Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКЦИЗОВ НА НИКОТИНОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКЦИЗОВ НА НИКОТИНОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКЦИЗЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗАКОННОСТЬ / НИКОТИНОСОДЕРЖАЩАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковалев Виктор Сергеевич

Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования отношений в области регулирования акцизов на никотиносодержащую продукцию. В статье также рассматриваются основные направления таможенно-тарифного регулирования ФТС России в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Автором предлагаются методические рекомендации для реализации мероприятий, направленных на повышение поступлений денежных средств в бюджет Российской Федерации, а также пути решения пробелов законодательства в части регулирования акцизов на никотиносодержащую продукцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF EXCISE TAXES ON NICOTINE CONTAINING PRODUCTS

The article is devoted to the actual problems of legal regulation of relations in the field of regulation of excise taxes on nicotine-containing products. The article also discusses the main directions of customs and tariff regulation of the Federal Customs Service of Russia in order to ensure the economic security of the Russian Federation. The author offers methodological recommendations for the implementation of measures aimed at increasing cash receipts to the budget of the Russian Federation, as well as ways to solve legislative gaps in the regulation of excise taxes on nicotine-containing products

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКЦИЗОВ НА НИКОТИНОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ»

УДК 34

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АКЦИЗОВ НА НИКОТИНОСОДЕРЖАЩУЮ ПРОДУКЦИЮ

Ковалев Виктор Сергеевич

Общество изучения истории отечественных спецслужб (г. Санкт-Петербург), e-mail: odon20081@ rambler.ru

Статья посвящена актуальным проблемам правового регулирования отношений в области регулирования акцизов на никотиносодержа-щую продукцию. В статье также рассматриваются основные направления таможенно-тарифного регулирования ФТС России в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Автором предлагаются методические рекомендации для реализации мероприятий, направленных на повышение поступлений денежных средств в бюджет Российской Федерации, а также пути решения пробелов законодательства в части регулирования акцизов на никотиносодержа-щую продукцию

Ключевые слова: акцизы; законодательное регулирование; законность; никотиносодержащая продукция; правовое регулирование; табачные изделия; экономическая безопасность Российской Федерации

ABOUT SOME PROBLEMS OF LEGISLATIVE REGULATION OF EXCISE TAXES ON NICOTINE-CONTAINING PRODUCTS

Kovalev Viktor S.

Member of the Society for the Study of the History of Domestic special services (St. Petersburg), e-mail: odon20081@rambler.ru

The article is devoted to the actual problems of legal regulation of relations in the field of regulation of excise taxes on nicotine-containing products. The article also discusses the main directions of customs and tariff regulation of the Federal Customs Service of Russia in order to ensure the economic security of the Russian Federation. The author offers methodological recommendations for the implementation of measures aimed at increasing cash receipts to the budget of the Russian Federation, as well as ways to solve legislative gaps in the regulation of excise taxes on nicotine-containing products

Keywords: excise taxes; legislative regulation; legality; nicotine-containing products; legal regulation; tobacco products; economic security of the Russian Federation

Для цитирования: Ковалев В.С. О некоторых проблемах законодательного регулирования акцизов на никотиносодержащую продукцию // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 80-84.

Все мировое сообщество в последние десятилетия говорит о тренде на осознанное потребление, т.е. использование широкого спектра продуктов в процессе удовлетворения потребностей, снижение вреда здоровью и окружающей среде. На первый план выходят продукты, которые соответствуют этим доктринам. Под таким вполне благовидным основанием в мире появилась технология нагревания табака, которая принципиально отличается от привычной табачной продукции, от того, что было ранее на рынке.

В последние годы популярности среди курильщиков так называемых систем нагревания табака способствуют и заявления некоторых производителей таких устройств, которые называют их инновационными, утверждая, что уровень вредных веществ в них, в сравнении с сигаретным дымом, снижен в разы.

Следует отметить, содержание никотина в вей-пах и айкосах не меньше, а иногда даже больше, чем в обычной сигарете. Вдыхание синтетического никотина с помощью электронных устройств приводит к еще более жестким последствиям: в первую

очередь это приводит к быстрой зависимости, как следствие - к сердечно-сосудистым заболеваниям, злокачественным новообразованиям, инсультам, когнитивным расстройствам у детей, бесплодию и т.д.

Сразу необходимо обозначить, что процесс потребления табачных стиков через систему нагревания табака является таким же процессом курения, сопровождающимся выделением табачного дыма и попаданием его в организм.

«Проведенные в 2019 г. на базе ИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" исследования 27 образцов жидкости для заправки вейпов показали содержание в них значительного количества опасных для человека веществ, в том числе формальдегида, бензола и лимонена, а проведенная оценка риска для здоровья населения - канцерогенный и неканцерогенный риски. Реализация данных товаров сопровождалась также многочисленными нарушениями в области защиты прав потребителей: введение в заблуждение относительно состава продукции и ее потребительских свойств, незаконное использование на маркировке знака

добровольной сертификации, недостоверные данные о производителях продукции, которые зачастую не осуществляют деятельность по адресам, указанным на маркировке» [1].

По данным в открытой печати Федеральной службы государственной статистики (Росстат) почти четверть россиян (22,5 %) курят ежедневно, а по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации с курением табака связана потеря в среднем 15 лет жизни курильщика. Никотиновая зависимость - одна из наиболее серьезных угроз для здоровья будущих поколений. Ежегодно в мире от причин, связанных с табакокурением, умирает более 5 млн человек.

Таким образом, становится очевидным, что никотинсодержащая продукция несет в себе определенные угрозы, а ее оборот и потребление требуют соответствующего государственного регулирования.

Целесообразно кратко остановиться на существующей в нашей стране законодательной базе в области оборота и потребления табака и табачных изделий.

Развитие государственного регулирования оборота никотинсодержащей продукции началось в России относительно недавно. Еще несколько лет назад электронные приборы курения не подпадали под действие федерального законадатель-ства. Однако на сегодняшний день поправки в Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержа-щей продукции» (далее - Закон об охране здоровья граждан) [2], который охраняет право каждого гражданина Российской Федерации на воздух без табачного дыма, распространяются и на электронные сигареты.

В настоящее время электронные сигареты запрещено курить в общественных местах. Также вей-пы и кальяны отдельным пунктом запрещено курить в коммунальных квартирах, барах, ресторанах и других заведениях общепита. Под юрисдикцию Закона об охране здоровья граждан попали кальяны и все электронные приборы доставки никотина

в организм, то есть айкосы, вейпы, электронные сигареты, но почему-то эта информация до населения широко не была доведена.

Производство табачных стиков для систем нагревания табака ^ОБ (электрическая система нагревания табака) осуществляется на предприятии АО «Филип Моррис Ижора» Ленинградской области.

Компания «Филип Моррис Ижора» («ФМИ») собиралась вложить еще 6,4 млрд руб. в развитие завода в течение двух последующих лет; ситуацию может изменить политическая обстановка последних месяцев текущего года. Соглашение компания подписала с правительством Ленинградской области на Балтийском региональном инвестиционном форуме. Средства будут направлены на установку четырех линий по производству табачных стиков для системы нагревания табака ^ОБ. Кроме того, на заводе появится новая линия первичной переработки табака для табачных стиков и будет проведено обновление инженерных систем. Объем выпускаемой продукции и планы по его увеличению в компании не раскрывают.

Как пояснил представитель «ФМИ», расширение производства позволит полностью удовлетворять потребности российского рынка. В России насчитывается более 5 млн пользователей ^ОБ, а доля отгруженных табачных стиков для устройства в первом полугодии 2020 г. выросла более чем в два раза (табл. 1 и табл. 2).

В настоящее время продукция данного предприятия поставляется как на прилавки магазинов Российской Федерации, так и экспортируется в страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС), куда входит и Республика Казахстан. Следует отметить, что в России самые высокие ставки акцизов в ЕАЭС на табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания, и на 01.04.2021 составляли 7 248 руб. за 1 кг табачной смеси, в Казахстане - 7 345 тенге, или 1 319 руб. по текущему курсу [3]. По данной причине стики для ^ОБ в России стоят в несколько раз дороже, чем в Казахстане.

По данным глобального [4] обследования потребления табака среди молодёжи электронные средства доставки никотина используют 8,5 %

Таблица 1

Объем инвестиций в производство табачных стиков для систем нагревания табака Щ08 на предприятии АО «Филип Моррис Ижора» Ленинградской области

По годам Инвестиции, млрд руб.

2019-2020 20

2021-2022 6,4

Таблица 2

Количество людей, курящих стики для систем нагревания табака Щ05 в Российской Федерации (2018-2021 гг.)

Год Количество в РФ людей, курящих стики:

всего %

2018 800000 0,57

2019 1 900 000 1,35

2020 4 000 000 2,85

2021 (январь-сентябрь) 5100000 3,5

подростков в возрасте 13-15 лет [5], а согласно аналогичному обследованию взрослого населения электронные сигареты потребляют 3,5 % - отмечают в Минздраве РФ и добавляют, что сложившаяся ситуация грозит спровоцировать новую эпидемию никотиновой зависимости и ухудшить результаты, достигнутые при реализации государственной политики предотвращения потребления табака в предыдущие годы [6].

По данным пограничного управления Федеральной службы безопасности России (ПУ ФСБ РФ) по Алтайскому краю [7] в настоящее время участились случаи ввоза на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, в частности, через международные автодорожные пункты пропуска (МАПП) «Веселоярск», «Михайловка», «Кулунда» крупных партий табачной продукции -стиков «НЕЕТБ» для ^ОБ общей стоимостью 750 000 тыс. руб. для дальнейшей их реализации на территории России без обложения налогом в пользу бюджета Российской Федерации.

Сложность заключается в том, что лиц, занимающихся ввозом и реализацией на территории Российской Федерации данной продукции, привлечь к административной ответственности по ст. 15.12 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» [8] не представляется возможным. Также не представляется возможным привлечь их и к уголовной ответственности, например, по ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации

(УК РФ) «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации» [9], поскольку на ввозимые товары не предусмотрено обязательное нанесение специальной маркировки и (или) информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Так, в ноябре 2020 г. мировой судья судебного участка Рубцовского района Алтайского края, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 4. ст. 15.12 КоАП РФ в отношении жителя г. Рубцовска гражданина П., который ввез через МАПП «Веселоярск» партию табачной продукции - табачные палочки «НЕЕТБ» (7 коробок - 5 000 пачек), постановил прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении данного гражданина П, вещественные доказательства вернуть в полном объеме [10], объяснив решение следующим образом. Согласно Правилам маркировки табачной продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» [11], которые регламентируют порядок маркировки табачной продукции средствами идентификации, установлены виды табачных изделий, на которые распространяется действие правил маркировки табачной продукции средствами идентификации. Данный перечень является закрытым. В указанном перечне отсутствуют такие табачные изделия, как нагреваемые табачные палочки (стики) для ^ОБ

либо аналогичные изделия, схожие по принципу доставки табака в организм. Отсюда отсутствуют и предусмотренные законодательством Российской Федерации основания для нанесения на пачки нагреваемых табачных палочек для ^ОБ средств идентификации. Также Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 28.12.2000 № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных товаров акцизными марками» [12] установлен перечень ввозимой на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, табака и табачных изделий, подлежащих маркировке акцизными марками.

Приказ издан в целях реализации Налогового кодекса Российской Федерации [13], Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [14] на основании ст. 126 и 127 Таможенного кодекса ЕАЭС [15].

В указанном перечне также отсутствуют нагреваемые табачные палочки (стики) для ^ОБ либо аналогичные изделия, схожие по принципу действия и доставки табака в организм. Таким образом, установленных законом оснований для нанесения на стики, их пачки или блоки акцизных марок как и средств идентификации не установлено.

В настоящее время лица, поставляющие на территорию Российской Федерации данную продукцию, ссылаясь на представленное выше судейское постановление, осуществляют беспрепятственный ввоз стиков для ^ОБ, чем наносят экономический ущерб Российской Федерации.

Следует учитывать, что с партии в 5 000 пачек, произведенных для реализации в России, в казну Российской Федерации могли бы поступить акцизы в объеме 195 696 руб. (в одной пачке 5,4 г табака); исходя из этого: 5 000 пачек х 5,4 г = 27 кг табака, за который, кстати, предусмотрена налоговая ставка по акцизам в размере 7 248 руб. за 1 кг.

Также стоит отметить, что продажа стиков для ^ОБ в настоящий момент фактически не регулируется российским законодательством, как другая табачная продукции, и позволяет производителю не указывать на упаковке количество вредных веществ. Думается, не исключен ввоз партий контрафактной продукции вместе с лицензионной, экспортированной на рынке ЕАЭС, что несет угрозу жизни и здоровью населения Российской Федерации, а также наносит экономический урон стране. По мнению автора, данное деяние можно отнести к контрабанде сильнодействующих ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения.

Следует отметить, что состав такого преступления, как контрабанда, содержится в уголовных кодексах сопредельных государств, входящих

в Евразийский экономический союз. Следует исходить из необходимости защиты финансовых интересов России и тенденции создания единого правового пространства на территориях государств - участников Евразийского экономического союза. Требуется вновь ввести в УК РФ понятие «контрабанда», при этом следует перенести в него определение, которое дается в межгосударственном правовом акте - Таможенном кодексе ЕАЭС: «незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации» (пп. 25 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС) [16].

Вместе с тем, в последние годы государство начало предпринимать активные действия, направленные на развитие правового регулирования оборота, потребления и рекламы никотинсодержа-щей продукции в России.

С учетом изложенного, а также в целях решения возникающих проблем как на практике, так и в законодательстве в части регулирования в области акцизов на никотиносодержащую продукцию, автор считает необходимым:

- внести изменения в УК РФ, а именно - законодательно ввести понятие «контрабанда»;

- внести соответствующие изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС;

- внести изменения в Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» (в правила маркировки табачной продукции средствами идентификации).

Библиографический список:

1. Мустафаев Ш.М. Анализ риска здоровью при употреблении кальянов, электронных курительных изделий, систем для нагревания табака, курительных смесей и табачной/бестабачной (никотиносодер-жащей) продукции // Анализ риска здоровью - 2020 совместно с международной встречей по окружающей среде и здоровью ^е-2020 и круглым столом по безопасности питания: Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах, Пермь, 13-15 мая 2020 г. / Под редакцией А.Ю. Поповой, Н.В. Зайцевой. Пермь: Пермский национальный исследовательский политехнический университет, 2020., Т.2. С. 670-671.

2. Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» // «Российская газета». 12 января 2021 г. № 2.

3. Статистические сведения // Официальный сайт ФТС РФ экспорт России URL: https://customs.gov.ru (дата обращения: 24.11.2021).

4. Газета «Ведомости». URL: https://www.vedomosti. ru/business/characters/2021/04/06/864878-faruk-ener (дата обращения: 24.11.2021).

5. Сахарова Г. М. Глобальное обследование об употреблении табака среди молодежи в возрасте 13-15 лет // Медицина. 2016. Т. 4. № 4 (16). С. 4.

6. Газета «РБК». URL: https://www.rbc.ru/newspaper/201 9/03/13/5c87d05e9a7947430896d79c (дата обращения: 24.11.2021).

7. Статистические сведения // Официальный сайт ПУ ФСБ России по Алтайскому краю URL: https:// altaikrai2@fsb.ru (дата обращения: 24.11.2021).

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001 г. № 256.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». 17 июня 1996 г. № 25. ст. 2954.

10. Судебная практика Алтайского края: Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка Рубцовского района Алтайского края по делу № 33-3659/2020. (Материалы Рубцовской транспортной прокуратуры).

11. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 224 «Об утверждении Правил и особенностях

внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении табачной продукции» // «Собрание законодательства Российской Федерации». 18 марта 2019 г. № 11 ст. 1117.

12. Приказ ГТК РФ от 28.12.2000 № 1230 «О маркировке отдельных подакцизных акцизными марками» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». 2 апреля 2001 г. № 14.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // часть первая «Российская газета» 6 августа 1998 г. № 148-149, часть вторая «Собрание законодательства Российской Федерации» 3 августа 1998 г. № 31 ст. 3824.

14. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // «Российская газета». 29 ноября 1995 г. № 231.

15. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.) // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 9 января 2018 г. URL: https://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 24.11.2021).

16. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // «Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru). 9 января 2018 г. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_15315/84654882a47691 ab62b0afd 4460001310215ce3c/ (дата обращения: 19.10.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.