Научная статья на тему 'О некоторых проблемах вхождения в Болонский процесс'

О некоторых проблемах вхождения в Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимова Марина Григорьевна

Опираясь на опыт подготовки магистров в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, рассмотрены некоторые организационные и методические проблемы, которые могут возникнуть в высшем образовании России в связи с его структурной перестройкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах вхождения в Болонский процесс»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВХОЖДЕНИЯ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС

М.Г. ЕФИМОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Ципенко В.Г.

Опираясь на опыт подготовки магистров в Московском государственном техническом университете гражданской авиации, рассмотрены некоторые организационные и методические проблемы, которые могут возникнуть в высшем образовании России в связи с его структурной перестройкой.

Анализ систем образования в странах Европы, Северной Америки и Японии [1] показал, что в последнее десятилетие прошлого века подавляющее большинство стран провели или начали проводить у себя реформы среднего и высшего образования.

Многие страны пришли к необходимости реформ вследствие невозможности функционирования старых систем образования в условиях быстро меняющегося современного мира, процессов глобализации, возникновения и внедрения новых информационных технологий и т.д. В других странах реформы призваны привести систему образования в соответствие с Болонской декларацией (Совместное заявление министров образования европейских стран «Пространство европейского высшего образования», г. Болонья, 29.06.1997 г.), к которой в настоящее время присоединились уже 33 европейских государства.

Основные задачи, сформулированные в Болонской декларации, направлены на сближение образовательных стандартов разных стран при сохранении их специфических исторических и национальных особенностей. Сближение образовательных стандартов предусматривает в том числе и структурную перестройку высшего образования - переход на двухуровневую систему подготовки специалистов - бакалавриат и магистратура.

Степень бакалавра может быть получена после обучения продолжительностью не менее 3 лет (в европейских странах сейчас она колеблется от 2 до 4 лет). При этом в большинстве стран степень бакалавра является профессионально ориентированной, отвечающей требованиям современного рынка труда и подтверждающей квалификацию соответствующего уровня.

Срок обучения для получения степени магистра колеблется от 1 до 6 лет [1]. Эта степень в некоторых странах подтверждает более высокий уровень профессионального образования, а в некоторых - является академической степенью, присуждаемой в области научных исследований.

В связи с переходом на систему подготовки бакалавр-магистр во многих странах предстоит пересмотреть существующую структуру высшего образования. С этой проблемой столкнулись в настоящее время Австрия, Г ермания, Г олландия, Финляндия.

Если говорить о российском высшем техническом образовании, то несмотря на появление во многих вузах программ подготовки бакалавров и магистров, большинство студентов предпочитают получать традиционную квалификацию специалиста - инженер. Российские работодатели не воспринимают пока бакалавров как состоявшихся специалистов, для многих из них квалификация бакалавра остается на уровне «незаконченного высшего образования».

В связи с будущим реформированием высшего образования возникает множество вопросов, на которые пока трудно дать ответ. Как вписать квалификацию инженера в двухуровневую систему высшего образования? Если степень магистра будет чисто академической, то достаточно ли подготовки в бакалавриате для выполнения выпускниками инженерной работы? Какую подготовку будут давать неуниверситетские вузы? Нужно ли вводить в них магистерские программы? Если нет, то в чем станет их принципиальное отличие от техникумов?

Московский государственный технический университет гражданской авиации наработал уже немалый опыт в подготовке студентов по трехступенчатой системе «бакалавр-инженер-магистр». Первый выпуск магистров по направлению 552000 «Эксплуатация авиационной и космической техники» состоялся летом 1998 года, а осенью 2004 г. был набран уже третий поток магистрантов по программе 552003 «Летно-техническая эксплуатация авиационной и космической техники», осуществляемой на кафедре «Аэродинамики, конструкции и прочности летательных аппаратов»(АКПЛА).

Программа подготовки магистров по этому направлению соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. В соответствии с ней магистр должен быть подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской и педагогической работе; к самостоятельной деятельности, требующей широкого образования по направлению и углубленной профессиональной специализации в области методов и средств летной и технической эксплуатации летательных аппаратов, двигателей, бортовых и наземных систем, включающих радиоэлектронное, пилотажно-навигационное и электротехническое оборудование, а также системы автоматики и управления; к проведению научных исследований и разработок в области эксплуатации авиационной техники.

Очевидно, что для выполнения всех этих требований необходимо, чтобы магистрант обладал солидным фундаментом, заложенным за годы учебы в вузе, поэтому освоить магистерскую программу под силу далеко не каждому студенту. Существуют и другие составляющие успешного обучения в магистратуре и защиты квалификационной работы. Опыт кафедры АКПЛА [2] говорит о необходимости включения в программу обучения фундаментальных дисциплин широкого профиля, а также постоянной индивидуальной работы научных руководителей с магистрантами. Обучение в магистратуре должно осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы студента-магистранта, разработанным с участием его научного руководителя и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта.

Именно эти факторы создают широкий научный кругозор и способствуют формированию у магистрантов навыков самостоятельной научной работы.

Ряд требований при подготовке магистров предъявляется к кадровому, материальнотехническому и учебно-методическому обеспечению процесса обучения. В соответствии с этими требованиями реализация основной образовательной программы должна быть обеспечена:

1) педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию (степень) и систематически занимающимися научно-исследовательской и научно-методической деятельностью;

2) необходимым перечнем лабораторно-практического оборудования и доступом каждого студента к библиотечным фондам и информационным базам данных, а также к различным сетевым источникам информации;

3) материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов учебной подготовки и научно-исследовательской работы студентов. Вуз должен располагать авиационным учебно-техническим центром с парком различных типов авиационной техники, а также доступной магистрантам для индивидуальной работы современной вычислительной техникой.

При реализации на практике этих требований могут возникнуть проблемы уже организационного свойства. При переходе на двухуровневую систему “бакалавр-магистр” очевидно возрастет количество студентов, желающих продолжить обучение в магистратуре. Смогут ли вузы при этом обеспечить высокий уровень подготовки магистрантов, в частности, индивидуальное руководство их научной деятельностью высококвалифицированными педагогическими кадрами? Многие ли вузы имеют достаточную материально-техническую базу, особенно в области информационно-коммуникационных технологий обучения?

Поэтому, реформируя высшее образование, стремясь, чтобы оно соответствовало международным стандартам, в частности, Болонской декларации, становилось конкурентоспособным на европейском и международном рынках образовательных услуг, необходимо, чтобы мы, приобретая новый опыт, не утратили лучших наработок отечественной высшей школы и сохранили традиции российского инженерного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Реформы образования: Аналитический обзор; Под ред. В.М. Филиппова. - М.: Центр сравнительной образовательной политики, 2003.

2. Кубланов М.С., Ципенко В.Г. Первый выпуск магистров МГТУ ГА // Научный Вестник МГТУ ГА, серия Системы и технологии обучения, № 17, 1999.]

DIFFICULTIES OF JOINING THE BOLONAISE PROCESS

Efimova M.G.

Studying the experience of the masters’ training in Moscow State Technical University of Civil Aviation the some of organizing and methodical problems of the Russian high education reforming are described.

Сведения об авторе

Ефимова Марина Григорьевна, окончила МГТУ им. Н.Э. Баумана (1993), кандидат технических наук, доцент МГТУ ГА, автор 14 научных работ, область научных интересов -аэродинамика, математическое моделирование, проблемы обучения иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.