ЗЕМЕЛЬНОЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ПРАВО
Л. Г. Клюканова*
О некоторых семантических характеристиках понятия «право лесопользования» как вида права природопользования и формы реализации права на доступ к природным ресурсам
Аннотация. В статье рассматриваются содержание и взаимосвязь понятий «право природопользования», «право лесопользования», «право на доступ к природным ресурсам». Исследуется понятие «право природопользования» в качестве одного из основных институтов в теории науки экологического права, его характеристики и виды. Анализируется содержание понятия «право лесопользования» — особого вида права природопользования.
Ключевые слова: право природопользования, право лесопользования, право на доступ к природным ресурсам.
001: 10.17803/1994-1471.2016.63.2.110-118
Исследуя понятие «право природопользования», которое при первом приближении к проблеме представляет собой совокупность всех установленных нормами действующего законодательства форм воздействия человека на окружающую среду в целях удовлетворения экономических, социальных и культурных потребностей общества и личности, следует отметить многозначность и сложность этой правовой категории.
«Право природопользования» может быть рассмотрено в разных аспектах:
— в качестве совокупности правовых норм, регулирующих механизм использования природных ресурсов и полезных для человека свойств окружающей природной среды — экологических, экономических, культурных, оздоровительных1;
— в качестве правового института; в качестве одного из объектов науки экологического права;
— в качестве формы общественного производства;
— в качестве правоотношения;
1 Петров В. В. Экологическое право России : учебник для вузов. М. : БЕК, 1995. С. 143.
© Клюканова Л. Г., 2016
* Клюканова Лариса Геннадьевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета [1оптаг13@та1! . ги]
199026, Россия, г. Санкт-Петербург, В. О., 22-я линия, д. 7
— в качестве совокупности прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов2 . Кроме того, в ряде исследований право природопользования трактуется как естественное неотчуждаемое право человека3, как конституционное экологическое право гражданина4, в других же случаях — как его неконституционное право5. Интересен также подход, в соответствии с которым право природопользования рассматривается как включающее в себя объективное право, состоящее из системы правовых норм, регулирующих отношения природопользования, и субъективное право на использование природного ресурса6 .
Особенно же значимо для нашего исследования то, что проблематика реализации права природопользования в современных условиях рассматривается в первую очередь в качестве социальной задачи государства7, особенно в контексте рассуждений о многоцелевом и эффективном, неистощительном и рациональном природопользовании. При этом содержание и реализация права природопользования определяется совокупностью всех прав и обязанностей его субъектов. Таковыми могут являться российские граждане и их объединения, органы государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов, органы местного самоуправления (при этом
публичные образования, реализуя свои функции собственника, в целом, как правило, не осуществляют правомочия использования природных ресурсов — они предоставляют их в пользование другим субъектам права), совместные предприятия с участием российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранные граждане и организации8, иностранные государства, международные организации. Объем прав и обязанностей названных субъектов различен и регламентируется нормами действующего законодательства.
По объектному составу выделяют несколько видов права природопользования: право недропользования, водопользования, лесопользования, землепользования, пользования атмосферным воздухом, пользования объектами животного мира и пр.9 Предметом данного исследования является право лесопользования — особый вид права природопользования, который связан с использованием и охраной лесов (в первую очередь лесов, произрастающих на разных категориях земель, и земель лесного фонда), может осуществляться как с предоставлением лесных участков, так и без такового, а также с изъятием или без изъятия лесных ресурсов и требует установления особого правового режима10. Право лесопользования может быть рассмотрено как обеспеченная законом возможность эксплуатации (в первую
2 Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право. М. : Эксмо, 2005. С. 382 ; Брин-чук М. М. Экологическое право. М. : Юристъ, 2004. С. 159.
3 Никишин В. В. Доступ к природным ресурсам: концепции правового регулирования // Петербургский юрист. 2014. № 3. С. 56.
4 Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ / под ред. д. ю. н., проф. О. Л. Дубовик. СПС «ГАРАНТ», 2010.
5 Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для выс. юрид. учеб. заведений. М. : Юристъ, 1998. С. 132-135.
6 Дубовик О. Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 382 ; Бринчук М. М. Экологическое право. М. : Юристъ. 2004. С. 382 ; Никишин В. В. О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей // Экологическое право. 2014. № 1. С. 17-21.
7 Боголюбов С. А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. № 10. С. 7-8.
8 О правах иностранных граждан и юридических лиц см., например: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. А. А. Ялбулганова. СПС «ГАРАНТ», 2010.
9 Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С.382.
10 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации». П. 4 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 3. Ст. 429.
очередь хозяйственной) лесов в качестве природных объектов и ресурсов11 и извлечения из них полезных свойств и доходов12. При этом наиболее обсуждаемой в научных исследованиях в настоящее время является точка зрения, в соответствии с которой все виды использования лесов подразделяют на «лесопользование» и «землепользование»13
Нормами действующего законодательства установлены правила реализации права общего и права специального природопользования, классифицируемых сообразно критериям: основания возникновения, статус субъекта права природопользования14 .
Право общего природопользования возникает непосредственно из нормативных правовых актов15; характеризуется личностным характером пользования;связано с реализацией права человека на благоприятную окружающую среду16; не связано с необходимостью предварительного осуществления субъектом природопользования каких-либо юридических действий; характеризуется также преимущественно отсутствием специальных ограничений (хотя в ряде случаев условия и пределы общего природопользования все же устанавливаются), отсутствием необходимости применения специальных технических средств и технологических устройств; носит бесплатный характер.
Право специального природопользования характеризуется значительным воздействием на окружающую среду; экономическим
и хозяйственным интересом осуществляющего его субъекта17; определением правового статуса субъекта природопользования; необходимостью в специальном юридическом оформлении этого права; выделением природных объектов или их частей в обособленное пользование соответствующим субъектам; существованием, как правило, необходимости в применении специальных технологических средств при освоении природных ресурсов; установлением правил и ограничений использования ресурсов; возмездным характером такого вида природопользования.
Небезынтересным представляется исследование соотношения содержания терминов «право природопользования» и «право на доступ к природным ресурсам». Известная сложность анализа понятия «право на доступ к природным ресурсам» касается субъектного состава носителей данного права. В теории науки экологического права рассматривается проблематика права на доступ к природным ресурсам общества и населения (а также проблема обеспечения публичных интересов при этом18); проблема реализации гарантий доступа к природным ресурсам юридических лиц19; но приоритетным является исследование содержания права граждан на доступ к природным ресурсам. При этом отмечается, что данное право в большей степени принадлежит человеку, нежели гражданину, и является одним из составляющих компонентов еще одного пра-
11 Под лесными ресурсами принято понимать преимущественно экономическую составляющую содержания понятия «лес» — т.е. пригодность для эксплуатации, вовлечения в хозяйственную деятельность и извлечения полезных свойств (см.: Яковлева Т. А. Объективные и субъективные признаки административных правонарушений в области лесопользования // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 29-32). При этом высказывается опасение, что в спорных ситуациях «лес» будет пониматься не как экологическая система, а именно как природный ресурс (см.: ЧураковД. Новеллы в регулировании лесопользования // Законность. 2007. № 8. С. 41-43).
12 Горбовой В. Ф. Лесное право. Свердловск, 1977. С. 23.
13 Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М. : Волтерс Клувер, 2009. С. 124.
14 См.: Голиченков А. К. Экологическое право России : словарь юридических терминов. М. : Городец, 2008. С. 275.
15 См.: Бринчук М. М. Экологическое право. М. : Юристъ, 2004. С. 162.
16 См.: Дубовик О. Л., КремерЛ., Люббе-Вольфф Г. Указ. соч. С. 383.
17 Ерофеев Б. В. Экологическое право России : учебник. Изд. 2-е. М. : Юристъ, 1996. С. 188.
18 Васильева М. М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование) // Журнал российского права. 2012. № 3. С. 7.
19 Никишин В. В. Доступ к природным ресурсам. С. 60.
ва — права на развитие, трактуемого в контексте реализации концепции устойчивого развития, определяемой нормами международного права20. Право граждан на доступ к природным ресурсам основано на ст. 9 Конституции РФ21, согласно которой использование и охрана природных ресурсов осуществляются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующих территориях. С одной стороны, в содержание понятия «право граждан на доступ к природным ресурсам» возможно включить и право на равный и справедливый доступ к природным ресурсам как к природному капиталу общества и государства, а также право свободного доступа к природным ресурсам для удовлетворения личных потребностей граждан22. С другой стороны, при том, что «право на доступ к природным ресурсам» предусматривает определенную свободу природопользования и личностный характер такового, оно не может носить абсолютного характера23 с позиций прямо установленных законодательными нормами форм регулирования природопользования, а также и специальных ограничений в целях обеспечения публичных интересов или интересов граждан. Кроме того, рассуждая о возможности реализации права на равный доступ к природным ресурсам, следует иметь в виду, что таковое не подразумевает автоматической возможности любого лица получить любой природный объект в пользование: такой принцип регулирования общественных отношений, как принцип
абсолютной общедоступности всех природных ресурсов24, в нормах действующего законодательства не содержится25, а режим использования природных объектов воплощен в содержании понятия «право природопользования» (в частности, общего и специального). Право природопользования, таким образом, может быть рассмотрено и в качестве самостоятельного права соответствующих субъектов на доступ к природным ресурсам и в качестве одного из механизмов реализации права на доступ к таковым.
Исходя из вышесказанного, содержание понятия «право на доступ к природным ресурсам» шире по своему содержанию, чем содержание понятия «право природопользо-вания»26, это право может осуществляться надлежащими субъектами свободно в одних случаях и требовать специального юридического оформления — в других.
Правовой механизм, призванный обеспечить реализацию права общего лесопользования, содержится в нормах лесного законодательства. Согласно ч. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ27 (далее — ЛК РФ) граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов. Интересно, что указанное право в научных исследованиях рассматривается вариативно: как
20 Ергобек Ш. Экологические права человека и право иностранных инвестиций // Соотношение права иностранных инвестиций и экологического права : сб. статей / под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трун-ка. М. : Норма, 2012. С. 54.
21 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
22 Тихомиров М. Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. 2007. №2. С. 10.
23 Васильева М. М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование). С. 7.
24 При этом, разумеется, высказываются и другие мнения. Так, существует тезис об «общедоступности лесов» для граждан (см.: Петрунин В. В. Усиление мер ответственности за нарушение норм лесного законодательства // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2008. № 11. С. 42-47).
25 См.: Тихомиров М. Ю. Указ. соч. С. 10-11 ; Васильева М. М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотраслевое обоснование). С. 8.
26 Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. 2012. № 8. С. 41-42.
27 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Российская газета. 8 декабря 2006 г.
28 Васильева М. И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. 2007. № 9. С. 111, 116.
право общего лесопользования 28 ; в качестве лесного сервитута (права ограниченного пользования чужими лесными участками)29; в ряде случаев — как право рекреационного природопользования, т.е. составного элемента комплексного права на благоприятную окружающую среду30; или даже как ограничение права собственности в пользу всех лиц31. Отмечается личный потребительский интерес права общего лесопользования, а также подчеркивается наличие признака свободы природопользования при его реализации32
Право общего лесопользования по своему содержанию вполне коррелирует с положениями ч. 1 ст. 262 Гражданского кодекса РФ33, предоставляющей гражданам право свободно, без каких-либо разрешений, находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Только в ряде исключительных случаев пребывание граждан в лесах может быть запрещено или ограничено — например положениями, содержащимися в п. 4 и 5 ст. 11 и ст. 53.5 ЛК РФ. Основания ограничения пребывания граждан в лесах вытекают или из специфики правового режима земель, на которых расположены леса, или же из необходимости обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также обеспечения безопасности граждан при выполнении работ, а запрещение пребывания граждан в лесах допускается по крите-
рию категориальной принадлежности земель, на которых расположены леса (например, земли обороны и безопасности или земли особо охраняемых природных территорий)34
При реализации права общего лесопользования, согласно ч. 2 ст. 11 ЛК РФ, на граждан возлагается обязанность соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами, не допускать поломки, порубки деревьев и кустарников, засорения и загрязнения лесов35. Данная обязанность основана в значительной степени на обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам, установленной нормой ст. 58 Конституции РФ. При этом содержание такой обязанности включает в себя как правовую, так и морально-этическую составляющие36
Весьма важным и распространенным видом права лесопользования является специальное лесопользование, которое, согласно ст. 9 ЛК РФ, связано с удовлетворением экономических интересов и более значительным воздействием на окружающую среду, оно нуждается в юридическом оформлении — это касается в первую очередь оформления права пользования лесными участками. Лесные участки используются на праве постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, праве ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитуте), праве аренды лесных участков, а также на праве безвозмездного срочного пользования лесными участками. Названные права возникают, реализуются и прекращаются по основаниям и в порядке,
29 См.: Малеина М. Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 6. С. 30-31 ; Она же. Публичные сервитуты // Законодательство. 2004. № 4. С. 8 ; Быковский В. К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ // Юрист. 2007. № 2. С. 51-52.
30 Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Г. Жариков [и др.] ; под ред. С. А. Боголюбова. М. : Проспект, 2010. С. 27.
31 Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.) / вступ. ст. Е. А. Суханова. М. : Спарк, 1995. С. 176.
32 Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации). С. 41-42.
33 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Российская газета. 8 декабря 1994 г.
34 Васильева М. И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. 2012. № 1. С. 22.
35 См.: Бринчук М. М. Экологическое право. М. : Юристъ, 2004. С. 164 ; Тихомиров М. Ю. Указ. соч. С. 7-8.
36 Бринчук М. М. Экологическое право. М. : Юристъ, 2004. С. 140.
которые установлены лесным, гражданским и земельным законодательством^ предусматривают соответствующие права и обязанности для лиц, осуществляющих лесопользование.
Цели и виды использования лесов определяются в ст. 25 ЛК РФ, а ограничения использования лесов — в ст. 27 ЛК РФ. При этом право специального лесопользования может быть связано не только с использованием лесных участков, но с использованием расположенных на них лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан (п. 1 ст. 16 ЛК РФ)37, чаще всего, впрочем, принимаемых законодателем во внимание как полезное (или даже вторичное) свойство земельного участка, отнесенного к соответствующей категории земель38. Таким образом, использование лесов (согласно ч. 1 ст. 24 ЛК РФ) может осуществляться как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков. Так, без предоставления в пользование лесного участка осуществляется заготовка древесины по договору купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Названный договор обладает определенными специфическими признаками, которые позволяют обрисовать его как совершенно уникальный правовой
механизм39, характеризующийся значительным удельным весом публично-правового ре-гулирования40, — он может быть рассмотрен как надлежащим образом урегулированная нормой права форма доступа к лесным насаждениям, расположенным на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности; как форма осуществления права природопользования, а именно право пользования лесами без предоставления лесного участка в пользование; как вид специального лесопользования, но не вид использования лесного участка41
Кроме того, согласно ст. 6 ЛК РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на землях иных категорий. Это порождает необходимость формирования для них специального правового режима (использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются) и предопределяет особенности реализации права лесопользования.
Таким образом, исследование понятия «право лесопользования» требует применения междисциплинарного и экосистемного подходов для наиболее точного определения его содержания и значения как особого вида
37 К сожалению, данное определение лесных насаждений не учитывает того, что в состав лесного фитоценоза входят древостой, подрост, подлесок и живой напочвенный покров (см.: приказ Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203. ОСТ-56-108-98. Лесоводство. Термины и определения. М. : ВНИЦлесресурс, 1999). Кроме того, важно, что для более объективной дифференциации деревьев в теоретических исследованиях и на практике для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов используют таксационные показатели. В настоящее время таксация лесов в Российской Федерации проводится методом классов возраста (ст. 61 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // Российская газета. 5 августа 2012 г.).
38 Ряд исследователей отмечают тенденцию постепенной замены понятия «лес» на «лесной участок» (см.: КрассовО. И. Право собственности на землю в странах Европы. М. : Норма, Инфра-М, 2014. С. 274). Кроме того, можно заметить, что такое положение в целом отвечает смыслу и содержанию п. 2 ст. 261 ГК РФ, в соответствии с которым, если иное не установлено законом, то право собственности на земельный участок распространяется и на находящиеся на нем растения (которые согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ не рассматриваются как объекты недвижимости). А сообразно ст. 7 ЛК РФ лесной участок, по сути, является земельным участком, в отношении которого устанавливается особый правовой режим и осуществляется лесоустройство.
39 См.: ПуряеваА. Ю., Пуряев А. С. Лесное право. М. : Деловой двор, 2009. С. 79.
40 Козлов Д. В. Совокупный (комплексный) правовой режим лесных участков : монография. СПС «ГАРАНТ», 2013 .
41 См.: приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины». П. 3 // Российская газета. 20 января 2012 г.
права природопользования. Многозначность и многоаспектность содержания термина «право природопользования» и специфика правового режима использования лесов способствуют формированию уникальной правовой катего-
рии «право лесопользования», которая призвана обеспечить удовлетворение запросов индивидов и государства в рамках многоцелевого, неистощительного и жизнеобеспечивающего режима использования лесов.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Боголюбов С. А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. — 2013. —
№ 10. — С. 5-13.
2 . Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для высш. юрид. учеб. за-
ведений. — М. : Юристъ, 1998. — 688с.
3 . Бринчук М. М. Экологическое право. — М. : Юристъ, 2004. — 670с.
4 . Быковский В. К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. — М., Вол-
терс Клувер, 2009. — 220 с.
5 . Быковский В. К. Лесные сервитуты в новом Лесном кодексе РФ // Юрист. — 2007. — № 2. — С. 51-52.
6 . Васильева М. М. Право граждан на доступ к природным ресурсам (общетеоретическое и межотрас-
левое обоснование) // Журнал российского права. — 2012. — № 3. — С. 5—14. 7. Васильева М. И. Право граждан на доступ к природным ресурсам (проблемы реализации) // Журнал российского права. — 2012. — № 8 . — С. 41—49.
8 . Васильева М. И. Пребывание граждан в лесах // Аграрное и земельное право. — 2007. — № 9. —
С. 111-119.
9 . Васильева М. И. Пребывание граждан в лесах (свобода и ограничения) // Экологическое право. —
2012. — № 1. — С. 20-25.
10 . Голиченков А. К. Экологическое право России : словарь юридических терминов. — М. : Городец,
2008. — 429 с.
11 . Горбовой В. Ф. Лесное право. — Свердловск, 1977. — 48 с.
12 . Дубовик О. Л, КремерЛ, Люббе-Вольфф Г. Экологическое право : учебник. — М. : Эксмо, 2005. — 768 с.
13 . Ергобек Ш. Экологические права человека и право иностранных инвестиций // Соотношение права
иностранных инвестиций и экологического права : сборник статей / под ред. А. Алиева, С. Крупко, А. Трунка. — М. : Норма, 2012. — 272 с.
14 . Ерофеев Б. В. Экологическое право России : учебник. — Изд. 2-е. — М. : Юристъ, 1996. — 624 с.
15. Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / С. А. Боголюбов, М. И. Васильева, Ю. Г. Жариков [и др.] ; под ред. С. А. Боголюбова. — М. : Проспект, 2010. — 400 с. 16 . Крассов О. И. Право собственности на землю в станах Европы. — М. : Норма: Инфра-М, 2014. — 400 с. 17. Малеина М. Н. Публичный лесной сервитут // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2011. — № 6. — С. 30—37.
18 . Малеина М. Н. Публичные сервитуты // Законодательство. — 2004. — № 4. — С. 8-16.
19 . Никишин В. В. Доступ к природным ресурсам: концепции правового регулирования // Петербургский
юрист. — 2014. — № 3. — С. 56-63.
20 . Никишин В. В. О выборе надлежащего способа защиты прав природопользователей // Экологическое
право. — 2014. — № 1. — С. 17-21.
21 . Петров В. В. Экологическое право России : учебник для вузов. — М. : БЕК, 1995. — 557с.
22 . Петрунин В. В. Усиление мер ответственности за нарушение норм лесного законодательства // Фи-
нансовые и бухгалтерские консультации. — 2008. — № 11. — С. 42-47.
23 . Пуряева А. Ю., Пуряев А. С. Лесное право. — М. : Деловой двор, 2009. — 406 с.
24 . Тихомиров М. Ю. Основные новеллы лесного закона // Право и экономика. — 2007. — № 2. — С. 4-13.
25 . ЧураковД. Новеллы в регулировании лесопользования // Законность. — 2007. — № 8. — С. 41-43.
26 . Яковлева Т. А. Объективные и субъективные признаки административных правонарушений в обла-
сти лесопользования // Административное право и процесс. — 2013. — № 8. — С. 29-32.
ON SOME SEMANTIC CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT OF "THE RIGHT TO FOREST MANAGEMENT" AS AN ELEMENT OF THE RIGHT TO NATURAL RESOUCES MANAGEMENT AND THE FORM OF IMPLEMENTING THE RIGHT TO THE ACCESS TO NATURAL RESOURCES
KLYUKANOVA Larisa Gennadyevna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Environmental Protection of the Law Faculty of the St. Petersburg State University. [[email protected]]
199026, Russia, St.Petersburg, 22-liniya V.O., d.7.
Review. The article considers the content and interrelation of the concepts of "the right to natural resources management", "the right to forest management" and "the right to the access to natural resources". The author explores the concept of the "right to natural resources management" as one of the major institutions in the theory of environmental law, its characteristics and elements. The author also analyses the content of the concept of "the right to forest management" as a specific element of the right to natural resources management.
Keywords: right to natural resources management, right to forest management, right to access to natural resources.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Bogolyubov S. A. EHkologicheskij potencial Konstitucii // ZHurnal rossijskogo prava. — 2013. — № 10. —
S. 5-13.
2 . Brinchuk M. M. EHkologicheskoe pravo (pravo okruzhayushchej sredy) : uchebnik dlya vyssh. yurid. ucheb.
zavedenij. — M. : YUrist", 1998. — 688s.
3 . Brinchuk M. M. EHkologicheskoe pravo. — M. : YUrist", 2004. — 670s.
4 . Bykovskij V. K. Ispol'zovanie lesov v Rossijskoj Federacii: pravovoe regulirovanie. — M., Volters Kluver,
2009. — 220 s.
5 . Bykovskij V. K. Lesnye servituty v novom Lesnom kodekse RF // YUrist. — 2007. — № 2. — S. 51-52.
6 . Vasil'eva M. M. Pravo grazhdan na dostup k prirodnym resursam (obshcheteoreticheskoe i mezhotraslevoe
obosnovanie) // ZHurnal rossijskogo prava. — 2012. — № 3. — S. 5—14. 7. Vasil'eva M. I. Pravo grazhdan na dostup k prirodnym resursam (problemy realizacii) // ZHurnal rossijskogo prava. — 2012. — № 8 . — S. 41—49.
8 . Vasil'eva M. I. Prebyvanie grazhdan v lesah // Agrarnoe i zemel'noe pravo. — 2007. — № 9. — S. 111-119.
9 . Vasil'eva M. I. Prebyvanie grazhdan v lesah (svoboda i ogranicheniya) // EHkologicheskoe pravo. — 2012. —
№ 1. — S. 20-25.
10 . GolichenkovA. K. EHkologicheskoe pravo Rossii : slovar' yuridicheskih terminov. — M. : Gorodec, 2008. — 429 s.
11 . Gorbovoj V. F. Lesnoe pravo. — Sverdlovsk, 1977. — 48 s.
12 . Dubovik O. L., Kremer L, Lyubbe-Vol'ff G. EHkologicheskoe pravo : uchebnik. — M. : EHksmo, 2005. — 768 s.
13 . ErgobekSH. EHkologicheskie prava cheloveka i pravo inostrannyh investicij // Sootnoshenie prava inostrannyh
investicij i ehkologicheskogo prava : sbornik statej / pod red. A. Alieva, S. Krupko, A. Trunka. — M. : Norma, 2012. — 272 s.
14 . Erofeev B. V. EHkologicheskoe pravo Rossii : uchebnik. — Izd. 2-e. — M. : YUrist", 1996. — 624 s.
15. Kommentarij k Lesnomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / S. A. Bogolyubov, M. I. Vasil'eva, YU.
G. ZHarikov [i dr.] ; pod red. S. A. Bogolyubova. — M. : Prospekt, 2010. — 400 s. 16 . KrassovO. I. Pravo sobstvennosti na zemlyu v stanah Evropy. — M. : Norma: Infra-M, 2014. — 400 s. 17. Maleina M. N. Publichnyj lesnoj servitut // Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika. — 2011. — № 6. — S. 30-37.
18 . Maleina M. N. Publichnye servituty // Zakonodatel'stvo. — 2004. — № 4. — S. 8—16.
19 . Nikishin V. V. Dostup k prirodnym resursam: koncepcii pravovogo regulirovaniya // Peterburgskij yurist. —
2014. — № 3. — S. 56—63.
20 . Nikishin V. V. O vybore nadlezhashchego sposoba zashchity prav prirodopol'zovatelej // EHkologicheskoe
pravo. — 2014. — № 1. — S. 17—21.
21 . Petrov V. V. EHkologicheskoe pravo Rossii : uchebnik dlya vuzov. — M. : Bek, 1995. — 557 s.
22 . Petrunin V. V. Usilenie mer otvetstvennosti za narushenie norm lesnogo zakonodatel'stva // Finansovye i
buhgalterskie konsul'tacii. — 2008. — № 11. — S. 42-47.
23 . Puryaeva A. YU., PuryaevA. S. Lesnoe pravo. — M. : Delovoj dvor, 2009. — 406 s.
24 . TihomirovM. YU. Osnovnye novelly lesnogo zakona // Pravo i ehkonomika. — 2007. — № 2. — S. 4-13.
25 . CHurakov D. Novelly v regulirovanii lesopol'zovaniya // Zakonnost'. — 2007. — № 8. — S. 41-43.
26 . YAkovIeva T. A. Ob"ektivnye i sub"ektivnye priznaki administrativnyh pravonarushenij v oblasti
lesopol'zovaniya // Administrativnoe pravo i process. — 2013. — № 8. — S. 29-32.
Материал поступил в редакцию 20 мая 2015 г.