DOI 10.47643/1815-1337_2021_10_62 УДК 342.72
О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ И ИНУЮ НЕ ЗАПРЕЩЕННУЮ ЗАКОНОМ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЪЕДИНЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Some problems of the implementation of the constitutional right to entrepreneurial and other not prohibited by law economic activity:
associations of business entities
ВОЛОДИНА Кристина Сергеевна,
аспирант кафедры «государственно-правовые дисциплины» Пензенского государственного университета. 440026, Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40. E-mail: kslarina0758@gmail.com;
Volodina Kristina Sergeevna,
aspirant of the Department of state and legal disciplines Pеnza Statе Univеrsity. 440026, the Russian Federation, Penza, ul. Krasnaya, 40. E-mail: kslarina0758@gmail.com
Краткая аннотация: В статье рассматривается и анализируется такая форма реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность как объединения субъектов предпринимательской деятельности. Указывается на стремительное усложнение структуры современного бизнеса. Анализируются понятия «группа компаний», «кластер». Обозначается проблема отсутствия закрепления на законодательном уровне необходимого понятийного аппарата. Выявляются проблемы реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность при исполнении антимонопольного законодательства, в частности указывается на сложность разграничения понятий «группа компаний», «кластер» с одной стороны, и «картель» с другой стороны. Затрагиваются проблемы налогообложения объединенных субъектов предпринимательской деятельности. Отмечается системный характер обозначенных проблем, предлагаются возможные пути их устранения путем применения комплексных мер.
Abstract: The article examines and analyzes such a form of implementation of the constitutional right to entrepreneurial and other economic activity not prohibited by law as an association of business entities. The author points out the rapid complication of the structure of modern business. The concepts of "group of companies", "cluster" are analyzed. The problem of the lack of consolidation at the legislative level of the necessary conceptual apparatus is indicated. The article reveals the problems of implementation of the constitutional right to entrepreneurial and other economic activities not prohibited by law in the implementation of antimonopoly legislation, in particular, the difficulty of differentiating the concepts of "group of companies", "cluster" on the one hand, and "cartel" on the other hand is indicated. The problems of taxation of joint business entities are touched in article. The systemic nature of the identified problems is noted, and possible ways to eliminate them by applying complex measures are proposed.
Ключевые слова: конституционное право на предпринимательскую деятельность, объединения субъектов предпринимательской деятельности, группа компаний, кластер, картель.
Keywords: constitutional right to entrepreneurial activity, associations of business entities, group of companies, cluster, cartel.
Дата направления статьи в редакцию: 05.10.2020
Дата публикации: 29.10.2021
Правовые механизмы реализации конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, заложены в Конституции Российской Федерации1 и принятых на ее основе нормативных правовых актах.
Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, существовали и существуют определенные проблемы в механизме реализации конституционно закрепленных прав и свобод.
Необходимость реального осуществления конституционно закрепленных прав и свобод граждан, создания благоприятных условий, механизмов и гарантий реализации указанных прав и свобод, обуславливает актуальность выявления и изучения существующих проблем и реализации, а также выработки путей их решения.
Проблемы, возникающие при реализации отдельных прав и свобод, являются достаточно разнообразными, что обуславливается различием интересов и потребностей, удовлетворяемых при их реализации.2
Так, предпринимательская деятельность является многосторонним явлением, которое имеет связь с большинством сфер общественной жизни. Это обуславливает зависимость свободного осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности от условий, складывающихся в обществе.
Ученые-правоведы рассматривают механизм реализации закрепленного на конституционном уровне права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность как совокупность правовых и организационных средств, позволяющих создавать условия реализации и защиты такого права, а также форм и методов такой реализации, применяемых на разных его этапах. 1 При этом С.А. Его-
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2 Волчкова Н.Н. Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2018. - №11-3 (56). - С. 1-5.
ров определяет реализацию данного права как «сложный многоступенчатый процесс, результат реального воплощения в жизнь конкретных возможностей, обусловленных нормативным содержанием данного права».2
Физические лица могут реализовывать свое право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, действуя в качестве индивидуальных предпринимателей, а также создавая коммерческие организации - юридические лица.
При этом наиболее выраженной тенденцией современной экономики является укрупнение бизнес-структур. Современные субъекты предпринимательской деятельности зачастую являются достаточно сложными образованиями, и с нормативно-правовой точки зрения довольно трудно индивидуализировать их как участников хозяйственного оборота. В рамках настоящей статьи для обозначения таких образований в сфере предпринимательской деятельности будет использоваться понятие «объединения субъектов предпринимательской деятельности».
До 2014 года в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) существовала статья 121, содержащая понятие «Объединения юридических лиц», согласно которой «коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов».
Однако с 1 сентября 2014 года ст. 121 ГК РФ утратила силу, а согласно ст. 123 ГК РФ «ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц, созданное для не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей. В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов».3
Таким образом, объединение юридических лиц в ассоциации (союзы), на наш взгляд, нельзя рассматривать как форму реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность.
Главной проблемой реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в форме объединения субъектов предпринимательской деятельности на сегодняшний день является отсутствие в российском законодательстве какой-либо организационно-правовой формы для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, объединившихся с целью получения высоких экономических результатов, в то время, как на практике таких понятий существует множество, в том числе «группа компаний», «кластер» и др.
На сегодняшний день для объединений субъектов предпринимательской деятельности широкое применение получило определение «группа компаний». Однако, общепринятого толкования данного понятия до сих пор не сформулировано.
Зачастую экономические источники рассматривают понятие «группа компаний» только в виду взаимоотношений дочерних и материн- 4
ских компаний.
В.В. Грузенкин определяет «группу компаний» как несколько самостоятельных субъектов, объединившихся с целью получения прибыли, подконтрольных одному или нескольким лицам. При этом они могут быть, как связаны между собой, та не связаны юридическими или
5
иными отношениями
До 2007 года в некоторой степени работали финансово-промышленные группы. Их деятельность регулировалась Федеральным законом от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах».6
Однако действие данного закона было прекращено в целях борьбы с чрезмерным государственным воздействием. Кроме того, такая форма ведения бизнеса распространялась только на компании с очень крупными активами и оборотом.
Реалии сегодняшнего дня показывают, что назрела потребность единообразного и общепринятого толкования дефиниции «группа компаний», поскольку данное явление все больше укрепляется в современной экономике.
Что касается понятия «кластер», то в настоящее время довольно часто доводиться иметь дело с его непониманием, хотя оно уже довольно стабильно присутствует в нашей жизни. Изучение теоретической концепции понятия «кластер» позволило сделать вывод, что нет единого мнения об определении, но существует большое количество похожих по смыслу мнений. Эти мнения объединяет географическая сосредоточенность субъектов предпринимательской деятельности, эффективное взаимодействие которых имеет положительный эффект на экономику соответствующей территории.7
Экономический кластер, по мнению П.Г. Щедровицкого, представляет собой «структуру предприятий, объединенных едиными материальными, финансовыми и информационными потоками».8
Касательно кластерного подхода в общих чертах, то сравнительно недавно была высказана идея о необходимости перехода России к инновационной модели экономики. В правительственных инициативах того периода закрепляется политика кластеризации. Однако на федераль-
1 Якимова Е.М. Конституционные права в сфере предпринимательской деятельности и особенности их субъектов-носителей // Актуальные проблемы российского права. -2019. - №1 (98). - С. 66-72.
2 Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 189 с.
3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
4 Житлухина О.Г., Михалёва О.Л. Об идентификации понятия «Группа компаний» и их место в интегрированных структурах // Проблемы современной экономики. - 2016. -№1 (57). - С. 79-82.
5 Грузенкин В.В. Как разные типы российских владельцев организуют свой бизнес и как построить систему владения бизнесом в группе. - М.: Центр инновационных решений для владельцев бизнеса «London Bridge». - 2012. - 214 с.
Федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 04.12.1995. - № 49. - ст. 4697.
7 Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Обзор теоретических подходов к сущности инновационных кластеров // Вестник евразийской науки. - 2018. -№4. - С.1-12.
8 Щедровицкий П.Г. Суть кластера // Деловая газета «Взгляд». - 2012. - Электронный ресурс [Режим доступа]: https://vz.ru/opinions/2012/8/13/592819.html.
ном уровне определение «кластер» до сих пор не закреплено. При этом данный термин часто употребляется в отраслевых подзаконных актах Российской Федерации, в том числе в Распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»,1 в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 «О национальной нанотехнологической сети»2 и др.
Так, в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 «О национальной нанотехнологической сети» содержится понятие «научно- производственный кластер».
На федеральном уровне существует легальное определение только понятия «промышленный кластер» в ст. 3 Федерального закона № 488-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной политике в Российской Федерации».3
Кластерный подход включает в себя достаточно современные методы управления развитием регионов, открывающие для регионов и бизнес-струткур возможность развиваться и эволюционировать в условиях перехода на инновационную модель развития.4
Значимость и актуальность становления такой формы взаимодействия предприятий как кластер подтверждается стремлением государства создавать и развивать кластеры, основываясь на своих рекомендациях. Тем не менее, отсутствие закрепления понятия «кластер» на федеральном уровне создает характерные проблемы и приносит определенные трудности при реализации гражданами своего права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность.
Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»5 в ст. 11 содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов. Согласно указанной статье «признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения могут привести к:
- установлению или поддержанию цен;
- повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков)» и т.д.
Организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из вышеуказанных последствий.6
Несмотря на то, что положения приведенной статьи не распространяются на соглашения между субъектами предпринимательской деятельности, состоящими в одной группе лиц, если одним из таких субъектов в отношении другого субъекта установлен контроль или если такие субъекты предпринимательской деятельности находятся под контролем одного лица, часто возникают проблемы при разграничении понятий «группа компаний», «кластер» с одной стороны, и «картель» с другой стороны.7
Нередко возникают такие ситуации, препятствующие реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность, когда добросовестнее субъекты предпринимательской деятельности, показывающие высокие
экономические результаты при объединении материальных и трудовых ресурсов, привлекают внимание антимонопольных органов и обвиняются
8
в картельном сговоре.
Так, на территории Пензенской области в 2017 году Пензенское УФАС установило признаки картеля среди субъектов, оказывающих услуги по сбору информации о нарушениях правил дорожного движения на территории Пензенской области,9 было установлено, что обвиняемые субъекты предпринимательской деятельности были объединены в нарушение действующего законодательства в межрегиональный научно-производственный кластер.
При этом пояснений со стороны антимонопольного органа и следственных органов, какие нормы действующего законодательства были нарушены при подписании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями соглашения о вступлении в научно-производственный кластер, предоставлено не было.
Таким образом, не смотря на то, что в настоящее время особо остро стоит задача формирования и поддержки инновационных кластеров, деятельность добросовестных субъектов предпринимательской деятельности, объединенных в научно-производственный кластер, была временно приостановлена, в связи с чем, была упущена выгода и понесены убытки.
Несомненно, широкое распространение картельных соглашений представляет серьезную опасность для социально-экономического
1 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.
2 Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 (ред. от 28.09.2018) «О национальной нанотехнологической сети» (вместе с «Положением о национальной нанотехнологической сети») // Собрание законодательства РФ. - 03.05.2010. - № 18. - ст. 2250.
3 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 05.01.2015. - № 1 (часть I). - ст. 41.
4 Бурматова О.П. Кластеры как форма локальных производственных систем // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2016. - №4. - С. 93-108.
5 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434.
6 Кожевников И.Н. Сравнительно-правовой анализ понятия недобросовестной конкуренции по законодательству России, Франции и Германии // Юрист. - 2020. - №2. - С. 25-33.
7 Журавлев С.Ю., Малютина О.А. Некоторые аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2018. - №1. - С. 35-40.
8 Оборов А.С. Защита прав и законных интересов участников корпорации: теоретический аспект // Предпринимательское право. - 2020. - № 1. - С. 18-29.
9 Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://penza.fas.gov.ru/news/14451.
развития России. Деятельность картелей в высокой степени ограничивает свободу конкуренции и представляет собой достаточно опасный вид нарушения антимонопольного законодательства. Картели причиняют существенный урон государственному бюджету и отдельным организациям, причиняют вред интересам бизнеса и граждан, способствуют увеличению коррупциогенных факторов, провоцируют усиление напряженности и нестабильности в обществе.1
Тем не менее, по мнению Р.Г. Фазлиахметова и Г.Я. Кипермана, которое мы разделяем, «государство, которое безуспешно борется в течение последних десяти лет с картельными сговорами, должно выявлять и возглавлять картельные сговоры, трансформировав их в кластеры. Будут решены сразу две задачи: ликвидация разрушающих конкуренцию внутри страны картельных сговоров и создание кластеров, про которые много говорится, но реально имеет место только «имитация кластеров» с проигрышными попытками их «взращивания» «на пустом месте»».2
Немаловажной проблемой при реализации конституционного права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в форме объединения субъектов предпринимательской деятельности являются вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) имеет главу 3.1, которая посвящена «консолидированным группам налогоплательщиков». Согласно ст. 25.1 НК РФ «консолидированной группой налогоплательщиков признается добровольное объединение налогоплательщиков налога на прибыль организаций на основе договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков».
Налогоплательщиком консолидированной группы налогоплательщиков может быть не каждое юридическое лицо, а только соответствующее критериям, закрепленным в ст. 25.2 НК РФ.3
Таким образом, объединения субъектов предпринимательской деятельности (группа компаний, кластер и др.) не могут считаться самостоятельным налогоплательщиком, поскольку не являются юридическим лицом согласно действующему законодательству. Именно юридические лица и индивидуальные предприниматели - участники таких объединений выступают в качестве самостоятельных субъектов налоговых правоотношений, выполняя предусмотренные налоговым законодательством обязанности.4
В условиях тенденции укрупнения и усложнения структуры бизнеса предпочтительной представляется такая модель отчетности, которая будет включать консолидированную и интегрированную отчетность объединений субъектов предпринимательской деятельности.5
На сегодняшний день можно утверждать, что реализация гражданами своего права на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в форме объединения субъектов предпринимательской деятельности с гражданско-правовой и налоговой точки зрения не возможна либо сильно затруднена, что приносит субъектам предпринимательской деятельности определенные неудобства.
В эпоху глобализации и усиления деятельности транснациональных корпораций условием сохранения позиций на рынке является предрасположенность субъектов предпринимательской деятельности к объединению. Но, поскольку нежелательными последствиями таких объединений являются образование картелей и монополизм, предлагается преобразовывать такие незаконные образования в кластеры по профилю 6
их деятельности.
В рамках развития экономики в регионах метод образования кластеров является мощным средством развития территории региона, дающим возможность создать рентабельное и конкурентоспособное производство вокруг экономических лидеров региона. Трудность создания кластеров заключается в том, что исторически большинство регионов России отличаются узконаправленной экономикой и зависимостью от экономических лидеров.7
Создание и деятельность кластеров малого и среднего бизнеса имеет большое значение для разрешения конкретных задач развития территории регионов. Это требует тщательной проработки политики регионов в отношении создания кластеров, связанной едиными стратегическими целями и объединяющей разные направления регулирования отдельной территории. Наличие таких условий позволяет реализовывать потенциал таких кластеров на практике.8
Считаем, что наряду с указанными мерами следует также уделить внимание созданию особой организационно-правовой формы для деятельности объединений субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и в инновационной сфере.
По юридическим критериям следует выделить договорные объединения субъектов предпринимательской деятельности в таких организационно-правовых формах, как группа компаний и кластер.
В отношении таких объединений субъектов предпринимательской деятельности должна быть разработана правовая модель взаимодействия внутри объединения. Для этого полагаем возможным добавления в ГК РФ отдельной главы «Объединения субъектов предпринимательской деятельности», в которой бы содержалась необходимая правовая база для деятельности таких объединений.
1 Быковская Ю.В. Угроза картелизации Российской экономики: сферы и направления развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - №9 (354). - С. 1761-1774.
2 Фазлиахметов Р.Г., Киперман Г.Я. Инновации как способ повышения конкурентособности // Креативная экономика. - 2014. - №3 (87). - С. 58-74.
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. -№ 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
4 Сигидов Ю.И., Настенко Д.А. Актуальные проблемы формирования консолидированной финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - №9. - С. 2-13.
5 Леонова Л.А. Проблемы учета и контроля деятельности интегрированных бизнес-групп // Вестник ТИУиЭ. - 2019. - №1 (29). - С. 55-62.
6 Купчинский А.В., Епифанова Т.В. Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры // Вестник ВГУИТ. - 2016. - №3 (69). - С. 1-7.
7 Чеховская С.А Новые контуры корпоративного права // Предпринимательское право. - 2020. - №3. - С. 31 -41.
8 Буньковский В.И., Зеленков Г.В. Методические подходы к процессу кластерообразования малого и среднего бизнеса // Вестник ЗабГУ. - 2018. - №2. - С. 91-98.
Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008, № 7-ФКЗ, от 05.02.2014, № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. -№ 31. -03.08.1998. - ст. 3824.
4. Федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» (утратил силу) // Собрание законодательства РФ. - 04.12.1995. - № 49.
- ст. 4697.
5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О защите конкуренции» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). -
ст. 3434.
6. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
- 05.01.2015. - № 1 (часть I). - ст. 41.
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // Собрание законодательства РФ. - 24.11.2008. - № 47. - ст. 5489.
8. Постановление Правительства РФ от 23.04.2010 № 282 (ред. от 28.09.2018) «О национальной нанотехнологической сети» (вместе с «Положением о национальной нанотехнологической сети») // Собрание законодательства РФ. - 03.05.2010. - № 18. - ст. 2250.
9. Буньковский В.И., Зеленков Г.В. Методические подходы к процессу кластерообразования малого и среднего бизнеса // Вестник ЗабГУ. - 2018. - №2. - С.
91-98.
10. Бурматова О.П. Кластеры как форма локальных производственных систем // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. - 2016. - №4. - С. 93108.
11. Быковская Ю.В. Угроза картелизации Российской экономики: сферы и направления развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -
2017. - №9 (354). - С. 1761 -1774.
12. Волчкова Н.Н. Механизм обеспечения конституционных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Евразийский Союз Ученых. - 2018. - №113 (56). - С. 1-5.
13. Грузенкин В.В. Как разные типы российских владельцев организуют свой бизнес и как построить систему владения бизнесом в группе. - М.: Центр инновационных решений для владельцев бизнеса «London Bridge». - 2012. - 214 с.
14. Егоров С.А. Конституционно-правовые основы права граждан на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской деятельностью: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. - 189 с.
15. Житлухина О.Г., Михалёва О.Л. Об идентификации понятия «Группа компаний» и их место в интегрированных структурах // Проблемы современной экономики. - 2016. - №1 (57). - С. 79-82.
16. Журавлев С.Ю., Малютина О.А. Некоторые аспекты выявления и раскрытия картельных соглашений // Проблемы правоохранительной деятельности. -
2018. - №1. - С. 35-40.
17. Кожевников И.Н. Сравнительно-правовой анализ понятия недобросовестной конкуренции по законодательству России, Франции и Германии // Юрист. -2020. - №2. - С. 25-33.
18. Коокуева В.В., Церцеил Ю.С. Обзор теоретических подходов к сущности инновационных кластеров // Вестник евразийской науки. - 2018. -№4. - С.1-12.
19. Купчинский А.В., Епифанова Т.В. Комплекс мер по включению малых бизнес-структур в инновационные кластеры // Вестник ВГУИТ. - 2016. - №3 (69). - С.
1-7.
20. Леонова Л.А. Проблемы учета и контроля деятельности интегрированных бизнес-групп // Вестник ТИУиЭ. - 2019. - №1 (29). - С. 55-62.
21. Оборов А.С. Защита прав и законных интересов участников корпорации: теоретический аспект // Предпринимательское право. - 2020. - № 1. - С. 18-29.
22. Сигидов Ю.И., Настенко Д.А. Актуальные проблемы формирования консолидированной финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. -2013. - №9. - С. 2-13.
23. Фазлиахметов Р.Г., Киперман Г.Я. Инновации как способ повышения конкурентособности // Креативная экономика. - 2014. - №3 (87). - С. 58-74.
24. Чеховская С.А Новые контуры корпоративного права // Предпринимательское право. - 2020. - №3. - С. 31-41.
25. Щедровицкий П.Г. Суть кластера // Деловая газета «Взгляд». - 2012. - Электронный ресурс [Режим доступа]: https://vz.rU/opinions/2012/8/13/592819.html.
26. Якимова Е.М. Конституционные права в сфере предпринимательской деятельности и особенности их субъектов-носителей // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - №1 (98). - С. 66-72.
27. Официальный сайт Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области // Электронный ресурс [Режим доступа]: https://penza.fas.gov.ru/news/14451.
References (transliterated):
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008, № 7-FKZ, ot 05.02.2014, № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11 -FKZ) // Sobranie zako-nodatel'stva RF. - 26.01.2009. - № 4. - St. 445.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chasf pen/aya) ot 30.11.1994 № 51-FZ (red. ot 16.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 05.12.1994. - № 32. - st. 3301.
3. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast pen/aya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 27.12.2019) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -№ 31. - 03.08.1998. - st. 3824.
4. Federal'nyj zakon ot 30.11.1995 № 190-FZ «O finansovo-promyshlennyh gruppah» (utratil silu) // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 04.12.1995. - № 49. - st. 4697.
5. Federal'nyj zakon ot 26.07.2006 № 135-FZ (red. ot 27.12.2019) «O zashchite konkurencii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 31.07.2006. - № 31 (1 ch.). - st. 3434.
6. Federal'nyj zakon ot 31.12.2014 № 488-FZ (red. ot 02.08.2019) «O promyshlennoj politike v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 05.01.2015. - № 1 (chast' I). - st. 41.
7. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (red. ot 28.09.2018) «O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda» (vmeste s «Koncepciej dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda») // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 24.11.2008. - № 47. - st. 5489.
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 23.04.2010 № 282 (red. ot 28.09.2018) «O nacional'noj nanotekhnologicheskoj seti» (vmeste s «Polozheniem o nacional'noj nanotekhnologicheskoj seti») // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 03.05.2010. - № 18. - st. 2250.
9. Bun'kovskij V.l., Zelenkov G.V. Metodicheskie podhody k processu klasteroobrazovaniya malogo i srednego biznesa // Vestnik ZabGU. - 2018. - №2. - S. 91-98.
10. Burmatova O.P. Klastery kak forma lokal'nyh proizvodstvennyh sistem // Vestnik NGU. Seriya: Social'no-ekonomicheskie nauki. - 2016. - №4. - S. 93-108.
11. Bykovskaya YU.V. Ugroza kartelizacii Rossijskoj ekonomiki: sfery i napravleniya razvitiya // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. - 2017. - №9 (354). - S.
1761-1774.
12. Volchkova N.N. Mekhanizm obespecheniya konstitucionnyh prav cheloveka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii // Evrazijskij Soyuz Uchenyh. - 2018. - №11 -3 (56).
- S. 1-5.
13. Gruzenkin V.V. Kak raznye tipy rossijskih vladel'cev organizuyut svoj biznes i kak postroit' sistemu vladeniya biznesom v gruppe. - M.: Centr innovacionnyh reshenij dlya vladel'cev biznesa «London Bridge». - 2012. - 214 s.
14. Egorov S.A. Konstitucionno-pravovye osnovy prava grazhdan na svobodnoe ispol'zovanie svoih sposobnostej dlya zanyatiya predprinimatel'skoj deyatel'nost'yu: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2005. - 189 s.
15. ZHitluhina O.G., Mihalyova O.L. Ob identifikacii ponyatiya «Gruppa kompanij» i ih mesto v integrirovannyh strukturah // Problemy sovremennoj ekonomiki. - 2016. -№1 (57). - S. 79-82.
16. ZHuravlev S.YU., Malyutina O.A. Nekotorye aspekty vyyavleniya i raskrytiya kartel'nyh soglashenij // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. - 2018. - №1. - S.
35-40.
17. Kozhevnikov I.N. Sravnitel'no-pravovoj analiz ponyatiya nedobrosovestnoj konkurencii po zakonodatel'stvu Rossii, Francii i Germanii // YUrist. - 2020. - №2. - S.
25-33.
18. Kookueva V.V., Cerceil YU.S. Obzor teoreticheskih podhodov k sushchnosti innovacionnyh klasterov // Vestnik evrazijskoj nauki. - 2018. -№4. - S.1-12.
19. Kupchinskij A.V., Epifanova T.V. Kompleks mer po vklyucheniyu malyh biznes-struktur v innovacionnye klastery // Vestnik VGUIT. - 2016. - №3 (69). - S. 1-7.
20. Leonova L.A. Problemy ucheta i kontrolya deyatel'nosti integrirovannyh biznes-grupp // Vestnik TIUiE. - 2019. - №1 (29). - S. 55-62.
21. Oborov A.S. Zashchita prav i zakonnyh interesov uchastnikov korporacii: teoreticheskij aspekt // Predprinimatel'skoe pravo. - 2020. - № 1. - S. 18-29.
22. Sigidov YU.I., Nastenko D.A. Aktual'nye problemy formircvaniya konsolidirovannoj finansovoj otchetnosti // Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet. - 2013. - №9. - S. 2-13.
23. Fazliahmetov R.G., Kiperman G.YA. Innovacii kak sposob povysheniya konkurentosobnosti // Kreativnaya ekonomika. - 2014. - №3 (87). - S. 58-74.
24. CHekhovskaya S.A Novye kontury korporativnogo prava // Predprinimatel'skoe pravo. - 2020. - №3. - S. 31-41.
25. SHCHedrovickij P.G. Sut klastera // Delovaya gazeta «Vzglyad». - 2012. - Elektronnyj resurs [Rezhim dostupa]: https://vz.ru/opinions/2012/8/13/592819.html.
26. YAkimova E.M. Konstitucionnye prava v sfere predprinimatel'skoj deyatel'nosti i osobennosti ih sub"ektov-nositelej // Aktual'nye problemy rossijskogo prava. - 2019.
- №1 (98). - S. 66-72.
27. Oficial'nyj sajt Upravleniya Federal'noj antimonopol'noj sluzhby po Penzenskoj oblasti // Elektronnyj resurs [Rezhim dostupa]: https://penza.fas.gov.ru/news/14451.