Law and statehood № 3 (4) 2024
УДК 342.552.3
DOI: 10.70569/2949-5725.2024.4.3.004
О некоторых проблемах правового регулирования статуса субъектов Российской Федерации
А.С. Каримов
Уфа, Российская Федерация [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы статуса субъектов Российской Федерации в современных условиях. Автор придерживается позиции, согласно которой равноправие субъектов Федерации определяется одинаковыми возможностями регионов по реализации конституционных и иных прав и интересов, объемом правомочий и прав, образованных на конституционной основе. С позиции территориальных, экономических и иных особенностей все субъекты Федерации являются особенными и не похожими друг на друга. По мнению автора статьи, федеративное состояние российской государственности доказало возможности для развития субъектов Российской Федерации. При этом категории «статус субъекта Федерации» и «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации» не являются равнозначными. Автор отмечает, что важной особенностью взаимоотношений субъектов Российской Федерации является договорное взаимодействие о социально-экономическом, научно-техническом и ином сотрудничестве регионов, в котором не имеет существенного значения конституционно-правовой статус субъекта Федерации, поскольку важно другое - улучшение социально-экономического состояния регионов и, как следствие, создание комфортных условий для быта и трудовой деятельности людей.
Ключевые слова: правовое регулирование, статус субъектов Российской Федерации, сложносоставные субъекты, права и обязанности, полномочия.
Для цитирования: Каримов А.С. О некоторых проблемах правового регулирования статуса субъектов Российской Федерации // Право и государственность. 2024. № 3 (4). С. 39-42.
On some problems of legal regulation of the status of constituent entities of the Russian Federation
A.S. Karimov
Ufa, Russian Federation [email protected]
Abstract. The article discusses some issues of the status of the constituent entities of the Russian Federation in modern conditions. The author adheres to the position that the equality of the subjects of the Federation is determined by the equal possibilities of the regions for the realization of constitutional and other rights and interests, the volume of powers and rights formed on a constitutional basis. From the standpoint of territorial, economic and other features, all subjects of the Federation are special and not similar to each other. According to the author of the article, the federal state of Russian statehood proved the possibilities for the development of the constituent entities of the Russian Federation. At the same time, the categories «status of a subject of the Federation» and «constitutional and legal status of a subject of the Russian Federation» are not equivalent. The author notes that an important feature of the relationship between the constituent entities of the Russian Federation is contractual interaction on socio-economic, scientific, technical and other cooperation between regions, in which the constitutional and legal status of the constituent entity of the Federation does not matter, since another is important - improving the socio-economic state of the regions and, as a result, creating comfortable conditions for people's life and work.
Keywords: legal regulation, status of constituent entities of the Russian Federation, complex constituent entities, rights and obligations, powers.
For citation: Karimov A.S. On some problems of legal regulation of the status of constituent entities of the Russian Federation // Law and statehood. 2024. № 3 (4). P. 39-42.
Современная российская государственность строится на базовых конституционных принципах, смыслом которых является осуществление правовой политики,
обеспечение социальных прав граждан, развитие демократического порядка. Конституция Российской Федерации является основой для закрепления федеративных
начал и является фундаментальным источником права, позволяющим сохранить государственность и социальные отношения в стабильном состоянии. Правовой статус субъектов Российской Федерации находит свое отражение непосредственно в нормах Основного закона. Другие нормативные положения о статусе субъектов Российской Федерации развиваются в федеральном и региональном законодательствах, а также имеют договорную основу взаимодействия и правового регулирования.
Очевидно, что соседствующие субъекты Федерации взаимодействуют друг с другом. Их взаимоотношения обусловлены необходимостью в социально-экономическом развитии регионов. Одной из особенностей конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации является то, что он может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации1. Вместе с тем сводить взаимоотношения федерального уровня власти с субъектами Федерации к аспекту «согласий» в настоящее время весьма противоречиво. Наоборот, требуется системное взаимодействие центральных властей с регионами для оперативного решения социальных вопросов, а также тех, которые имеют для страны стратегически важный характер. От субъектов Федерации требуется, чтобы они, в контексте социально-правовой обусловленности, в оперативном режиме приводили региональные нормативные правовые акты в соответствие с федеральным законодательством, поскольку жизнь не стоит на месте и общественные отношения развиваются настолько динамично, что требуют от парламентских органов быстрого реагирования на вызовы современности.
Сложности становления современной российской государственности заключаются в том, что Россия состоит из 89 равноправных субъектов Российской Федерации. Ни одна федерация в мире не может похвастаться таким достоянием. Субъекты Федерации подразделены на шесть видов: республики, края, области, города федерального значения, автономную область и автоном-
ные округа, что только усиливает ведущие позиции России в социально-экономическом, политическом и ином отношениях. Особенности функционирования субъектов Федерации заключаются в их общности. Неслучайно если в одном субъекте Федерации возникают проблемы, на помощь к нему приходят другие. Как справедливо отмечает Л.М. Карапетян, эта общность подтверждается положением Конституции о равноправии субъектов Федерации между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти [1, с. 83]. Вместе с этим В.А. Лебедев отмечает, что субъекты Российской Федерации не равны по размеру территории, численности населения, национальному составу, экономическому потенциалу и т. д. [2, с. 8]. Представляется, что их равноправие определяется одинаковыми возможностями регионов по реализации конституционных и иных прав и интересов, объемом правомочий и прав, образованных на конституционной основе. С позиции территориальных, экономических и иных особенностей все субъекты Федерации являются особенными и не похожи друг на друга.
Федеративное состояние российской государственности доказало возможности для развития субъектов Российской Федерации. При этом категории «статус субъекта Федерации» и «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации» не являются равнозначными. Так, в процессе исследования статуса субъекта Федерации сложилось несколько концепций данной категории конституционного права. По мнению Н.К. Филиппова, правовым статусом необходимо именовать совокупность предметов ведения субъекта Федерации, которые определяют его место в качестве субъекта государственно-правовых отношений [3, с. 73]. С.Л. Сергевнин отмечает, что в содержание статуса субъекта Федерации должны включаться лишь права и обязанности, в то время как предметы ведения и полномочия конкретизируются в правах и обязанностях [4, с. 80]. По мнению В.К. Самигуллина, существует особый правовой статус у республик
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Российская газета. 2020. 4 июля.
Law and statehood № 3 (4) 2024
в составе Российской Федерации [5, с. 14]. С точки зрения А.А. Ливеровского, конституционно-правовой статус включает в себя статический, функциональный и юрис-дикционный компоненты [6, с. 92]. Конституционно-правовой статус республики, входящей в состав Российской Федерации, определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, что характеризует специфические особенности законодательного регулирования статуса такого субъекта Федерации. Конституционно-правовой статус других субъектов Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и уставом субъекта Федерации, принимаемым региональным парламентским органом, что также является особенностью правового регулирования статуса регионов.
Особенностью правового регулирования отношений автономных округов, входящих в состав края или области, является регулирование взаимоотношений с помощью принятия как федеральных законов, так и договоров между субъектами Российской Федерации. Между тем важной особенностью взаимоотношений субъектов Федерации, как представляется, является договорное взаимодействие о социально-экономическом, научно-техническом и ином сотрудничестве регионов, в котором не имеет существенного значения конституционно-правовой статус субъектов Федерации, поскольку важно другое -улучшение социально-экономического состояния договаривающихся сторон. Прав М.С. Шайхуллин, говорящий о том, что конституционно-правовые гарантии в договорных отношениях играют существенную, если не сказать решающую, роль в процессе создания условий для развития экономических отношений между регионами.
В свое время Конституционный Суд Российской Федерации указывал на то, что
правоотношения между областью (краем) и автономным округом должны соответствовать определенным требованиям. В частности, вхождение автономного округа в край, область порождает обязанность обеих сторон строить свои отношения с учетом интересов друг друга, не предпринимать односторонних действий, если они затрагивают общие интересы края, области и автономного округа, нарушают принцип равноправия, не основаны на федеральном законе и не вытекают из договора1. По смыслу положений статьи 66 Конституции Российской Федерации федеральная власть создает законодательные гарантии взаимоотношений субъектов Федерации, в случае если имеется необходимость создания нормальных отношений между субъектами Федерации. Для этого может быть принят федеральный закон, который определяет объем права и интересов как Российской Федерации, так и ее субъектов.
Для наиболее правильной модели правового регулирования статуса субъектов Федерации в части установления правового положения «сложносоставного субъекта Федерации» необходимо придерживаться, во-первых, преимущества конституционно-правового регулирования статуса таких субъектов государственно-правовых отношений; во-вторых, учета мнения органов государственной власти субъектов Федерации, которые лучше знают обстановку на местах и обладают законотворческой инициативной; в-третьих, договорного регулирования между субъектами Федерации, в котором определяющее значение следует отводить интересам населения. Взаимоотношения между субъектами Федерации должны обеспечиваться различными правовыми условиями и использованием соответствующих правовых инструментов (гарантий), в том числе возможностей института «федерального вмешательства».
Список литературы
1. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М. : НОРМА, 2001. - 352 с.
2. Лебедев В.А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 1 (255). С. 5-12.
1 По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области : постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собрание законодательства Российской Федерации.1997. № 29. Ст. 3581.
3. Филиппов Н.К. Республики в составе Российской Федерации: конституционные аспекты взаимоотношений. Чебоксары, 1997. - 157 с.
4. Сергевнин С.Л. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999. - 215 с.
5. Самигуллин В.К. Конституционное развитие Башкортостана : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998. - 49 c.
6. Ливеровский А.А. О статусе субъекта Российской Федерации // Правоведение. 2000. № 2. С. 82-101.
References
1. Karapetyan L.M. Federativnoe ustrojstvo Rossijskogo gosudarstva. M. : NORMA, 2001. - 352 s.
2. Lebedev V.A. Konstitucionno-pravovoj status sub"ektov Rossijskoj Federacii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. № 1 (255). S. 5-12.
3. Filippov N.K. Respubliki v sostave Rossijskoj Federacii: konstitucionnye aspekty vzaimootnoshenij. Cheboksary, 1997. 157 s.
4. Sergevnin S.L. Sub"ekt Federacii: status i zakonodatel'naya deyatel'nost'. SPb., 1999. - 215 s.
5. Samigullin V.K. Konstitucionnoe razvitie Bashkortostana : avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1998. - 49 c.
6. Liverovskij A.A. O statuse sub"ekta Rossijskoj Federacii // Pravovedenie. 2000. № 2. S. 82-101.
Информация об авторе (авторах): Каримов Азат Салаватович (450059, Россия, Уфа, ул. Р. Зорге, 20), кандидат юридических наук.
Information about the author(s): Karimov Azat Salavatovich (450059, Russia, Ufa, R. Sorge St., 20), Candidate of Law.
Статья поступила в редакцию 01.07.2024; одобрена после рецензирования 17.08.2024; принята к публикации 25.09.2024.
The article was submitted to the editorial office of the 01.07.2024; approved after 17.08.2024 review; accepted for publication 25.09.2024.