Научная статья на тему 'О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ'

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИО-ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ»

Н. Л. Курепина

(д-р экон. наук, профессор, директор Калмыцкого филиала НОУ ВО «Московская академия экономики и права») 001 10.22162/2587-6503-2017-2-2-136-141

О некоторых проблемах формирования устойчивого развития региональных социо-эколого-экономических систем

Осуществление устойчивого развития страны, сохранение территориальной целостности и суверенитета государства, создание механизмов сокращения уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации путем сбалансированного территориального развития является одним из направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определенной Стратегией национальной безопасности [Указ Президента... 2009].

Впервые термин «устойчивое развитие» был использован в докладе «Наше будущее» Всемирной комиссии по охране и развитию окружающей среды в 1987 г. [Наше общее будущее. 1989].

Термин «сельское развитие» получил распространение сравнительно недавно, а последнее время больше трактуется как устойчивое развитие сельских территорий. Существуют различные подходы к концепции устойчивого развития сельских территорий. Можно выделить следующие: отраслевая, территориальная, перераспределительная [Мантини 2010: 16-21].

В центр отраслевой модели ставится усиление конкурентоспособности производственных структур, такая модель осуществлялась на протяжении длительного времени, сельскохозяйственные предприятия являлись селообразующими предприятиями и поддерживали социальную сферу села. Переплетение в сельском хозяйстве экономических и социально-демографических процессов, а точнее, «селообра-зующая» роль большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей способствовала тому, что они несли дополнительные издержки, непосредственно не связанные с производством сельскохозяйственной продукции. Сельские территории рассматривались как совокупность ресурсов для сельского хозяйства и как территория для развития производственных структур.

Территориальная модель рассматривает сельскую территорию во всей совокупности и не рассматривает аграрный сектор в качестве единственного и основного сектора сельского развития.

Перераспределительная модель рассматривает сельские территории по преимуществу как районы слаборазвитые в силу неблагоприятных природных и социально-экономических факторов, и поэтому эти районы требуют особого внимания со стороны государства.

С переходом к рыночным отношениям, развитием фермерства, распадом крупных сельскохозяйственных предприятий, появлением множества личных подсобных хозяйств отраслевая модель развития сельских территорий не способствует устойчивому развитию сельских территорий.

Для экологически неблагополучных субъектов таких, как Республика Калмыкия, устойчивое развитие сельских территорий это не только решение экономико-социальных проблем, но и сохранение устойчивости природных систем, способность их адаптироваться, то есть сохранение социальной стабильности. Экономический подход подразумевает оптимальное и экономное использование ресурсов.

Поэтому мы считаем, что рассмотрение сельских территорий как социо-эколого-экономических территориальных систем, способных противодействовать антропогенной перегрузке и разрушению ландшафта, наиболее применимо к таким сельским территориям, как Калмыкия [Баутин 2006: 67].

Необходимо переосмыслить отдельные понятия и термины и рассматривать сельские территории как социо-эколого-экономические системы, а организацию сельскохозяйственного производства как комплекс мероприятий по освоению территории, исходя из рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов, с учетом решения экономических, экологических и социальных задач, не превышая емкости экосистем и самовосстановительного потенциала агроэкосистем [Курепина 2009: 76].

Рассматривая сельскую территорию как социо-эколого-экономи-ческую систему, предлагаем выделить основные параметры:

- сельская территория как базис для проживания сельского населения и осуществления жизненных потребностей, посредством которых живет соответствующая человеческая общность;

- организационно-производственная структура, обеспечивающая развитие производства на данной территории и при данной совокупности населения;

- эколого-хозяйственный баланс территории, то есть устойчивое стабильное развитие сельского хозяйства с применением сохраняющих природную среду интенсивных, экологически безопасных технологий.

т о ооо

Такой подход позволит уйти от отраслевой модели и перейти к территориальной, а для экологически неблагополучных территорий — к перераспределительной.

Показательной для перераспределительной модели является роль выплат, позволяющих компенсировать воздействие неблагоприятных природных и социально-экономических факторов.

Подход к сельскому развитию как развитию наиболее отсталых регионов был рассмотрен Европейской Комиссией в программе «Будущее развитие сельского мира», где за деградацию принималась ситуация, при которой имели место низкие доходы на душу населения, уход с земли и старение населения [Мантини 2010].

Наиболее негативные последствия реформ проявились в резком спаде производства продукции, катастрофическом финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей, социальном обнищании сельского населения, демографических проблемах и др.

Анализ социально-экономического состояния сельских территорий Калмыкии позволил сделать вывод, что для сельских территорий, которые занимают более 70 % площади республики и на которых проживает более половины населения, характерны все признаки деградации. Это и низкие доходы, высокая доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, а также демографические проблемы: уменьшение численности сельского населения и его старение.

Численность сельского населения в Калмыкии за последние пятнадцать лет уменьшилась на 26,5 тыс. чел. и составила в 2015 г. 85,3 % к уровню 2000 г. (табл. 1)

Таблица 1. Демографические показатели Калмыкии [Источник: Калмыкия в цифрах... 2016]

2000 2005 2010 2015 2016 2016 в % к 2000

Население всего 308,3 293,1 289,6 280,5 278,7 90,4

в т.ч. сельское 180,5 164,1 161,9 154,0 152,7 84,6

% к общей численности 58,6 56,0 55,9 54,9 — —

Всего занято в экономике 117,4 115,5 114,0 111,3 — 94,8

В т.ч. в сельском хозяйстве 33,0 30,5 28,2 28,4 — 86,1

% к общей численности, занятых в экономике 28,1 26,4 24,7 25,4 — —

Возросла демографическая нагрузка, доля населения пенсионного возраста выросла с 17 % в 2000 г. до 23,1 % в 2015 г.

В последние годы отмечается позитивная тенденция — рост заработной платы и выравнивание его уровня со среднереспубликанским. Так, в 2000 г. среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства в сравнении со среднереспубликанским уровнем составляла 49,3 %, то в 2014 г. она незначительно выросла — до 53,0 %, однако уровень данного показателя остается низким по сравнению со среднероссийскими показателями (табл. 2).

Таблица 2. Социально-экономические показатели Республики Калмыкия [Источник: Калмыкия в цифрах 2016]

Показатели 2000 2005 2010 2015

Среднемесячная заработная плата, руб. — РФ 2 223 8 555 20 952 29 792

Среднемесячная заработная плата, руб. — РК 1 220 4 495 11 601 20 109

В т.ч. сельское хозяйство 601 2 041 6 897 10 666

В % к среднероссийскому уровню 27,0 23,9 32,9 35,8

В % к среднереспубликанскому уровню 49,3 45,4 59,5 53,0

Низкая оплата труда — главная причина бедности на селе. Уровень бедности превосходит этот показатель по городскому населению. В последние годы по мере стабилизации и роста экономики бедность в России стала отступать, но этот процесс идет медленно, особенно в сельской местности.

Ситуация, ложившаяся в республике, подводит к тому, что отмеча-

о о о и о

ется устойчивый отрицательный миграционный баланс, являющийся доминантным фактором депопуляции населения Калмыкии, тенден-

и и о о о

цией крайне неблагоприятной с этнокультурной и экономической точек зрения. За последние пятнадцать лет отмечается миграционная убыль населения, в 2010 г. — 2 203 чел., 2011 г. — 3 484 чел., 2012 г. — 3 947 чел., 2013 г. — 3 440 чел., 2014 г. — 2 639 чел., 2015 г — 2 879 чел.

В 2015 г. высокая миграционная убыль наблюдалась в районах: Сар-пинском — 230 чел., Целинном — 251 чел., Яшкульском — 227 чел. В целом по сельским территориям Калмыкии — 1 797 чел. [ Калмыкия в цифрах... 2016].

Для республики проблема снижения демографического потенциала сельских территорий грозит, прежде всего, потерей значительной доли активного трудоспособного населения, оттоком высококвалифицированных специалистов из села, снижением экономического потенциала. Для государства в целом это еще и проблема обезлюдивания сельских территорий, потеря генофонда, необходимого для воспроизводства народонаселения страны.

Сельское хозяйство во всех странах отнесено к стратегическим приоритетным отраслям экономики, и поэтому государство принимает активное участие в развитии сельских территорий.

В настоящее время в большинстве развитых стран действуют разнообразные проекты и программы для сельской местности, направленные на поддержку стабильной экономической и социальной ситуации в сельском хозяйстве, поддержание рентабельности отрасли и обеспечение продовольственной безопасности.

В рамках концепции «Устойчивое развитие сельской местности» во многих странах Западной Европы были осуществлены проекты комплексного развития сельской местности, финансируемые Европейским союзом, Всемирным Банком, региональными банками развития и др.

Вопросы развития и интеграции сельских территорий актуальны как для развитых, так и для развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

К основным направлениям структурной перестройки аграрной экономики в европейских странах относятся:

- совершенствование земельных отношений;

- диверсификация сельскохозяйственного производства;

- рыночная интеграция предприятий малого и среднего бизнеса;

- ориентирование и субсидирование сельхозпроизводителей на выпуск высококачественной и экологической продукции;

- проведение мероприятий по охране окружающей среды и ведение сельского хозяйства в соответствии с природными особенностями региона;

- стабилизация и развитие социальной сферы на селе;

- институциональные преобразования, содействующие развитию местной сельской экономической системы.

Мировой опыт свидетельствует о том, что в силу многих причин сельское хозяйство как специфическая отрасль экономики рыночного типа объективно нуждается в особой финансовой и организационной господдержке. Особенно это актуально для экологически неблагополучных территорий, истощительное аграрное природопользование, в которых может привести к социо-эколого-экономическим последствиям.

Литература

Баутин В. М. Проблемы устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2006. 310 с.

Калмыкия в цифрах: Краткий статистический сборник. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Калмыкия. Элиста: Калмыкиястат, 2016. 153 с.

Курепина Н. Л., Богзыков Ю. С. Социально-экономический кризис сельской местности // Экономист. 2009. № 6. С. 74-80.

Мантини Ф. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней : пер. с ит. / пер. И. Храмова. Рим: Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, 2010. 272 с.

Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М.: Прогресс, 1989. 372 с.

Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета, Федеральный выпуск № 4912 (88). 19 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.