Научная статья на тему 'О некоторых проблемах реализации административного выдворения иностранных граждан и апатридов'

О некоторых проблемах реализации административного выдворения иностранных граждан и апатридов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
658
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / АПАТРИДЫ / ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО / ГРАЖДАНСТВО / DMINISTRATIVE EXPULSION OF FOREIGN CITIZENS / STATELESS PERSONS / RESIDENCE / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паршукова А. П.

С начала 2014 года в мире наблюдается активизация миграционных процессов, вызванных различными причинами: экономический кризис, локальные конфликты все это послужило пусковым механизмом к массовым миграциям, затронувшим многие государства планеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паршукова А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Since the beginning of 2014 there is an intensification of migration processes in the world, caused by various factors: economic crisis, local conflicts all of these were the trigger for mass migration, which has affected many nations of the world.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах реализации административного выдворения иностранных граждан и апатридов»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

УДК 342.92+342.71 № 2 (9) / 2016, с. 4-6

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЫДВОРЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И АПАТРИДОВ

Анастасия Паршукова

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: [email protected]

С начала 2014 года в мире наблюдается активизация миграционных процессов, вызванных различными причинами: экономический кризис, локальные конфликты - все это послужило пусковым механизмом к массовым миграциям, затронувшим многие государства планеты.

Ключевые слова: административное выдворение, иностранные граждане, апатриды, вид на жительство, гражданство.

SOME PROBLEMS OF FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS' ADMINISTRATIVE EXPULTION'S REALIZATION

Anastasia Parshukova

South Ural State University (National Research University), Cheliabinsk, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Since the beginning of 2014 there is an intensification of migration processes in the world, caused by various factors: economic crisis, local conflicts - all of these were the trigger for mass migration, which has affected

many nations of the world.

Keywords: administrative expulsion of foreign citizens, stateless persons, residence, citizenship.

Особенности геополитического положения Российской Федерации, в том числе и Челябинской области, обуславливают постоянный поток мигрантов как из Европы, так и из Азии, что, в свою очередь, порождает множество проблем, связанных с регулированием миграционных процессов, применением мер государственного взыскания.

Низкий уровень правосознания мигрантов, их затрудненная интеграция в российскую культуру, нежелание изучать законодательство, получать информацию о своих правах и обязанностях - это приводит к большому количеству преступлений и правонарушений среди иностранных граждан и апатридов, в особенности, административного характера.

За совершение административных правонарушений в области миграции наиболее жестким видом взыскания, является выдворение.

Под выдворением понимается принудительное контролируемое перемещение указанных лиц за пределы РФ. Закон также регламентирует случаи самостоятельного контролируемого выезда иностранных граждан и апатридов1.

С 1 января по 30 октября 2015 года из Челябинской области выдворено 859 ино-

1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 14 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. -№ 1 (ч. 1). - Ст. 1.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

странных граждан, по стране за указанный период выдворено 150 тыс. человек2.

Административное выдворение осуществляется в следующем порядке: уполномоченное лицо регистрирует факт правонарушения посредством составления протокола, далее материалы передаются в суд, где выносится решение о применении либо неприменении данного наказания. Если административное правонарушение было совершено при пересечении Государственной границы, решение о выдворении выносится соответствующими должностными лицами.

Выдворение принудительного характера финансируется за счет средств федерального бюджета. Самостоятельный выезд осуществляется средствами выдворяемых, пригласивших их лиц или органов - посольств, консульств, организаций, представительств^.

Из 859 человек за счет федерального бюджета выдворено 260 иностранных граждан и апатридов'1.

Иностранные граждане и апатриды, в отношении которых принято решение о нежелательности нахождения на территории РФ, после вступления решения суда в законную силу, обязаны покинуть Россию в сроки от 3 до 15 дней, в зависимости от их принадлежности к категориям лиц, установленным федеральным законом. Неисполнение постановления влечет принудительное перемещение за границу Российской Федерации.

Закон предоставляет иностранным гражданам и апатридам широкие возможности обжалования постановления о выдворении в порядке судебного и административного производства.

В течение 10 суток с момента ознакомления с решением суда иностранный гражданин или апатрид может подать апелляционную жалобу.

При пропуске срока подачи жалобы закон предоставляет возможность подать ходатайство о восстановлении сроков при наличии уважительных причин, признаваемых судом таковыми [См.: 1].

В настоящий момент существуют граждане, которые знают, что в их отношении принято определение о выдворении, однако они не подавали на апелляцию, не покинули страну и скрываются от правоохранитель-

2 Официальные статистические данные УФМС России по Челябинской области за 9 месяцев 2015 года. -http://www.fmschel.ru/fiies/2015/10/stat_9_month.xls (дата обращения 31.10.15).

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях...

4 Официальные статистические данные УФМС Рос-

сии по Челябинской области за 9 месяцев 2015 года ...

ных органов. Эти лица находятся в полицейском розыске, после обнаружения они будут переданы ФССП. Разыскивать таких граждан очень тяжело, потому что, как правило, у них нет постоянной регистрации и местонахождения.

Административный порядок обжалования применяется в том случае, если постановление было вынесено должностным лицом Пограничной службы. Обжалование производится путем подачи жалобы руководству Пограничной службы ФСБ России.

В том случае, если постановление о выдворении не было пересмотрено, возникает ряд правовых последствий. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 13 августа 2015 г.) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 октября 2015 г.) устанавливает срок выдворения - 5 лет.

Это означает, что иностранный гражданин или апатрид вносится в контрольный список и не имеет права въезжать на территорию России в течение пяти лет со дня выдворения.

При выдворении должностными лицами Пограничной службы срок составляет один год. Нередки случаи попыток выдворенного лица повторно пересечь границу РФ по документам, содержащим иные сведения (иной год рождения, ФИО, номер), однако данные действия изначально являются безуспешными, так как в интегральной базе данных РФ хранятся дактилоскопические данные, позволяющие идентифицировать апатрида или иностранного гражданина. При выявлении такого лица въезд на территорию РФ закрывается по новым паспортным или иным данным на срок выдворения уполномоченными лицами.

Помимо повторного выдворения рассмотренное действие является основанием для возбуждения уголовного дела по п. 2 ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы»5.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24 июля 2015 г.) устанавливает, что факт административного выдворения является основанием для отказа в выдаче

5 Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЭ (ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства0.

Полномочия ФМС при выдворении широки. ФМС проводит дактилоскопию задержанного лица и сравнивает полученные данные со сведениями федеральной базы; собирает доказательства совершенного административного правонарушения, контролирует выезд иностранного гражданина за пределы Российской Федерации.

Если выдворение имеет принудительный характер, ФМС передает иностранного гражданина ФССГ1, после чего указанное лицо направляется в приемник-распредели-тель до момента выдворения за границу Российской Федерации.

Наиболее острая проблема, с которой сталкиваются правоохранительные органы при задержании иностранного гражданина, совершившего административное правонарушение, возникает задолго до инициации процедуры выдворения.

Иностранного гражданина или апатрида невозможно задержать или поместить в спецприемник без идентификации личности. Иностранные граждане и апатриды часто не имеют документов, удостоверяющих личность, при идентификации указанные лица называют чужие данные либо просят проверить сведения по базе.

Полиция, при задержании иностранных граждан и лиц без гражданства, не может самостоятельно проверить личность правонарушителя, так как такая возможность есть только у ФМС, потому что только ФМС обладает доступом к федеральной базе «Мигрант», где содержатся данные о номере миграционной карте, совершенных правонарушениях и т. д. П рав оохран ител ьн ы е ор га и ы нужда ются в единой федеральной базе, к которой будут иметь доступ все службы, связанные идентификацией личности иностранных граждан и лиц без гражданства.

Такая база существует в аэропортах, где данные граждан РФ и иных государств, а также апатридов представлены в полном объеме. Если человек называет чужие данные, сотрудники правоохранительных органов имеют

возможность сравнить появившуюся в анкете фотографию с задержанной личностью.

Потребность в единой базе обуславливается также непосредственно процедурой выдворения, а именно, этапом содержания указанных лиц в приемниках-распределителях.

На 30 октября 2015 года в спецприемнике Челябинской области находятся 60 иностранцев (граждане визового и безвизового въезда)7.

Иностранные граждане находятся там круглосуточно, не имеют права покидать спецприемник. К сожалению, нахождение в спецприемнике часто затягивается по причине длительных сроков ожидания запросов, справок, восстановления документов.

Сроки ожидания запросов не совпадают, так как все службы, связанные с выдворением (ФССП, ФМС, полиция), делают их в разные сроки. Справка о судимости делается по запросу в полиции, справка по пересечению границы - в Пограничной Службе. Если бы существовала единая для всех служб база с данными иностранцев, запросы по всем справкам делались бы в одно время, что позволило бы сократить срок нахождения иностранных граждан и апатридов в спецприемниках.

Приведенные факты позволяют сделать следующий вывод: выдворение - наиболее жесткая мера административного наказания, влекущая за собой правовые последствия различного характера. Главная цель выдворения - устранить нежелательных по различным причинам иностранных граждан и апатридов с территории России.

В настоящее время процедура выдворения отличается несовершенством при практической реализации. Детальная законодательная регламентация сочетается с отсутствием инструментария для воплощения процедуры. Наиболее удачным выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, является создание общей служебной базы с данными иностранных граждан и апатридов, которая, без сомнения, позволит правоохранительным органам и федеральным службам работать с большей эффективностью.

Примечания

1. Майоров В. И. Введение в юридическую специальность : учебное пособие. - Челябинск, 2005.

6 О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

7 Официальные статистические данные УФМС России по Челябинской области за 9 месяцев 2015 года...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.