Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕДУРНЫХ МОМЕНТАХ И ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)'

О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕДУРНЫХ МОМЕНТАХ И ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качество / эффективность / система / квота / оценка знаний / сертификация / национальная система / сертификат / регистрация / порядок / заявление / максимальный балл / конфиденциальность информации / платеж / договор оферты / выдача сертификата / видеозапись / формат заданий / чтение / литература / письменная грамотность / quality / efficiency / system / quota / Assessment of knowledge / certification / national system / certificate / registration / order / statement / maximum score / confidentiality of information / payment / contract offer / issuance of a certificate / video recording / format of tasks / reading / literature / written literacy.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ураева, Эльвира Усмановна

В последнее время на первый план вышли вопросы повышения качества и эффективности высших учебных заведений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества обучения. В статье рассматривается проблема поэтапного внедрения общегосударственной тестовой системы оценки знаний по общеобразовательным предметам. Особое внимание уделяется недавно введенным процедурным аспектам национальной системы тестирования и формату тестовых заданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROCEDURAL POINTS AND FORMAT OF TASKS OF THE NATIONAL TEST SYSTEM FOR ASSESSING THE LEVEL OF KNOWLEDGE OF GENERAL EDUCATIONAL SUBJECTS) (ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

Recently, the issues of improving the quality and efficiency of higher educational institutions based on the introduction of international standards of education and assessment of the quality of teaching have come to the forefront. The article deals with the problem of phased implementation of the national test system for assessing knowledge in general education subjects. Special attention is paid to the newly introduced procedural aspects of the national test system and the format of test tasks.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕДУРНЫХ МОМЕНТАХ И ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)»

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

О НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕДУРНЫХ МОМЕНТАХ И ФОРМАТЕ ЗАДАНИЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕСТОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЗНАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ)

(About some procedural points and format of tasks of the national test system for assessing the level of knowledge of general educational subjects) (on the example of russian language and literature)

https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-20-364-371

Эльвира Усмановна Ураева

к.п.н.,ст.н.с.начальник отдела, Государственный центр тестирования, e-mail: e.uraeva@dtm.uz tel: +998901875885

АННОТАЦИЯ

В последнее время на первый план вышли вопросы повышения качества и эффективности высших учебных заведений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества обучения. В статье рассматривается проблема поэтапного внедрения общегосударственной тестовой системы оценки знаний по общеобразовательным предметам. Особое внимание уделяется недавно введенным процедурным аспектам национальной системы тестирования и формату тестовых заданий.

Ключевые слова: качество; эффективность; система; квота; оценка знаний; сертификация; национальная система; сертификат; регистрация; порядок; заявление; максимальный балл; конфиденциальность информации; платеж; договор оферты; выдача сертификата; видеозапись; формат заданий; чтение; литература; письменная грамотность.

ABSTRACT

Recently, the issues of improving the quality and efficiency of higher educational institutions based on the introduction of international standards of education and assessment of the quality of teaching have come to the forefront. The article deals with the problem of phased implementation of the national test system for assessing knowledge in general education subjects. Special attention is paid to the newly introduced procedural aspects of the national test system and the format of test tasks.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Keywords: quality; efficiency; system; quota; Assessment of knowledge; certification; national system; certificate; registration; order; statement; maximum score; confidentiality of information; payment; contract offer; issuance of a certificate; video recording; format of tasks; reading; literature; written literacy.

ВВЕДЕНИЕ

В целях последовательной реализации осуществляемых в интересах народа широкомасштабных реформ подготовлен проект Государственной программы по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики". Так, в развитии сферы образования и науки предусматривается продолжение курса дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования, повышения доступности качественных образовательных услуг, подготовки высококвалифицированных кадров в соответствии с современными потребностями рынка труда; повышение качества и эффективности деятельности высших образовательных учреждений на основе внедрения международных стандартов обучения и оценки качества преподавания, поэтапное увеличение квоты приема в высшие образовательные учреждения.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В аспекте поставленных задач и с целью выполнения ПП-5953 от 2 марта 2020 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 646 от 12 октября 2020 года «О внедрении национальной тестовой системы оценки уровня знаний общеобразовательных предметов» о поэтапном внедрении национальная тестовая система оценки знаний по общеобразовательным предметам в комплексе наук, соответствующих направлениям бакалавриата.

Начиная с приема в 2021/2022 учебном году абитуриенту, получившему национальный сертификат по общеобразовательным предметам, присваивается максимальный балл, установленный для данного предмета в тестовых испытаниях на поступление в бакалавриат высшего образовательного учреждения. При этом в рамках квот приема в бакалавриат высших образовательных учреждений обеспечивается приоритет по отношению к абитуриенту, получившему высокий балл по сертификату, среди абитуриентов, имеющих одинаковый результат в рамках конкурса.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Сертификацию по родному языку и литературе (узбекский язык и литература, русский язык и литература, каракалпакский язык и литература) и математике предполагается провести в 2021 году, соответственно по химии, биологии, физике, географии и истории в 2022/2024 годах. По химии, биологии, физике, географии и истории в 2022/2024 годах.

Будет утверждено Положение о порядке оценки знаний и выдачи сертификатов по общеобразовательным предметам, устанавливающее порядок оценки знаний по общеобразовательным предметам и выдачи сертификата государственного образца.

Согласно положению, оценка знаний по общеобразовательным предметам и выдача сертификата государственного образца осуществляется Государственным тестовым центром при Кабинете Министров Республики Узбекистан на платной основе, сертификат выдается в электронной форме.

За выдачу сертификата с соискателя взимается плата в размере 1,5-кратного размера базовой расчетной величины на день подачи заявления.

Сертификат выдается сроком на 3 года лицам, набравшим не менее 60% от максимального балла по результатам тестирования.

Формат тестовых заданий по общеобразовательным предметам (содержание дисциплины, количество вопросов, тип заданий, норма времени), критерии оценки, а также форма заявления, заполняемая соискателем, утверждаются Государственным тестовым центром и размещаются на его официальном сайте.

В целях получения сертификата Соискатель подает электронное заявление и регистрируется посредством системы регистрации данных и заявлений абитуриентов для участия в тестировании.

Регистрация осуществляется на основании следующих документов:

• документ, удостоверяющий личность: гражданский паспорт, свидетельство о рождении, вид на жительство лица без гражданства;

• Электронная форма цветной фотографии на белом фоне, размером 3,5 х 4,5 см (свидетельство о рождении, при обращении с удостоверением лица без гражданства).

Для соискателя на официальном сайте Государственного тестового центра формируется личный кабинет.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

После того, как Соискатель осуществит платеж, он будет считаться зарегистрированным, и заключившим договор публичной оферты с Государственным центром тестирования.

Ответственность за достоверность сведений о соискателе несет лично Соискатель.

Государственным центром тестирования обеспечивается

конфиденциальность информации о соискателе. Сведения о заявителях представляются в порядке, установленном законодательством, только при официальном обращении уполномоченного государственного органа и суда.

Место и дата проведения тестирования определяются Государственным тестовым центром.

Дата проведения тестирования объявляется не менее чем за семь дней до его проведения.

Соискатель получает информацию о дате и месте проведения тестирования через свой личный кабинет.

Номер места соискателя на тестовом испытании, определяется государственным тестовым центром путем жеребьевки и оформляется акт.

Тест может быть проведен на бланках или дистанционно на компьютере, с использованием соответствующего программного обеспечения, в том числе через всемирную информационную сеть Интернет. Тестирование проводится с участием членов экзаменационной комиссии и наблюдателей, утвержденных государственным центром тестирования.

Экзаменационная комиссия формируется при назначении письменных или устных экзаменов.

Состав экзаменационной комиссии утверждается приказом директора Государственного тестового центра, в который включаются сотрудники Государственного тестового центра и опытные педагоги, квалифицированные специалисты.

Тестирование будет проведено на одном этапе, когда все разделы охватываются компьютером на основе соответствующего программного обеспечения.

Тестирование проводится под руководством и наблюдением ответственного сотрудника Государственного тестового центра.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Во время тестирования на каждом рабочем месте сидит по одному соискателю. Процесс проведения тестового теста постоянно снимается на видео.

Для проведения тестирования могут быть привлечены наблюдатели.

С членами экзаменационной комиссии и наблюдателями, участвующими в тестировании, заключается договор.

Соискатели допускаются к тестированию после проверки документа, удостоверяющего личность, с помощью устройства видеозаписи.

Категорически запрещается приносить в аудиторию, где проводится тестирование, любые пособия, литературу, телекоммуникационные и технические средства. В процессе проведения тестового испытания запрещается общаться с другими соискателями, вырывать листы книги вопросов, передавать книгу вопросов другим соискателям, продолжать писать по истечении времени, отведенного на тестирование, передавать любые предметы другому соискателю.

Соискатель, не выполнивший данные требования, подлежит исключению с составлением соответствующего акта. Акт об исключении является основанием для не определения результатов соискателя.

Результаты тестовых испытаний будут опубликованы на официальном сайте Государственного тестового центра не позднее двадцати рабочих дней со дня их завершения.

Формат заданий по родному языку направлен на проверку когнитивных уровней в доменах «Русский язык и литература» разработан Министерством народного образования и Инспекцией по надзору за качеством образования. с

Вариант состоит из следующих разделов: чтение и понимание (часть 1,2), литература (часть 1,2,3), письменная грамотность на основе заданий по русскому языку и тестовых заданий с развернутым ответом.

Часть 1 раздела «Чтение» основана на тексте публицистического характера необходимого объёма. Задания направлены на нахождение и понимание информации явно и неявно выраженной в тексте, понимания общего смысла текста и отдельных его частей, значения лексических единиц в переносном значении и фразеологических единиц. Составителями использованы открытые тестовые задания с кратким ответом, с одним правильным ответом, на установление соответствия, дихотомные («верно-неверно»), с развернутым ответом.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

В Части 2 данного раздела используется научно-публицистический текст соответствующего объёма. Здесь также имеют место задания направлены на нахождение и понимание информации явно и неявно выраженной в тексте, понимания общего смысла текста и отдельных его частей, значения лексических в прямом значении и фразеологических единиц, с одним правильным ответом, на установление соответствия, дихотомные («верно-неверно»).

Раздел «Литература» состоит из трёх частей.

В части 1 предполагается понимание прозы или драматургии (классической или современной); в части 2 - использовали тестовые задания с одним правильным ответом, с несколькими правильными ответами, на установление соответствия; в части 3 - произведения отечественной литературы. Они направлены на понимание общего смысла художественного текста, умение давать характеристику образам, понимание средств художественной выразительности и их задачу, понимание лингвистических и литературоведческих особенностей предложенного текста.

В разделе «Письменная грамотность» использованы задания с одним правильным ответом, направленные на умение выбирать лингвистические единицы (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические), необходимые для данного контекста по структуре, смыслу и стилистике, умения правильно использовать орфографические нормы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тестовые задания с развернутым ответом проверяют у учащихся умения создавать целостный текст - деловое письмо или документ и написание эссе по заданной теме.

Мы надеемся, что данный формат тестовых заданий позволит выявить наиболее одаренных претендентов и послужит углублению развития уровня знаний и умений по русскому языку и литературе, что, в свою очередь, будет служить основой для оценки уровня знаний родного языка и литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Аавиксоо Я. Обеспечение качества: неортодоксальный взгляд на проблему

// Alma mater («Вестник высшей школы»). М.,2002.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

2. Бордовская Н.В., Титова Е.В. Методика оценки качества деятельности преподавателей вуза. - Издательский центр Приморского государственного университета, 2003.

3. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. - Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008.

4. Решетникова О.А.,Демидова М.Ю. Новые подходы к разработке контрольно-измерительных материалов //Народное образование.№9.2015.

5. Решетникова О.А. Разработка новых моделей контрольно-измерительных материалов основного Государственного экзамена / Педагогические измерения/ Educational measurements, 1/2018.

6. Трапицын, Е. Ю. Васильева Оценка качества деятельности профессорско-преподавательского состава вуза// Высшее образование для XXI века. 2005. — №4.

7. El-Khawas E. Staffing Issues in the Next Decade: Complex and Challenging // Higher Education Policy. June, 1994, N 2, vol. 7. PP. 43-44.

8. Douglas, Dan. Understanding Language Testing. London - New York, 2010.

9. ETS Standards For Quality And Fairness. Educational Testing Service, Princeton,1987.

10. Fulcher, Glenn. Practical Language Testing. London, 2010.

11. Lambert, David, Lines, David. Understanding Assessment. Purposes, Perceptions, Practice. London - New York, 2000

12. Khasanova G. K. MODERN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AND VOCATIONAL TRAINING IN THE WORLD //The Way of Science. - 2014. - С. 68.

13. Khasanova, G. K. (2021). MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION AND PROFESSIONAL TRAINING IN THE WORLD. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, 1 (Special Issue 1), 257-262.

14. Хашимова С. On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. - 2019. - Евразийское Научное Объединение. - С. 334-338.

15. Хашимова, С. А. (2021). ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

ЯЗЫКЕ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, ^(Special Issue 1), 268-285.

16. Насирова, С. А. (2019). Языковая политика в Китае: идентификация общественно-политической терминологии. In Китайская лингвистика и синология (pp. 384-387).

17. Насирова, С. А. (2021). ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, ^(Special Issue 1), 139-146.

18. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.