УДК 342.24 N.N. KULESHOVA*
ББК 67.400.532.2
К90 ISSUES OF LAWMAKING IN CONDITIONS
OF FEDERATIVE STATEHOOD
Аннотация: в статье рассмотрены актуальные проблемы правотворчествав федеративномгосудар-стве и предложены пути изменения сложившейся ситуации
Ключевые слова: федерация, субъект избирательная система, правотворчество.
Annotation', the article deals with the urgent issues of lawmaking in a federative statehood and the ways out of this situation are given here.
Key words federation, subject, electoral system, lawmaking.
Современное правотворчество является результатом деятельности совокупности субъектов с разным правовым статусом (физические и юридические лица, общественные организации, органы государственной власти). В настоящее время законодаНА ТАЛЬЯ тельной инициативой обладают более 700 субъек-1ллит\плсвил тов, это без фактического учета правотворческой
инициативы каждого гражданина Российской Феде-КУЛЕШОВА рации. Особая роль в правотворчестве принадлежит законодательным (представительным) органам, основная функция которых - принятие законов с учетом принципа народовластия. Этот принцип обязательно должен быть подкреплен гласностью в дея-
О НЕКОТОРЫХ тельности федеральных и региональных органов
власти, так как ее отсутствие способно поставить проблемах под сомнение легитимность принимаемых законов. ПРАВОТВОРЧЕСТВА Однако современные трансформационные про-
цессы в избирательной системе России все чаще вызывают нарекания у конституционалистов и не-ФЕДЕРАТИВНОИ понимание у граждан. Таким образом, в настоя-ГОСУПАРСТВЕННОСТИ щее время можно считать, что в России развился
своеобразный монополизм одной политической партии1 и сформировался в лице депутатов (кандидатов в депутаты) некий образ «везунчиков» в спорте и на эстраде, обладающих депутатским значком2. Нельзя не отметить использование личного авторитета в ходе выборов, так как, возглавляя списки избирателей, руководитель органов государственной власти привлекает внимание к выгодной ему политической партии, но впоследствии депутатской деятельностью не занимается.
Низкое качество и неэффективность законов обусловлены не только непрофессионализмом кадрового состава законодательных (представительных) органов, но и рядом других проблем.
В рамках всеобщей глобализации и совершенствования законотворчестванеобходиморазвивать
* Кандидат юридических наук, заведующая кафедрой шнстигуционногси муниципального права (Рязанский государственныйуниверситет имени С. А. Есенина).
E-mail: [email protected].
Вопросы теории
Вопросы теории
мотивацию к активному участию в этом процессе граждан. Заинтересованность законодательных органов в общественном мнении обусловлена двумя аспектами: во-первых, оно должно быть источником конкретных норм; во-вторых, совместный процесс оптимизации правовых актов позволил наладить постоянное взаимодействие законодателя с гражданином, формой их совместного участия, по мнению некоторых авторов, можно считать сочетание народных опросов и проведение референдума3. Данный метод уже использовался в середине 80-х годов XIX века, но в дальнейшем стал носить формальный характер, а в настоящее время не используется. Хотя ст. 119 Регламента Государственной Думы предполагает, что законопроект уже после первого чтения может быть вынесен на всенародное обсуждение, такая форма не применяется.
На современном этапе все чаще упоминается о внедрении института независимой или общественной экспертизы как о критерии оценки качества. Нельзя считать эту затею надуманной и нецелесообразной, так как экспертиза позволяет проанализировать законопроект с точки зрения научности, оптимизации к существующему законодательству, возможной эффективности закона, а также в целях поддержания демократических принципов. Актуализация общественной экспертизы касается не только правотворчества, но и не менее важного его элемента - юридического образования. Так, в мае 2009 г. вышел Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в РФ», согласно которому для федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования вводится «общественная аккредитация» с целью повышения качества образовательных программ4 . В данном контексте следует развивать систему подготовки и переподготовки кадров ведущими вузами России для органов государственной власти и местного самоуправления, на что было указано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию в ноябре 2009 г. Возникает вопрос о критериях и механизме проведения такого рода экспертиз, а также о правоспособности субъектов, ее осуществляющих. В условиях рыночных отношений и сложного материального состояния науки обращение за подобным действием уже предполагает положительный ответ.
Особо следует отметить влияние экономических факторов на законотворчество. Одним
из обоснований внесения поправок в Конституцию РФ стало длительное стратегическое планирование в экономической сфере (утверждение бюджета на 3 года), в соответствии с которым были пересмотрены некоторые статьи Конституции РФ, касающиеся сроков полномочий Президента РФ и депутатов Государственной Думы. Внесенные поправки неоднозначно трактуются конституционалистами, их обеспокоенность вызвана предстоящими изменениями в федеральном и региональном законодательстве, в основу которых заложены эти конституционные реформы.
На наш взгляд, стихийное проведение конституционных реформ не принесет положительных результатов поэтому необходиморазвивать стратегическое планирование конституционной государственности, которое концептуально выразит основные направления развития конституционализма. При Совете Федерации действует комиссия по мониторингу законодательства, которая отслеживает процесс взаимодействия всех субъектов законотворчества. Такую практику следует развивать и на региональном уровне, так как правовая система законодательства должна быть логичной, последовательной и взаимно динамичной.
Результатами наличия указанных проблем современного законотворчестваможно считать «многословие» законов и дублирование правовых норм, затрудненное восприятие терминов и правовых категорий, например «конституционализм», «парламентаризм».
В связи с несовершенством правотворчества особенно возрастает роль судебных органов, но это никак не связано с правовой инициативой. Суд становится последней инстанцией в процессе правового несовершенства и итоговым звеном в механизме реализации прав граждан, именно его решения часто обнародуют недостатки правовой межуровневой регламентации. При этом особое значение имеет соответствие актов местного самоуправления законодательству - на уровне Федерации, субъектов РФ и региона.
Бесспорно, что перечисленные проблемы существуютна всех уровнях законотворчества, поэтому совершенствование законодательной базы и оптимизация российской правовой системы становятся приоритетными задачами государства.
Анализ региональных правовых систем показывает, что все причины законодательного несоответствия сводятся к отсутствию единого реестра правовых актов федерального, ре-
тонального и местного значения. Основной причиной, препятствующей качественномуулучше-нию регионального законодательства, в ряде субъектоввыступает отсутствие квалифицированных кадров, способных быть толерантными к общественности и восприимчивыми к требованиям законотворчества".
Активное наращивание нормативной базы привело к необходимости комплексного изменения регионального законодательства по качественным и количественным характеристикам. Так, в регионах появляются кодифицированные акты (административные, избирательные, социальные кодексы), в связи с чем усложняется структура нормативных правовых актов. Количественные характеристики правовых актов в настоящее время стали объектом внимания государственных органов (прокуратуры, органов юстиции, аппарата полномочных представителей Президента РФ), а вот крите-
риев и моделей механизма контроля за качественными характеристиками до сих пор не создано, что существенно подрывает единство правового пространства России.
Очевидна доминирующая роль федерального центра в формировании единой правовой политики, но она не должна провоцировать переход к унитаризму. С учетом этого сведена к минимуму законопроектная инициатива со стороны субъектов Российской Федерации. Несмотря на то что предложения регионов могут оказать позитивное влияние на формирование российской правовой системы, большая их часть остается без рассмотрения.
На наш взгляд, для изменения сложившихся тенденций необходимо, во-первых, преобразование правовой системы; во-вторых, разработка общих требований к механизму правотворчества любого уровня; в-третьих, усиление мотивации правосознания граждан.
1 См.: Обзор международных научно-практических конференций посвященных 15-летию Конституции РоссийскойФедерации // Юрид. образование и наука 2009. №9 1. С. 34-36.
2 См.: Поленина С.В., КолдаеваН.П. Правотворчество в РоссийскойФедерации // Рос. юстиция. 2009. № 5. С. 33.
3 См.: Там же.
4 См.: О мерах по совершенствованию высшего юридическогообразования в РоссийскойФедерации: Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. № 599 // Юрид. образование и наука. 2009. № 3. С. 21.
5 См.: ЛичичанО.П. Современные тенденции развития региональных правовых систем // Конституционное и муниципальное право. 2009. №9 14. С. 12.
Вопросы теории