Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданское общество / общественный контроль / цель общественного контроля / реализация прав и свобод человека и гражданина.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — И.А. Игумнова

Общественный контроль является важнейшим атрибутом любого демократического общества. В данной статье рассматривается определение его целей в том виде, в котором они представлены в Федеральном законе об общественном контроле, выявляются проблемы в их формулировании законодателем. Предлагаются направления совершенствования законодательства в этой части, в том числе выделяется главная цель общественного контроля – обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ»

И.А. Игумнова

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

Общественный контроль является важнейшим атрибутом любого демократического общества. В данной статье рассматривается определение его целей в том виде, в котором они представлены в Федеральном законе об общественном контроле, выявляются проблемы в их формулировании законодателем. Предлагаются направления совершенствования законодательства в этой части, в том числе выделяется главная цель общественного контроля - обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Ключевые слова: гражданское общество, общественный контроль, цель общественного контроля, реализация прав и свобод человека и гражданина.

Российская Федерация предпринимает в последнее время ряд правовых и организационных мер в части расширения гражданской активности [4, с. 95]. Одним из новых инструментов, позволяющих реализовать гражданское участие в процессах управления, стал общественный контроль [5, с. 177].

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ, Закон об общественном контроле) целями общественного контроля являются:

1) обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

2) обеспечение учета общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

3) общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО) является одним из самых главных аспектов общественного контроля. Однако формулировка данной цели в законодательстве вызывает некоторые вопросы, так как фраза «интерес общественных объединений и иных НКО» серьезно ограничивает круг носителей данного интереса, в связи с тем, что она является более узкой, чем понятие «общественный интерес».

Представляется, что носителями общественных интересов могут быть не только НКО, но и иные объединения граждан, а также коммерческие организации, в деятельности которых реализуются права и свободы человека и гражданина, защита которых требуется ничуть не меньше.

Таким образом, можно заметить, что первая цель общественного контроля в той формулировке, которая представлена в законе, не носит универсального характера. Представляется, что данную цель необходимо определить как обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, не выделяя при этом защиту интересов общественных объединений и НКО.

Обращает на себя внимание тот факт, что в ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ цель общественного контроля заключается именно в обеспечении реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. На наш взгляд, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина - это прямая

© И.А. Игумнова, 2022.

Научный руководитель: Михеева Татьяна Николаевна - доктор юридических наук, профессор Марийский государственный университет», г. Йошкар-Ола.

функция государства. В то же время наука конституционного права говорит о том, что данная функция в равной степени принадлежит государству и обществу. В частности, государство регулирует поведение человека только в определенной мере, так, чтобы не затронуть его свободу и обеспечить общественные интересы [1, с. 101]. Т.Н. Михеева подчеркивает, что деятельность, являющаяся объектом общественного контроля, признается соответствующей общественным интересам, если она реально нацелена на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией РФ благ и ценностей [3, с. 35]

Ст. 18 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ) провозгласила права и свободы человека и гражданина непосредственно действующими, а ст. 2 признала человека, его права и свободы высшей ценностью, возложив на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Следовательно, человек, его права и свободы являются главным ценностным ориентиром, целью, к которой стремится не только государство, но и общество в целом. Исходя из этого, первая цель общественного контроля реализует приоритет человека перед государством, а также позволяет осознать место человека в гражданском обществе, место, которое неотъемлемо принадлежит человеку и реализуется в меру его способностей и инициативы [1, с. 102].

Таким образом, приходим к выводу о том, что обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина - это именно та цель, которая включает в себя все остальные цели и реализуется через задачи общественного контроля. Она, на наш взгляд, является системообразующей целью общественного контроля и обладает конституционно-правовой природой.

В качестве еще одной цели общественного контроля законодатель выделил «общественную оценку деятельности органов государственной власти... и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций».

Исходя из законодательной формулировки данная цель выступает только лишь одной из форм реализации основной цели общественного контроля - обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что правовая конструкция «целью является деятельность в целях» является логически некорректной. С другой же стороны, общественная оценка по своей природе является не чем иным, как формой выражения общественного мнения.

Согласимся с мнением В.В. Гриба о том, что приведенные в ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ цели общественного контроля скорее являются формами осуществления общественного контроля или промежуточными целями [2, с. 47]. Логичным было бы перенесение целей общественного контроля, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона об общественном контроле, в ч. 2 этой же статьи в качестве задач общественного контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что основными целями общественного контроля являются обеспечение реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также защита общественных интересов. Ч. 1 ст. 5 Закона об общественном контроле нуждается в законодательных изменениях, где, во-первых, необходимо исключить фразу «интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», а, во-вторых, цель «общественная оценка деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» перенести в ч. 2 этой же статьи в качестве задачи общественного контроля.

Полагаем, что совершенствование закона будет способствовать дальнейшему внедрению института общественного контроля как одной из дополнительных форм взаимодействия общества и власти [6, с. 21].

Библиографический список

1.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 3-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2001. 784 с.

2.Гриб В.В. Постатейный научно-практический комментарий Федерального закона от 12 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». М.: Юрист, 2014. 208 с.

3.Михеева Т.Н. И снова об общественном контроле: грядущие новации законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 5. С. 34-37.

4.Михеева Т.Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 8. С. 93-96.

5.Михеева Т.Н. Общественный контроль с позиций конституционного права граждан на участие в управлении делами государства // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 10 (95). С. 177-183.

б.Михеева Т.Н., Маслов Е.В. О роли общественных советов муниципальных образований в осуществлении общественного контроля // Марийский юридический вестник. 2016. № 2 (17). С. 18-21.

ИГУМНОВА ИРИНА АНДРЕЕВНА - магистрант юридического факультета, Марийский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.