в выявленных ранее проблемных точках. Совершенствование информационных потоков.
Далее переходим на 5 этап поиска проблемных мест и усилением контроля за ними.
Таким образом, при планировании внедрении инноваций охватывающих деятельность большого количества подразделе-
Библиографический список
ний необходимо не только выстраивать теоретическую модель функционирования системы, но учитывать субъективные факторы внедрения, просчитывая их, делая частью разрабатываемой концепции, такой подход может существенно увеличить вероятность успешных инновационных преобразований в системе функционирования вуза.
1. Коноплина, Н.В. Системно-целевое управление развитием педагогического вуза: дис. ... докт. пед. наук. - Сургут, 2000.
2. Щербаков, Ю.И. Управленческая деятельность в современных образовательных учреждениях // Самостоятельная работа студентов в структуре современного профессионального образования: межвузовский сб. науч. статей. - М., 2010.
3. Тихонов, А.Н. Управление современным образованием: социальные экономические аспекты / А.Н. Тихонов, А.Е. Абрамешин, Т.П. Воронина, А.Д. Иванников, О.П. Молчанова. - М., 2005.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования. - Взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001; введ. 13.11.2009 - М., 2010.
5. Вагнер, Ю.Б. Совершенствование системы управления вузом на основе процессного подхода и автоматизации управления бизнес-процессами: дис. ... канд. эконом. наук. - М., 2011.
6. Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - М., 2004.
7. Владимиров, А.И. О стратегическом планировании в управлении в вузе. - М., 2012. - Вып. 10.
Bibliography
1. Konoplina, N.V. Sistemno-celevoe upravlenie razvitiem pedagogicheskogo vuza: dis. ... dokt. ped. nauk. - Surgut, 2000.
2. Therbakov, Yu.I. Upravlencheskaya deyateljnostj v sovremennihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh // Samostoyateljnaya rabota studentov v strukture sovremennogo professionaljnogo obrazovaniya: mezhvuzovskiyj sb. nauch. stateyj. - M., 2010.
3. Tikhonov, A.N. Upravlenie sovremennihm obrazovaniem: socialjnihe ehkonomicheskie aspektih / A.N. Tikhonov, A.E. Abrameshin, T.P. Voronina, A.D. Ivannikov, O.P. Molchanova. - M., 2005.
4. GOST R ISO 9001-2008. Sistemih menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. - Vzamen GOST R ISO 9001-2001; wed. 13.11.2009 - M., 2010.
5. Vagner, Yu.B. Sovershenstvovanie sistemih upravleniya vuzom na osnove processnogo podkhoda i avtomatizacii upravleniya biznes-processami:
dis. ... kand. ehkonom. nauk. - M., 2011.
6. Repin, V.V. Processnihyj podkhod k upravleniyu. Modelirovanie biznes-processov / V.V. Repin, V.G. Eliferov. - M., 2004.
7. Vladimirov, A.I. O strategicheskom planirovanii v upravlenii v vuze. - M., 2012. - Vihp. 10.
Статья поступила в редакцию 28.09.13
УДК 378
Bogatyreva M.H. SOME PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF THE DEVELOPMENT OF CREATIVE ABILITIES OF TEENAGERS. The article is devoted to the development of creative abilities of teenagers on the basis of folk art traditions. The author seeks to examine the educational potential of folk art traditions as a means of formation and development of creative abilities of teenagers.
Key words: creativity; ethnic socialization; popular culture; art traditions; modern school.
М.Х. Богатырева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский гос. университет
им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск, E-mail: [email protected]
О НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЦЕСКИХ ОСНОВАХ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей подростков на основе народных художественных традиций. Автором ставится задача рассмотреть воспитательный потенциал народных художественных традиций как средства формирования и развития творческих способностей подростков.
Ключевые слова: творческие способности; этническая социализация; народная культура; художественные традиции; современная школа.
Решая проблему развития творческих способностей учащихся подросткового возраста на основе народных художественных традиций, мы, прежде всего, должны сформировать у воспитанников правильное осмысление понятия «способности». Согласно определению В.С. Кузина, под способностями понимают те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности [1, с. 257].
Известно, что развитие творческих способностей человека лежит через воспитание творческого отношения к труду. В процессе реализации творческого отношения к труду вырабатываются те качества, без которых творчество невозможно. Умение человека комбинировать и преобразовывать ранее ему известные способы деятельности при решении поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу. Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; на-
личие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, любовью к фантазированию и т.д.). Детство - сенситивный период для творчества. Тем самым, воспитание творческого начала в ребенке состоит вовсе не в том, чтобы привносить в него это начало, а в том, чтобы не дать этому началу погибнуть в ходе неизбежного процесса социализации.
Одним из проверенных временем и признанных основ формирования и развития творческих способностей молодежи являются такие составляющие национальной культуры, как народные промыслы, трудовые занятия и игры. Не случайно одним из основных принципов реформы образования в России являются народность и национальный характер образования. Еще в свое время К.Д. Ушинский высоко оценивал воспитательный потенциал народной педагогики. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, - писал он, - имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях...» [2, с. 35, 161].
Этническая социализация личности, являясь процессом субъективным, происходит через усвоение этнокультурных цен-
ностей. На социализацию подростков огромное влияние оказывает духовный склад этноса, его менталитет. Народная педагогика всегда успешно решала задачу воспитания гражданина. Успех зависел от того, что процесс воспитания протекал в естественных условиях, в процессе социализации. Например, в памятниках педагогической культуры карачаевского народа глубоко отражены его жизненные потребности, в том числе опыт национального и общечеловеческого воспитания, пути преодоления национальных пережитков, укрепления дружбы между народами. В качестве действенного средства развития взаимопонимания, отношений сотрудничества, мира и дружбы между людьми народная педагогика использовала обогащение подрастающих поколений знаниями, умственное воспитание. Незнание, невежество народ всегда считал источником многих людских пороков, антиобщественного поведения.
Знания, соединенные с народными традициями и нравственным опытом, аккумулировали у детей и молодежи такие нравственные категории, как добродетель, гостеприимство, долг, честь, совесть, терпимость, сопереживание к ближнему, взаимопомощь, дружбу, сотрудничество. Как свидетельствует современный опыт воспитания, традиции народной педагогики в значительной мере утрачены. Устранение этих недостатков в воспитании - одна из задач современной школы.
Сегодня этнический фактор в общественной жизни обретает все большее теоретическое и практическое значение. Педагогический процесс в школах Северокавказского региона требует учета социокультурной ситуации в национальных республиках - гармонического сочетания культуры предков, национальных обычаев и традиций с достижениями мировой культуры. Школа должна воссоздать в каждом поколении народа его философию, широкий и творческий взгляд на мир, самобытную культуру, национальную психологию и характер, формировать тесные духовные связи с другими народами.
В течение XX столетия было написано много фундаментальных теоретических работ по народному искусству и народным художественным промыслам. Большим вкладом в науку о народном искусстве явились труды Богатырева Б.П., Богуславской И.Я., Вагнера Г.К., Василенко В.М., Салтыкова А.Б. и других отечественных ученых.
Некрасова М. А. выделяет в своем исследовании четыре формы бытования народного искусства в нашей стране, поскольку им соответствуют четыре слоя культурной традиции и соответствующие им функции.
К первой форме она относит народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породившими его национальным и социальными укладками. К нему относятся районы, где жив определенный комплекс понятий и представлений, унаследованных от предков, где продолжает сохраняться бытовая необходимость в создаваемых вещах. Эта форма бытования народного искусства как «родовая привилегия», связанная с традиционной культурой продолжает функционировать как синтез духовного и материального.
Вторая форма бытования народного искусства охватывает творчество единичных мастеров, сохраняющих художественный коллективный опыт традиции. Эта форма функционирует в силу потребности художественного самовыражения, как унаследованная художественная деятельность и в творчестве ряда современных мастеров прикладного искусства.
К третьей форме бытования народного искусства относятся промыслы, развивающиеся стихийно, с инициативы одного мастера, сохраняющего традицию, к которому присоединяются потом и другие мастера, образуя артель. Подобным образом возникли в России многие промыслы: Каргопольской, Филимо-
Библиографический список
новской, Абашевской расписной игрушки, росписи Полхова -Майдана, Жостова и др. В Карачаево - Черкесии такие кустарные промыслы были широко распространены в прошлых веках и занимались они производством бурок, седел, циновок, оружия, керамики, мебели. В настоящее время подобная форма бытования народного ремесла возрождается повсеместно.
Четвертая форма бытования народного искусства - это промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, механизацией подсобных работ и с профессионально - техническими школами, подготавливающими кадры [3, с. 23].
В России такая форма бытования народного искусства продолжает функционировать в ковровых ткацких производствах, росписи по дереву, вышивке, кружеве, керамике и чернения по серебру. В республиках Северного Кавказа она успешно развивается в Дагестане на Дербентской ковровой фабрике, в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии - по производству войлочных ковров и керамики и художественной обработки кожи. Для всех названных форм бытования народного искусства традиция и коллективность остаются главным законом их развития.
На основании проводимой нами работы, направленной на развитие творческих способностей учащихся мы можем констатировать следующее:
- наличие этнокультурного воспитания в личности человека является духовной и интеллектуальной основой успешного восприятия наиболее прогрессивных достижений мировой культуры;
- культурообразующий характер содержания процесса образования, ориентированный на возрождение прогрессивных достижений этнокультуры, в том числе художественных традиций, является одним из главных условий духовного оздоровления современного российского общества;
- такие методы формирования и развития творческих способностей учащихся как конструирование, макетирование и т.д. при соответствующей технологической модернизации, исходя из возможностей школы и потребностей современного общества, являются достаточно эффективными;
- эффективным и перспективным средством развития творческих способностей учащихся являются компьютерные технологии выполнения художественно-графических работ;
- широкое применение в учебном процессе современной школы, пришкольных изобразительных студий творческих встреч с мастерами искусств, народных художественных промыслов, педагогических бесед, выставок работ учащихся, творческих конкурсов и т. п. в значительной мере содействуют формированию и развитию творческих способностей подростков.
Классик русской педагогики В.Г. Белинский подчеркивал, что самобытность каждого народа заключается «в основном одному ему принадлежащем образе мыслей и взглядов на предметы, в религии, языке и более всего в обычаях. Эти обычаи состоят в образе одежды, прототип которой находится в климате страны, в формах домашней и общественной жизни, причина коих скрывается в верованиях, поверьях и понятиях народа. Все эти обычаи укрепляются и переходят из рода в род, от поколения к поколению как наследие потомкам от предков. Они составляют физиономию народа, и без них народ есть образ без лица, мечта небывалая и несбыточная» [4, с. 14-15].
Слова великого мыслителя могут быть приложены и к традициям воспитания, сложившимся на Северном Кавказе, в частности у карачаевцев и балкарцев. Педагогическим воззрениям этих народов присуще диалектическое единство, объясняемое общими чертами в их исторических судьбах, близостью социально - экономического уклада жизни, родством культур, обычаев и традиций.
1. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
2. Ушинский, К.Д. О народности в общественном воспитании: сб. соч. - М.; Л., 1998. - Т. 2.
3. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 1983.
4. Белинский, В.Г. Избр. пед. сочинения. - М., 1948.
Bibliography
1. Mudrik, A.V. Vvedenie v socialjnuyu pedagogiku. - M., 1997.
2. Ushinskiyj, K.D. O narodnosti v obthestvennom vospitanii: sb. soch. - M.; L., 1998. - T. 2.
3. Nekrasova, M.A. Narodnoe iskusstvo kak chastj kuljturih. Teoriya i praktika. - M., 1983.
4. Belinskiyj, V.G. Izbr. ped. sochineniya. - M., 1948.
Статья поступила в редакцию 28.10.2013