О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
В КЫРГЫЗСТАНЕ
А.А. Шаршебаев, канд. экон. наук, доцент
Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова Кыргызский горно-металлургический институт им. академика У. Асаналиева (Кыргызстан, г. Бишкек)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-5-2-216-222
Аннотация. В статье представлен анализ НПА, текущей ситуации и некоторых проблем горнодобывающей отрасли в КР, который позволит перевести геологическую и горнодобывающую отрасль на качественно новый инновационный уровень. Такая постановка вопроса позволяет актуализировать перспективы геологической изученности, воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечение рационального недропользования и снижение ущербов от негативных процессов по охране окружающей среды. Для достижения поставленной цели и задач в исследовании необходимо учитывать, как макроэкономические, так и научно-технологические, социальные и экологические риски. Представлены данные статистики, указывающие на динамику роста в данной отрасли. По итогам анализа представлены выводы, имеющие значение для госуправления в КР.
Ключевые слова: горнодобывающая отрасль экономики, перспективы развития, инновации в освоении, оценка экономических показателей, приоритетные направления, нормативно-правовое обеспечение, природно-ресурсный потенциал, государственное управление.
Развитие горнодобывающей отрасли для КР является ведущим направлением социально-экономического развития. Без должного изучения и анализа в указанной сфере сложно представить перспективы развития инновационного стратегического освоения ПРП страны. Так, в целом комплексе НПА, в том числе, в Национальной стратегии развития КР на 2018-2040 гг., утвержденную Указом Президента КР от 31 окт. 2018 г. [1], Концепции региональной политики КР на период 2018-2022 гг., утвержденную постановлением Правительства КР от 31 марта 2017 г. [2], а также Стратегию устойчивого развития промышленности КР на 2019-2023 гг., утвержденную постановлением Правительства КР от 27 сент. 2019 г. [3].
В важнейшем стратегическом документе, а именно в Национальной стратегией развития КР на 2018-2040 гг. [1] было определено, что разработка полезных ископаемых обеспечивает формирование финансовых ресурсов нашего государства. Так, к примеру, доходы от недр должны быть направлены, прежде всего, на решение текущих проблем, мероприятия по
охране ОС, а также и на стратегические цели.
В указанной корреляционной связи обнаруживается постановка и решение следующих задач:
- достижение роста эффективности горной добычи;
- внедрение современных горнодобывающих технологий с минимальным воздействием на ОС;
- привлечение инвестиций в отрасль.
Для достижения поставленных целей в
Концепции горнодобывающей отрасли на 2020-2030 гг. (далее - Концепция) [4] актуализируется долгосрочная перспектива -обеспечение стабильного развития и формирование оптимального, непротиворечивого инвестиционного климата. Одним из важнейших аспектов в реализации любой программы, концепции является достижение результата, а стабильность работы не только ПИИ, но и отечественных инвестиций в отрасль позволит стимулировать экономический рост КР.
Необходимо отметить, что только за 2019 г. горнодобывающая отрасль КР обеспечила - 12 млрд. сомов поступлений
в республиканский и местный бюджеты, что составляет 8% доходов в структуре ВВП и 44% объема промышленной продукции. Соответственно, в сферу производственной деятельности привлечено -18 тыс. населения, что говорит о высоком уровне занятости населения.
Так, по данным ГНС КР об исполнении госбюджета по доходам налоговые и неналоговые поступления от деятельности гор-
Кроме того, важно отметить, что за период с 2015-2019 гг. было проведено 4 конкурса на объекты недр общегосудар-
Таблица 2.
Также отметим, что за период с 20132019 гг. проведено 71 аукционов на участки недр на сумму 11607,5 тыс. долл. США, при стартовой цене 1496,6 тыс. долл. США [6].
Отметим, что в КР поиски и оценка месторождений осуществляются за счет госбюджета в рамках госзаказа и за счет средств недропользователей на основе лицензий. Геологические организации функционируют в форме государственных предприятий и АО с минимальным участием уполномоченного госоргана. Стоит признать ряд сложностей, сложившихся в отрасли. Так, имеющиеся техсредства из-
нодобывающих предприятий составили -12 млрд. 999 млн. сом, из них поступления ЗАО «Кумтор Голд Компани» составили -7,5 млрд сом [5].
Кроме того, определенный интерес представляет объем промышленной продукции (товаров, услуг) по видам экономической деятельности за 2019 г., который приведен в таблице 1.
ственного значения на сумму 121 482 000 долл. США, которые приведены в таблице 2.
ношены и морально устарели. В свою очередь, выявление новых источников мин-сырья становится более дорогостоящим из-за усложнения условий геологоразведки.
В указанной связи, стоящие перед отраслью проблемы актуализируют необходимость разработки новых подходов, теорий, методов и технологий поисков и разведки.
В процессе анализа данного НПА также необходимо особо обратить внимание, что на госбалансе ПРП числится 200 месторождений с разведанными или находящимися в геологоразведке запасы минсырья.
Таблица 1.
Фактически произведено в ценах, тыс. сомов Индекс физич. объема, %
за период с начала года отчетный период к соответствующему периоду прошлого года
2019 2018
Кыргызская Республика 278 565 008.0 253 053 909.8 106.9
Добыча ископаемых, всего 19 872 107.7 15 657 653.2 118.4
- добыча каменного угля и бурого угля (лигнита) 3 275 084.9 3 089 005.6 106.9
- добыча сырой нефти и прир. газа 4 937 996.9 4 097 082.2 117.0
- добыча метал. руд 10 643 879.4 7 583 775.7 128.5
- добыча прочих ископаемых 1 015 146.5 887 789.7 108.9
№ Название объекта Вид полезного ископаемого Дата проведения Стоимость объекта долларов США
1 Месторождения Джеруй Золото 2015 100 000 000
2 Месторождение Бел-Алма Уголь 2015 1 070 000
3 Месторождение «Тереккан, Перевальное и золото-сурьмяного месторождения Терек» (за исключением блока 17) золото, сурьма 2015 20 000 000
4 Месторождение «Акарт» белый мрамор 2017 412 000
Целесообразно признать, что КР располагает весомой минерально-сырьевой базой по многим видам ископаемых, но особое значение придается запасам золота, редких и редкоземельных металлов, а также нерудному сырью, освоение которых может увеличить ВВП и налоговые поступления в госбюджет КР.
В итоге роста мировых цен наиболее важное экономическое значение приобретают месторождения золота, составляющие материальную основу суверенитета КР. Государственным балансом отмечается, что в КР имеется значительное количество предварительно оцененных месторождений, как потенциальный резерв для прироста запасов практически по всем видам минсырья. По объему запасов и прогнозных данных они не отвечают требованиям рынка, но в связи общим истощением запасов в мире они будут востребованы в будущем. Для их оценки, бесспорно, необходимы крупные инвестиции.
Детализируем некоторые аспекты в сфере правового регулирования в данной отрасли. Так, в июне 2012 г. Был принят Закон КР «О недрах» [7], в котором закреплены нормы:
- о введении прогрессирующих платежей за удержание лицензий;
- уточнение оснований приостановления и аннулирования лицензий;
- порядок предоставления земельных прав;
- определение механизмов учета интересов местных сообществ.
В целях реализации норм Закона КР «О недрах» (2012) Правительством КР был принят ряд подзаконных актов.
Так, отмечается, что с принятием Закона КР «О недрах» (2012 г.) [7] лицензии выдаются на основании конкурсов, аукционов и путем проведения прямых переговоров, которое оправдано из-за наличия в КР месторождений с подтвержденными запасами, представляющими источник потенциального дохода для государства. Также в целях транспарентности проведения конкурсов были внесены нормы об обязательности участия МГА и МСУ в работе конкурсных комиссий.
В ходе анализа предоставления з/у под недропользование, в 2017 г. была отменена трансформация з/у при разработке месторождений, что снизило бюрократическую нагрузку на инвестора. В том же году Правительством КР был принят новый порядок предоставления з/у под недропользование с механизмом получения земельных прав при осуществлении деятельности.
Отметим, что в целях оптимизации законодательства в сфере недропользования, Правительством КР в 2016 г. был инициирован и направлен в ЖК КР ряд поправок в Закон КР «О недрах». Позднее, в 2018 г. был принят Закон КР «О недрах» [8] в новой редакции, в котором нашли отражение следующие аспекты:
- права пользования недрами путем прямых перерговоров заменяется порядком первой поданной заявки;
- введен термин бенефициары и обязательство по раскрытию конечных бенефициаров;
- введена эксклюзивность лицензии, путем объединения групп ископаемых (8 групп ископаемых по Закону от 2012 г. и 3 группы ископаемых по Закону от 2018 г., что исключает накладку лицензионных площадей);
- альтернативных экспертиз ТП по недропользованию независимыми экспертами;
- обязательство по публикации лицензий и условий лицензирования;
- предоставление прав пользования недрами на добычу песчано-гравийной смеси (ПГС) и суглинок переданы МГА в виде госрегистрации.
- сокращены сроки действия лицензии в целях быстрого освоения ископаемых.
- введены нормы по финансированию рекультивации по банковской гарантии;
- уточнены отдельные термины;
- пересмотрены уровни доступа к геологическим информационным ресурсам и т.д.
Таким образом, можно признать, что для реализации Закона КР «О недрах» (2018 г.) [8] Правительством КР приняты подзаконные акты, оптимизирующие деятельность указанной отрасли.
Следовательно, можно констатировать, что цель Концепции заключается в формировании инновационного изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы (МСБ), достижение устойчивых темпов роста и диверсификации горнодобывающей отрасли, с минимальным воздействием на ОС, посредством обеспечения баланса интересов между государством, бизнес-сообществом и народом.
Можно полагать, что для достижения цели необходимо решение вопросов по:
- оптимизации системы госуправления геологическим изучением недр и воспроизводством МСБ;
- улучшению инвестиционного климата в сфере недропользования;
- транспарентности горнодобывающей отрасли;
- оптимизации переподготовки специалистов в указанной отрасли.
Можно констатировать, что развитие горнодобывающей отрасли, а также зависящих от них производств, позволяет решать проблемы социально-экономического и рекреационного характера. Следовательно, в долгосрочной перспективе устойчивая работа добывающих отраслей возможна в контексте развития МСБ через выявление запасов при добыче. В указанной связи эффективное производство геологических исследований, как и восполнение минерально-сырьевой целесообразно расценивать как принципиально важное направление государственной политики недропользования КР.
Стоит признать, что отсутствует дифференциация по мерам ответственности в сфере воспроизводства МСБ. Так, дефицит средств госбюджета, при регулярном росте цен на материалы, оборудование и услуги, используемые в процессе геологоразведки, вызвал необходимость сокращения объемов дорогостоящих видов работ, и акцентом на поисково-оценочных стадиях.
Так, проходка подземных горных выработок, массовое бурение разведочных скважин и др., зависит от достаточного финансирования, что актуализирует увеличение финансирования геологоразведки из госбюджета по госзаказу с учетом текущих процессов инфляции.
Отечественными экспертами также признается, что проведение изучения недр за счет ПИИ не позволяет на должном уровне осуществлять контроль за соблюдением требований о достоверности запасов разведанных площадей на Государственный баланс запасов ископаемых. Отчет составляется с учетом личных выгод инвестора, где в последующем государство, возможно, недополучает выгоды, как в экономическом плане, так и в социальном.
Целесообразно также признать, что госуправление в сфере геологического изучения недр, воспроизводства МСБ должно быть основано на оптимизации организационной структуры отрасли на принципах программно-целевого планирования геологоразведочных работ.
В указанной связи, необходимо консолидировать специализированные по видам геологоразведки геологические организации в форме АО, в уставный капитал которого должны быть переданы акции ОАО и акции преобразованных в ОАО госпредприятий. Предполагается, что в отношении этого АО позиции акционера - КР будут определяться Кабмином КР. Участие в управлении этим АО предполагается возложить на уполномоченный госорган по недропользованию. Следовательно, как представляется отечественному законодателю, финансирование геологоразведочного производства необходимо предусмотреть за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Следует отметить, что на текущий момент имеются свободные перспективные площади, относящиеся и к конкурсным участкам, и к аукционным. По имеющимся данным по многим участкам недр, имеются свободные площади для геологоразведки.
Так, их детальное изучение и постановка на баланс запасов позволит увеличить их экономическую оценку и в случае постановки их на конкурс или аукцион, это позволит максимизировать поступления средств в госбюджет от недропользования.
Такой подход позволит:
- оптимизировать и модернизировать систему госуправления недропользованием;
- повысит эффективность исполнения госзаказа в сфере геологического изучения и воспроизводства МСБ;
- увеличат сферу госфинансирования работ, направленных на увеличение минерально-сырьевой базы;
- будут способствовать техническому перевооружению геологоразведочных организаций;
- будут способствовать преобразованию госпредприятий, находящихся в ведении уполномоченного госоргана и консолидации специализированных по видам геологоразведки геологических организаций;
- упрощению получения лицензии на разработки недр для предприятий со 100% долей КР на конкурсных и аукционных участках;
- привлечения капитала (бирж, финансовых институтов) для финансирования изучения и разработки недр.
В процессе анализа признается, что инвестирование недропользования способствуют созданию прямых и косвенных рабочих мест, а также положительных эффектов в ряде секторов отечественной экономики.
Так, по данным НСК КР, приток ПИИ в 2019 г. в сравнении с 2018 г. увеличился на 59,4% и составил 393,7 млн. долл. США. При этом, приток ПИИ превысил уровень оттока на 120,7 млн. долл. Основной объем в 98 % направлен в геологоразведку, предприятия по обработке и добыче ископаемых, информации, торговли, а также сферу финстрахования. При этом, объем ПИИ, направленных в геологоразведку, увеличился в 3,6 раза, в обрабатывающие предприятия - в 2,7 раза, торговли - на 26,9%, информации и связи - на 0,5%, в то время как инвестиции по добыче снизились в 1,8 раза, сферу финстрахования - в 1,4 раза [6].
Обратим внимание еще на один аспект, затрагивающий сферу прав временного пользования на з/у под недропользование. В частности, это предоставление пастбищных земель.
Кроме того, на инвестиционный климат в отрасли значительное влияние оказывает уровень конфликтности между инвесторами и местным населением. Протестное отношение местных сообществ препятствует развитию отрасли и как следствие, экономики КР.
Повышение инвестиционной привлекательности изучения и разработки недр, воспроизводства МСБ коррелирует с оптимизацией НПА для снятия административных барьеров при регулировании указанных вопросов.
Таким подходом обеспечиваются сопутствующие аспекты, как:
- оптимизация НПА для выявления коллизий, коррупционных рисков и гармонизации интересов государства, бизнеса и социума, ориентированных на социальную ответственность бизнеса;
- налогового режима на основе баланса интересов государства, бизнес-сообщества и населения, с учетом налогового администрирования и ПИИ;
- транспарентности механизма предоставления з/у под недропользование;
- утверждение требований к содержанию ТП;
- рекультивации земель, нарушенных в процессе пользования недрами;
- снижение конфликтного потенциала посредством открытой информации о горнорудном проекте и оценке его воздействия на ОС.
- внедрению международных стандартов отчетности по подсчету запасов ПРП.
В результате принятых мер предполагается оптимизация государственного регулирования в сфере недропользования, исключаются коррупционные риски.
В контексте анализа также особого внимания заслуживает полемика вокруг обеспечения выгод не только для сообществ вблизи объектов недропользования, но и для всех граждан КР, поскольку является ключевым, наряду с минимизацией экологических и социальных рисков.
В указанной связи, следует решить вопросы по введению в эксплуатацию месторождений, что обеспечит создание
условий для устойчивого развития и формированию эффективной экономики.
На фоне активизации процессов гласности, в отрасли также актуализируются вопросы контроля общественности, что является
сдерживающим фактором коррупции, стимулирует ответственное поведение сотрудников госорганов. Следовательно, для достижения данного приоритета следует:
- соблюдать международные стандарты отчетности;
- обеспечить доступ к данным в рамках межведомственного взаимодействия «Тундук».
Можно полагать, что комплекс мер позволит повысить уровень инвестиционной привлекательности КР, диверсифицировать развитие отрасли, который корреспондирует реализации:
- учета прав и интересов социума при использовании недр;
- гармонизации законодательства;
- инвестиционной привлекательности отрасли;
- обеспечения воспроизводства минсы-рья;
- увеличения геологоразведки за счет госпредприятий;
- роста объемов финансирования из внебюджетных источников;
- создания дополнительных рабочих мест;
- запуска перспективных месторождений.
Таким образом, обобщив итоги проведенного анализа, можно вывести несколько резюмирующих выводов, а именно:
1. Крайне важно отметить макроэкономические риски, коррелирующие с ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста экономики
и инвестиционной активности, с высокой инфляцией, кризисом банковской системы и возникновением бюджетного дефицита.
2. Как отмечают эксперты в указанной отрасли, источниками возникновения таких рисков являются:
- снижение объемов продукции ресурсоемких отраслей экономики;
- неблагоприятное изменение конъюнктуры в смежных отраслях;
- несоответствие объема выделяемых ГИ на геоизучение недр и воспроизводство МСБ.
3. В ряду сложных аспектов также можно признать нестабильность международной обстановки, оказывающей отрицательное воздействие на реализацию проектов с участием иностранных инвесторов, объемы международного сотрудничества, а также на снижение рейтинга кредитного доверия к геологической отрасли со стороны международных институтов.
4. Помимо отмеченного, операционные риски увязывают с недостатками в управлении, в том числе с коллизиями в НПА. Следовательно, эффективное развитие геологической отрасли корреспондирует созданию благоприятного правового климата для инноваций в отрасли. Конечно, не последнее место в этом ряду можно отнести и научно-технологическим рискам, возникающим при недостаточном финансировании геологической отрасли.
5. В свою очередь, экологические риски для развития добывающей отрасли обусловлены также высокой степенью воздействия на ОС.
6. Немаловажное значение в указанных процессах отведено финансированию мер из госбюджета, а также за счет привлечения средств доноров и инвесторов на реализацию приоритетных направлений горнодобывающей отрасли КР.
Библиографический список
1. Национальная стратегия развития КР на 2018-2040 гг., утв. Указом Президента КР от 31 окт. 2018 г. № 221. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www .§оу.к§/гц/рго§гаш8/8.
2. Концепция региональной политики КР на период 2018-2022 гг., утв. постановлением Правительства КР от 31 марта 2017 г. № 194. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/99907/edition/851210/ru.
3. Стратегия устойчивого развития промышленности КР на 2019-2023 гг., утв. постановлением Правительства КР от 27 сент. 2019 г. № 502. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/157190/edition/978065/ru.
4. Концепция развития горнодобывающей отрасли КР на 2020-2030 гг. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.kg/ru/npa/s/4298.
5. Данные ГНС КР об исполнении госбюджета по доходам. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.tazabek.kg/news:2094533.
6. Данные НСК КР. О поступлении ПИИ в 2019 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http s://www.stat.kg/ru/opendata/category/105/.
7. Закон КР «О недрах» (2012 г.) (Утратил силу). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.google.com/search?q=1.+%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%D0
%9A%D0%A0+%.
8. Закон КР «О недрах» (2018 г.). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbd.minjust.gov.kg/111782/edition/1198304/ru.
ABOUT SOME PROBLEMS OF THE MINING INDUSTRY IN KYRGYZSTAN
A.A. Sharshebaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov
Kyrgyz Mining and Metallurgical Institute named after Academician U. Asanalieva (Kyrgyzstan, Bishkek)
Abstract. The article presents an analysis of the NPA, the current situation and some problems of the mining industry in the Kyrgyz Republic, which will make it possible to transfer the geological and mining industry to a qualitatively new innovative level. This formulation of the issue makes it possible to update the prospects of geological exploration, reproduction of the mineral resource base, ensuring rational subsoil use and reducing damage from negative environmental processes. To achieve this goal and objectives, the study must take into account both macroeconomic and scientific and technological, social and environmental risks. Statistical data indicating the dynamics of growth in this industry are presented. Based on the results of the analysis, conclusions are presented that are important for public administration in the Kyrgyz Republic.
Keywords: mining sector of the economy, development prospects, innovations in development, assessment of economic indicators, priority areas, regulatory support, natural resource potential, public administration.