Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виды работ / инновация / инновационная деятельность / инновационное образование / инновационная образовательная технология / научно-исследовательская деятельность / образовательная деятельность / проектная деятельность.. / types of work / innovation / innovative activity / innovative education / innovative educational technology / research activity / educational activity / project activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холматова, Шохиста Собировна, Носирова, Мубина Олимовна

Инновационная деятельность в своей наиболее полном объёме предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

Innovation activity in its fullest extent presupposes a system of interrelated types of work, the totality of which ensures the emergence of real innovations.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ

ОБРАЗОВАНИИ (Innovative technologies in modern education)

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-20-175-180

Холматова Шохиста Собировна

преподаватель УзГУМЯ e-mail: umumiytilshunoslik@mail.ru

Носирова Мубина Олимовна старший преподаватель УзГУМЯ e-mail: 19mubina94@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Инновационная деятельность в своей наиболее полном объёме предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций.

Ключевые слова: виды работ, инновация, инновационная деятельность, инновационное образование, инновационная образовательная технология, научно-исследовательская деятельность, образовательная деятельность, проектная деятельность..

ABSTRACT

Innovation activity in its fullest extent presupposes a system of interrelated types of work, the totality of which ensures the emergence of real innovations.

Keywords: types of work, innovation, innovative activity, innovative education, innovative educational technology, research activity, educational activity, project activity.

ВВЕДЕНИЕ

На сегодня «инновационное образование» - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис: инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование.

«Инновационная образовательная технология» - это комплекс из трёх взаимосвязанных составляющих:

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

1. Современное содержание, которое передаётся обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике.

Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества дистанционных форм обучения.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Инновационная деятельность в своей наиболее полном объёме предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций, а именно:

• научно-исследовательская деятельность, направленная на получение нового знания о том, как нечто может быть («открытие»), и о том, как нечто можно сделать («изобретение»);

• проектная деятельность, направленная на разработку особого, инструментально-технологического знания о том, как на основе научного знания в заданных условиях необходимо действовать, чтобы получилось то, что может или должно быть («инновационный проект»);

• образовательная деятельность, направленная на профессиональное развитие субъектов определённой практики, на формирование у каждого личного знания (опыта) о том, что и как они должны делать, чтобы инновационный проект воплотился в практике («реализация») [Войниленко, 2010: 148].

В настоящий момент в вузовском образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведёт к информатизации сознания обучающихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте).

Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации школы: от освоения школьниками начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий.

В результате в школьной методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники школ имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ.

Опыт применения показал:

а) информационная среда вуза открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию обучающихся к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;

б) информатизация обучения привлекательна для обучающихся в том, что снимается психологическое напряжение вузовского общения путём перехода от субъективных отношений "преподаватель - студент" к наиболее объективным отношениям "студент - компьютер - преподаватель", повышается эффективность студенческого труда, увеличивается доля творческих работ, расширяется возможность в получении дополнительного образования по предмету в стенах вуза, а в будущем осознаётся целенаправленный выбор направления магистратуры, престижной работы;

в) информатизация преподавания привлекательна для преподавателя тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру преподавателя.

Принципиальное различие необходимо провести между понятиями «новация» и «инновация».

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Основанием такого различения должны служить конкретные формы, содержание и масштаб преобразовательной деятельности. Так, если деятельность кратковременна, не носит целостного и системного характера, ставит своей задачей обновление (изменение) лишь отдельных элементов некоей системы, то мы имеем дело с новацией.

Если деятельность осуществляется на основе некоторого концептуального подхода, и её следствием становятся развитие данной системы или её принципиальное преобразование - то мы имеем дело с инновацией. Кроме того, можно ввести ряд и более конкретных критериев различения этих двух понятий.

Дополнительные различия в понятийном аппарате инновационной деятельности возможно осуществить, если выстроить схему полного цикла возникновения и реализации любой инновации в той или иной общественной практике:

• источник инноваций (наука, политика, производство, экономика и др.);

• инновационное предложение (новация, изобретение, открытие, рационализация);

• деятельность (технология) по реализации новации (обучение, внедрение, трансляция);

• инновационный процесс (формы и способы укоренения новации в практике);

• новый тип или новая форма общественной практики [Колюткин, 2002, 2003].

2. Личностно-ориентированные технологии в преподавании предмета.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей вузовской

образовательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природных потенциалов. Личность студента в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели.

Проявляется в освоении обучающимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно-аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования студента.

Применение такой инновационной технологии, как информационно-аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно,

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

беспристрастно проследить развитие во времени каждого студента в отдельности, группы / подгруппы, параллели, вуза в целом [Заир-Бек, 2010: 247].

При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке аудиторно-обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого обучающегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного студента.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения.

Реализуется в виде вовлечения обучающихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театрах, центрах творчества и др.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса образовательного учреждения.

Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приёмы, так и новые - это самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др.

Обычно в практике применяются различные комбинации этих приёмов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза.

Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области [Загашев, 2003: 56].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, опыт современного вуза располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения.

Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. - № 4 (23) - 2010. - С.148-150.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

3. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2010.

4. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.

5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - СПб.: КАРО, 2008.

6. Khasanova G. K. Modern trends in the development of education and vocational training in the world //The Way of Science. - 2014. - Т. 68.

7. Khasanova G. K. Comparative analysis of vocational education systems of Uzbekistan and Japan //Central Asian Problems of Modern Science and Education. -2019. - Т. 4. - №. 2. - С. 771-781.

8. Хашимова С. НЕКОТОРЫЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УДВОЕНИЯ В ЯПОНСКОМ ЯЗЫКЕ. -Страны. Языки. Культура. - С. 334-338.

9. Хашимова С. On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. - 2019. - Евразийское Научное Объединение. - С. 334-338.

10. Насирова, С. А. (2019). Языковая политика в Китае: идентификация общественно-политической терминологии. In Китайская лингвистика и синология (pp. 384-387).

11. Насирова, С. А. (2021). ВОЕННАЯ СИСТЕМА ДРЕВНЕГО КИТАЯ: ОБЗОР ТЕРМИНОВ. Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences, ^(Special Issue 1), 139-146.

12. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.