Научная статья на тему 'О некоторых проблемах правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации'

О некоторых проблемах правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / RUSSIAN FEDERATION / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ПРАВО / LAW / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / NORMATIVE LEGAL ACT / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ / FEDERAL LAW OF THE RUSSIAN FEDERATION / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ) / TAX CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION (PART ONE) / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калатози Гия Гивиевич

На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации высказаны суждения о необходимости совершенствования правового регулирования налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About some problems of legal regulation of tax control in the Russian Federation

In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation expressed opinions about the necessity of improvement of legal regulation of tax control.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации»

УДК 336 ББК 65.26

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГИЯ ГИВИЕВИЧ КАЛА ТОЗИ

E-mail xxx_kala@inbox.ru

Научная специальность 12.00.04 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право Научный руководитель: заслуженный экономист Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, А.Е.Суглобов Рецензент: доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Н.Д. Эриашвили

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. На основе анализа юридической литературы и законодательства Российской Федерации высказаны суждения о необходимости совершенствования правового регулирования налогового контроля.

Ключевые слова: Российская Федерация, экономика, право, законодательство, нормативный правовой акт, федеральный закон РФ, Налоговый кодекс РФ (Часть первая), налоговый контроль.

Abstract. In article on the basis of the analysis of legal literature and legislation of the Russian Federation expressed opinions about the necessity of improvement of legal regulation of tax control.

Keywords: Russian Federation, Economics, law, legislation, normative legal act, the Federal law of the Russian Federation, Tax code of the Russian Federation (Part one), tax control.

Налоговый контроль, как экономическая и юридическая категория привлекает внимание ученых и практиков.

Авторы-единомышленники (И.В. Осокина и М.Е. Косов) рассматривают налоговый контроль как «важнейший элемент» налогового процесса1.

Еще одна группа авторов — единомышленников (Н.Т. Лабынцев, Е.В. Поролло и Е.С. Цепилова) при разработке «методики налогового контроля в современных условиях напряженного исполнения бюджетов всех уровней» высказали следующее обобщающее суждение: «Таким образом, инновационные технологии налогового контроля в посткризисный период в условиях либерализации налогового законодательства развиваются в направлении активизации контроля проблемных категорий налогоплательщиков, что позволяет обеспечить не только своевременное выявление налоговых правонарушений, но и профилактическое воздействие, за счет использования более технологичных методов

контроля, совершенствования условий доступа к информации, систематического мониторинга финансово-хозяйственных операций налогоплатель-щиков»2.

В.В. Мороз при разрешении «проблемы совершенствования внутриведомственного налогового контроля» определил понятие «внутриведомственный налоговый контроль налоговых органов» («это единая система контроля вышестоящими налоговыми органами за деятельностью подведомственных налоговых органов в части соблюдения требований законодательства, нормативных правовых актов (включая внутренние документы ФНС России) при выполнении задач и функций, отнесенных к компетенции ФНС России .. ,»)3.

По мнению Н.П. Лазаревой совершенствование «организации налогового контроля и повышение его эффективности должно проводиться комплексно, с учетом законодательно-нормативных и организационных аспектов в направлении гармонизации

№ 2 / 2017

Вестник экономической безопасности

199

российской системы администрирования с принципами, принятыми в международной практике»4.

Группа авторов — единомышленников из ведомственной образовательной организации сумела определить исчерпывающий перечень «специфических черт» налогового контроля: «государственным властным характером, регламентированностью, независимостью и объективностью, информативностью и непрерывностью»5. В данном случае, как представляется предпринята попытка учесть положения теории правоохраны6.

Д.В. Тютин определяет налоговый контроль как «вид деятельности налоговых органов, урегулированный НК РФ, целями которого является получение информации об исполнении частными субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей, установление оснований для их принудительного исполнения и привлечения к налоговой ответственности»'.

Г. С. Айтхожиной предложена «концепция исследования планирования налогового контроля как совокупности экономических, институциональных и организационных отношений, возникающих в процессе налогового администрирования, направленного на управление налоговыми рисками»8.

Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий во многом предопределяют и несовершенство налогового законодательства Российской Федерации9.

В первую очередь, обращаемся к нормативному правовому акту, по юридической силе приравниваемому к федеральному закону РФ10. Речь идет о Налоговом кодексе РФ (НК РФ) (Часть первая от 16 июля 1998 г.11, введена в действие с 1 января 1999 г.12).

В НК РФ (Часть первая от 16 июля 1998 г.) обнаруживаем главу 14 «Налоговый контроль» (статьи 82-105).

Приводим положения лишь ст. 82 НК РФ: «1. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетен-

ции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом. Особенности осуществления налогового контроля при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 264 настоящего Кодекса. Особенности осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга устанавливаются разделом V2 настоящего Кодекса. 3. Налоговые органы, таможенные органы, органы внутренних дел, следственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. 4. При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, плательщике страховых взносов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Кодекса, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну».

Как представляется подобные положения должны закрепляться в главе 1 НК РФ. Иначе говоря, в действующем нормативном правом акте относительно регулирования налогового контроля не обеспечены правила структурирования нормативного правового акта.

Таким образом, налоговый контроль фактически предполагает соотнесение экономики и права13.

Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.

Во-первых, налоговый контроль является и экономической категорией, и правовой категорией.

200

Вестник экономической безопасности

№ 2/2017

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Во-вторых, налоговый контроль необходимо рассматривать разновидностью правоприменительной деятельности, осуществляемой соответственно несколькими правоприменительными органами (например, налоговыми органами, таможенными органами).

В-третьих, положения главы 14 НК РФ (Часть первая) относительно регулирования налогового контроля необходимо признать несовершенными и, в первую очередь, ввиду нарушения правил составления нормативного правового акта, по юридической силе приравниваемого к федеральному закону РФ.

1 См.: Осокина И.В., Косое М.Е. Налоговый контроль в налоговом процессе: Учебник. М.: Магистр; ИНФРА-М, 2011. С. 4.

2 См.: Лабынцев Н.Т., Поролло Е.В., Цепилова Е.С. Налоговый учет и налоговый контроль (российский и международный опты): Монография. Ростов-на-Дону: РГЭУ (РИНХ), 2012. С. 145—149.

3 Мороз В.В. Внутриведомственный налоговый контроль: Монография. М.: Финансовый университет, 2013. С. 144.

4 Лазарева Н.П. Налоговый контроль: Монография. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственного университета, 2013. С. 220.

5 См.: КостенниковМ.В., Куракин А.В., Корзун С.Ю., Украин-цева А.И. Налоговый контроль и его реализация в деятельности федеральных органов исполнительной власти: Монография. Домодедово (Московская область): ВИПК МВД России, 2013. С. 119—123.

6 См. об этом, например: Галузо В.Н. Теория правоохраны — новое направление в юридической науке? // Закон и право.

2009. № 12. С. 15—16; он же: Теория правоохраны в Российской Федерации: pro et contra // Государство и право. 2012. № 11. С. 110—113; Правоохранительные органы: Учебник для студентов вузов. 10-е изд., перераб. и доп. / Под ред. И.И. Сы-дорука, А.В. Ендольцевой, О Д. Жука. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016.

7 Тютин Д.В. Налоговый контроль, ответственность и защита прав налогоплательщиков: Монография. М.: КОНТРАКТ, 2014. С. 6.

8 Айтхожина Г.С. Государственный налоговый контроль (теория и методология планирования): Монография. М.: Экономика, 2014. С. 217.

9 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для наименования государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России.

2010. № 5. С. 119—123).

10 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см., например: Галузо В.Н. О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30; он же: Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98—102.

11 См.: СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; ...; 2017. № 1 (часть I). Ст. 16.

12 См.: О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации: ФЗ РФ от 16.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3825.

13 Подробнее об этом см., например: Экономика и право. Теневая экономика: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахмедова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Экономика и право. Теневая экономика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Н.В. Артемьева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007; Галузо В.Н., Силин В.В. Категория «таможенный товарооборот»: проблема соотношения экономики и права // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 8. С. 87—88.

_I Magister I

НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

i if aiaoEo f.t f h on-

ifbiiif agjf o',fi;f h -

v i ^ " 's> B' 's' i g

a XHi

ШЫШ'л ¡r

Налоговая безопасность: монография для магистров вузов // под ред. О.А. Мироновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 463 с. (Серия «Magister»).

Монография подготовлена коллективом ведущих ученых и специалистов в сфере налогообложения с целью формирования новой дисциплины магистратуры и профессионального курса аспирантуры.

Содержит развернутое теоретическое и методологическое обоснование проблем налоговой безопасности государства на всех уровнях управления, хозяйствующих субъектов и личности. Сформулированы новые концептуальные положения и систематизирован методический инструментарий отдельных областей деятельности по обеспечению налоговой безопасности. Предложены оригинальные методические разработки по анализу и оценке налоговой безопасности на региональном уровне и уровне предприятия. Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических и налоговых дисциплин вузов, а также специалистов-практиков.

№ 2/2017

Вестник экономической безопасности

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.