дмитрию Киселеву1, в котором в связи с некоторыми событиями в нашей стране было рассказано об отношении Русской Православной Церкви к процессу формирования ценностных ориентаций в российском обществе. В лице Патриарха Церковь высказала озабоченность состоянием общественного сознания в России. Фокус этих проблем во влиянии Церкви на процесс формирования мировоззренческих ориентиров русских людей.
Современное российское общество находится в состоянии кризиса «ценностного измерения сознания». Причины проблем формирования сознания связаны с нарастанием темпов быстро изменяющегося мира, глобализацией и противостоянием культур, расслоением общества по материальным признакам и противостояние на этой основе социальных групп внутри самих государств. Целый комплекс трудностей, сопровождающий современное мировое сообщество, все настойчивее ставит вопросы о реорганизации всей жизнедеятельности человека, пересмотре ключевых позиций во взаимодействии человека и человека, природы и общества. Это возможно через изменение условий и форм мировосприятия и поиска современных способов построения мировоззрения человека. Если понимать мировоззрение как систему знаний, представлений человека об окружающем мире и его месте в этом мире, то оно включает в себя знания отдельного человека и человечества о мироздании, о происхождении мира и происхождении в нем человека, о природе и космосе, человеке и Боге, мелочах жизни и глобальных процессах. Данная многофакторная структура мировоззрения не может нормально функционировать при раздробленности ее составляющих, отсутствии цементирующих начал мировоззрения. Этими обстоятельствами определяется актуальность обращения внимания современной гуманитарной науки на проблемы формирования цельного мировоззрения.
Мировоззренческая дихотомия (при свободе выбора и множества предложений) современного человека негативно отражается на существовании общества и приводит многих людей в состояние жизненной неопределенности. Господствовавшие ранее идеологии коллективизма, как парадигмы решения проблем взаимосвязи человека и общества, изжившие себя в XX веке, оставили людей без ценностных ориентиров и жизненных смыслов и породили мировоззренческую дезориентацию. Ситуация жизненной неопределенности и мировоззренческой дезориентации требует поиска новых способов формирования мировоззрения, в котором будут найдены цели и перспективы жизни людей с учетом происходящих сегодня социальных процессов и которое будет отличаться цельностью и устойчивостью взаимосвязи человека и мира.
1 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24
Формирование целостного мировоззрения осложняется, по нашему мнению, не только отжившими теориями, но и еще некоторыми обстоятельствами. Во-первых, мощным потоком информации, в котором очень трудно, даже при современной цифровой технологии, найти структурную канву, дающую возможность построить логически стройную систему мировоззрения, привести к единому знаменателю знания по самым разным направлениям науки и конкретным ее темам. Еще более осложняют положение вопросы о ценности социальных поступков, идей, фактов, разного рода программ, теорий, обосновывающих перспективы развития мира и человеческого общества. Более того поток информации затрудняет ее усвоение и не приводит к подлинному знанию. В результате формирование осмысленной мировоззренческой системы не облегчается, а серьезно осложняется.
Во-вторых, под натиском объема и широты информации, усиливающейся ее релятивности появился постмодернистский плюрализм подходов и решений в жизненной, мировоззренческой позиции, которая освобождает людей от поиска объективной, устоявшейся истины. Движение все - конечная цель ничто. Однако находиться постоянно в состоянии движения, которое еще со времен Зенона Элейского обозначено как проблема или некая неопределенность, жизненно некомфортно. Возникает желание получить постоянство, или, во всяком случае, некоторую устойчивость. Древняя философская проблема приобретает новое значение и актуальность. В нашем понимании она разворачивается в проблему внутренне цельного мировоззрения.
Любое представление о мире является культурно детерминированным. В сложном и многомерном понятии «культура» мы выделяем ее значение «как особого, присущего только человеку, способа жизнедеятельности, особого образа жизни, выделяющего его в природе и дающего ему возможность применить природные условия жизни для своего развития и совершенствования многообразных общественных форм организации его жизни»2. В культуре как явлении весьма важном для образования и функционирования общества выделяются два наиболее существенных компонента: философия - светская мировоззренческая основа культурологических форм жизнедеятельности. Второй компонент - религия как религиозная мировоззренческая основа духовных форм жизнедеятельности. Современное положение человека общества заставляет искать новые способы не противопоставления философии и религии ,как это было в истории общества, а, наоборот, их синтеза и взаимоподдержки.
Да, проблема человека всегда являлась и можно считать будет являться основной проблемой философии в любых ее направлениях и интерпретациях. Человек в мире - вот рефрен всех философских исследований и в этом плане актуальность исследования ценностных ориентаций человека несомненна. Ее значение в наши дни возрастает с новой силой, ибо многие факторы условий жизни человека, его места в мире и в обществе, его предназначение и судьба (будущее) воспринимаются по-разному и не всегда в пользу человеку. В связи с этим широко обсуждается феномен деантропологизации, «умирания» или «исчезновения» человека (П.С. Гуревич, Б.Г. Юдин, В.А. Кутырев, А.Г. Дугин, и др.), «антропологической катастрофы», связанный с проблемой «размывания» границ человеческой природы и утраты самого сознания «человеческого» в современной культуре. К сожалению, через многие века своей борьбы за существование, и сегодня присутствует озабоченность жизненным состоянием человека, выраженным в осознании его трагической покинутости, одиночества, заброшенности и «умаленности».
Из всех человеческих навыков и способностей мировоззрение, как кажется на первый взгляд, представляется наиболее легко возникающим и довольно легко изменяемым свойством человека. Но это на первый взгляд, в жизни мировоззрение человека формируется весьма непросто и даже сложно. Оно представляется неким срезом всех факторов жизни. На мировоззрение влияет экономическая ситуация, стечение обстоятельств, взаимные отношение окружающих людей, настроение и даже погода. Но методологиче-ская(цементирующая) основа мировоззрения в философии или в религии. Мировоззрение - это отражение мира в сознании человека, это общий взгляд человека на мир и его место в нем, вырабатывающее определенные ценности, нравственные нормы его дея-
2 Стрельцов А.С. Великое служение русской религиозной философии. Калуга: КГУ, 2009. - С. 89.
тельности, образа жизни людей и формирующее в общих границах соответствующий путь развития общества.
Существуют четыре основных мировоззренческих аспекта, формирующих целостное, системное мировоззрение: мир (сущность мира, его происхождение и формы существования), человек (происхождение и сущность человека, его место в мире и обществе), взаимодействие человека и мира и его отношение к миру (познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение, формирующие образ жизни человека и направление развития общества). Первые три аспекта выполняют познавательную функцию, а четвертый - ценностно-ориентационную. Для формирования целостного мировоззрения необходимо четко понимать все вышеназванные аспекты, ибо все они взаимосвязаны и выстраиваются в единую мировоззренчески целостную систему.
Вот почему цельное мировоззрение является одним из важнейших условий нормальной жизни человека. "Человеку необходимо иметь цельное представление о мире, он не может ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, писал С.Н. Булгаков в начале прошлого века, - пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели"3. Многообразие явлений, входящих в мировоззрение можно подвести под одну черту только на основе какой-либо философии, которая как некий инструмент дает нам возможность подвести эту черту. От нее очень многое зависит в жизни человека и в жизни человека в обществе. Место человека в мире и в обществе, отношение человека к миру и к обществу в большой степени зависят от мировоззрения человека, а оно в свою очередь зависит от философии или религии.
Таким образом, мировоззренческая ситуация настоящего времени характеризуется прежде всего дискретностью взглядов человека на мир, а духовный кризис начала XXI века проявляется в отсутствии целостного мировоззрения как одной из характеристик зрелости общества.
Построение цельного мировоззрения возможно на основании изучения широкого круга научной литературы. Однако, выполняя свою онтологическую функцию, поиска единства в многообразии форм бытия человека, философия сокращает путь к формированию единой научной картины мира. В этой связи особенно интересны и важны источники из русской философии: С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, В.С. Соловьева, И.А. Ильина, С.Л. Франка. Идеи «ценностного измерения человека» в русской культуре исследовалась в трудах И.В. Киреевского, В.Ф. Эрна, Г.Г. Шпета и других. Русская религиозная философия и по сей день является серьезным примером и источником миропонимания современного человека. На этом фоне идей очень хорошо смотрится религиоведческая проблема «верующего человека». В решении её «универсальность и всеобъемлемость религии дает ей возможность преодолеть традиционную дихотомию ума и чувства. Религия устанавливает связь между умом и сердцем, между мнением человека и его поступками»4.
По мнению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, современному мировоззрению характерны ценностный вакуум и отсутствие точек опоры, о чем свидетельствуют происходящие акты агрессии против Церкви. Культурным ядром, цивилизационным кодом, доминантой жизни русского народа названы понятия святыни, святости и священного.
Также Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддерживает мнение о важности нравственного измерения в общественных отношениях, так как нравственность - это внутренний посыл к общежитию, духовная скрепа, соединяющая людей, ценностное фундаментальное понятие, без которого распадается общество. Однако представляется необходимым заметить, что социально-нравственное мировоззрение - это уступка, безрелигиозному мышлению, цель которой не заместить, а частично восполнить существующий вакуум. Вне фундамента религиозных ценностей любой социальный договор, основанный на правовых или этических нормах, превращается во временное перемирие, хотя и нельзя не признать, что вера современного человека базируется на рассудочном понимании общечеловеческих ценностей.
3 Булгаков С.Н. "Основные проблемы теории прогресса / / Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1993. - С. 47.
4 Стрельцов А.С. Педагогическая ценность внутренней цельности мировоззрения.// Известия Смоленского государственного университета .№2. Смоленск, 2012. - С.245.
Серия Философия. Социология. Право. 2013. № 9 (152). Выпуск 24
Сегодня со стороны критиков религии, да и внутри сообщества верующих общества особое беспокойство вызывает возможность сращивания Церкви и государства. Патриарх говорит о мифичности этих страхов и представляет их исключительно как мировоззренческую позицию, выдуманную для критики Церкви. В подтверждение своих слов, Глава Русской Православной Церкви приводит Основы социальной концепции Русской Церкви, в которой Церковь защищает свою автономию. Церковь считает, что только свободная Церковь имеет возможность духовно влиять на людей, что всякое сращивание, всякая клерикализация архиопасна для проповеди.
Проблема современного общества заключается в том, что потеряно убедительное основание целостности изучаемого явления. Многообразие явлений, входящих в мировоззрение, можно подвести под одну черту только на основе философии или религии как цементирующих основ мировоззрения. Необходимо напомнить, что целостность - это свойство объектов, имеющих сложную внутреннюю структуру. Причем целое - это не просто сумма частей, а нечто единое, характеризующееся новыми свойствами, это новый иерархический уровень организации объекта. Целостный человек - это человек, имеющий целостное мировоззрение, понимающий всеобщие законы природы и следующий им, сознающий себя частью окружающего мира.
Если в европейской философии принято ставить водораздел между философским и религиозным понимание мира, то в русской философии постулирован объединяющий синтез того и другого, с преобладающим началом религии Православия. Таким образом, религия приобретает функцию методологического основания в философии, в которой выражено единство онтологического, антропологического и феноменологического подходов к исследованию мировоззрения. А мировоззрение предстает особым способом включения человека в мир, который представляет собой объединение мира внешнего и мира внутреннего, а также способом создания жизненно значимых для человека смыслов и ценностей.
Для поиска объединяющих (целостных) форм мировоззрения обратимся к анализу некоторых идей русской религиозной философии с целью раскрытия выраженности в них единства онтологического, антропологического и аксиологического подходов к разрешению проблемы целостного мировоззрения.
В теоретических концепциях русских религиозных философов основополагающую роль играет идея единства мира как гармоничного целого. Мир трактуется как все сущее. Эта идея чрезвычайно важна в плане рассматриваемой проблемы, так как в ней находит свое выражение онтологическая составляющая мировоззрения личности. Онтологическим принципом, связующим все сущее, выступает идея всеединства. В философии Вл. Соловьева всеединое представлено абсолютной единораздельной целостностью бытия. Идея всеединства позволяет рассматривать мир и лежащие в его основе закономерности как единое целое, как единство всего во всем. По Соловьеву, первенство бытия принадлежит не отдельным частям, а целому, безусловное первоначало и источник всякого бытия есть абсолютная целостность всего сущего, т.е. Бог. Соловьев говорит о единстве идеального и материального, материального и духовного мира. Это положение представляет принципиальную значимость в плане разрешения проблемы формирования целостного мировоззрения, так как указывает на неразрывную связь его онтологической и гносеологической сторон5.
Сила религиозного мировоззрения, по Соловьеву, в том, что религия дает истинное воссоединение человека и мира. В центре этого философского учения лежит положение о вере как акте духа. Существование всего окружающего нас мира может утверждаться только актом веры. Философия превращает предмет веры в систематическое знание посредством мышления о нем. Философия религии имеет своей задачей дать систематическое знание о существовании мира через Бога, через религию, дающую нам знания о Боге. В этом онтологическое отличие и обоснование русской философии6.
5 См. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве / / Соловьев В,С. Сочинения в двух томах. М., 1989. Т.2. -С.5-174.
6 Там же.
Если у С.Л. Франка важным постулатом является идея осмысления бытия общества, а потом осмысление бытия человека, то у Н. А. Бердяева - наоборот: бытие общества познается через первенство человека перед обществом. В этих теориях выражена установка на онто-антропологическую составляющую мировоззрения личности, определяющую место человека в мире. Но главное в том и другом варианте то, что человек гармонично связан с миром, образует с ним неразрывное единство и эта связь только посредством религиозного мировоззрения, которое и способно быть основой целостности мира. В чем и состоит самый значимый вывод для осуществления задач построения лучшего общественного устройства.
В русской религиозной философии идеалом человека выступает духовная творческая свободная личность, осознавшая свою ответственность перед миром и человечеством, постоянно стремящаяся к обретению единства и гармонии с ним. Одним из способов духовного совершенствования человека, которое ведет его к единению с миром, религиозные философы считают православную этику. Этические идеалы основываются на высшем духовном единстве человека и Бога, человека и мира. Вместе с тем, в данном контексте появляется опасность свести религиозное мировоззрение к варианту этики. Этические идеалы религиозных философов основываются на идее Богочеловечества. Воплощение есть не единичный факт, а постоянный процесс, происходящий в душе человека и ведущий все человечество к спасению. Богочеловечество заключается в становлении свободно-разумной личности, отрицающей в себе злую волю, осознающую себя частью универсальной личности, постоянно соотносящейся с ней. В этом выражается аксиологическая составляющая мировоззрения. Русская религиозная философия придает нравственным чувствам особую значимость и пытается найти свой свод правил поведения, построенный на единстве веры, знаний и традиций русского народа. По убеждению Соловьева, в нравственности мы находим реальные переживания действительности, против которых бессильны всякие отвлеченные рассуждения. Разум и слово - формальное условие включения человека в процесс становления всеединства, а содержание деятельности человека задают уже такие чувства, как стремление к истине, общему благу, красоте. Все эти понятия объединены одной категорией - «любовь», являющейся неотъемлемой частью духовности. Только религиозное творчество, исполненное внешне нелогичной беспричинной любовью к окружающему миру способно преодолеть противоречия, порожденные социумом и природой.
Русская религиозная философия как и подобает любой философии по-своему ставила вопрос о познании мира. Иван Киреевский вводит понятие «живознания» как единения веры и знания в целях получения истинного, полного познания. Истина в конечном счете дается только посредством внутреннего осознания и сопереживания. Таким образом гносеология у русских религиозных философов предстает частью онтологии.
Таким образом, принципиальная значимость идей русской религиозной философии для исследования целостности духовного бытия человека состоит в том, что в ней выражено единство антропологической, онтологической и аксиологической составляющих мировоззрения личности. Обращаясь к русской философии, мы получаем теоретический источник и методологическую канву для формирования целостной личности. «Сегодня, - сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,- я думаю, все те, кто затевал эти провокации, убедились в том, что перед ними не безликая масса тихого, аморфного большинства, а народ, который способен защищать свои святыни»7.
1. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
2. Стрельцов А.С. Великое служение русской религиозной философии. Калуга: КГУ, 2009.
3. Булгаков С.Н. "Основные проблемы теории прогресса // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1993. С. 46-94.
4. Стрельцов А.С. Педагогическая ценность внутренней цельности мировоззрения.// Известия Смоленского государственного университета .№2. Смоленск, 2012. С.237-246.
Список литературы
319 с.
7 Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси.
5. Соловьев В.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М., 1989. Т.2. С.5-174.
ABOUT SOME MODERN PROBLEMS OF FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS IN PUBLIC CONSCIOUSNESS OF RUSSIA THROUGH THE PRISM OF RUSSIAN RELIGIOUS PHILOSOPHY
O.V. SENINA
Kaluga state university ofK.E.Tsiolkovsky
e-mail: [email protected]
The urgency of a problem of formation of integral outlook of the personality locates in article. The author gives reason for legitimacy of a choice of fundamental ideas of Russian religious philosophy as the methodological basis of permission of this problem. The methodological potential of ideas of Russian religious philosophy reveals in the maintenance of the ontologic, gnoseological and aksiologichesky parties of outlook. In work the theoretical source and a methodological outline for formation of the complete personality are defined.
Key words: outlook, integrity of outlook, culture, Russian religious philosophy.