Научная статья на тему 'О некоторых проблемах перевода скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования'

О некоторых проблемах перевода скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
627
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / СКОРАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / СПОСОБЫ ОПЛАТЫ УСЛУГ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ПОДУШЕВЫЕ НОРМАТИВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / SYSTEM OF MANDATORY MEDICAL INSURANCE / EMERGENCY MEDICAL CARE / FINANCIAL PROVISION / PAYMENT METHODS FOR SERVICES / FINANCIAL NORMATIVES PER CAPITA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Юрикова И. Г., Кадыров Ф. Н.

В статье рассматриваются вопросы перевода с 2013 года финансового обеспечения скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, связанные с этим проблемы, касающиеся способов оплаты услуг скорой медицинской помощи, взаимоотношением организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, с транспортными организациями и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Юрикова И. Г., Кадыров Ф. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding specific problems of transferring emergency medical care into the system of mandatory medical insurance

In the article there are discussed questions of transferring financial provision of emergency medical care in the system of mandatory medical insurance starting from 2003 year, related to this problems concerning payment methods for services of emergency medical care, relationship between organizations, providing emergency medical care and transport organizations and etc.

Текст научной работы на тему «О некоторых проблемах перевода скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования»



И.Г. Юрикова,

заместитель руководителя главного управления здравоохранения администрации г. Красноярска по экономическим и финансовым вопросам, г. Красноярск, Россия Ф.Н. Кадыров,

заместитель директора ЦНИИОИЗ, г. Москва, Россия

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПЕРЕВОДА СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В СИСТЕМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

УДК 614.2

Юрикова И.Г, Кадыров Ф.Н. О некоторых проблемах перевода скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (Главное управление здравоохранения администрации г. Красноярска по экономическим и финансовым вопросам, г. Красноярск, Россия; ЦНИИОИЗ, г. Москва, Россия) Аннотация. В статье рассматриваются вопросы перевода с 2013 года финансового обеспечения скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования, связанные с этим проблемы, касающиеся способов оплаты услуг скорой медицинской помощи, взаимоотношением организаций, оказывающих скорую медицинскую помощь, с транспортными организациями и т.д.

Ключевые слова: система обязательного медицинского страхования; скорая медицинская помощь; финансовое обеспечение скорой медицинской помощи; способыI оплаты услуг скорой медицинской помощи; подушевые нормативы финансирования.

□ дной из наиболее актуальных проблем здравоохранения в 2013 году является перевод финансового обеспечения скорой медицинской помощи в систему обязательного медицинского страхования (ОМС). Подобная мера вызвала среди медицинской общественности много вопросов, особенно учитывая, что это происходит на фоне передачи полномочий в сфере здравоохранения от муниципальных образований субъектам Российской Федерации, отмены субсидиарной ответственности собственника по обязательствам бюджетных учреждений и т.д. Рассмотрим некоторые из вопросов, связанных с реализацией подобной меры.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 326-ФЗ), финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года. Порядок передачи бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджеты фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) устанавливается федеральным законом, определяющим размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

И.Г. Юрикова, Ф.Н. Кадыров, 2012 г.

/ Менеджер №12

\ здравоохранения 2013

В соответствии с п. 4 части 7 статьи 51 Федерального закона №326-Ф3 в 2012-2014 годах размер тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения устанавливается с учетом расходов на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи.

Согласно части 8 статьи 100 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Основы), до 1 января 2015 года финансовое обеспечение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по оказанию скорой медицинской помощи осуществляется соответственно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.

Таким образом, финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиа-ционной) скорой медицинской помощи) с 1 января 2013 г. будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования из бюджетов субъектов Российской Федерации в виде межбюджетных целевых трансфертов в территориальные фонды ОМС в размерах, определенных субъектом, но не менее расходов бюджета субъекта Российской Федерации 2012 года на финансирование скорой медицинской помощи. То есть, до 2015 года скорая медицинская помощь, по сути, будет финансироваться за счет субъекта Российской Федерации, но не напрямую, а через систему ОМС. Лишь с 2015 года (когда субъекты будут уплачивать взносы на страхование неработающего населения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в полном объеме), скорая помощь будет финансироваться за счет субвенций, направляемых из Федерального фонда территориальным фондам ОМС.

Прежде чем рассмотреть некоторые последствия такого решения, коснемся нормативной базы оказания скорой медицинской помощи.

Часть 1 статьи 32 Основ устанавливает, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь классифицируется как вид медицинской помощи.

В соответствии с п. 11 части 1 статьи 14 Основ организация оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи федеральными медицинскими организациями относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.

В соответствии с п. 5 части 1 статьи 16 Основ организация оказания населению субъекта Российской Федерации скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Статья 35 Основ посвящена скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях.

На территории Российской Федерации в целях оказания скорой медицинской помощи функционирует система единого номера вызова скорой медицинской помощи в поряд-

№13 Менеджер

3013

здравоохранения

ке, установленном Правительством Российской Федерации.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Медицинская эвакуация включает в себя:

1) санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую авиационным транспортом;

2) санитарную эвакуацию, осуществляемую наземным, водным и другими видами транспорта.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Федеральные государственные учреждения вправе осуществлять медицинскую эвакуацию в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Перечень указанных федеральных государственных учреждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи оказывается медицинская помощь (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

В соответствии с частью 1 статьи 80 Основ скорая медицинская помощь, в том числе скорая специализированная, предоставляются в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Часть 2 данной статьи основ устанавливает, что при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

Часть 3. статьи 83 основ устанавливает, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет:

1) средств обязательного медицинского страхования;

2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования);

3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным медицинским организациям, включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не вклю-

енеджер №13

здравоохранения 3012

ченной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу обязательного медицинского страхования).

Это — исчерпывающий перечень источников финансового обеспечения скорой медицинской помощи, распространяющийся как на государственные (муниципальные), так и на частные медицинские организации. Отсюда следует вывод о том, что ни государственные (муниципальные), ни частные медицинские организации не могут оказывать на платной основе такой вид медицинской помощи как скорая помощь. Выше уже отмечалось, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается гражданам бесплатно. Для частных организаций такого запрета не существует. Но как видим, для частных медицинских организаций не установлены и иные источники финансового обеспечения: они не обязаны оказывать скорую помощь бесплатной, но нигде не сказано, что имеют право оказывать помощь за плату. Эта ситуация требует законодательного разрешения.

Тем не менее, государственные и частные медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь, могут предоставлять за плату по договорам с организациями другие виды помощи, не относящиеся непосредственно к скорой медицинской помощи (связанные с медицинским обеспечением спортивных, зрелищных иных массовых мероприятий), если такое право закреплено в их уставах. Заметим, что применительно к государственным (муниципальным) учреждениям это не должно осуществляться за счет уменьшения количества бригад, оказывающих скорую медицинскую помощь. При этом затраты на оказание данных видов услуг (включая затраты на транспорт) должны возмещаться за счет полученного от оказания платных услуг дохода.

В соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее — Программа), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1074, в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказывается скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации). 3а счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение:

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования);

— медицинской эвакуации, осуществляемой федеральными медицинскими организациями по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Российской Федерации;

— скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, преду-

№13 Менеджер

3013

здравоохранения

смотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования).

3а счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи — в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.

Средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по Программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год, по базовой программе обязательного медицинского страхования — на 1 застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой, и составляют для скорой медицинской помощи вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, на 2013-2015 годы — 0,318 вызова на 1 жителя.

При этом критериями доступности и качества медицинской помощи являются:

— количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя, число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь;

— доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 минут после вызова, в общем числе лиц, которым оказана скорая медицинская помощь.

Не секрет, что во многих субъектах Российской Федерации количество вызовов на 1 жителя превышает нормативное значение 0,318, и они вынуждены проводить работу по уменьшению значения этого показателя. Но одновременно это может привести к сокращению доступности скорой медицинской

помощи. Ситуация, действительно, не однозначная. Необходимо еще раз взвесить, насколько приемлемым является показатель «количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя, число лиц, которым оказана скорая медицинская помощь», который при попытке таких регионов приблизиться к нормативным значениям, действительно, ухудшается. Подобные регионы всегда будут «на плохом счету»: при сохранении высокого уровня вызовов скорой помощи — из-за превышения норматива (так называемые неэффективные расходы в сфере здравоохранения); при уменьшении количества вызовов — из-за снижения доступности медицинской помощи.

Что касается второго критерия доступности: «доля лиц, которым скорая медицинская помощь оказана в течение 20 минут после вызова, в общем числе лиц, которым оказана скорая медицинская помощь», то он вполне оправдан и может иметь хорошие значения даже при снижении общего числа вызовов. Как известно, число вызовов скорой помощи может быть уменьшено за счет увеличения объемов неотложной помощи, за счет улучшения работы первичного звена и т.д.

Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год составляют на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования — 1435,6 рубля.

Часто задаются вопросы о том, почему скорую помощь переводят в систему ОМС (насколько она вообще вписывается в страховые принципы?), и как будут финансироваться учреждения, оказывающие скорую медицинскую помощь, справедливо указывая, что далеко не во всех случаях при оказании скорой медицинской помощи будет предъявлен полис ОМС.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к новациям финансирования системы ОМС, связанным с увеличением

енеджер №13

здравоохранения 3012

страховых взносов на страхование работающего населения на 2% от фонда оплаты труда. С 2013 года, после окончания программ модернизации, эти 2% вливаются в систему ОМС и будут направляться на оплату оказанной медицинской помощи. Но в рамках проводимой реформы финансирование целого ряда направлений приоритетного национального проекта «Здоровье» планируется осуществлять не за счет средств федерального бюджета, как прежде, а за счет средств обязательного медицинского страхования. Это касается денежных выплат участковым врачам-терапевтам, участковым врачам-педиатрам, врачам общей (семейной) практики, медицинским сестрам, работающим с названными врачами, медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, а также врачам, фельдшерам и медсестрам, по проведению мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан и т.д.

Проще говоря, эти расходы перекладываются с федерального бюджета на систему ОМС. Как видим, в системе ОМС и средств становится больше, и расходных обязательств тоже больше. Поэтому реальный финансовый выигрыш от дополнительных 2% оказывается не таким уж большим, как многие ожидали.

Закономерно возникло стремление передать в систему ОМС и выплаты работникам скорой медицинской помощи. Но в рамках существующего законодательства недопустимо использовать средства ОМС на выплаты работникам организаций, финансируемых исключительно из бюджета. Логичный путь решения этой проблемы — перевод самой скорой помощи в систему ОМС, что и было сделано. Теперь и дополнительные выплаты работникам скорой медицинской помощи можно осуществлять за счет средств ОМС.

При этом вовсе не обязательно, чтобы медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь, финансировались в системе обязательного медицинского страхования исключительно за количество

вызовов. В соответствии с Программой при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):

— по подушевому нормативу финансирования;

— за вызов скорой медицинской помощи;

— по подушевому нормативу финансирования в сочетании с оплатой за вызов скорой медицинской помощи.

То есть, вполне возможным является вариант финансового обеспечения скорой медицинской помощи по подушевым нормативам.

Тем не менее, необходимо учитывать сложившиеся различия в объемах скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя, оказываемой учреждениями в рамках одного субъекта и даже муниципального образования. Общеизвестно, что количество вызовов на одного жителя в областном и районных центрах всегда выше, чем в удаленных населенных пунктах. Поэтому на территории субъекта Российской Федерации не могут использоваться одни и те же подушевые нормативы для различных учреждений скорой медицинской помощи.

Сочетание подушевого норматива финансирования с оплатой за вызов скорой медицинской помощи целесообразно осуществлять тогда, когда появится достаточно точная картина того, каков удельный вес вызовов, подтвержденный полисами ОМС. К примеру, если этот удельный вес составит 50%, то по тарифам за вызов можно оплачивать те случаи, когда полис предъявлен, а затраты по оказанию скорой медицинской помощи в случаях, когда полис отсутствует, покрывать за счет подушевого норматива (который, естественно, в этом случае, будет

вдвое ниже, чем если бы не было оплаты по тарифам за вызов).

Если оплата услуг скорой медицинской помощи оказывается только по тарифам за вызов, должен учитываться удельный вес вызовов, не подкрепленных наличием полиса ОМС. Если, как было указано в вышеприведенном примере, полиса предъявляются только в 50% случаев, тариф должен быть увеличен вдвое относительно рассчитанного на общее количество вызовов. Кроме того, требуется дифференциация тарифов на вызов в зависимости от того, фельдшерская это бригада или врачебная, результативный или безрезультативный (ложный) вызов и т.д.

Следует отметить еще одну проблему, связанную с переводом скорой медицинской помощи в систему ОМС. Она касается транспортного обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь. Рассмотрим эту проблему на примере г. Красноярска.

Скорую медицинскую помощь в г. Красноярске оказывает муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская станция скорой медицинской помощи» (далее — ГССМП). Транспортное обслуживание осуществляет Муниципальное бюджетное учреждение санитарного автотранспорта (далее — МБУСАТ). Финансирование обоих учреждений осуществляется за счет средств субвенции краевого бюджета.

МБУСАТ создано с целью обеспечения специализированным и санитарным автотранспортом муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения для оказания медицинской помощи на дому и обеспечения жизнедеятельности муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения города Красноярска. В состав учреждения входят ремонтные мастерские, заправочная станция, пункт технического осмотра автотранспортных средств. Централизация автотранспорта в одном учреждении позволила оптимизировать затраты учреждений на обслуживание автотранспорта и обеспечить

бесперебойный выход в учреждения здравоохранения санитарного автотранспорта.

При переводе финансирования услуг скорой медицинской помощи через систему ОМС закономерно возникает вопрос об источнике и способе финансирования учреждения, обеспечивающего транспортное обслуживание — МБУСАТ.

В состав услуги ГССМП до 2013 года входили такие затраты, как заработная плата врачей и фельдшеров, медикаменты, медицинское оборудование и т.п. В стоимость услуги МБУСАТ по обеспечению автомобилями скорой помощи входили такие затраты, как заработная плата водителей, бензин, запчасти для автомобилей, страхование автомобилей, автошины и т.п. С 2013 года предлагается все данные затраты финансировать за счет средств ОМС.

МБУСАТ не может получать напрямую деньги ОМС, так как получателями средств ОМС могут быть только медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь на основании договоров со страховыми медицинскими организациями и имеющие лицензию на право осуществления медицинской деятельности.

Предлагается средства ОМС на полную услугу скорой медицинской помощи (медицинская помощь и автотранспорт) предусмотреть для ГССМП, которая, в свою очередь, по гражданско-правовому договору приобретает услугу обеспечения специализированным автотранспортом, как внешнюю услугу.

Для этого ГССМП необходимо размещение заказа на получение внешних услуг в соответствии с федеральным законом № 94-ФЗ. Для участия в аукционе МБУСАТ необходимо оформить услугу предоставления специализированного автотранспорта, как платную услугу. Кроме того, МБУСАТ не будет являться единственным поставщиком, что создает угрозу для стабильной деятельности и финансирования учреждения.

МБУСАТ оказывает транспортные услуги, которые согласно Постановлению Госком-

1енеджер №13

здравоохранения 3013

стата РФ от 24.01.03 № 30 «Об утверждении инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения № П-1 (ОКВЭД) «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг по видам экономической деятельности» отнесены к разделу 85 «3дравоохранение и предоставление социальных услуг», а именно: код по ОКВЭД — 85.14.4 деятельность учреждений скорой медицинской помощи, которая включает следующие виды экономической деятельности: деятельность скорой медицинской помощи и перевозку больных санитар-но-транспортными средствами. Также согласно указанному Постановлению деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта (код ОКВЭД 60.23) не включает в себя перевозку машинами скорой помощи.

При этом неоднозначным является вопрос — относится ли услуга МБУСАТ по обеспечению специализированным автотранспортом ГССМП к медицинским услугам или нет, и подлежит ли налогообложению по налогу на добавленную стоимость? Общая стоимость затрат МБУСАТ в год на данную услугу составляет порядка 252,1 млн. руб. Если НДС предполагается, то для приобретения данной услуги ГССМП необходимо изыскать дополнительные средства на уплату НДС порядка 45 млн. руб.

Остается неясным также вопрос по транспортному налогу. В соответствии с 3аконом Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5149 «О транспортном налоге» статья 4 пункт 6 учреждения здравоохранения полностью или частично (не менее 70%) финансируемые из краевого или местных бюджетов освобождаются от транспортного налога. Когда услуга МБУСАТ по обеспечению специализированным автотранспортом станет платной, льгота не будет предоставляться. В связи с этим, возникает и вопрос о ставке транспортного налога.

Другой вариант предполагает передачу автомобилей скорой помощи из МБУСАТ в ГССМП с содержанием и заработной платой

водителей. Достоинства этого варианта в следующем:

• Появится один ответственный за выезд бригады (медицинский персонал и водители) — руководитель ГССМП. В настоящее время при неоказании или некачественном оказании медицинской помощи необходимо будет определить ответственного — по чьей вине произошло нарушение — водителя или медицинского персонала.

• Один собственник у автомобиля и у медицинского оборудования, установленного или находящегося в автомобиле. В настоящее время автомобили принадлежат МБУСАТ, оборудование — МБУЗ ГССМП. Водитель не несет ответственность за оборудование, находящееся в автомобиле, что может привести к хищению или поломке оборудования.

• Как работники одного учреждения, отвечающего за конечный результат — оказание медицинской помощи — водители станут помощниками для врача, работая по командному принципу.

• Единый фонд оплаты труда позволит эффективно перераспределять средства и поощрять или стимулировать те бригады (водитель и медицинский персонал), которые проявили себя при оказании медицинской помощи, а также дестимулировать при нарушениях или некачественно выполненном задании. В настоящее время руководитель может повлиять только на медицинский персонал, не имея возможности стимулировать или наказывать водителя.

• Возможность ввести дополнительные стимулирующие выплаты за достижение определенных результатов работы.

• Стоимость тарифа на оказание услуги скорой медицинской помощи будет максимально приближена к действительности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правда, при этом имеются и серьезные риски:

• «Экономику» МБУСАТ очень сложно разделить, и выделить автомобили, обслуживающие только скорой медицинской помощи (имеются еще санитарный автотранспорт, спецтехника).

• ГССМП необходимо будет получить лицензии на предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Под угрозой выезд на линию автомобилей в период оформления лицензий.

• Если автомобили скорой помощи передаются в ГССМП, то как будет осуществляться их ремонт в МБУСАТ? На какой базе (если из МБУСАТ выделяется только транспорт скорой медицинской помощи, а ремонтная база остается в МБУСАТ)? Какова будет система взаимоотношений и т.д.?

С аналогичными проблемами сталкиваются и другие регионы.

Как видим, перевод скорой помощи в систему ОМС сопряжен с целым рядом проблем, часть из которых обнаружится лишь позже. Но и сейчас очевидно, что большинство из них субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и конкретным учреждениям придется решать самим. И в силу распределения полномочий, и поскольку не существует однозначных решений для всех вопросов на федеральном уровне.

UDC 614.2

Yurikova I.G., Kadirov F.N. Regarding specific problems of transferring emergency medical care into the system of mandatory medical insurance (Health care Management Administration, Krasnoyarsk, Russia) Abstract: In the article there are discussed questions of transferring financial provision of emergency medical care in the system of mandatory medical insurance starting from 2003 year, related to this problems concerning payment methods for services of emergency medical care, relationship between organizations, providing emergency medical care and transport organizations and etc.

Keywords: System of mandatory medical insurance; emergency medical care; financial provision; payment methods for services; financial normatives per capita.

Номинации

УЧРЕЖДЕНЫ ТРАДИЦИОННЫЕ НОМИНАЦИИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА МЕНЕДЖЕР ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

ЗА ЛУЧШИЕ ПУБЛИКАЦИИ 2012 ГОДА

Номинации учреждены в целях повышения эффективности управленческих решений в здравоохранении и стимулирования заинтересованности организаторов-практиков здравоохранения в свободном распространении информации об организационных инновациях:

• Автор наиболее оригинальной публикации или цикла публикаций за год (с 1 января по 31 декабря).

• Автор наиболее оригинального менеджерского решения в области управления региональным здравоохранением (рубрики «Региональный опыт» и «Интересный документ»).

После подведения творческих итогов уходящего журнального года мы опубликуем решение редакции и общественного голосования читательской аудитории. Победителям номинаций будут направлены дипломы, подписанные главным редактором журнала, академиком В.И. Стародубовым, а также годовые подписки на журнал «Менеджер здравоохранения» на 2013 год и новые книги серии «Менеджмент в здравоохранении» Издательского дома «МЗ». Просим читателей журнала направлять свои мнения по адресу: [email protected]

1енеджер №13

здравоохранения SOIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.