Научная статья на тему 'Магистерские программы российской высшей школы в контексте мировых образовательных тенденций: вопросов больше, чем ответов?'

Магистерские программы российской высшей школы в контексте мировых образовательных тенденций: вопросов больше, чем ответов? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАГИСТРАТУРА / MASTER / БАКАЛАВРИАТ / BACHELOR / ДОКТОРАТ / ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ И РОССИЙСКАЯ ДВУХУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EUROPEAN AND RUSSIAN TWO LEVELS SYSTEM OF EDUCATION / КРЕДИТНЫЙ ЧАС / CREDIT / DOCTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гетьманенко Наталия Ивановна

Данная публикация анализирует тенденции развития современного европейского и российского магистрата как института образования. Автор приходит к заключению, что большинство стран ЕС, признавая важность единообразного подхода к обучению в магистратуре, по-прежнему используют при обучении традиционные методы и приемы национального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTERS PROGRAMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN CONTEXT OF WORLD EDUCATION TENDENCIES: are there more questions than answers?

The article analyses tendencies of development of modern European and Russian masters programs. The author comes to the conclusion that most countries of the EU still use traditional national methods of teaching though supporting the importance of unified education.

Текст научной работы на тему «Магистерские программы российской высшей школы в контексте мировых образовательных тенденций: вопросов больше, чем ответов?»

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ: вопросов больше, чем ответов?

MASTER'S PROGRAMS IN RUSSIAN UNIVERSITIES IN CONTEXT

OF WORLD EDUCATION TENDENCIES: are there more questions than answers?

Н. И. Гетьманенко

Данная публикация анализирует тенденции развития современного европейского и российского магистрата как института образования. Автор приходит к заключению, что большинство стран ЕС, признавая важность единообразного подхода к обучению в магистратуре, по-прежнему используют при обучении традиционные методы и приемы национального образования.

N. I. Getmanenko

The article analyses tendencies of development of modern European and Russian master's programs. The author comes to the conclusion that most countries of the EU still use traditional national methods of teaching though supporting the importance of unified education.

Ключевые слова: магистратура, бакалавриат, докторат, общеевропейская и российская двухуровневая система образования, кредитный час.

Keywords: master, bachelor, doctor, European and Russian two levels system of education, credit.

Занная статья ставит своей целью проанализировать место магистерских программ гуманитарного направления современного российского обра-в контексте мировых образовательных процессов. Актуальность данной публикации вызвана завершением перехода отечественного образования на двухуровневую систему: бакалавр - магистр. В поле нашего внимания оказалось становление российской магистратуры как института национального образования: особенности структуры, содержания и форм обучения магистрантов-филологов (очная, заочная, дистанционная) в контексте общеевропейских образовательных тенденций.

Согласно приказу Государственного комитета РФ по высшему образованию и в соответствии с Положением о высшей школе, Положением о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования РФ и требованиями Государственного образовательного стандарта первого и второго поколения высшего профессионального образования в 1990-е гг. в России введена многоуровневая система: «бакалавр - магистр». Цель введения подобной системы - постепенное вхождение российской системы образования в общеевропейское и мировое пространство и приведение стандартов российского образования в соответствие с мировыми.

В глоссарии на сайте «Российское Образование» понятие бакалавр (от ср.-век. лат. Ьасса1аигеиБ) трактуется как «в большинстве стран первая ученая степень, приобретаемая студентом после освоения программ базового высшего образования (3-5 лет обучения в вузе). В Российской Федерации с начала 1990-х гг.» [1]. Магистр (от лат. magister - начальник, учитель) обозначается как «академическая степень, присваиваемая в высших учеб-

ных заведениях. В Средние века в Западной Европе магистрами были преподаватели "семи свободных искусств", а впоследствии - выпускники философских факультетов университетов. В некоторых странах и в настоящее время присуждается степень магистра после окончания университета, дополнительного курса обучения и защиты диссертации. В отечественной системе образования подобная степень появилась в 1990-х гг. Делается попытка введения западной системы подготовки специалистов через систему бакалавриата и магистратуры, но в иной интерпретации: как ступени получения высшего образования» [2].

В 1990-е гг. начался набор в магистратуру по направлениям «520300 Филология» и «540300 Филологическое образование». Этот шаг осуществлялся исходя из очередных задач системы образования России по «реализации Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года, а также с учетом согласованных с Минпромнауки России предложений по формированию многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах» (Приказ Министерства образования РФ от 16.03.2003 № 2522 «О формировании многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах, включая сферу малого предпринимательства»).

Реализация реформ в системе российского образования - формирование системы многоуровнего образования - осуществляется по нескольким направлениям:

• разработка образовательных стандартов третьего поколения, позволяющих осуществлять подготовку в ву-

зах РФ конкурентоспособных специалистов, востребованных на международном рынке труда;

• создание новых магистерских программ по разным направлениям;

• утверждение нового Положения о магистратуре;

• создание региональных центров магистерской подготовки с целью обеспечения регионов научными и научно-педагогическими кадрами высокой квалификации;

• с целью обновления содержания образования разработка списка учебной литературы, рекомендуемой к изданию в составе серий «Библиотека бакалавра» и «Библиотека магистра»;

• определение правового статуса магистратуры;

• определение примерного соотношения в системе образования в целом между выпуском бакалавров и контрольными цифрами приема на программы магистерской подготовки. (В соответствии с положениями Приказа Министерства образования РФ от 22.02.2000 № 532 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 28.12.99 № 25 «О состоянии и перспективах развития магистратуры в России».)

Основная насущная цель магистратуры - подготовка высококвалифицированных кадров по направлениям в области образования и науки для высших учебных заведений, педагогических училищ, колледжей, лицеев, гимназий и научно-исследовательских учреждений. Выдвинутая цель определяет и главную задачу - существенно повысить уровень университетского образования в соответствии с образовательными требованиями [3, с. 5].

Перспективы и возможности объединенного мирового образовательного пространства

Перспективная цель магистратуры - обучить новые конкурентоспособные и супермобильные поколения востребованных специалистов на внутреннем и внешнем рынке. Ввиду того, что сам институт магистратуры является заимствованным, российским учебным заведениям необходимо рассматривать возможность взаимодействия с зарубежными партнерами по разным направлениям: обновленные содержания программ, установленное количество кредитных часов на одну программу, эффективные формы обучения магистрантов, опираясь при этом на свои исторические традиции в образовании и отстаивая свои национальные приоритеты. Заимствованием в этом случае может быть хорошо зарекомендовавший себя педагогический опыт, показывающий стабильно хороший результат.

Корифеи российского образования рекомендуют осторожно относиться к прямолинейным административным и педагогическим решениям, резко меняющим сам облик отечественного преподавания. Многие европейские коллеги также разделяют осторожный подход к радикальным переменам, и этим объясняется столь пристальное внимание европейской педагогической общественности к проблемам перехода на двухуровневое образование в Европе.

Интеграционные образовательные процессы не завершены, и, как показывают исследования, многие европейские страны не торопятся отказываться от исторически сложившейся традиции преподавания, - это иллюстрирует параллельное существование в некоторых странах (Дания, Норвегия, Португалия, Испания, Словения, Польша, Чехия) двух систем образования: многоуровневой и двухуровневой. Спорным моментом остается количество кредитных часов, отведенных на завершение образовательного проекта «бакалавр - магистр»: Комиссия Высшего образования Европы рекомендует 300 кредитных часов, 60 из которых отводится на специализацию [4, с. 7]. Схематично это можно представить себе так: 180 кредитных часов (далее - к.ч.) бакалавриата + 120 к.ч. магистратуры [4, с. 7].

В проведенном специальном исследовании Кристиана Тоша и Андреуса Роваргера "Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe" (2002) о состоянии образования в ЕС отмечается, что существует ряд стран, которые предлагают сроки обучения 5-6 лет, что «ослабляет позиции этих стран на общеевропейском образовательном рынке». Авторы исследования рекомендуют этим странам пересмотреть образовательные стандарты и привести их в соответствие с европейскими.

Было бы неверным предположить, что политически объединенная Европа автоматически перешла в единое образовательное пространство: здесь по-прежнему существуют разные мнения и подходы к обучению специалистов, как, например, англосаксонский, не укладывающийся в образовательный европейский стандарт, но отлично зарекомендовавший себя. Университеты Великобритании предлагают короткие магистерские программы (1-2 года) по всем дисциплинам. Двухгодичная программа обычно заканчивается исследовательским проектом и написанием магистерской диссертации. Традиционно англосаксонская система ориентируется на большое количество часов, выделяемых для самостоятельной работы студентов. Это стимулирует их к развитию способности независимого критического мышления и укрепляет навыки аналитической работы.

Скандинавская модель магистрата (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия) также имеет свои особенности: Дания принадлежит к тем странам, которые ввели двухуровневую систему несколько лет назад, но не отказались и от одноуровневой системы. Швеция утвердилась на двухуровневой системе по схеме: бакалавриат 180 к.ч. + магистратура 60 к.ч. Магистратура предлагается по всем направлениям и для всех, кто хочет повысить свой образовательный уровень, уже имея степень бакалавра. Это особенно приобретает значимость в системе повышения квалификации и переквалификации для работающей части населения в данной стране. Парламент Норвегии одобрил новую систему по схеме: 3 + 2 + 3. В дополнение к 120 к.ч. магистра предлагается также программа «Международный магистр» (60-90 к.ч.). Этой схемы придерживаются все государственные вузы и предлагают магистерские программы соответственно.

Финляндия находится на завершающем этапе процесса перехода на двухуровневую систему.

Реформы магистерских программ в странах Прибалтики проходят очень успешно. В Эстонии практически завершен процесс перехода к схеме 3 + 2, которая гораздо чаще встречается, чем схема 4 + 1. Любопытная ситуация складывается в Латвии, где магистерская программа (от 60 до 120 к.ч.) является сугубо академической, исключая любую профессиональную направленность.

Страны Болонского процесса (Западная и Южная Европа) самым активным образом осуществляют реформы в области получения степеней образования, при этом опора на национальные традиции очевидна. В Италии, где принималась декларация о создании единого европейского пространства, с 1999 г. началось внедрение новой схемы: laurea - получение первого диплома об общем высшем образовании (3 года / 180 к.ч.) + laurea specialistica - диплом специалиста (2 года / 120 к.ч.) + Master universitario di primo livello магистр университета первого уровня (1 год / 60 к.ч.). Можно ли считать подобное решение последовательным, а систему двухуровневой, или все эти перемены можно отнести к действию переходного периода? В законе об образовании прописаны еще три степени: профессор-исследователь, специалист-профессионал (1-5 лет / 60-300 к.ч.) и магистр университета второго уровня (1 год / 60 к.ч.).

В Греции предлагается одна магистерская степень (1 или 2 года) и называется она «послевыпускной диплом специалиста». Нужно отметить, что более 75% греческих студентов, получивших образовательную степень Psycho (3 года) - первую образовательную степень, не торопятся в магистратуру и докторантуру.

В Испании на сегодняшний день предлагают все магистерские степени (1-2 года), часто профессионально ориентированные, но эти степени с трудом признаются остальным Европейским содружеством, потому что они не являются частью двухуровневой системы.

В Португалии продолжаются дискуссии в кругах педагогической общественности на тему: как адаптировать уже существующие академические и профессиональные степени в национальном образовании к Болонской системе.

Министерство образования Франции подписало важные регулирующие документы в сфере образования, унифицирующие университетскую схему: 3 + 2, дающую лицензию и магистра соответственно, при этом обозначив разницу: магистр-исследователь и магистр-профессионал (специалист), последнее требует стажировки.

Университетам Нидерладов предстоит преобразовать свою одноуровневую систему в двухуровневую (бакалавриат и магистратуру), не отступая от традиции разграничения академических и профессиональных (технических) степеней. В зависимости от направления (гуманитарного или технического) магистратура как минимум потребует 60 к.ч. для голландских студентов.

Ситуация в Бельгии складывается неоднозначно, учитывая две академические школы (романскую и фламандскую). Здесь коллеги склонны обсуждать преиму-

щества и недостатки Болонских заявлений, а между тем во Фландрии требуется для получения первого диплома 4-5 лет, а для завершения полного курса образования еще 2 года. Завершение этого курса дает право на получение диплома кандидата и гарантирует востребованность на рынке труда.

В Германии, где академические школы традиционно сильны и автономны, предлагается выбор образовательных услуг в зависимости от задач по схемам: 3 + 2, 4 + 1. При этом Германия по-прежнему настаивает на своей системе контроля и тестирования - одной из самых сильных сторон немецкой методики. Сходная ситуация наблюдается в Австрии.

В Швейцарии, где образование, как в Германии и Австрии, проводилось по одноуровневой системе, предпринимаются усилия адаптировать образовательную систему в соответствии с Болонскими договоренностями. В базовых документах декларируется, что степень бакалавра предусматривает 180 к.ч., а степень магистра 90 к.ч.

В Центральной и Восточной Европе интеграционные процессы проходят также по-разному: в Венгрии новая система образования представлена по схеме: 3 + 2 (5 лет / 300 к.ч.). В Болгарии только университеты и высшие школы предлагают магистерские годовые программы, бакалавриат предусматривает 4 года. Однако можно встретить и смешанные учебные программы, рассчитанные на 5-6 лет.

Польша - одна из стран, где введение новой структуры образования проходит с большими трудностями. Здесь по-прежнему предпочитают традиционные схемы новым: 5-5,5 лет требуется для получения магистерской степени, дополнительно существуют профессиональные программы (3-3,5 или 3-4 года в зависимости от специальности) - завершающий этап. Существуют отдельные университеты, предлагающие обновленные образовательные схемы, но их немного.

Параллельное сосуществование двух образовательных схем относится и к Чешской республике. Одной из трудностей адаптации к новой общеевропейской системе образования является недостаток компетентных преподавателей, способных подготовить новые учебные планы и наполнить их обновленным содержанием, отвечающим критериям новых подходов к образованию.

Словакия также находится в процессе переориентации на Болонский процесс. Хотя по-прежнему существуют программы 4-6 лет, однако они предлагаются только по определенным направлениям.

В Румынии магистерские годичные или двухгодичные программы имеют место по всем дисциплинам. В то время как формально существует двухуровневая система, тем не менее по-прежнему предлагаются в том числе и другие программы (5-6).

На сегодняшний день сложившейся и стабильной двухуровневой образовательной системой можно считать систему в США. Она зарекомендовала себя как эффективная схема, способная подготовить высококвалифицированных специалистов и исследователей во всех

областях экономики. Однако следует сказать, что североамериканские вузы обладают огромной автономией в формировании своих программ. Двухуровневая система может выглядеть по-разному: например, 4 + 1, 4 + 2. Огромная роль отводится профессиональным школам, где на основе магистерских степеней студенты получают докторские степени, обучаясь не менее 3 лет.

Исходя из краткого обзора переходного периода в формировании единого образовательного европейского пространства, можно обозначить место России в контексте мировых образовательных процессов. Российская Федерация объявила о присоединении к Болонскому процессу, и этот процесс находится в завершающей стадии. Отечественное образование сталкивается с похожими трудностями, как и многие европейские страны, в частности страны Центральной и Восточной Европы. Однако процесс интеграции уже необратим, поэтому ближайшая задача - создание новых магистерских программ - должна быть выполнена в кратчайшие сроки.

Направления магистратуры - необходимость

сохранения образовательных акцентов

В обучении магистров сохраняются два генеральных направления, их можно обозначить как гуманитарное и техническое. При этом в зависимости от задач магистерских программ можно обозначить два акцента: академический и профессиональный. Именно эти акценты определяют роль, содержание и количество учебных часов, выделяемых для исследовательской работы магистрантов. Во Франции, например, существует четкая разница между магистерскими программами - исследовательскими и профессиональными, это суть реформы. Программы, ориентированные на исследования, впоследствии дают возможность магистранту автоматически получить доступ для продолжения образования и получения докторской степени. Профессиональные магистерские программы (специалисты) не обладают таким же доступом к докторату, однако существует «мост» между программами, и при определенных выполненных требованиях профессионал (специалист) - магистр может продолжить образование и получить диплом доктора.

В Англии все степени традиционно рассматриваются как академические, и, похоже, это останется в силе. Разница только в том, что есть магистр-преподаватель и магистр-исследователь. Магистру-исследователю рекомендуется еще один год обучения для получения степени магистра-преподавателя - M.Phil. Эту степень в дальнейшем рекомендуется повысить до Ph.D. Получение доктора в Англии рекомендовано независимо от поля профессиональной деятельности - это лишь вопрос карьерного роста.

В каком направлении будет развиваться магистрат в России? Скорее всего, он будет ориентирован больше на

континентальную Европу, с которой мы связаны историческими корнями более всего. Однако игнорировать хорошие результаты англосаксонской системы было бы неразумно. Не помешал бы здоровый компромисс.

Последняя реплика автора в сторону кредитной системы, вызывающей много споров и недоразумений. Подробное описание кредитной системы в действии и возможности ее применения в России было дано автором в статье [5]. Главная цель кредитной системы - обеспечение мобильности обучаемых (система взаимозачетов кредитных часов), свобода передвижения из вуза в вуз студентов и преподавателей. Сегодня практически все страны ЕС используют кредитную систему в полном объеме, она может быть формально по-иному выражена, однако суть ее непреложна - избавиться от инфляционных оценок. На пространстве бывшего СССР в этой системе уже успешно работают вузы Молдовы, активно ее внедряет Украина. Мы отмечаем, что в России все вузы готовы перейти к этой системе уже сегодня.

Таким образом, можно констатировать, что выравнивание образовательной системы в Европе в соответствии с документами Болонского процесса проходит стабильно, но с учетом традиций национальных академических школ.

Российская сторона выполняет свои договоренности: переходный период к двухуровневой системе «бакалавр - магистр» находится в завершающей стадии. Насущная задача - создание новых программ по всем направлениям магистрата. Но эта задача выполнима, ибо российское образование имеет солидный академический потенциал.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бакалавр // Глоссарий Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_ id=50&op=word&wid=27 (дата обращения 21.02.2012).

2. Магистр // Глоссарий Федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/index.php?page_ id=50&op=word&wid=189 (дата обращения 21.02.2012).

3. Магистратура МПГУ: сб. норматив.-метод. материалов / сост. В. Е. Коневская, Д. А. Кудрявцева. М., 2003.

4. Tauch Ch., Rauhvargers A. Survey on Master Degrees and Joint Degrees in Europe. Geneva-Brussels, 2002.

5. На пороге кредитной системы: можно войти? (Опыт беспристрастного рассмотрения проблемы) // Наука и школа. 2011. № 2. C. 4-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.